МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
ПСИХОЛОГИЯ
И ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 37.03.01 Психология
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2020
Стр.1
УДК 159.922.4 (075.8)
ББК 88.542.5я73
П 863
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского госуниверситета
Р е ц е н з е н т ы
М. Н. Дарижапова
канд. психол. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии
Бурятского государственного университета имени
Доржи Банзарова
Н. Ц. Бадмаева
канд. психол. наук, доцент ГАУ ДО РБ «Бурятский республиканский
институт образовательной политики»
П 863 Психология и этнопсихология общения: учебнометодическое
пособие / сост. Т. Ц. Тудупова, А. В. Халудорова.
— Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2020. — 124 с. ISBN 978-5-9793-1515-7
В учебно-методическое пособие включены теоретические и методические
материалы по изучению основных вопросов психологии и этнопсихологии
общения, тестирующая система и рекомендуемая литература.
Для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология (уровень
бакалавриата).
УДК 159.922.4(075.8)
ББК 88.542.5я73
© Т. Ц. Тудупова, А. В. Халудорова,
сост., 2020
ISBN 978-5-9793-1515-7
© Бурятский госуниверситет, 2020
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Основной задачей данного пособия является раскрытие вопросов
общения и этнопсихологии общения. Проблема общения привлекает
внимание различных специалистов: психологов, педагогов,
социологов, лингвистов, этнологов, культурологов и др. При этом
каждая наука, изучающая те или иные аспекты общения, выделяет в
этом процессе свой предмет изучения. В психологическом словаре
под общением понимается сложный, многоплановый процесс установления
и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями
в совместной деятельности и включающий в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии взаимодействия,
восприятия и понимания другого человека. Опыт показывает, что в
системе обыденного взаимодействия общение протекает как бы само
собой. Вместе с тем, любому человеку в целях эффективного
взаимодействия необходимо знать законы общения, обладать коммуникационными
навыками и коммуникативной культурой. Общение
можно определить как процесс взаимодействия партнеров, в
ходе которого формируются и развиваются различные виды отношений
между партнерами, отношения каждого партнера к самому
себе, а также к совместной деятельности. Общение выступает как
взаимодействие субъектов, порождаемое потребностями их совместного
существования. В процессе общения происходит взаимный
обмен видами и результатами деятельности, идеями, чувствами,
установками и т. п.
Важнейшей чертой современного общества является усиливающееся
взаимодействие представителей разных этносов. В психологических,
социологических, педагогических исследованиях отмечается
возрастание роли этнического фактора в формировании личности,
подчеркивается сложность и противоречивость его влияния,
объясняющаяся характером межэтнических процессов в современном
мире. Для продвижения в указанной проблематике требуются
новые научные подходы. Современная система образования располагает
большим выбором различных способов и методов обучения
межэтническому взаимодействию. Поведение людей, принадлежащих
к другим этническим культурам, не является чем-то — непред
Стр.3
сказуемым, оно поддается изучению и прогнозированию, но для
этого требуется специальная подготовка к межэтнической коммуникации.
Психологическая подготовка к межэтническому общению,
направленная на повышение этнопсихологической компетентности
личности, позволит овладеть необходимыми навыками для позитивного
межэтнического взаимодействия с представителями различной
этнической принадлежности. Обращение к этнопсихологическим
феноменам обусловлено, прежде всего, реалиями современной
жизни, в которой этнический фактор продолжает приобретать
все большую остроту и значимость. Межэтнические отношения,
вопросы самоопределения наций, взаимодействия, а в некоторых
случаях противопоставления межэтнических интересов, культур,
традиций, обычаев нередко сопровождаются острыми конфликтами,
которые чреваты военными столкновениями, террористическими
актами. Проблема сближения наций, воспитания взаимного уважения,
этнической толерантности и взаимопомощи сегодня актуальны
как никогда прежде. В этих условиях возрастает роль формирования
у современной личности установок толерантного сознания
— терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от этнической
принадлежности, личностных убеждений, вероисповедания.
Современная практическая психология все более обогащается
всевозможными тренингами, деловыми и ролевыми играми, другими
различными видами групповой работы с клиентами. Существуют
тренинги по менеджменту, бизнес — тренинги и тренинги руководящего
персонала, тренинги личностного роста, тренинги убеждающего
воздействия и другие. Само понятие «тренинг» вошло в
научный оборот лишь в последние десятилетия и сегодня он является
наиболее универсальным методом обучения навыкам межличностного
взаимодействия, поскольку развивает умение слушать
своего собеседника, держать себя уверенно с другими людьми, публично
выступать, предотвращать и конструктивно разрешать конфликты
и т. д. Этнопсихологический тренинг общения является
универсальным методом обучения межэтнической компетенции,
поскольку способствует преодолению этноцентризма, этнической
предубежденности и негативных стереотипов. Основной целью этнопсихологического
тренинга общения является формирование этнической
толерантности в сфере межэтнического взаимодействия.
