С требованиями к предоставляемым материалам
и сопутствующей информацией можно ознакомиться
на сайте журнала
www.prepodavatel-xxi.ru
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом РФ по печати
(Свидетельство ПИ № 7714961 от 03 апреля 2003 г.)
Редакция журнала «Преподаватель XXI век»
117571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: prepodavatel-XXI@inbox.ru
Сайт журнала: www.prepodavatel-xxi.ru
Стр.2
16+
ISSN 2073-9613
20211
часть 1
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Учредитель и издатель:
федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
образования «Московский
педагогический
государственный
университет»
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий
Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
Журнал зарегистрирован
Федеральным агентством
по печати и массовым
коммуникациям РФ.
Свидетельство ПИ № 7714961
от 03 апреля 2003 г.
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
Адрес редакции: 117571,
Москва, пр-т Вернадского,
д. 88, комн. 446
Тел.: +7 (499) 730-38-61,
e-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Сайт журнала:
prepodavatel-xxi.ru
При полной или частичной
перепечатке материалов
ссылка на журнал
«Преподаватель XXI век»
обязательна
Мнение редакционной
коллегии по материалам
дискуссионного характера
может не совпадать
с мнением авторов
Редакционный совет
Каракозов Сергей Дмитриевич (главный редактор), доктор
педагогических наук, профессор, директор Института математики
и информатики МПГУ
Блох Марк Яковлевич, доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой грамматики английского языка МПГУ,
почетный академик Российской академии естественных
наук, почетный академик Международной академии наук
педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич, доктор филологических наук,
профессор, заместитель директора Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО, отделение общего и среднего образования
Левицкий Михаил Львович, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО
Мурын Тереза, доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович, доктор исторических наук,
директор Института российской истории РАН
Попова-Велева Иванка, кандидат филологических наук, кафедра
романистики, Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново
(Болгария)
Рогожин Николай Михайлович, доктор исторических наук,
профессор, директор Центра истории русского феодализма
Института российской истории РАН
Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО; директор Института педагогики,
психологии и социологии Сибирского федерального университета
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института образовательной информатики
ФИЦ «Информатика и управление» Российской академии наук
Уваров Павел Юрьевич, доктор исторических наук,
профессор, член-корреспондент РАН, заведующий Отделом
западноевропейского средневековья и раннего нового времени
Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович, доктор исторических наук, академик
РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген, доктор философии, профессор, кафедра
истории философии, Университет Мартина Лютера,
Галле-Виттенберг (Германия)
© МПГУ, 2021
Стр.3
Редакционная коллегия
Воробьева Ольга Владимировна (ответственный редактор), кандидат исторических наук, ведущий
научный сотрудник Отдела историко-теоретических исследований Института всеобщей истории РАН;
доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания Российского государственного гуманитарного
университета; член правления Российского общества интеллектуальной истории
Бойко Светлана Сергеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской
литературы новейшего времени Института филологии и истории Российского государственного
гуманитарного университета
Бубнова Ирина Александровна, доктор филологических наук, кандидат психологических наук,
профессор, заведующий кафедрой зарубежной филологии Института филологии Московского
городского педагогического университета
Брейтигам Элеонора Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры
и методики обучения математике Алтайского государственного педагогического университета
Веряев Анатолий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных
технологий Алтайского государственного педагогического университета; профессор кафедры педагогики
высшей школы и информационных образовательных технологий Алтайского государственного университета
Гвоздецкая Наталья Юрьевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английской
филологии Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета
Гончаров Михаил Анатольевич, доктор педагогических наук, директор Института «Высшая школа
образования» Московского педагогического государственного университета; доцент, член бюро
Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки
Грифцова Ирина Николаевна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного
университета
Канторович Анатолий Робертович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой
археологии исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Катханова Юлия Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна
и медиатехнологий в искусстве Института изящных искусств Московского педагогического
государственного университета
Колесникова Светлана Михайловна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета
Маловичко Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории
Государственного гуманитарно-технологического университета, руководитель научно-образовательного
центра «Новая локальная история»; профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания
Российского государственного гуманитарного университета; член правления Российского общества
интеллектуальной истории
Николаи Федор Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Николина Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка
Института филологии Московского педагогического государственного университета
Никулина Елена Александровна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
фонетики и лексики английского языка Института иностранных языков Московского педагогического
государственного университета
Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления
образовательными системами им. Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования
Московского педагогического государственного университета
Рыжова Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Института содержания и методов обучения Российской академии образования
Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, проректор по учебнометодической
работе, заведующий кафедрой русской литературы Института филологии Московского
педагогического государственного университета, член Союза журналистов РФ
Хазина Анна Васильевна, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Цибульникова Виктория Евгеньевна, кандидат педагогических наук, помощник заместителя
руководителя Рособрнадзора; доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования
имени академика РАО В.А. Сластёнина Московского педагогического государственного университета
Шутикова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
общеобразовательных дисциплин Академии социального управления
Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методики
преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического государственного
университета
Дизайнер: Н.И. Лисова
Стр.4
ISSN 2073-9613
20211
vol. 1
The journal was founded in 2003
Published quarterly
Issued in 2 volumes
Founder and Publisher:
Federal State Budgetary
Educational Institution of
Higher Education “Moscow
Pedagogical State University”
Journal is included by Higher
Attestation Commission of RF
in the List of leading peerreviewed
scientific editions,
published in the Russian
Federation
The Journal is registered in
the State Press Committee
of the Russian Federation
Certificate of registration ПИ
№ 77-14961 of April 03, 2003
Subscription index in the
United Catalogue «Pressa
Rossii» – 85009
Address: 119571, Moscow,
Vernadskogo avenue, 88,
office 446
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Website: prepodavatel-xxi.ru
Editor’s views may differ from
the authors’ opinions
In case of partial or complete
reproduction of the journal
materials, the reference
to “Prepodavatel XXI vek”
journal is mandatory
Editorial Council
Sergey D. Karakozov (Editor-in-Chief), ScD in Pedagogy, Professor,
Director, Institute of Mathematics and Computer Science, Moscow
Pedagogical State University
Mark Ya. Bloch, ScD in Philology, Professor, Chairman, English
grammar Department, Moscow Pedagogical State University, Honorary
Member of Russian Academy of Natural Sciences, Honorary Member
of International Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD in Philology, Professor, Deputy Director,
Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education, Department of General and Secondary
Education
Mikhail L. Levitsky, ScD in Pedagogy, Professor, Academician, Russian
Academy of Education
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor in French Philology, Krakow
Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD in History, Director, Institute of Russian History,
Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology, Romance Philology
Department, St Cyril and St Methodius University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD in History, Professor, Director, Center
of Russian Feudalism History, Institute of Russian History, Russian
Academy of Sciences
Olga G. Smolyaninova, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education; Director, Institute of Education,
Psychology and Sociology, Siberian Federal University
Jurgen Stoltzenberg (Germany), ScD in Philosophy, Professor, History
of Philosophy Department, Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher,
Institute of Educational Informatics, Federal Research Center
“Informatics and Management”, Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD in History, Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department of West
European Middle Ages and Early Modern Times, Institute of World
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, ScD in History, Academician, Russian
Academy of Sciences, Academic Director, Institute of World History,
Russian Academy of Sciences
© MPGU, 2021
Стр.5
Editorial Board
Olga V. Vorobyova (Executive Editor), PhD in History, Leading Researcher, Department of Historical
and Theoretical Research, Institute of World History, Russian Academy of Sciences; Associate Professor, History
and Theory of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Academic
Secretary, Russian Society of Intellectual History
Svetlana S. Boiko, ScD in Philology, Professor, Modern Russian Literature Department, Institute of Philology
and History, Russian State University for the Humanities
Irina A. Bubnova, ScD in Philology, PhD in Psychology, Professor, Chairperson, Foreign Philology Department,
Institute of Philology, Moscow City Pedagogical University
Eleonora K. Breitigam, ScD in Pedagogy, Professor, Department of Algebra and Mathematics Teaching
Methods, Altai State Pedagogical University
Anatoly A. Veryaev, ScD in Pedagogy, Professor, Information Technologies Department, Altai State
Pedagogical University; Professor, Higher School of Pedagogy and Information Educational Technologies
Department, Altai State University
Mikhail A. Goncharov, ScD in Pedagogy, Professor, Director, Institute “Higher School of Education”, Moscow
Pedagogical State University; Associate Professor, Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues
of History of Education and Pedagogical Science
Irina N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Chairperson, Philosophy Department, Institute of Social
and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya Y. Gvozdetskaya, ScD in Philology, Professor, Chairperson, English Philology Department, Institute
of Philology and History, Russian State University for the Humanities
Anatolii R. Kantorovich, ScD in History, Professor, Chairperson, Archeology Department, Historical Faculty,
M.V. Lomonosov Moscow State University
Yulia F. Kathanova, ScD in Pedagogy, Professor, Design and Media Technologies in Art Department, Institute
of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University
Svetlana M. Kolesnikova, ScD in Philology, Professor, Chairperson, Russian Language Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University
Sergey I. Malovichko, ScD in History, Professor, History Department, State Humanitarian-Technological
University, Head of the Scientific and Educational Center “New Local History”; Professor, Theory and History
of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Member of the Board
of the Russian Society of Intellectual History
Fyodor V. Nikolai, PhD in History, Associate Professor, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Natalya N. Nikolina, PhD in Philology, Professor, Russian Language Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University
Elena A. Nikulina, ScD in Philology, Professor, Chairperson, English Phonetics and Lexicology Department,
Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University
Olga P. Osipova, ScD in Pedagogy, Professor, T.I. Shamova Department of Educational Systems Management,
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya I. Ryzhova, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher, Institute of Contents and Teaching Methods,
Russian Academy of Education
Lyudmila A. Trubina, ScD in Philology, Professor, Vice-Rector of Training Development, Moscow Pedagogical
State University; Honorary Worker of Higher Education, Member of the Russian Union of Journalists
Anna V. Khazina, PhD in History, Chairperson, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Viktoria E. Tsibulnikova, PhD in Pedagogy, Assistant to the Deputy Head of Federal Service for Supervision
in Education and Science (Rosobrnadzor), Associate Professor, V.A. Slastyonin Department of Pedagogics
and Psychology of Professional Education, Moscow Pedagogical State University
Margarita I. Shutikova, ScD in Pedagogy, Professor, General Education Disciplines Department, Academy
of Public Administration
Vladislav D. Yanchenko, ScD in Pedagogy, Professor, Chairperson, Department of Russian Language Teaching
Methods, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
Designer N.I. Lisova
Подписано в печать 30.03.2021.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз.
