ББК 74.58
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Калининградский государственный технический университет»
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого- педагогические
науки = The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy. Psychological and pedagogical sciences: научный
рецензируемый журнал, образовательное СМИ / под ред. Научной школы проф. Г.А. Бокаревой. – Калининград:
Издательство БГАРФ, 2021. – № 3(57). – 265 с. – ISSN 2071–5331. – Текст: непосредственный.
ISSN 2071-5331
DOI:10.46845/2071-5331-2021-3-57
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii; Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению профориентированного
процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода, основателем которой является
Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Галина Александровна Бокарева.
Индексирование журнала и включение в базы данных: зарегистрирован Федеральной службой по
надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации;
серия ПИ № ФС 77-79694 от 27 ноября 2020 г.); входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание
ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19 февраля 2010 г. № 6/6; от 1 декабря 2015 г.;
от 26.03.2019 г.); представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) – головном исполнителе проекта по созданию
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса научного
цитирования (ИФ РИНЦ, сублицензионный договор № 17-11/08); зарегистрирован в Международной базе
данных периодических и продолжающихся изданий Ulrich’s Periodicals Directory, электронные версии журнала
размещены также на сайте Национального цифрового ресурса Руконт – www.rucont.ru и в Центре электронных
ресурсов «Агентство "Книга – Сервис"» – www.akc.ru
Сайт журнала: http://bgarf.ru/akademia/#izvestija
Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу. Перепечатка материалов из журнала
допускается по согласованию с редакцией журнала. Ссылка на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ»
ОТВЕТСТВЕННЫЙ И ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор,
БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ»
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор,
ФГАОУ ВО «БФУ им.И. Канта»
Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург),
ФГБОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Самсонова Надежда Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор,
ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»
Серых Анна Борисовна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук,
профессор, ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического образования.
Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики, профессиональной
педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования, психологии, аспирантов,
докторантов и соискателей. Статьи печатаются в авторской редакции.
Адрес редакции: 236029, г. Калининград, ул. Молодежная, 6, тел. и факс: +7 (4012) 92-51-55; e-mail:
ipp_bga_rf@mail.ru
ISBN 978-5-7481-0475-3
© Авторы статей, 2021
© ФГБОУ ВО «КГТУ», 2021
2
Стр.2
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора ................................................................................................. 6
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Андруник А.П. Технологизация процесса формирования кадров МВД: ключевые
технические характеристики технологий искусственного интеллекта ....................................... 7
Рудинский И.Д., Пугачева Н.С. Методология автоматизации учебно-методической
деятельности преподавателя вуза ................................................................................................. 12
Андрюхина И.Ю., Карама Л.Л. Совершенствование оценки государственных
гражданских служащих как условие успешности управления регионом ................................. 15
Якушева С.Д. Педагогический маркетинг в системе профессионально-педагогического
инжиниринга современной образовательной организации (комплекса) .................................. 22
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Анпилогова Т.Ю. Опыт организации историко-краеведческой деятельности студенчества
Луганщины в конце 1960-х – начале 1980-х гг. (на примере ВГПИ им.Т.Г. Шевченко) ........ 31
Булан И.Г. Учебный диалог как форма активизации познавательной деятельности
студентов СПО .............................................................................................................................. 36
Герасимова А.В., Коноплева И.А., Киракосян М.Ж. Результаты исследования адаптации
персонала в организации ............................................................................................................... 41
Гущин А.В., Ваганова О.И., Филатова О.Н. Особенности реализации информационной
стратегии высшей образовательной организации ....................................................................... 47
Колдина М.И., Фролова Н.В., Ермолаева Е.Л. К проблеме становления
личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста
в учреждениях профессионального образования ........................................................................ 51
Ткачева Т.М., Смык А.Ф., Ерещенко В.Е. Дистанционное обучение: анализ мнений
преподавателей и студентов технического университета (исследование 2021 г.) ................... 55
Яковлюк С.М. Профессиональное становление «педагога-мастера»
в условиях образовательной организации ................................................................................... 64
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Асланлы М.И. Проблема изучения волевой и физической подготовок как показателей
доблести и самоотверженности личности в героическом дастане «Китаби-Деде Коркут» .... 68
Филиппченкова С.И., Евстифеева Е.А., Балакшина Е.В., Антоновский А.В.