4
Стр.4
Настоящее учебное издание представляет собой учебнометодическое
пособие для дисциплин «Психология общения» и
«Этнопсихология» в рамках реализации образовательной программы
высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология
очной и заочной форм обучения и подготовлено в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования. Дисциплина «Этнопсихология»
относится к обязательной дисциплине вариативной части
в структуре образовательной программы Б1.В.О2.01. Дисциплина
«Психология общения» относится к дисциплинам по выбору вариативной
части в структуре ОП. Изучение дисциплин направлено на
формирование профессиональных компетенций: ПК-Б.1- Способен
осуществлять психологическую диагностику и проводить консультирование
субъектов образовательного процесса (индикатор достижения
ПК. Б-1.2.: проводит психологическое консультирование и
оказывает психологическую помощь в области социальной, образовательной,
юридической деятельности лицам разных возрастов) и
ПК-Б.2 — Способен осуществлять коррекционно-развивающую работу
с лицами, группами и (или) организациями (индикатор достижения
ПК. Б-2.5: использует дидактические приемы при реализации
стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ
по оптимизации психической деятельности человека).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- знать: основные понятия и определения психологии и этнопсихологии
общения; подходы к изучению культур; подходы к изучению
индивидуальных особенностей личности с токи зрения психологии
и этнопсихологии общения; основные закономерности взаимодействия;
исследования в области различных форм индивидуального
и группового поведения.
Уметь: использовать полученные знания на последующих этапах
обучения, а также в профессиональной деятельности; осуществлять
самостоятельный подбор литературы по определённой тематике;
проводить критический анализ эмпирических данных и теоретических
подходов к изучению социально-психологических явлений;
применять полученные знания для понимания причин и прогнозирования
результатов поведения человека в процессе общения и межэтнического
взаимодействия.
- владеть: приемами ведения дискуссии, аргументации своей
точки зрения; понятийным аппаратом этнопсихологии; навыками
5
Стр.5
распознавания различных форм проявления индивидуальных особенностей
при наблюдении за вербальным и невербальным поведением
индивидов; навыками проведения социально-психологического и
этнопсихологического тренинга, а также тренинга толерантности.
В первом разделе пособия рассмотрены основные характеристики
общения, теории межэтнического взаимодействия, проблемы
толерантности и интолерантности, дана программа этнопсихологического
тренинга, во втором — даны вопросы для самостоятельной
работы, практические задания, ситуационные задачи, тестирующая
система, тематика рефератов и рекомендуемая литература. В процессе
проработки теоретического материала студентам в целях самоконтроля
знаний и оценки степени готовности к сдаче зачета рекомендуется
ответить на вопросы тестирующей системы, помещенной
в конце курса. По данным дисциплинам студенты сдают зачет с
использованием тестирующей системы.
6
Стр.6
Библиографический список
1. Гурова, В. Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической
образовательной среде / В. Н. Гурова. — Москва, 2004.
2. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический
вестник. — Москва: Изд-во МГУ, 2001.
3. Жарова, М. Н. Психология общения: учеб. для студ. учреждений
сред. проф. Образования / М. Н. Жарова. — Москва: Академия, 2014.
— 256 с.
4. Кондратьева, Е. В. Психология общения: курс лекций / К.В. Кондратьева.
— Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. — 112 с.
5. Копнин, П. В. Гносеологические и логические основы науки /
П.В. Копнин. — М., 1974, — 568 с.
6. Лебедева, Н. М. Этнопсихология. учебник и практикум для академического
бакалавриата / Н. М. Лебедева. — Люберцы: Юрайт, 2016.
— 491 c.
7. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности
/ Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко, М. Ю. Мартынова.
— М., 2003.
8. Мананикова, Е. Н. Социальная психология: учебное пособие /
Е. Н. Мананикова. — Москва: Дашков и К°, 2011. — 256 с.
9. Мандель, Б. Р. Этнопсихология: учебное пособие / Б. Р. Мандель.
— Москва: Флинта, 2014. — 320 c.
10. Морозов, А. В., Деловая психология: учебник для студентов
высших учебных заведений / А. В. Морозов. — Москва: Академический
проект, 2005. — 1040 с.
11. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков,
Д. А. Новиков. — Москва: Либроком, 2010.
12. Островский, Э. В. Основы психологии: учебное пособие / Э. В.
Островский. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. —
268 с.
13. Павелко, Н. Н. Психология и педагогика: учебное пособие /
Н. Н. Павелко, С. О. Павлов. — Москва: КНОРУС, 2012. — 496 с.
14. Платонов, Ю. П. Этнопсихология: учебник для студ. учреждений
высш. проф. образования / Ю. П. Платонов. — Москва: ИЦ Академия,
2012. — 240 c.
15. Психология общения: учебник и практикум для академического
бакалавриата / Н. А. Корякина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. —
121
Стр.121