УДК 316.334.22
ББК 60.5
М67
Авторы:
Л. А. Митюрникова — кандидат социологических наук, доцент;
А. Г. Панова — кандидат экономических наук, доцент.
Рецензенты:
П. Д. Павленок — доктор философских наук, профессор, академик Международной
академии информатики, Международной академии социальной работы,
Академии социального образования, член Президиума Учебно-методического
объединения РФ по образованию в области социальной работы;
Т. Н. Лустина — кандидат экономических наук, доцент, руководитель направления
подготовки прикладного бакалавриата «Менеджмент» Российского
государственного университета туризма и сервиса.
Митюрникова, Л. А.
М67
Социология труда : учебник для бакалавров / Л. А. Митюрникова,
А. Г. Панова. — 3-е изд. — Москва : Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 2022. — 272 с.
ISBN 978-5-394-04956-9.
В учебнике раскрыты основополагающие принципы, сущность
и роль социологии труда как основного элемента общей системы
знания о труде, ее место в системе наук о труде. Рассмотрены
социально-трудовые отношения субъектов труда, социальное партнерство,
социальная политика организации, социальная защита и
регулирование рынка труда. Изложены основные подходы формирования
кадровой политики, связанной с управлением человеческими
ресурсами, человеческим капиталом трудовой сферы. Освещены
вопросы повышения качества трудовой жизни, профессиональной
подготовки и профессиональной ориентации субъектов труда, уровня
человеческого капитала, проведения социологических исследований
в данной сфере.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям
подготовки «Социология», «Экономика», «Менеджмент» и «Управление
персоналом», магистрантов, аспирантов, преподавателей высших
учебных заведений, слушателей системы послевузовского образования,
а также менеджеров, руководителей организаций и предприятий
всех направлений деятельности.
ISBN 978-5-394-04956-9
2
© Митюрникова Л. А., Панова А. Г., 2019
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2019
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИИ ТРУДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Социология труда как отрасль социологического знания,
как элемент общей системы знания о труде. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2. Социология труда как наука, ее сущность, объект,
предмет изучения и область исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.3. Социология труда, ее структура и связь с другими
науками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.4. Методология и методы социологического исследования
социологии труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
1.5. Социальное взаимодействие в сфере труда как один
из основных элементов социологии труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ
ТРУДА В РОССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
2.1. Дореволюционный период развития социологии труда . . . 57
2.2. Развитие социологии труда в 1920–1980-е годы
ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.3. Социология труда и рыночные отношения
на современном этапе развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Глава 3. СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА:
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . 75
3.1. Понятие трудовых ресурсов, их сущность,
функции и механизм функционирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
3.2. Теоретические подходы к анализу функционирования
рынка труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
3
Стр.3
3.3. Проблемы и особенности государственного
регулирования рынка труда, причины возникновения,
сущность и виды безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
3.4. Социальные и экономические последствия
безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104
3.5. Проблема дисбаланса спроса и предложения
на рынке труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
Глава 4. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И РАБОТНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . .112
4.1. Социальная защита работников как элемент
социальной защиты населения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112
4.2. Социальная защита работников: принципы
и характеристики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
4.3. Институты социальной защиты работников
на уровне предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125
4.4. Структура системы социальной защиты работников. . . .129
4.5. Реализация интересов работника в социальной
политике компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136
Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150
Глава 5. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ СУБЪЕКТОВ
ТРУДОВОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
5.1. Социальный конфликт как одна из форм социальных
отношений между субъектами труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
5.2. Стадии разрешения социальных конфликтов
субъектов труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158
5.3. Классификация социальных конфликтов субъектов
труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .162
5.4. Управление и методы предупреждения, разрешения
социальных конфликтов субъектов труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
5.5. Социальное насилие и его роль
в социальном конфликте субъектов труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178
Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
4
Стр.4
Глава 6. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
КОМАНДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183
6.1. Субъекты труда, их функции и характеристики . . . . . . . .183
6.2. Понятие команды, группы, трудового коллектива . . . . . .188
6.3. Характеристика эффективной команды:
командный подход, достоинства и недостатки . . . . . . . . . . . . . . .193
6.4. Человеческий капитал — основной механизм
развития социально-экономического пространства . . . . . . . . .208
6.5. Комплексная система профессиональной
ориентации субъектов трудовой деятельности
как социальный институт общества, основа адаптации
и профессионального роста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .215
6.6. Современная политика Российской Федерации
в области профессиональной ориентации субъекта
труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236
6.7. Качество трудовой жизни — основной механизм
регулирования социально-экономического развития . . . . . . .241
6.8. Подготовка кадров как основа качества жизни
и социально-экономического развития организаций . . . . . . . .245
Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .257
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259
Приложение. Программа профессиональной ориентации
молодежи “Человек и мир профессий”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .262
5
Стр.5