РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Центром
истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный
сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических
кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор)
Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель группы диагностики творчества
ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая Кафедрой философии образования философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры общей психологии факультета психологии
Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
РФ
Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профес сионального
образования имени академика РАО В.А. Сластёнина, директор Научно-образовательного центра теории,
истории образования и педагогической компаративистики Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО
«Московский педагогический государственный университет», член бюро Научного совета по проблемам истории
образования и педагогической науки
Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая Кафедрой философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия
последипломного образования», профессор РАО
Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Микешина Л. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Заслуженный деятель
науки РФ
Милованов К. Ю., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики
и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Обухов А. С., кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования
имени А.А. Пинского ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, заместитель заведующего Центром истории педагогики
и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории
экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», профессор
департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор Кафедры
математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский
государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор Кафедры философии языка и коммуникации, руководитель
Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор Кафедры психологии образования Факультета педагогики
и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, заведующий Кафедрой педагогической психологии
ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор Кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Проблемы современного образования | № 1 | 2021 | http://pmedu.ru
2
Стр.2
THE EDITORIAL BOARD
M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head
of the History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of
Preparation of Teaching Staff, Moscow Pedagogical State University (Editor in Chief)
D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological
Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow Pedagogical State University
E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
I. V. Vachkov, Professor at the General Psychology Department, Psychology Faculty of the the Institute of Social Sciences,
the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Professor, V. A. Slastyonin Department of Pedagogics and
Psychology of Professional Education; Director, Scientific and Educational Center for Theory, History of Education and
Pedagogical Comparative Studies, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, Member
of the Bureau of the Scientific Council on the Issues of History of Education and Pedagogical Science
I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, Rector, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Professor of the
Russian Academy of Education
I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University
L. A. Mikeshina, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University, Honored Science Worker of Russian Federation
K. Yu. Milovanov, PhD in History, Senior Researcher at the Laboratory of History of Pedagogy and Education at the
Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
A. S. Obukhov, PhD in Psychology, Associate Professor, leading expert of the Centre for General and Extracurricular
Education, Institute of Education, National research university Higher School of Economics
A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head, History of Pedagogics and Education Center
at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Tenured Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and
behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department
at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics
A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician
of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics
and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University
G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University
G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the
Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of
childhood, Moscow Pedagogical State University
M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow Pedagogical State
University
A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous
non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University
Проблемы современного образования | № 1 | 2021 | http://pmedu.ru
3
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки
Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США)
Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор Кафедры управления проектами ГАОУ ВО
города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, декан факультета
психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Ланин Б. А., доктор филологических наук, профессор
Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, член президиума РАО
THE EDITORIAL COUNCIL
N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford
University, USA
N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow City University
Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Dean, Faculty
of Psychology, Lomonosov Moscow State University
B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor
N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education
РЕДАКЦИЯ
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Редактор (перевод): М. А. Соколова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
EDITORIAL STAFF
Executive editor: G. V. Alperina
Editor: M. A. Sokolova
Design: N. I. Lisova
Подписано к публикации 26.02.2021
© МПГУ, 2021
Проблемы современного образования | № 1 | 2021 | http://pmedu.ru
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией
Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных
научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным
специальностям:
13.00.00 – Педагогические науки:
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания;
13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
19.00.00 – Психологические науки:
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии;
19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика;
19.00.04 Медицинская психология;
19.00.05 Социальная психология;
19.00.07 Педагогическая психология.
09.00.00 – Философские науки:
09.00.01 Онтология и теория познания;
09.00.03 История философии;
09.00.08 Философия науки и техники;
09.00.11 Социальная философия.
Философские науки 09.00.00
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Шелковников А. Ю. Проблема психологизма в контексте философского образования .................... 9
Психологические науки 19.00.00
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вагарина В. В., Обухов А. С., Филатов А. А., Шариков С. В. Появление системы
госпитальных школ как развитие заботы общества о детях, нуждающихся
в длительном лечении ................................................................................................................................. 17
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Сапогова Е. Е., Александрова Н. Ю. Стратегии совладания с психологическими
последствиями возрастной дискриминации у мужчин и женщин ................................................... 33
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Артеменков С. Л., Богоявленская Д. Б., Жукова Е. С. Интеллектуальная
и мотивационная компоненты в лонгитюдном исследовании одаренности .................................. 47
Долганина В. В., Циптаури Т. А. Критерии и уровни формирования
благоприятного социально-психологического климата во временном
ученическом коллективе подростков ....................................................................................................... 62
Володина С. А., Филиппов С. П. Мотивационная готовность студентов
к освоению педагогической деятельности .............................................................................................. 70
Проблемы современного образования | № 1 | 2021 | http://pmedu.ru
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Педагогические науки 13.00.00
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Рихтер Н. П. Музыкальное образование в церковно-приходских школах России
второй половины XIX – начала ХХ века ................................................................................................... 78
Султанбаева К. И. Формирование этнокультурной компетентности будущих
педагогов в процессе изучения этнопедагогики .................................................................................... 87
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Колосова Е. Б. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
с ограниченными возможностями здоровья в горизонте жизненных
перспектив: постановка проблемы ............................................................................................................ 96
Кислякова М. А., Малыхина О. А. Педагогический потенциал текстовых
математических задач в развитии культуры мышления учащихся ................................................ 109
Коновалова Е. В. Формирование гражданской ответственности студентов
в учебном процессе ..................................................................................................................................... 120
Иванченко Д. А. Школьная библиотека в условиях цифровой трансформации
образования ................................................................................................................................................. 129
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Жадько Н. В. Педагогическая речь как инструмент формирования
деятельности и решения задач взаимодействия с участниками на онлайн-занятии ................. 144
Кремнева А. С., Маркова Н. Г., Гумерова М. М. Индивидуальный
образовательный маршрут как инструмент организации работы
с обучающимися с признаками одаренности....................................................................................... 152
Рашидова Р. Г., Шодмонова З. Б. Технология обучения игре – важный фактор
подготовки будущих профессионалов к профессиональной деятельности ..................................161
Сясина Т. В., Манаков В. М., Маркова Н. В., Федорова Г. Н. Реализация онлайнобучения
математике с использованием электронного учебного курса .........................................167
Березняк Ю. Л., Шейхет И. И., Щербакова Т. К., Олешко Т. В., Игнатенко В. З.