Психологические детерминанты стилей педагогической деятельности ................................... 75
Шобонов Н.А. Конфликтная компетентность директора школы .............................................. 80
Ахвердиева К.М. Социально-психологические особенности познавательной
деятельности личности в философских трудах М.Ф. Ахундова
(«Ответ английскому философу Юму»)....................................................................................... 84
Зайцева А.А., Жданович Д.О. Нормативно-правовое обеспечение подготовки
спортивного резерва в системе студенческого спорта ............................................................... 90
Кулиева Ш.М. Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе
как основа качественного обучения в школе ............................................................................... 95
Самсонова Е.Н. Система управления высшим образованием в современной Франции ...... 100
Синицына А.О. Ценностное отношение современной французской и российской
молодежи к семье ......................................................................................................................... 107
3
Стр.3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Гаджизаде Р. Т. Возможности развития познавательной деятельности
учащихся в процессе обучения .................................................................................................. 111
Гусева Т.И. Эффективность метода анализа ситуаций и проблем на занятиях
по иностранному языку ............................................................................................................... 115
Кротова М.В. Направления педагогического сопровожления индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся разновозрастной группы ................................ 118
Лебедева Н.А. Психолого-педагогические особенности обучения студентов
первого года обучения ................................................................................................................. 122
Лескова Е.В. Лингвоцветовой аспект в обучении фразеологизмам на занятиях
по русскому языку как иностранному ........................................................................................ 125
Прокопьева Н.Н. Формирование стилистической компетенции при обучении
лексической стороне иноязычной речи (на материале поэтической лексики
современного немецкого языка) ................................................................................................. 129
Рябцева Н.Л. Использование информационно-коммуникативных технологий
в вузе при изучении дисциплины «История» в условиях дистанционного обучения ........... 134
Скрыпник В.П. О роли информационно-коммуникационных технологий
в образовательном процессе ........................................................................................................ 138
Файфер В.А. К проблеме использования активных форм и методов взаимодействия
при обучении дисциплине «Таможенное оформление товаров и транспортных средств»... 141
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Алексеева Е.Е., Галий Р.А. Возможности кружковой работы по математике как средство
развития познавательного интереса обучающихся ................................................................... 145
Бондина М.Е., Гузнаева О.Г., Сынашенко О.В. Проблемы преподавания курса
«Концепции современного естествознания» студентам гуманитарных специальностей ..... 148
Куценко С.С. Научная конференция как средство мотивации студентов
технического вуза при обучении физике ................................................................................... 152
Усатова В.М. Пропедевтико-опережающая функция содержания модулей
междисциплинарных естественно-научных знаний ................................................................. 153
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Зайцев А.А., Зайцева В.Ф., Сорока Б.В. Методика занятий физическими упражнениями
на промысловых судах в условиях ограниченного пространства .......................................... 161
Лебедева Н.В., Войтас С.А. Реабилитационно-образовательная среда для детей
с ограниченными возможностями здоровья .............................................................................. 167
Сидоров Д.Г., Большев А.С., Овчинников С.А. Вектор направленности
учебно-тренировочных занятий по физической культуре и спорту в вузе среди девушек,
не занимающихся спортом .......................................................................................................... 173
Биналиев А.Т., Мануйленко Э.В., Ефремова Т.Г. Обоснование комплексов
взаимосвязанных технико-тактических действий при ведении борьбы стоя и методик
их применения (на примере сборной команды государственного бюджетного учреждения
Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва № 1») ................................. 177
Ворожейкин А.В., Тюпа П.И., Корявцев А.А., Ракчеев М.С. Экспериментальное
обоснование методики формирования индивидуального стиля соревновательной
деятельности спортсменов рукопашного боя ............................................................................ 182
Жулина Е.В., Куимова Н.В. Особенности протекания психологического
и речевого кризиса у дошкольников семи лет с речевыми нарушениями .............................. 187
Краковская М.С. К вопросу системы отношений детей дошкольного возраста ................... 192
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Грунтов А.В. Проблема анализа требований ФГОС, профессиональных стандартов
и Международной конвенции к профессионально-правовой подготовке курсантов
в морском вузе .............................................................................................................................. 195
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Коломийченко Л.В., Кузнецов Д.А. Становление традиций офицерского корпуса России
и их значение в подготовке курсантов военных институтов войск национальной гвардии
Российской Федерации ................................................................................................................ 200
Жемчужников А.В., Артамонов С.М. Междисциплинарные проекты как способ
формирования профессиональных компетенций у курсантов военных вузов ....................... 207
Толкачев А.Б. Имитационные игры в обучении курсантов ..................................................... 209
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Билалов О.Н. Тренинг как средство управления конфликтом курсантов военных вузов .... 213
Дубинин А.В. Факторы, влияющие на повышение эффективности обучения
и формирование профессиональной успешности будущих офицеров Росгвардии ............ 217
Заскалькин Е.Б. Результаты исследования эффективности электронных
образовательных ресурсов как средства повышения информационной компетенции
выпускников вузов Росгвардии................................................................................................... 223
Зотова Е.С. Проектирование транспортно-логистических систем доставки грузов ............ 217
Нуркенова А.С. Проблема школьной неуспеваемости в отечественной
и зарубежной литературе ............................................................................................................. 223
Павлов И.И. Характеристика исходного уровня военно-патриотического воспитания
военнослужащих войск национальной гвардии РФ .................................................................. 227
Шестирекова Н.Г. Модель формирования ассертивности старших подростков
в учреждении дополнительного образования детей и молодежи ............................................ 239
Шкварова Е.К. Коммуникативная успешность младших школьников как предмет
научно-педагогического исследования ...................................................................................... 245
ABSTRACTS ................................................................................................................................. 247
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ............................................................................................. 258
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА .................................................................................. 262
5
Стр.5