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено
в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20;
10.02.22)
13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08)
07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.03; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10;
07.00.15)
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Актуальные проблемы образования
Каракозов С.Д., Ковалев Е.Е., Маняхина В.Г., Муравьева О.В.,
Никифорова А.В., Смотряева К.С. Проблемы и результаты
вынужденного перехода на дистанционное обучение студентов
и преподавателей (институт математики и информатики МПГУ)
Кадзоева Т.М. Учебник новейшей отечественной истории:
проектирование модели для современной школы
Педагогика профессионального образования
Ноздров П.А. Сравнительный анализ международных программ
и экзаменов по истории: International Baccalaureate (IB), Cambridge
Assessment International Education (CAIE), College Board
Advanced Placement (AP)
Фомин М.А. Взгляд на билингвальное образование, основанный
на опыте работы в двух колумбийских университетах
Исаков В.Н. Особенности организации образовательной среды
при преподавании технических и естественнонаучных дисциплин в вузе
Кобзарь А.Н., Подвойская Н.Л. Анализ мотивации и ценностных
ориентаций будущих специалистов в процессе изучения непрофильных
дисциплин в вузе
Васев Д.В. Актуализация потенциала культуры чтения при подготовке
специалистов в высшей школе
Содержание и технологии образования
Баженова И.В., Клунникова М.М., Пак Н.И. Методическая система
организации учебного процесса на основе кластера дисциплин
Павлова И.В., Потапов А.А. Опыт разработки лабораторных стендов
студентами в рамках проектного обучения
Глотова А.В. Организация групповой работы студентов в условиях
онлайн-обучения в системе высшей школы
Шутикова М.И., Матвеева В.А. Метод сквозных задач
при формировании ИКТ-компетентности у будущих учителей
начальных классов
Безуглова М.С., Дымова Т.В., Шарова И.С. Опыт использования
квест-технологий для повышения мотивации к обучению студентов
географического профиля в высшей школе
95
114
122
133
141
36
49
56
67
84
5
11
24
1 / 2021
Преподаватель XXВЕК
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Язык и образование
Ружицкий И.В., Мартыненко Ю.Б. Типы речевых заданий
при изучении русских антропонимов в иностранной аудитории
(функционально-коммуникативный подход)
Соколова Г.Е. Особенности интерактивного обучения русскому языку
как иностранному на занятиях по развитию устной и письменной речи
Галебанди Сейеде Сафура, Ибрагимшарифи Шлер. Трудности
персоязычных студентов при изучении и употреблении русских
личных имен
Ван Юэхань. К вопросу о системе упражнений и заданий по обучению
говорению китайских учащихся на основе интернет-ресурсов
Образование и художественное творчество
Зубрилин К.М., Раздобарина Л.А., Никишова Н.А. Особенности
художественного образования в Китае на примере совместной
образовательной программы реализуемой в Московском
институте искусств
Салтыкова Г.М. Организация и результаты научно-исследовательской
работы студентов направления подготовки «Дизайн»
Еремина Н.А. Особенности формирования экологической
компетентности бакалавров дизайна в контексте социальноэкологических
проблем
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
6
История образования
Чернецкий В.Н. Кратковременные педагогические курсы
для учителей церковно-приходских школ Таврической епархии:
конец XIX – начало XX века
Демьянов К.В., Метель О.В. Формирование кадрового состава
исторических факультетов вузов Западной Сибири во второй половине
1930-х – начале 1950-х годов (на материалах Омска и Новосибирска)
В мире социальной и культурной истории
Мойса А.А., Ростиславлева Н.В. Лютер и Кранах: изобразительное
искусство в рамках немецкой Реформации
Надехина Ю.П. В М Дорошевич в мире московской журналистики
рубежа XIX–XX веков
Морова О.В. Забастовка рабочих на фабрике В Морозова 7 октября
1897 года (опыт реконструкции события)
257
270
281
231
245
191
198
208
156
168
176
184
Преподаватель XXВЕК
1 / 2021
Стр.8
СОДЕРЖАНИЕ
Филологические науки
Языкознание (10.02.00)
Теория языка
Топорков П.Е. Безличность и категория состояния как проблемы
синхронической и диахронической лингвистики
Лексикология и фразеология
Передерий Е.Б. Испанская фразеология в современном
лексикографическом освещении
Кузина М.А. Экзотизация vs деэкзотизация кулинарной лексики
в художественной литературе (на примере романов Дж Харрис
и Ч Б Дивакаруни)
Пешехонова Е.С. Оценка внешности как инструмент создания образа
политика-женщины в современной американской прессе
Когнитивистика
Дадаева А.Р. Анализ лингвокультурных особенностей концепта «честь/
совесть» на материале русского, немецкого и чеченского языков
Морозова Н.Н. Метафорические карты концепта «дом» в современном
английском языке
Грамматика и проблемы перевода
Горбачевская С.И., Леонтьева В.А. Феномен изоморфизма в системе
модальных глаголов немецкого языка
Жорж Т.К. К вопросу о множественности переводов: неисчерпаемость
испаноязычных интерпретаций K*** (Я помню чудное мгновенье...)
