ББК 74.58
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Калининградский государственный технический университет»
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические
науки (теория и методика профессионального образования). The Tidings of the Baltic State
Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education):
научный рецензируемый журнал / под ред. Научной школы Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-во
БГАРФ, 2021. – № 1 (55). – 260 с.
ISSN 2071-5331
DOI:10.46845/2071-5331-2021-1-55
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii
Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению
профориентированного процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода, основателем
которой является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Галина
Александровна Бокарева.
Рецензируемый научный журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на
соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19 февраля 2010 г. № 6/6; от 1
декабря 2015 г.; от 26.03.2019 г.); зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-31377 от 11
марта 2008 г. ; серия ПИ № ФС 77-79694 от 27 ноября 2020 г.); идентификационный международный стандартный
номер периодических изданий журнала ISSN 2071-5331; представлен в научной электронной библиотеке
(НЭБ) – головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса научного цитирования (ИФ РИНЦ) (сублицензионный
договор № 17-11/08); зарегистрирован в Международной базе данных периодических и продолжающихся
изданий Ulrich’s Periodicals Directory, электронные версии журнала размещены также на сайте
Национального цифрового ресурса Руконт – www.rucont.ru и в Центре электронных ресурсов «Агентство
"Книга – Сервис"» – www.akc.ru
Сайт журнала: http://bgarf.ru/akademia/#izvestija
Подписной индекс: по каталогу Роспечати – 70679.
Выходит 4 раза в год. Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу.
Перепечатка материалов из журнала допускается по согласованию с редакцией журнала.
Ссылка на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор
Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург)
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Самсонова Надежда Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор
Серых Анна Борисовна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического
образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики, профессиональной
педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования,
психологии, аспирантов, докторантов и соискателей.
Статьи печатаются в авторской редакции.
ISBN 978-5-7481-0462-3
© Авторы статей, 2021
© БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ», 2021
2
Стр.2
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора .....................................................................................................6
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Бугакова Н.Ю. Модель развития личности выпускника технического вуза в условиях
дистанционного обучения ...................................................................................................................7
Власова Е.З. Микрообучение – эффективный формат электронного обучения ..........................11
Mельник Ю.И., Андреева А.В. Построение интегративной модели сетевого
партнерства школы в целях реализации профильного обучения ..................................................14
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Евстифеева Е.А., Филиппченкова С.И., Мартюшов В.Ф., Балакшина Е.В.
Психологический мониторинг субъектно-личностных качеств студентов технического вуза
на начальном этапе обучения ............................................................................................................24
Петров Ю.Н., Филатова О.Н., Гущин А.В. Формирование STEAM-компетенций
у обучающихся на занятиях робототехники ....................................................................................30
Тамарская Н.В., Стремилова О.В. Ценностно-смысловые ориентиры
в профессиональной подготовке специалистов по работе с молодежью ................................ 33
Прозоров А.В., Герасимова А.В. Дистанционное образование: некоторые
юридические проблемы опыта тотального применения ................................................................36
Провоторова Н.В. Особенности инновационной деятельности будущих специалистов
сферы государственного управления ...............................................................................................41
Резникова Т.Н. К проблеме подготовки студентов среднего профессионального
образования в условиях онлайн-обучения .......................................................................................46
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Андруник А.П. Технология подготовки руководителей к личностно ориентированному
управлению персоналом ....................................................................................................................49
Мычко Е.И., Денисова Н.Ю. Формы занятий публичной дипломатией
со школьниками в РФ ........................................................................................................................54
Тамбовкина Т.Ю., Гаевский М.В. К некоторым вопросам обучения многоязычию
в европейском высшем образовании ................................................................................................60
Гасанова Г.А. Метафорические ассоциативные карты как инновационный инструмент
в работе психолога с подростками ...................................................................................................67
Стецкая А.Н. Конструирование комплексного диагностического
инструмента как педагогическая технология .................................................................................75
Титова И.В. Корреляционный анализ сформированности правовой экологической
грамотности студентов технического вуза ......................................................................................80
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Бударина А.О., Дегтяренко К.А., Парахина О.В. STEAM-подход в обучении иностранному
языку: инновационный опыт .............................................................................................................84
Мойсеенко С.С., Скрыпник В.П., Зотова Е.С. Педагогические приемы формирования
учебной мотивации ............................................................................................................................87
