Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

ПСИХОЛОГИЯ И ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

0   0
АвторыТудупова Туяна Цибановна, Халудорова Арюна Викторовна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц124
ID735646
АннотацияВ учебно-методическое пособие включены теоретические и методиче- ские материалы по изучению основных вопросов психологии и этнопсихо- логии общения, тестирующая система и рекомендуемая литература. Для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата).
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология
ISBN978-5-9793-1515-7
УДК159.922.4 (075.8)
ББК88.542.5я73
ПСИХОЛОГИЯ И ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / Т.Ц. Тудупова, А.В. Халудорова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2020 .— 124 с. — ISBN 978-5-9793-1515-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/735646 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПСИХОЛОГИЯ_И_ЭТНОПСИХОЛОГИЯ_ОБЩЕНИЯ.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.121
ПСИХОЛОГИЯ_И_ЭТНОПСИХОЛОГИЯ_ОБЩЕНИЯ.pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА ПСИХОЛОГИЯ И ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2020
Стр.1
УДК 159.922.4 (075.8) ББК 88.542.5я73 П 863 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского госуниверситета Р е ц е н з е н т ы М. Н. Дарижапова канд. психол. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова Н. Ц. Бадмаева канд. психол. наук, доцент ГАУ ДО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» П 863 Психология и этнопсихология общения: учебнометодическое пособие / сост. Т. Ц. Тудупова, А. В. Халудорова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. — 124 с. ISBN 978-5-9793-1515-7 В учебно-методическое пособие включены теоретические и методические материалы по изучению основных вопросов психологии и этнопсихологии общения, тестирующая система и рекомендуемая литература. Для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата). УДК 159.922.4(075.8) ББК 88.542.5я73 © Т. Ц. Тудупова, А. В. Халудорова, сост., 2020 ISBN 978-5-9793-1515-7 © Бурятский госуниверситет, 2020
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Основной задачей данного пособия является раскрытие вопросов общения и этнопсихологии общения. Проблема общения привлекает внимание различных специалистов: психологов, педагогов, социологов, лингвистов, этнологов, культурологов и др. При этом каждая наука, изучающая те или иные аспекты общения, выделяет в этом процессе свой предмет изучения. В психологическом словаре под общением понимается сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Опыт показывает, что в системе обыденного взаимодействия общение протекает как бы само собой. Вместе с тем, любому человеку в целях эффективного взаимодействия необходимо знать законы общения, обладать коммуникационными навыками и коммуникативной культурой. Общение можно определить как процесс взаимодействия партнеров, в ходе которого формируются и развиваются различные виды отношений между партнерами, отношения каждого партнера к самому себе, а также к совместной деятельности. Общение выступает как взаимодействие субъектов, порождаемое потребностями их совместного существования. В процессе общения происходит взаимный обмен видами и результатами деятельности, идеями, чувствами, установками и т. п. Важнейшей чертой современного общества является усиливающееся взаимодействие представителей разных этносов. В психологических, социологических, педагогических исследованиях отмечается возрастание роли этнического фактора в формировании личности, подчеркивается сложность и противоречивость его влияния, объясняющаяся характером межэтнических процессов в современном мире. Для продвижения в указанной проблематике требуются новые научные подходы. Современная система образования располагает большим выбором различных способов и методов обучения межэтническому взаимодействию. Поведение людей, принадлежащих к другим этническим культурам, не является чем-то — непред
Стр.3
сказуемым, оно поддается изучению и прогнозированию, но для этого требуется специальная подготовка к межэтнической коммуникации. Психологическая подготовка к межэтническому общению, направленная на повышение этнопсихологической компетентности личности, позволит овладеть необходимыми навыками для позитивного межэтнического взаимодействия с представителями различной этнической принадлежности. Обращение к этнопсихологическим феноменам обусловлено, прежде всего, реалиями современной жизни, в которой этнический фактор продолжает приобретать все большую остроту и значимость. Межэтнические отношения, вопросы самоопределения наций, взаимодействия, а в некоторых случаях противопоставления межэтнических интересов, культур, традиций, обычаев нередко сопровождаются острыми конфликтами, которые чреваты военными столкновениями, террористическими актами. Проблема сближения наций, воспитания взаимного уважения, этнической толерантности и взаимопомощи сегодня актуальны как никогда прежде. В этих условиях возрастает роль формирования у современной личности установок толерантного сознания — терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от этнической принадлежности, личностных убеждений, вероисповедания. Современная практическая психология все более обогащается всевозможными тренингами, деловыми и ролевыми играми, другими различными видами групповой работы с клиентами. Существуют тренинги по менеджменту, бизнес — тренинги и тренинги руководящего персонала, тренинги личностного роста, тренинги убеждающего воздействия и другие. Само понятие «тренинг» вошло в научный оборот лишь в последние десятилетия и сегодня он является наиболее универсальным методом обучения навыкам межличностного взаимодействия, поскольку развивает умение слушать своего собеседника, держать себя уверенно с другими людьми, публично выступать, предотвращать и конструктивно разрешать конфликты и т. д. Этнопсихологический тренинг общения является универсальным методом обучения межэтнической компетенции, поскольку способствует преодолению этноцентризма, этнической предубежденности и негативных стереотипов. Основной целью этнопсихологического тренинга общения является формирование этнической толерантности в сфере межэтнического взаимодействия. 4