Мунтасыра абдур-Рахман Хамидь аль-рикаби, Хишам Али
Хуссейн. Структура деепричастий русского языка: специфика
грамматического значения состояния
Фоностилистика, риторика, прагматика
Джураева Ю.А. Особенности использования фонетических средств
в кинодискурсе (на материале жанра фэнтези)
Гумовская Г.Н., Никонов А.А. Особенности использования
экспрессивных средств в синхронном и аналитическом комментарии
в британском футбольном репортаже
Аксюхин Н.А., Фрейдина Е.Л. Прагматико-дискурсивные свойства
англоязычного делового дискурса в формате онлайн конференции
Лингводидактика
Погорецкая О.А. Манипулятивные техники в итальянском
политическом дискурсе в аспекте преподавания профессионально
ориентированного перевода на старших курсах в высшей школе
Горобинская Н.В. К вопросу об отборе информационных ресурсов
сети интернет на иностранном языке в образовательных целях:
учет авторского права
424
434
395
404
416
354
366
385
7
334
344
303
313
326
291
1 / 2021
Преподаватель XXВЕК
Стр.9
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Modern Education Issues
Karakozov S.D., Kovalev E.E., Manyakhina V.G., Muravyova O.V.,
Nikiforova A.V., Smotryaeva K.S. Problems and Results of Forced
Transition to Distance Learning of Students and Teachers (Institute
of Mathematics and Computer Science, Moscow Pedagogical State University)
Kadzoeva T.М. A Textbook of Contamporary Russian History: Designing
a Model for a Modern School
Profession Education Pedagogy
Nozdrov P.A. Comparative Analysis of International Programs
and Examinations in History: International Baccalaureate (IB), Cambridge
Assessment International Education (CAIE), College Board Advanced
Placement (AP)
Fomin M.A. A perspective on Bilingual Education Based on Experience
of Working in Two Colombian Universities
Isakov V.N. Features of Arranging the Educational Environment
when Teaching Technical and Natural Science Disciplines in Higher
Education Institutions
Educational Topics and Techniques
8
Kobzar A.N., Podvoyskaya N.L. Analysis of Motivation and Value
Orientations of Future Specialists in the Process of Studying Non-Profile
Disciplines at the University
Vasev D.V. Actualising the Potential of Reading Culture when Training
Specialists in Higher Education Institutions
Bazhenova I.V., Klunnikova M.M., Pak N.I. Organization of the Educational
Process Based on the Cluster of Disciplines
Pavlova I.V., Potapov A.A. Experience of Students in Developing
Laboratory Stands within the Framework of Project Based Learning
Glotova A.V. The Issues of Online Group Learning in Higher Education
Shutikova M.I., Matveeva V.A. The Method of Cross-Cutting Tasks
in the Formation of ICT Competence in Future Primary School Teachers
Bezuglova M.S., Dymova T.V., Sharova I.S. Experience in Using Quest
Technologies to Increase the Motivation of Geographical Students to Study
in Higher Education
67
84
95
114
122
133
141
36
49
56
11
24
Преподаватель XXВЕК
1 / 2021
Стр.10
CONTENTS
Language and Education
Ruzhitskiy I.V., Martynenko Yu.B. Types of Speech Tasks when Studying
Russian Anthroponyms in a Foreign Audience (Functional-Communicative
Approach)
Sokolova G.E. Features of Interactive Teaching of Russian as a Foreign
Language in Classes on the Development of Oral and Written Speech
Ghalebandi Seyedeh Safoora, Shler Ebrahimsharifi. Difficulties
for Persian Language Students when Studying and Using Special
Russian Names
Wang Yuehan. To the Question about the System of Exercises
and Tasks for Teaching the Speaking of Chinese Students on the Basis
of Internet Resources
Education and Arts
Zubrilin K. M., Razdobarina L.A. Features of the Joint Educational Program
Implementation (Russia-China)
Saltykova G.M. Organization and Results of Research Work of Students
in the Training Direction “Design”
Eremina N.A. Features of Forming Environmental Competence of Bachelors
of Design in the Context of Social and Ecological Problems
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
History of Education
Chernetsky V.N. Short-Term Pedagogical Courses for Parochial School
Teachers in the Tauris Diocese in the Late XIX – Early XX Century
Demyanov K.V., Metel O.V. Formation of Staff at History Departments
in Western Siberia Higher Education Institutions in the Second Half of the
1930th and the Early 1950th (On the Materials of Omsk and Novosibirsk)
In the Field of Social and Culture History
Mojsa A.A., Rostislavleva N.V. Luther and Cranach: the Visual Arts
in the Framework of the German Reformation
Nadekhina Yu.P. V M Doroshevich in the World of Moscow Journalism
at the Turn of the XIX–XX centuries
Morova O.V. The Workers’ Strike at the Factory of Vikula Morozov’s
Partnership on October the 7th, 1897 (An Experience of Historical
Reconstruction)
257
270
281
231
245
9
191
198
208
156
168
176
184
1 / 2021
Преподаватель XXВЕК
Стр.11
CONTENTS
Linguistics
Language Theory
Toporkov P.Eu. Impersonality and the Category of State as Problems
of Synchronic and Diachronic Linguistics
Lexicology and Phraseology
Perederiy E.B. Spanish Phraseology in Modern Lexicographic Coverage
Kuzina M.A. Culinary Terms for Ethnic Food in Belles-Lettres (In the Novels
by Joanne Harris and Chitra Banerjee Divakaruni)
Peshekhonova E.S. Appearance Assessment as a Tool for Creating
a Certain Image of a Female Politician in Modern American Press
Cognitive Linguistics
Dadaeva A.R. Analysis of Linguistic and Cultural Features of the Concept
“Honor/Conscience” Based on Russian, German and Chechen Languages
Morozova N.N. Metaphorical Mappings of the Concept “Home”
in Contemporary English
Grammar and Translation
Gorbachevskaya S.I., Leontyeva V.A. Isomorphism in the System
of German Modal Verbs
George T.K. To the Question of Multiple Translations: the Infinity of Hispanic
Interpretations of K *** (I Remember a Wonderful Moment...)
Muntasyra Abdur-Rahman Hamid al-Rikabi, Hisham Ali Hussein.
The Structure of Russian Participles: Special Features of the Grammar
Meaning of State
10
Phonostylistics, Rhetoric, Pragmatics
Dzhuraeva Yu.A. Specifics of Phonetic Means Used in Film Discourse
(On the Material of Fantasy Genre)
Gumovskaya G.N., Nikonov A.A. The Peculiarities of the Use
of Expressive Means in Play-By-Play and Colour-Adding Commentary
in British Football Broadcasts
Aksyukhin N.A., Freydina E.L. Pragmatic and Discursive Properties
of the English Language Business Discourse in the Form of Online
Conference
Linguodidactics
Pogoretskaya O.A. Manipulative Techniques in Italian Political Discourse
in the Context of Teaching Professionally Oriented Translation in the Senior
Years of University Studies
Gorobinskaya N.V. Selecting Internet Resources in Foreign Languages
for Learning Purposes: Copyright Issues
424
434
395
404
416
354
366
385
334
344
291
303
313
326
Преподаватель XXВЕК
1 / 2021
Стр.12
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХ ВЕК
I
Общероссийский
журнал
о мире образования
1 / 2021
часть 2
I
Стр.223
С требованиями к предоставляемым материалам
и сопутствующей информацией можно ознакомиться
на сайте журнала
www.prepodavatel-xxi.ru
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом РФ по печати
(Свидетельство ПИ № 7714961 от 03 апреля 2003 г.)
