Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Проблемы современного образования

Проблемы современного образования №1 2021 (400,00 руб.)

0   0
Страниц264
ID727164
АннотацияЖурнал осуществляет оперативное распространение результатов актуальных теоретических и практико-ориентированных исследований в области образования, философии, педагогики и психологии, а также организацию обсуждений и дискуссий по проблемам развития отечественной науки и образования. Журнал основан в 2009 году на базе Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского. С октября 2015 г. издателем и распространителем журнала является Московский педагогический государственный университет. Тематика издания: журнал носит гуманитарный междисциплинарный характер и осуществляет публикацию статей по проблемам философии, психологии и педагогики, а так же широкому спектру исследований в сфере отечественного и зарубежного образования
Проблемы современного образования .— Москва : МПГУ .— 2021 .— №1 .— 264 с. — URL: https://rucont.ru/efd/727164 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Проблемы_современного_образования_№1_2021.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Проблемы_современного_образования_№1_2021.pdf
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор) Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель группы диагностики творчества ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая Кафедрой философии образования философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры общей психологии факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профес сионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина, директор Научно-образовательного центра теории, истории образования и педагогической компаративистики Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», член бюро Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая Кафедрой философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», профессор РАО Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Микешина Л. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Заслуженный деятель науки РФ Милованов К. Ю., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Обухов А. С., кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики» Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, заместитель заведующего Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», профессор департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики» Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор Кафедры математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор Кафедры философии языка и коммуникации, руководитель Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор Кафедры психологии образования Факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, заведующий Кафедрой педагогической психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Проблемы современного образования | № 1 | 2021 | http://pmedu.ru 2
Стр.2
THE EDITORIAL BOARD M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of Preparation of Teaching Staff, Moscow Pedagogical State University (Editor in Chief) D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University I. V. Vachkov, Professor at the General Psychology Department, Psychology Faculty of the the Institute of Social Sciences, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Professor, V. A. Slastyonin Department of Pedagogics and Psychology of Professional Education; Director, Scientific and Educational Center for Theory, History of Education and Pedagogical Comparative Studies, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues of History of Education and Pedagogical Science I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, Rector, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Professor of the Russian Academy of Education I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University L. A. Mikeshina, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University, Honored Science Worker of Russian Federation K. Yu. Milovanov, PhD in History, Senior Researcher at the Laboratory of History of Pedagogy and Education at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education A. S. Obukhov, PhD in Psychology, Associate Professor, leading expert of the Centre for General and Extracurricular Education, Institute of Education, National research university Higher School of Economics A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head, History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Tenured Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow Pedagogical State University A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University Проблемы современного образования | № 1 | 2021 | http://pmedu.ru 3
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США) Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор Кафедры управления проектами ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Ланин Б. А., доктор филологических наук, профессор Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, член президиума РАО THE EDITORIAL COUNCIL N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford University, USA N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow City University Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Dean, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education РЕДАКЦИЯ Выпускающий редактор: Г. В. Альперина Редактор (перевод): М. А. Соколова Дизайн, верстка: Н. И. Лисова EDITORIAL STAFF Executive editor: G. V. Alperina Editor: M. A. Sokolova Design: N. I. Lisova Подписано к публикации 26.02.2021 © МПГУ, 2021 Проблемы современного образования | № 1 | 2021 | http://pmedu.ru 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным специальностям: 13.00.00 – Педагогические науки: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания; 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. 19.00.00 – Психологические науки: 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика; 19.00.04 Медицинская психология; 19.00.05 Социальная психология; 19.00.07 Педагогическая психология. 09.00.00 – Философские науки: 09.00.01 Онтология и теория познания; 09.00.03 История философии; 09.00.08 Философия науки и техники; 09.00.11 Социальная философия. Философские науки 09.00.00 ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Шелковников А. Ю. Проблема психологизма в контексте философского образования .................... 9 Психологические науки 19.00.00 МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Вагарина В. В., Обухов А. С., Филатов А. А., Шариков С. В. Появление системы госпитальных школ как развитие заботы общества о детях, нуждающихся в длительном лечении ................................................................................................................................. 17 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Сапогова Е. Е., Александрова Н. Ю. Стратегии совладания с психологическими последствиями возрастной дискриминации у мужчин и женщин ................................................... 33 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Артеменков С. Л., Богоявленская Д. Б., Жукова Е. С. Интеллектуальная и мотивационная компоненты в лонгитюдном исследовании одаренности .................................. 47 Долганина В. В., Циптаури Т. А. Критерии и уровни формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков ....................................................................................................... 62 Володина С. А., Филиппов С. П. Мотивационная готовность студентов к освоению педагогической деятельности .............................................................................................. 70 Проблемы современного образования | № 1 | 2021 | http://pmedu.ru 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Педагогические науки 13.00.00 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ Рихтер Н. П. Музыкальное образование в церковно-приходских школах России второй половины XIX – начала ХХ века ................................................................................................... 78 Султанбаева К. И. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов в процессе изучения этнопедагогики .................................................................................... 87 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Колосова Е. Б. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья в горизонте жизненных перспектив: постановка проблемы ............................................................................................................ 96 Кислякова М. А., Малыхина О. А. Педагогический потенциал текстовых математических задач в развитии культуры мышления учащихся ................................................ 