Стр.4
Настоящее учебное издание представляет собой учебнометодическое пособие для дисциплин «Психология общения» и «Этнопсихология» в рамках реализации образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология очной и заочной форм обучения и подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Дисциплина «Этнопсихология» относится к обязательной дисциплине вариативной части в структуре образовательной программы Б1.В.О2.01. Дисциплина «Психология общения» относится к дисциплинам по выбору вариативной части в структуре ОП. Изучение дисциплин направлено на формирование профессиональных компетенций: ПК-Б.1- Способен осуществлять психологическую диагностику и проводить консультирование субъектов образовательного процесса (индикатор достижения ПК. Б-1.2.: проводит психологическое консультирование и оказывает психологическую помощь в области социальной, образовательной, юридической деятельности лицам разных возрастов) и ПК-Б.2 — Способен осуществлять коррекционно-развивающую работу с лицами, группами и (или) организациями (индикатор достижения ПК. Б-2.5: использует дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать: основные понятия и определения психологии и этнопсихологии общения; подходы к изучению культур; подходы к изучению индивидуальных особенностей личности с токи зрения психологии и этнопсихологии общения; основные закономерности взаимодействия; исследования в области различных форм индивидуального и группового поведения. Уметь: использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности; осуществлять самостоятельный подбор литературы по определённой тематике; проводить критический анализ эмпирических данных и теоретических подходов к изучению социально-психологических явлений; применять полученные знания для понимания причин и прогнозирования результатов поведения человека в процессе общения и межэтнического взаимодействия. - владеть: приемами ведения дискуссии, аргументации своей точки зрения; понятийным аппаратом этнопсихологии; навыками 5
Стр.5
распознавания различных форм проявления индивидуальных особенностей при наблюдении за вербальным и невербальным поведением индивидов; навыками проведения социально-психологического и этнопсихологического тренинга, а также тренинга толерантности. В первом разделе пособия рассмотрены основные характеристики общения, теории межэтнического взаимодействия, проблемы толерантности и интолерантности, дана программа этнопсихологического тренинга, во втором — даны вопросы для самостоятельной работы, практические задания, ситуационные задачи, тестирующая система, тематика рефератов и рекомендуемая литература. В процессе проработки теоретического материала студентам в целях самоконтроля знаний и оценки степени готовности к сдаче зачета рекомендуется ответить на вопросы тестирующей системы, помещенной в конце курса. По данным дисциплинам студенты сдают зачет с использованием тестирующей системы. 6
Стр.6
Библиографический список 1. Гурова, В. Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / В. Н. Гурова. — Москва, 2004. 2. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — Москва: Изд-во МГУ, 2001. 3. Жарова, М. Н. Психология общения: учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образования / М. Н. Жарова. — Москва: Академия, 2014. — 256 с. 4. Кондратьева, Е. В. Психология общения: курс лекций / К.В. Кондратьева. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. — 112 с. 5. Копнин, П. В. Гносеологические и логические основы науки / П.В. Копнин. — М., 1974, — 568 с. 6. Лебедева, Н. М. Этнопсихология. учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. М. Лебедева. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 491 c. 7. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности / Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко, М. Ю. Мартынова. — М., 2003. 8. Мананикова, Е. Н. Социальная психология: учебное пособие / Е. Н. Мананикова. — Москва: Дашков и К°, 2011. — 256 с. 9. Мандель, Б. Р. Этнопсихология: учебное пособие / Б. Р. Мандель. — Москва: Флинта, 2014. — 320 c. 10. Морозов, А. В., Деловая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / А. В. Морозов. — Москва: Академический проект, 2005. — 1040 с. 11. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — Москва: Либроком, 2010. 12. Островский, Э. В. Основы психологии: учебное пособие / Э. В. Островский. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. — 268 с. 13. Павелко, Н. Н. Психология и педагогика: учебное пособие / Н. Н. Павелко, С. О. Павлов. — Москва: КНОРУС, 2012. — 496 с. 14. Платонов, Ю. П. Этнопсихология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю. П. Платонов. — Москва: ИЦ Академия, 2012. — 240 c. 15. Психология общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Корякина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — 121
Стр.121

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