Редакция журнала «Преподаватель XXI век»
117571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: prepodavatel-XXI@inbox.ru
Сайт журнала: www.prepodavatel-xxi.ru
Стр.224
16+
ISSN 2073-9613
20211
часть 2
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Учредитель и издатель:
федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
образования «Московский
педагогический
государственный
университет»
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий
Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
Журнал зарегистрирован
Федеральным агентством
по печати и массовым
коммуникациям РФ.
Свидетельство ПИ № 7714961
от 03 апреля 2003 г.
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
Адрес редакции: 117571,
Москва, пр-т Вернадского,
д. 88, комн. 446
Тел.: +7 (499) 730-38-61,
e-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Сайт журнала:
prepodavatel-xxi.ru
При полной или частичной
перепечатке материалов
ссылка на журнал
«Преподаватель XXI век»
обязательна
Мнение редакционной
коллегии по материалам
дискуссионного характера
может не совпадать
с мнением авторов
Редакционный совет
Каракозов Сергей Дмитриевич (главный редактор), доктор
педагогических наук, профессор, директор Института математики
и информатики МПГУ
Блох Марк Яковлевич, доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой грамматики английского языка МПГУ,
почетный академик Российской академии естественных
наук, почетный академик Международной академии наук
педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич, доктор филологических наук,
профессор, заместитель директора Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО, отделение общего и среднего образования
Левицкий Михаил Львович, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО
Мурын Тереза, доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович, доктор исторических наук,
директор Института российской истории РАН
Попова-Велева Иванка, кандидат филологических наук, кафедра
романистики, Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново
(Болгария)
Рогожин Николай Михайлович, доктор исторических наук,
профессор, директор Центра истории русского феодализма
Института российской истории РАН
Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО; директор Института педагогики,
психологии и социологии Сибирского федерального университета
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института образовательной информатики
ФИЦ «Информатика и управление» Российской академии наук
Уваров Павел Юрьевич, доктор исторических наук,
профессор, член-корреспондент РАН, заведующий Отделом
западноевропейского средневековья и раннего нового времени
Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович, доктор исторических наук, академик
РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген, доктор философии, профессор, кафедра
истории философии, Университет Мартина Лютера,
Галле-Виттенберг (Германия)
© МПГУ, 2021
Стр.225
Редакционная коллегия
Воробьева Ольга Владимировна (ответственный редактор), кандидат исторических наук, ведущий
научный сотрудник Отдела историко-теоретических исследований Института всеобщей истории РАН;
доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания Российского государственного гуманитарного
университета; член правления Российского общества интеллектуальной истории
Бойко Светлана Сергеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской
литературы новейшего времени Института филологии и истории Российского государственного
гуманитарного университета
Бубнова Ирина Александровна, доктор филологических наук, кандидат психологических наук,
профессор, заведующий кафедрой зарубежной филологии Института филологии Московского
городского педагогического университета
Брейтигам Элеонора Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры
и методики обучения математике Алтайского государственного педагогического университета
Веряев Анатолий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных
технологий Алтайского государственного педагогического университета; профессор кафедры педагогики
высшей школы и информационных образовательных технологий Алтайского государственного университета
Гвоздецкая Наталья Юрьевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английской
филологии Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета
Гончаров Михаил Анатольевич, доктор педагогических наук, директор Института «Высшая школа
образования» Московского педагогического государственного университета; доцент, член бюро
Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки
Грифцова Ирина Николаевна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного
университета
Канторович Анатолий Робертович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой
археологии исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Катханова Юлия Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна
и медиатехнологий в искусстве Института изящных искусств Московского педагогического
государственного университета
Колесникова Светлана Михайловна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета
Маловичко Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории
Государственного гуманитарно-технологического университета, руководитель научно-образовательного
центра «Новая локальная история»; профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания
Российского государственного гуманитарного университета; член правления Российского общества
интеллектуальной истории
Николаи Федор Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Николина Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка
Института филологии Московского педагогического государственного университета
Никулина Елена Александровна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
фонетики и лексики английского языка Института иностранных языков Московского педагогического
государственного университета
Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления
образовательными системами им. Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования
Московского педагогического государственного университета
Рыжова Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Института содержания и методов обучения Российской академии образования
Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, проректор по учебнометодической
работе, заведующий кафедрой русской литературы Института филологии Московского
педагогического государственного университета, член Союза журналистов РФ
Хазина Анна Васильевна, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Цибульникова Виктория Евгеньевна, кандидат педагогических наук, помощник заместителя
руководителя Рособрнадзора; доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования
имени академика РАО В.А. Сластёнина Московского педагогического государственного университета
Шутикова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
общеобразовательных дисциплин Академии социального управления
Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методики
преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического государственного
университета
Дизайнер: Н.И. Лисова
Стр.226
ISSN 2073-9613
20211
vol. 2
The journal was founded in 2003
Published quarterly
Issued in 2 volumes
Founder and Publisher:
Federal State Budgetary
Educational Institution of
Higher Education “Moscow
Pedagogical State University”
Journal is included by Higher
Attestation Commission of RF
in the List of leading peerreviewed
scientific editions,
published in the Russian
Federation
The Journal is registered in
the State Press Committee
of the Russian Federation
Certificate of registration ПИ
№ 77-14961 of April 03, 2003
Subscription index in the
United Catalogue «Pressa
Rossii» – 85009
Address: 119571, Moscow,
Vernadskogo avenue, 88,
office 446
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Website: prepodavatel-xxi.ru
Editor’s views may differ from
the authors’ opinions
In case of partial or complete
reproduction of the journal
materials, the reference
to “Prepodavatel XXI vek”
journal is mandatory
Editorial Council
Sergey D. Karakozov (Editor-in-Chief), ScD in Pedagogy, Professor,
Director, Institute of Mathematics and Computer Science, Moscow
Pedagogical State University
Mark Ya. Bloch, ScD in Philology, Professor, Chairman, English
grammar Department, Moscow Pedagogical State University, Honorary
Member of Russian Academy of Natural Sciences, Honorary Member
of International Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD in Philology, Professor, Deputy Director,
Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education, Department of General and Secondary
Education
Mikhail L. Levitsky, ScD in Pedagogy, Professor, Academician, Russian
Academy of Education
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor in French Philology, Krakow
Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD in History, Director, Institute of Russian History,
Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology, Romance Philology
Department, St Cyril and St Methodius University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD in History, Professor, Director, Center
of Russian Feudalism History, Institute of Russian History, Russian
Academy of Sciences
Olga G. Smolyaninova, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education; Director, Institute of Education,
Psychology and Sociology, Siberian Federal University
Jurgen Stoltzenberg (Germany), ScD in Philosophy, Professor, History
of Philosophy Department, Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher,
Institute of Educational Informatics, Federal Research Center
“Informatics and Management”, Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD in History, Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department of West
European Middle Ages and Early Modern Times, Institute of World
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, ScD in History, Academician, Russian
Academy of Sciences, Academic Director, Institute of World History,
Russian Academy of Sciences
© MPGU, 2021
Стр.227
Editorial Board
Olga V. Vorobyova (Executive Editor), PhD in History, Leading Researcher, Department of Historical
and Theoretical Research, Institute of World History, Russian Academy of Sciences; Associate Professor, History
and Theory of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Academic
Secretary, Russian Society of Intellectual History
Svetlana S. Boiko, ScD in Philology, Professor, Modern Russian Literature Department, Institute of Philology
and History, Russian State University for the Humanities
Irina A. Bubnova, ScD in Philology, PhD in Psychology, Professor, Chairperson, Foreign Philology Department,
Institute of Philology, Moscow City Pedagogical University
Eleonora K. Breitigam, ScD in Pedagogy, Professor, Department of Algebra and Mathematics Teaching
Methods, Altai State Pedagogical University
Anatoly A. Veryaev, ScD in Pedagogy, Professor, Information Technologies Department, Altai State
Pedagogical University; Professor, Higher School of Pedagogy and Information Educational Technologies
Department, Altai State University
Mikhail A. Goncharov, ScD in Pedagogy, Professor, Director, Institute “Higher School of Education”, Moscow
Pedagogical State University; Associate Professor, Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues
of History of Education and Pedagogical Science
Irina N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Chairperson, Philosophy Department, Institute of Social
and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya Y. Gvozdetskaya, ScD in Philology, Professor, Chairperson, English Philology Department, Institute
of Philology and History, Russian State University for the Humanities
Anatolii R. Kantorovich, ScD in History, Professor, Chairperson, Archeology Department, Historical Faculty,
M.V. Lomonosov Moscow State University
Yulia F. Kathanova, ScD in Pedagogy, Professor, Design and Media Technologies in Art Department, Institute
of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University
Svetlana M. Kolesnikova, ScD in Philology, Professor, Chairperson, Russian Language Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University
Sergey I. Malovichko, ScD in History, Professor, History Department, State Humanitarian-Technological
University, Head of the Scientific and Educational Center “New Local History”; Professor, Theory and History
of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Member of the Board
of the Russian Society of Intellectual History
Fyodor V. Nikolai, PhD in History, Associate Professor, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Natalya N. Nikolina, PhD in Philology, Professor, Russian Language Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University
Elena A. Nikulina, ScD in Philology, Professor, Chairperson, English Phonetics and Lexicology Department,
Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University
Olga P. Osipova, ScD in Pedagogy, Professor, T.I. Shamova Department of Educational Systems Management,
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya I. Ryzhova, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher, Institute of Contents and Teaching Methods,
Russian Academy of Education
Lyudmila A. Trubina, ScD in Philology, Professor, Vice-Rector of Training Development, Moscow Pedagogical
State University; Honorary Worker of Higher Education, Member of the Russian Union of Journalists
Anna V. Khazina, PhD in History, Chairperson, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Viktoria E. Tsibulnikova, PhD in Pedagogy, Assistant to the Deputy Head of Federal Service for Supervision
in Education and Science (Rosobrnadzor), Associate Professor, V.A. Slastyonin Department of Pedagogics
and Psychology of Professional Education, Moscow Pedagogical State University
Margarita I. Shutikova, ScD in Pedagogy, Professor, General Education Disciplines Department, Academy
of Public Administration
Vladislav D. Yanchenko, ScD in Pedagogy, Professor, Chairperson, Department of Russian Language Teaching
Methods, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
Designer N.I. Lisova
Подписано в печать 30.03.2021.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз.