109 Коновалова Е. В. Формирование гражданской ответственности студентов в учебном процессе ..................................................................................................................................... 120 Иванченко Д. А. Школьная библиотека в условиях цифровой трансформации образования ................................................................................................................................................. 129 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Жадько Н. В. Педагогическая речь как инструмент формирования деятельности и решения задач взаимодействия с участниками на онлайн-занятии ................. 144 Кремнева А. С., Маркова Н. Г., Гумерова М. М. Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент организации работы с обучающимися с признаками одаренности....................................................................................... 152 Рашидова Р. Г., Шодмонова З. Б. Технология обучения игре – важный фактор подготовки будущих профессионалов к профессиональной деятельности ..................................161 Сясина Т. В., Манаков В. М., Маркова Н. В., Федорова Г. Н. Реализация онлайнобучения математике с использованием электронного учебного курса .........................................167 Березняк Ю. Л., Шейхет И. И., Щербакова Т. К., Олешко Т. В., Игнатенко В. З. Дистанционное обучение физике иностранных учащихся подготовительного факультета ....................................................................................................................................................176 Курилкина В. Н. Формирование основ стохастической и информационной компетентностей у студентов исторических направлений ............................................................... 188 Еремина Н. А. Проблемы дидактического сопровождения практикоориентированного обучения дизайнеров одежды в условиях цифровизации образовательного процесса ....................................................................................................................... 195 Махонин Е. В. Применение дистанционного обучения у студентов Орловского государственного института культуры в период пандемии COVID-19 .......................................... 208 Мирошниченко С. А. Обучение домашнему чтению как пропедевтика для обучения аналитическому чтению на французском языке в условиях языкового вуза ............................................................................................................................................. 215 Фонсека А. А. Современный учебник истории как средство развития читательской грамотности учащихся (на примере опыта Сингапура) .......................................... 224 Бочанцева Л. И., Сосновская А. И. Развитие качеств лидера у подростков на тренинговых занятиях в школе .......................................................................................................... 236 СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ Шершнев С. А. Совершенствование системы повышения квалификации учителей России. Новый вектор развития педагогического мастерства ........................................ 249 Проблемы современного образования | № 1 | 2021 | http://pmedu.ru 6
Стр.6
CONTENTS Philosophical Sciences 09.00.00 PHILOSOPHY OF EDUCATION Shelkovnikov A. Yu. The issue of psychologism in the context of philosophical education ..................... 9 Psychological Sciences 19.00.00 MEDICAL PSYCHOLOGY Vagarina V. V., Obukhov A. S., Filatov A. A., Sharikov S V. The emergence of hospital schools as the development of public care for the children in need of long-term treatment ................................................................................................................................... 17 SOCIAL PSYCHOLOGY Sapogova E. E., Aleksandrova N. Yu. Men’s and women’s strategies for copying with the psychological consequences of age discrimination .................................................................... 33 EDUCATIONAL PSYCHOLOGY Artemenkov S. L., Bogoyavlenskaya D. B., Joukova E. S. Intellectual and motivational components in the longitudinal study of giftedness ................................................................................. 47 Dolganina V. V., Tsiptauri T. A. Criteria and levels of forming a favorable sociopsychological climate in a temporary learning group of teenagers......................................................... 62 Volodina S. A., Filippov S. P. Motivational readiness of students to pedagogical activities .................... 70 Проблемы современного образования | № 1 | 2021 | http://pmedu.ru 7
Стр.7
CONTENTS Pedagogical Sciences 13.00.00 MODERNIZATION OF EDUCATION Rikhter Nina P. Music education in parish primary schools of Russia in the second half of the XIX – the beginning of the XX century ..................................................................................... 78 Sultanbaeva K. I. Forming ethnocultural competence of future teachers in the process of studying ethnopedagogy ................................................................................................. 87 NEW RESEARCH IN EDUCATION Kolosova E. B. Individual educational route of a child with special needs towards the life perspectives: presenting the issue ................................................................................... 96 Kislyakova M. A., Malykhina O. А. Educational value of mathematical text problems while developing students’ culture of thinking ....................................................................................... 109 Konovalova Ye. V. Forming students’ civic responsibility in the educational process .......................... 120 Ivanchenko D. A. School library in the context of digital transformation of education ........................ 129 INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION Jadko N. V. Pedagogical speech as a tool to form activities and solve tasks of interaction with participants in online lessons .................................................................................... 144 Kremneva A. S., Markova N. G., Gumerova M. M. Individual educational route as a tool for organizing work with gifted students .................................................................................. 152 Rashidova R. G., Shodmonova Z. B. Game training technology – an important factor of preparing future professionals for professional activity .....................................................................161 Syasina T. V., Manakov V. M., Markova N. V., Fedorova G. N. Implementation of the online learning of mathematics with the use of an electronic training course ..........................167 Bereznyak Yu. L., Sheikhet I. I., Scherbakova T. K., Oleshko T. V., Ignatenko V. Z. Дистанционное обучение физике иностранных учащихся подготовительного факультета ....................................................................................................................................................176 Kurilkina V. N. Forming the bases of stochastic and information competences in students of historical fields ..................................................................................................................... 188 Eremina N. A. On the didactic support of practice-oriented training of fashion designers in the conditions of digitalization of the educational process .............................................. 195 Makhonin E. V. Distance learning for students of the Orel State Institute of Culture during the COVID-19 pandemic ................................................................................................................. 208 Miroshnichenko S. A. Teaching home reading as a propaedeutics for teaching analytical reading in French in a language university ............................................................................ 215 Fonseka A. A. A modern history textbook as a means of developing student reading literacy (based on Singapore experience) .................................................................................................. 224 Bochantseva L. I., Sosnovskaya A. I. Development of leadership qualities in teenagers in training classes at school ........................................................................................................................ 236 YOUNG SCIENTISTS’ VISION Shershnev S. A. Improvement of school teacher qualification system. The new way of development of pedagogical mastery .................................................................................................... 249 Проблемы современного образования | № 1 | 2021 | http://pmedu.ru 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