Дистанционное обучение физике иностранных учащихся подготовительного
факультета ....................................................................................................................................................176
Курилкина В. Н. Формирование основ стохастической и информационной
компетентностей у студентов исторических направлений ............................................................... 188
Еремина Н. А. Проблемы дидактического сопровождения практикоориентированного
обучения дизайнеров одежды в условиях цифровизации
образовательного процесса ....................................................................................................................... 195
Махонин Е. В. Применение дистанционного обучения у студентов Орловского
государственного института культуры в период пандемии COVID-19 .......................................... 208
Мирошниченко С. А. Обучение домашнему чтению как пропедевтика
для обучения аналитическому чтению на французском языке в условиях
языкового вуза ............................................................................................................................................. 215
Фонсека А. А. Современный учебник истории как средство развития
читательской грамотности учащихся (на примере опыта Сингапура) .......................................... 224
Бочанцева Л. И., Сосновская А. И. Развитие качеств лидера у подростков
на тренинговых занятиях в школе .......................................................................................................... 236
СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
Шершнев С. А. Совершенствование системы повышения квалификации
учителей России. Новый вектор развития педагогического мастерства ........................................ 249
Проблемы современного образования | № 1 | 2021 | http://pmedu.ru
6
Стр.6
CONTENTS
Philosophical Sciences 09.00.00
PHILOSOPHY OF EDUCATION
Shelkovnikov A. Yu. The issue of psychologism in the context of philosophical education ..................... 9
Psychological Sciences 19.00.00
MEDICAL PSYCHOLOGY
Vagarina V. V., Obukhov A. S., Filatov A. A., Sharikov S V. The emergence of hospital
schools as the development of public care for the children in need
of long-term treatment ................................................................................................................................... 17
SOCIAL PSYCHOLOGY
Sapogova E. E., Aleksandrova N. Yu. Men’s and women’s strategies for copying
with the psychological consequences of age discrimination .................................................................... 33
EDUCATIONAL PSYCHOLOGY
Artemenkov S. L., Bogoyavlenskaya D. B., Joukova E. S. Intellectual and motivational
components in the longitudinal study of giftedness ................................................................................. 47
Dolganina V. V., Tsiptauri T. A. Criteria and levels of forming a favorable sociopsychological
climate in a temporary learning group of teenagers......................................................... 62
Volodina S. A., Filippov S. P. Motivational readiness of students to pedagogical activities .................... 70
Проблемы современного образования | № 1 | 2021 | http://pmedu.ru
7
Стр.7
CONTENTS
Pedagogical Sciences 13.00.00
MODERNIZATION OF EDUCATION
Rikhter Nina P. Music education in parish primary schools of Russia in the second
half of the XIX – the beginning of the XX century ..................................................................................... 78
Sultanbaeva K. I. Forming ethnocultural competence of future teachers
in the process of studying ethnopedagogy ................................................................................................. 87
NEW RESEARCH IN EDUCATION
Kolosova E. B. Individual educational route of a child with special needs
towards the life perspectives: presenting the issue ................................................................................... 96
Kislyakova M. A., Malykhina O. А. Educational value of mathematical text problems
while developing students’ culture of thinking ....................................................................................... 109
Konovalova Ye. V. Forming students’ civic responsibility in the educational process .......................... 120
Ivanchenko D. A. School library in the context of digital transformation of education ........................ 129
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Jadko N. V. Pedagogical speech as a tool to form activities and solve tasks
of interaction with participants in online lessons .................................................................................... 144
Kremneva A. S., Markova N. G., Gumerova M. M. Individual educational route
as a tool for organizing work with gifted students .................................................................................. 152
Rashidova R. G., Shodmonova Z. B. Game training technology – an important factor
of preparing future professionals for professional activity .....................................................................161
Syasina T. V., Manakov V. M., Markova N. V., Fedorova G. N. Implementation
of the online learning of mathematics with the use of an electronic training course ..........................167
Bereznyak Yu. L., Sheikhet I. I., Scherbakova T. K., Oleshko T. V., Ignatenko V. Z.
Дистанционное обучение физике иностранных учащихся подготовительного
факультета ....................................................................................................................................................176
Kurilkina V. N. Forming the bases of stochastic and information competences
in students of historical fields ..................................................................................................................... 188
Eremina N. A. On the didactic support of practice-oriented training of fashion
designers in the conditions of digitalization of the educational process .............................................. 195
Makhonin E. V. Distance learning for students of the Orel State Institute of Culture
during the COVID-19 pandemic ................................................................................................................. 208
Miroshnichenko S. A. Teaching home reading as a propaedeutics for teaching
analytical reading in French in a language university ............................................................................ 215
Fonseka A. A. A modern history textbook as a means of developing student reading
literacy (based on Singapore experience) .................................................................................................. 224
Bochantseva L. I., Sosnovskaya A. I. Development of leadership qualities in teenagers
in training classes at school ........................................................................................................................ 236
YOUNG SCIENTISTS’ VISION
Shershnev S. A. Improvement of school teacher qualification system. The new way
of development of pedagogical mastery .................................................................................................... 249
Проблемы современного образования | № 1 | 2021 | http://pmedu.ru
8
Стр.8