Стр.228
СОДЕРЖАНИЕ
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено
в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20;
10.02.22)
13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08)
07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.03; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10;
07.00.15)
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Актуальные проблемы образования
Каракозов С.Д., Ковалев Е.Е., Маняхина В.Г., Муравьева О.В.,
Никифорова А.В., Смотряева К.С. Проблемы и результаты
вынужденного перехода на дистанционное обучение студентов
и преподавателей (институт математики и информатики МПГУ)
Кадзоева Т.М. Учебник новейшей отечественной истории:
проектирование модели для современной школы
Педагогика профессионального образования
Ноздров П.А. Сравнительный анализ международных программ
и экзаменов по истории: International Baccalaureate (IB), Cambridge
Assessment International Education (CAIE), College Board
Advanced Placement (AP)
Фомин М.А. Взгляд на билингвальное образование, основанный
на опыте работы в двух колумбийских университетах
Исаков В.Н. Особенности организации образовательной среды
при преподавании технических и естественнонаучных дисциплин в вузе
Кобзарь А.Н., Подвойская Н.Л. Анализ мотивации и ценностных
ориентаций будущих специалистов в процессе изучения непрофильных
дисциплин в вузе
Васев Д.В. Актуализация потенциала культуры чтения при подготовке
специалистов в высшей школе
Содержание и технологии образования
Баженова И.В., Клунникова М.М., Пак Н.И. Методическая система
организации учебного процесса на основе кластера дисциплин
Павлова И.В., Потапов А.А. Опыт разработки лабораторных стендов
студентами в рамках проектного обучения
Глотова А.В. Организация групповой работы студентов в условиях
онлайн-обучения в системе высшей школы
Шутикова М.И., Матвеева В.А. Метод сквозных задач
при формировании ИКТ-компетентности у будущих учителей
начальных классов
Безуглова М.С., Дымова Т.В., Шарова И.С. Опыт использования
квест-технологий для повышения мотивации к обучению студентов
географического профиля в высшей школе
95
114
122
133
141
36
49
56
67
84
225
11
24
1 / 2021
Преподаватель XXВЕК
Стр.229
СОДЕРЖАНИЕ
Язык и образование
Ружицкий И.В., Мартыненко Ю.Б. Типы речевых заданий
при изучении русских антропонимов в иностранной аудитории
(функционально-коммуникативный подход)
Соколова Г.Е. Особенности интерактивного обучения русскому языку
как иностранному на занятиях по развитию устной и письменной речи
Галебанди Сейеде Сафура, Ибрагимшарифи Шлер. Трудности
персоязычных студентов при изучении и употреблении русских
личных имен
Ван Юэхань. К вопросу о системе упражнений и заданий по обучению
говорению китайских учащихся на основе интернет-ресурсов
Образование и художественное творчество
Зубрилин К.М., Раздобарина Л.А., Никишова Н.А. Особенности
художественного образования в Китае на примере совместной
образовательной программы реализуемой в Московском
институте искусств
Салтыкова Г.М. Организация и результаты научно-исследовательской
работы студентов направления подготовки «Дизайн»
Еремина Н.А. Особенности формирования экологической
компетентности бакалавров дизайна в контексте социальноэкологических
проблем
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
226
История образования
Чернецкий В.Н. Кратковременные педагогические курсы
для учителей церковно-приходских школ Таврической епархии:
конец XIX – начало XX века
Демьянов К.В., Метель О.В. Формирование кадрового состава
исторических факультетов вузов Западной Сибири во второй половине
1930-х – начале 1950-х годов (на материалах Омска и Новосибирска)
В мире социальной и культурной истории
Мойса А.А., Ростиславлева Н.В. Лютер и Кранах: изобразительное
искусство в рамках немецкой Реформации
Надехина Ю.П. В М Дорошевич в мире московской журналистики
рубежа XIX–XX веков
Морова О.В. Забастовка рабочих на фабрике В Морозова 7 октября
1897 года (опыт реконструкции события)
257
270
281
231
245
191
198
208
156
168
176
184
Преподаватель XXВЕК
1 / 2021
Стр.230
СОДЕРЖАНИЕ
Филологические науки
Языкознание (10.02.00)
Теория языка
Топорков П.Е. Безличность и категория состояния как проблемы
синхронической и диахронической лингвистики
Лексикология и фразеология
Передерий Е.Б. Испанская фразеология в современном
лексикографическом освещении
Кузина М.А. Экзотизация vs деэкзотизация кулинарной лексики
в художественной литературе (на примере романов Дж Харрис
и Ч Б Дивакаруни)
Пешехонова Е.С. Оценка внешности как инструмент создания образа
политика-женщины в современной американской прессе
Когнитивистика
Дадаева А.Р. Анализ лингвокультурных особенностей концепта «честь/
совесть» на материале русского, немецкого и чеченского языков
Морозова Н.Н. Метафорические карты концепта «дом» в современном
английском языке
Грамматика и проблемы перевода
Горбачевская С.И., Леонтьева В.А. Феномен изоморфизма в системе
модальных глаголов немецкого языка
Жорж Т.К. К вопросу о множественности переводов: неисчерпаемость
испаноязычных интерпретаций K*** (Я помню чудное мгновенье...)