Демидова И.А., Дудий И.Н., Опыт организации «перевернутого» обучения иностранному
языку в Microsoft Teams в неязыковом вузе ....................................................................................91
Лескова Е.В. Особенности обучения языку специальности на занятиях по РКИ
со студентами экономического профиля ........................................................................................98
Ляшенко М.С., Родионова М.С. Обучение английскому языку студентов-дизайнеров
с использованием технологии «вики-сайта» в вузе ......................................................................103
3
Стр.3
Челнокова Е.А., Жулькова Ю.Н., Новожилова Е.В., Кирсанова К.И. Применение
технологии вирусного маркетинга в учреждениях высшего образования .................................109
Ткачева Т.М., Чечеткина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов
технических университетов в онлайн-формате .............................................................................112
Ходак В.Н. Компетентностный подход в формировании профессиональной
готовности кинолога-фигуранта .....................................................................................................119
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Бондина М.Е. Некоторые аспекты применения новых информационных технологий
в лабораторном практикуме по физике ..........................................................................................123
Шинкарёва Н.В., Лелюшкина О.М., Сынашенко О.В. Предметная олимпиада
по физике как часть профориентационной работы в военном вузе ............................................127
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Баркаева И.Л., Баль А. Психосоматическое здоровье личности
как предмет научной рефлексии .....................................................................................................131
Биналиев А.Т., Тащиян А.А., Лапшин И.Е. Обязательные элементы методики
проведения занятий физической культурой и спортом детей с нарушением зрения ................135
Гурова О.В. Нарушения суверенности психологического пространства как детерминанта
деструктивного поведения подростков ..........................................................................................139
Даниленкова В.А. Риски в образовательной среде технического вуза.......................................143
Соболева Л.Л., Станчик Т.И., Пасевина В.В. Изучение отношения к занятиям элективными
дисциплинами по физической культуре и спорту в БФУ им. Иммануила Канта ......................150
Ширшова Е.О., Глинчикова Л.А., Бакланова Ю.Д. Педагогические условия развития
произвольного внимания у девочек старшего дошкольного возраста, занимающихся
художественной гимнастикой .........................................................................................................153
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Силина С.Н., Новоселов К.А. Смешанное обучение – как новая форма обучения
в морском вузе ..................................................................................................................................158
Чуксина И.Г. Формирование межкультурной компетенции в будущей профессиональной
деятельности специалистов морского транспорта в аспекте преподавания РКИ ......................166
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рогожникова Р.А., Равилов Р.Т. Воспитание конфликтологической культуры личности
как фактор предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов ................................172
Варламова К.Ф. Отношение курсантов военного вуза к деловой коммуникации ....................177
Жемчужников А.В., Дмитриев А.И., Артамонов С.М. Исторические аспекты
развития системы подготовки военных инженеров российской армии ..................................... 181
Осипов В.Л., Помазной Р.В. Формирование готовности к выбору военной специальности
в общеобразовательных организациях: анализ состояния профориентационной работы ........184
Пинчукова О.С. Педагогические условия подготовки курсантов военных вузов
к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде ...............................................191
Плюхин А.Ю., Дмитриев А.И. Использование исследовательского метода
преподавателями военных институтов в обучении курсантов ....................................................194
Смагина Г.А. Формирование коллокационной компетентности
адъюнкта при изучении английского языка для специальных целей .........................................197
Черномазов И.С. К вопросу о подготовке будущих офицеров к воспитательной работе:
аксиологический подход ..................................................................................................................204
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Дубинин А.В. Пути формирования профессиональной успешности курсантов Росгвардии ...207
Дударева П.М. Интеграция детей мигрантов в учебную группу:
результаты педагогического эксперимента ...................................................................................212
Коротких Д.Е. О некоторых вопросах психологии организации процесса подготовки
военнослужащих методами педагогического (учебного) моделирования .................................218
Краснов И.В. К вопросу педагогического проектирования технологии профессионального
психологического отбора в войсках национальной гвардии РФ ................................................223
Лушникова Т.В. Вариативность использования педагогических кадров на селе
как условие обеспечения доступности дополнительного образования ......................................226
Ноздрачёв A.A. Методологические подходы формирования антикоррупционной позиции младшего
начальствующего состава вневедомственной охраны Росгвардии ....................................231
Поляков О.А. Педагогические условия эффективной подготовки курсантов военных вузов
к профессиональной коммуникации в полиэтническом коллективе ..........................................238
ABSTRACTS .....................................................................................................................................244
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ .................................................................................................254
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА ......................................................................................258
5
Стр.5