Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 558305)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников (225,00 руб.)

0   0
Первый авторПылаева Наталья
АвторыАхутина Татьяна
ИздательствоМ.: Изд-во В. Секачев
Страниц50
ID719458
АннотацияДанное пособие включает дидактический материал и методические указания к комплексу учебно-игровых занятий, направленных на развитие способности детей планировать свои действия и контролировать их. Этот переработанный для занятий с дошкольниками вариант «Школы внимания» подготовлен в рамках выполнения плана ИПИО МГППУ.
Кому рекомендованоАвторы — кандидат психологических наук Н.М. Пылаева и доктор психологических наук Т.В. Ахутина адресуют данное пособие педагогам и психологам, работающим в подготовительных группах детского сада, а также родителям и всем, кто занимается или интересуется технологиями развивающего, коррекционного и инклюзивного обучения.
ISBN978-5-4481-0457-2
УДК373.2.025.5
ББК88.835.15
Пылаева, Н. М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников [Электронный ресурс] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева .— 2-е изд. (эл.) .— М. : Изд-во В. Секачев, 2019 .— 50 с. : ил. — Дериватив. электрон. изд. на основе печат. изд. (М. : Изд-во В. Секачев, 2014); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 50 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-4481-0457-2 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/719458

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Школа_внимания._Методика_развития_и_коррекции_внимания_у_дошкольников.pdf
УДК 373.2.025.5 ББК 88.835.15 А958 А958 Ахутина, Т. В., Пылаева, Н. М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников [Электронный ресурс] / ISBN 978-5-4481-0457-2 Данное пособие включает дидактический материал и методические указания к комплексу учебно-игровых занятий, наТ. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 50 с.). — М. : Изд-во В. Секачев, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". правленных на развитие способности детей планировать свои действия и контролировать их. Авторы — кандидат психологических наук Н. М. Пылаева и доктор психологических наук Т. В. Ахутина адресуют данное пособие педагогам и психологам, работающим в подготовительных группах детского сада, а также родителям и всем, кто занимается или интересуется технологиями развивающего, коррекционного и инклюзивного обучения. Этот переработанный для занятий с дошкольниками вариант «Школы внимания» подготовлен в рамках выполнения плана ИПИО МГППУ. УДК 373.2.025.5 ББК 88.835.15 Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. — М. : Изд-во В. Секачев, 2014. — 48 с. — ISBN 978-5-88923-370-1. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-4481-0457-2 © Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина, 2014 © В. Секачев, издание, 2014
Стр.3
Введение н Наше пособие предназначено для подготовки к школе детей, чье развитие соответствует возрастным тборот, несколько замедленны, вялы, недостаточно активны, неорганизованны и рассеянны. Объединяют хот успешно следовать указаниям педагога, не выслушивают задание до конца, отвлекаются и сбиваются в ормам, и так называемых детей с проблемами. Внешне эти проблемы могут проявляться по-разному. Одни о малыши слишком активны, неусидчивы, несдержанны, действуют импульсивно, необдуманно. Другие, наеуспевающим. Специалисты по возрастной и педагогической психологии отмечают, что способность планировать дейех и других трудности в организации внимания, неумение планировать и контролировать свои действия. гу Эти трудности не так заметны пока ребенок-дошкольник. В школе же такие маленькие ученики не мон де его выполнения. Неуспех снижает мотивацию к учебе (желание учиться). В итоге ребенок становится свствия и произвольно их выполнять формируется в младшем школьном возрасте в процессе обучения. В в язи с тем, что учебная деятельность становится ведущей, все психические процессы перестраиваются, и Эт центр сознания ребенка выдвигается мышление. Оно начинает определять другие психические функции. н о ведет к развитию произвольности психических процессов и формированию способности к внутренему планированию и контролю. Специалисты-нейропсихологи считают, что формирование способности создавать программу (план) х действий, регулировать и контролировать ее выполнение обеспечивается определенными мозговыми мепанизмами, которые составляют блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Он расчоложен в передних отделах мозга — лобных долях и «отвечает» за «настройку» состояний активности (в оизвольной регуляцией действий. В данном пособии предлагается методика формирования навыков программирования и контроля, астности, за избирательность внимания) и регуляцию произвольного поведения. Становление функций блока программирования и контроля — длительный процесс, который заканчиввается в юношеском возрасте. Он имеет несколько критических моментов, один из которых приходится на нозраст 6–7 лет, когда, как показал анализ записей электроэнцефалограмм (ЭЭГ), более простая эмоциопральная система активации мозга начинает уступать ведущее место новой системе, связанной с речевой основанная на работе с числовым рядом. Почему числовой ряд выбран для отработки навыков программирования и контроля? Во-первых, поутому, что овладение