Мунтасыра абдур-Рахман Хамидь аль-рикаби, Хишам Али
Хуссейн. Структура деепричастий русского языка: специфика
грамматического значения состояния
Фоностилистика, риторика, прагматика
Джураева Ю.А. Особенности использования фонетических средств
в кинодискурсе (на материале жанра фэнтези)
Гумовская Г.Н., Никонов А.А. Особенности использования
экспрессивных средств в синхронном и аналитическом комментарии
в британском футбольном репортаже
Аксюхин Н.А., Фрейдина Е.Л. Прагматико-дискурсивные свойства
англоязычного делового дискурса в формате онлайн конференции
Лингводидактика
Погорецкая О.А. Манипулятивные техники в итальянском
политическом дискурсе в аспекте преподавания профессионально
ориентированного перевода на старших курсах в высшей школе
Горобинская Н.В. К вопросу об отборе информационных ресурсов
сети интернет на иностранном языке в образовательных целях:
учет авторского права
424
434
395
404
416
354
366
385
227
334
344
303
313
326
291
1 / 2021
Преподаватель XXВЕК
Стр.231
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Modern Education Issues
Karakozov S.D., Kovalev E.E., Manyakhina V.G., Muravyova O.V.,
Nikiforova A.V., Smotryaeva K.S. Problems and Results of Forced
Transition to Distance Learning of Students and Teachers (Institute
of Mathematics and Computer Science, Moscow Pedagogical State University)
Kadzoeva T.М. A Textbook of Contamporary Russian History: Designing
a Model for a Modern School
Profession Education Pedagogy
Nozdrov P.A. Comparative Analysis of International Programs
and Examinations in History: International Baccalaureate (IB), Cambridge
Assessment International Education (CAIE), College Board Advanced
Placement (AP)
Fomin M.A. A perspective on Bilingual Education Based on Experience
of Working in Two Colombian Universities
Isakov V.N. Features of Arranging the Educational Environment
when Teaching Technical and Natural Science Disciplines in Higher
Education Institutions
Educational Topics and Techniques
228
Kobzar A.N., Podvoyskaya N.L. Analysis of Motivation and Value
Orientations of Future Specialists in the Process of Studying Non-Profile
Disciplines at the University
Vasev D.V. Actualising the Potential of Reading Culture when Training
Specialists in Higher Education Institutions
Bazhenova I.V., Klunnikova M.M., Pak N.I. Organization of the Educational
Process Based on the Cluster of Disciplines
Pavlova I.V., Potapov A.A. Experience of Students in Developing
Laboratory Stands within the Framework of Project Based Learning
Glotova A.V. The Issues of Online Group Learning in Higher Education
Shutikova M.I., Matveeva V.A. The Method of Cross-Cutting Tasks
in the Formation of ICT Competence in Future Primary School Teachers
Bezuglova M.S., Dymova T.V., Sharova I.S. Experience in Using Quest
Technologies to Increase the Motivation of Geographical Students to Study
in Higher Education
67
84
95
114
122
133
141
36
49
56
11
24
Преподаватель XXВЕК
1 / 2021
Стр.232
CONTENTS
Language and Education
Ruzhitskiy I.V., Martynenko Yu.B. Types of Speech Tasks when Studying
Russian Anthroponyms in a Foreign Audience (Functional-Communicative
Approach)
Sokolova G.E. Features of Interactive Teaching of Russian as a Foreign
Language in Classes on the Development of Oral and Written Speech
Ghalebandi Seyedeh Safoora, Shler Ebrahimsharifi. Difficulties
for Persian Language Students when Studying and Using Special
Russian Names
Wang Yuehan. To the Question about the System of Exercises
and Tasks for Teaching the Speaking of Chinese Students on the Basis
of Internet Resources
Education and Arts
Zubrilin K. M., Razdobarina L.A. Features of the Joint Educational Program
Implementation (Russia-China)
Saltykova G.M. Organization and Results of Research Work of Students
in the Training Direction “Design”
Eremina N.A. Features of Forming Environmental Competence of Bachelors
of Design in the Context of Social and Ecological Problems
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
History of Education
Chernetsky V.N. Short-Term Pedagogical Courses for Parochial School
Teachers in the Tauris Diocese in the Late XIX – Early XX Century
Demyanov K.V., Metel O.V. Formation of Staff at History Departments
in Western Siberia Higher Education Institutions in the Second Half of the
1930th and the Early 1950th (On the Materials of Omsk and Novosibirsk)
In the Field of Social and Culture History
Mojsa A.A., Rostislavleva N.V. Luther and Cranach: the Visual Arts
in the Framework of the German Reformation
Nadekhina Yu.P. V M Doroshevich in the World of Moscow Journalism
at the Turn of the XIX–XX centuries
Morova O.V. The Workers’ Strike at the Factory of Vikula Morozov’s
Partnership on October the 7th, 1897 (An Experience of Historical
Reconstruction)
257
270
281
231
245
229
191
198
208
156
168
176
184
1 / 2021
Преподаватель XXВЕК
Стр.233
CONTENTS
Linguistics
Language Theory
Toporkov P.Eu. Impersonality and the Category of State as Problems
of Synchronic and Diachronic Linguistics
Lexicology and Phraseology
Perederiy E.B. Spanish Phraseology in Modern Lexicographic Coverage
Kuzina M.A. Culinary Terms for Ethnic Food in Belles-Lettres (In the Novels
by Joanne Harris and Chitra Banerjee Divakaruni)
Peshekhonova E.S. Appearance Assessment as a Tool for Creating
a Certain Image of a Female Politician in Modern American Press
Cognitive Linguistics
Dadaeva A.R. Analysis of Linguistic and Cultural Features of the Concept
“Honor/Conscience” Based on Russian, German and Chechen Languages
Morozova N.N. Metaphorical Mappings of the Concept “Home”
in Contemporary English
Grammar and Translation
Gorbachevskaya S.I., Leontyeva V.A. Isomorphism in the System
of German Modal Verbs
George T.K. To the Question of Multiple Translations: the Infinity of Hispanic
Interpretations of K *** (I Remember a Wonderful Moment...)
Muntasyra Abdur-Rahman Hamid al-Rikabi, Hisham Ali Hussein.
The Structure of Russian Participles: Special Features of the Grammar
Meaning of State
230
Phonostylistics, Rhetoric, Pragmatics
Dzhuraeva Yu.A. Specifics of Phonetic Means Used in Film Discourse
(On the Material of Fantasy Genre)
Gumovskaya G.N., Nikonov A.A. The Peculiarities of the Use
of Expressive Means in Play-By-Play and Colour-Adding Commentary
in British Football Broadcasts
Aksyukhin N.A., Freydina E.L. Pragmatic and Discursive Properties
of the English Language Business Discourse in the Form of Online
Conference
Linguodidactics
Pogoretskaya O.A. Manipulative Techniques in Italian Political Discourse
in the Context of Teaching Professionally Oriented Translation in the Senior
Years of University Studies
Gorobinskaya N.V. Selecting Internet Resources in Foreign Languages
for Learning Purposes: Copyright Issues
424
434
395
404
416
354
366
385
334
344
291
303
313
326
Преподаватель XXВЕК
1 / 2021
Стр.234