числовым рядом — необходимое фундаментальное звено учебного процесса. Умение мпорядочить объекты по количеству, абстрагировать их число и соотнести с цифрой (то есть найти их т есто в числовом ряду) составляет один из рано осваиваемых и необходимых в практической жизни кульурных навыков человека. Эти навыки, полученные до школы, будут и далее закрепляться. Во-вторых, числовой ряд, как никакой другой материал, позволяет организовать совместные действия аботы, учитывая индивидуальные особенности ребенка. В-третьих, занятия с числовым рядом позволяют организовать «игру в школу». Игра с сюжетом «Школ педагога и ученика по внешней программе действий, обеспечить постепенное сокращение помощи взроссого и увеличение самостоятельности ребенка. Упражнения с числовым рядом дают широкие возможнорти дозировано усложнять требования к планированию и контролю деятельности, гибко менять режим шла», как показывает и наш опыт, и проведенные исследования, наиболее привлекательна для детей старт его дошкольного возраста, в том числе для «проблемных» детей. Эмоциональная вовлеченность детей в накую игру способствует их активизации, снижению утомляемости – и тем самым повышению эффективости обучения. вк Предлагаемая нами схема совместных действий малыша и взрослого (психолога, педагога, родителя) лючает следующие этапы: • Совместное шаг за шагом выполнение действий по речевым инструкциям взрослого. На этом этапе планирование и контроль обеспечиваются взрослым. • Совместное пошаговое выполнение действий по наглядной программе. Теперь планирование и и кконтроль распределяются между взрослым и ребенком. Педагог организует следование программе • Совместное выполнение действий по наглядной программе с переходом от пошаговой к более свершнутым формам ее реализации. На этом этапе роль учителя в программировании и контроле уменьонтроль - сличение результата с программой. • Сается.амостоятельное выполнение действий по интериоризованной (усвоенной, внутренней) программе ес возвращением к наглядной при затруднениях. Ребенок самостоятельно производит и контролируамостоятельное выполнение действий по внутренней программе или перенос ее на новый матери• прт свои действия. Взрослый следит за тем, обращается ли ребенок в случае трудностей к наглядной С ограмме, и при необходимости напоминает ему об этом. ал. Возможность переноса контролируется взрослым. внНаш опыт показывает, что такая детальная отработка перехода от развернутого действия к действию по утренней программе и приводит дошкольника к активному овладению новым материалом. 3
Стр.4
хо В пяти циклах пособия представлен широкий спектр заданий, необходимых для индивидуализации поддолжен определить не только исходный уровень сложности заданий, но и темпы продвижения: нуждада к развитию планирования и контроля. Наиболее эффективно методика будет работать в том случае, Он если взрослый сумеет найти адекватную сложность заданий, соответствующую возможностям ребенка. бется ли ребенок в многократном выполнении однотипных заданий, или же он может быстрее переходить к уолее сложным. Каждый раз следует выбирать необходимую меру помощи в зависимости от сегодняшних пспехов ребенка. С этой целью опытные педагоги дают ученикам то более трудные, то более легкие задания, лодыскивая оптимальную меру сложности, то есть такую, чтобы ребенок мог выполнить задание, но не с егкостью, а прикладывая усилия, осваивая и закрепляя новые умения и навыки. п Наш опыт показывает, что при соответствующей отработке заданий пособия у детей обнаруживается ми,оложительная динамика возможности действовать по программе. Они становятся более сосредоточенныействия. Одновременно автоматизируется счет в прямом и обратном порядке. Разносторонняя работа с овершенствованию графических навыков. Задания, предлагаемые в пособии, должны сочетаться с играми на регуляцию действий и внимание. внимательными, меньше действуют методом проб и ошибок, чувствуют обязательность предварительдной ориентировки в задании, более последовательно реализуют программу и лучше контролируют свои с цифрами приводит к закреплению их зрительных образов, исчезновению эффекта зеркального написания, с Для детей 4-5 лет это, прежде всего, сюжетно-ролевые игры с распределением ролей, планированием дейпоктора. Она будет доктор и даст мне лекарство», ребенок-мама добавляет: «Мне нужен телефон, чтобы твий. Дети по совету взрослого заранее обсуждают план игры и фиксируют роли наглядными средствадми: «Давай ты будешь мама, а я ребенок. У тебя будет сумка, а у меня бантик. Я заболею, ты вызовешь мамозвонить доктору». Дети могут нарисовать план игры, обозначить свои роли в ней: один ребенок рисует оворит: «пожалуйста». Вообще любые игры с правилами, например, традиционные прятки или «классики», помогают развиапример, куда прятаться), способность затормозить не разрешенное правилом действие. у, другой – дочку, третий доктора. Кроме того, можно порекомендовать игры на внимание, предполаигающие следование правилу. Это, например, игра «Съедобное – несъедобное» (ловить мяч, если съедобное, г ли не ловить, если несъедобное), игра «Пожалуйста»: дети повторяют действия ведущего, только если он (нвать саморегуляцию (не хочешь водить, а надо, или в следующий раз тебя не возьмут в игру), планирование 4
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически