Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 547728)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Введение в филологию (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторХроленко Александр Тимофеевич
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц252
ID711685
АннотацияУчебное пособие вводит читателя в мир науки о слове, знакомит с ее основными понятиями и терминами, вовлекает в обсуждение теоретических вопросов филологии, демонстрирует ее исследовательский инструментарий.
Кому рекомендованоДля студентов филологических факультетов, учителей словесности и учащихся профильных классов, а также для читателей, заинтересованных в изучении основ филологического образования на современном этапе.
ISBN978-5-9765-1822-3
УДК80(075.8)
ББК80я73
Хроленко, А.Т. Введение в филологию [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.Т. Хроленко .— 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2017 .— 252 с. — ISBN 978-5-9765-1822-3 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/711685

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Введение_в_филологию.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Введение_в_филологию.pdf
А.Т. Хроленко ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОЛОГИЮ Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2017 1
Стр.1
УДК 80(075.8) ББК 80я73 Х94 Реценз ент ы: д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой русского языка и методики преподавания Белгородского государственного национального исследовательского университета В.К. Харченко; д-р филос., д-р истор. наук, проф., зав. кафедрой философии Курского государственного медицинского университета С.П. Щавелев Хроленко А.Т. Х94 Введение в филологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.Т. Хроленко. —3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2017. — 252 с. ISBN 978-5-9765-1822-3 Учебное пособие вводит читателя в мир науки о слове, знакомит с ее основными понятиями и терминами, вовлекает в обсуждение теоретических вопросов филологии, демонстрирует ее исследовательский инструментарий. Для студентов филологических факультетов, учителей словесности и учащихся профильных классов, а также для читателей, заинтересованных в изучении основ филологического образования на современном этапе. УДК 80(075.8) ББК 80я73 ISBN 978-5-9765-1822-3 © Хроленко А.Т., 2015 © Издательство «ФЛИНТА», 2015 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ................................................................................................................... 6 ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ФИЛОЛОГИИ ............................................................. 9 Что такое филология (9). Филология в классификации наук (14). Объект и предмет филологии (21). ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ .....................................28 Различие естественных и гуманитарных наук (28). Что объединяет естественные и гуманитарные науки? (32) ТЕКСТ В ФИЛОЛОГИИ .......................................................................................35 Что такое текст (36). Смысл как основа текста (37). Неоднослойность текста (39). Текст и дискурс (41). Бессознательное в структуре познания и в творчестве (41). Система языка и бессознательное (44). Процесс коммуникации и бессознательное (46). ПАРАЯЗЫК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ ........................................49 Двуканальность устной речи. Параязык (49). Паракинесика (50). Парафоника (50). Информационная емкость параязыка (53). Теоретический аспект изучения параязыка (55). Телесная природа сознания (56). Прагматический аспект изучения параязыка (57). Паралингвистика (парафилология) (58). Художественнотворческий аспект параязыка (58). Л.Н. Толстой о параязыке (60). Параязык в художественном тексте (61). Поиски строевых единиц параязыка (64). Понятийно-терминологический аппарат паралингвистики (65). Параязык и внутренняя речь (68). Параязык в прозе Е.И. Носова (70). Сопоставительный анализ параязыка в художественных текстах (72). ПОЛЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА ................................................75 Понятие о научном знании (75). Понятие о вненаучном знании (77). Наивная лингвистика (79). Филологическая паремиология (80). «Народная», или ложная, этимология (81). Наивное 3
Стр.3
литературоведение (82). Олитературенные формы вненаучной филологии (83). Поэтическая филология (83). Терминологическая неология (90). Эпистолярная филология. Филологическая деятельность персонажей как элемент сюжета художественного произведения (91). Сюжетная филология (97). Наивная филология в литературной критике (98). Место неявного знания в филологическом анализе (99). Взаимоотношение научного и вненаучного знания (100). Псевдонаучное знание (101). СТРУКТУРА ФИЛОЛОГИИ КАК НАУЧНОГО ЗНАНИЯ .................106 Дисциплинарная структура науки (106). Первоначальное единство отечественной филологии (107). Начало дифференциации филологии (108). Общенаучные предпосылки дифференциации филологии (109). Закономерность дифференциации (110). Дефиниции литературоведения и лингвистики (112). Своеобразие предмета литературоведения (113). Место лингвистики в структуре научной филологии (115). Доминирование лингвистики (116). Базовый характер лингвистики (118). Ограниченность возможностей лингвистики (120). Основания для единства филологии (121). В поисках единства филологии как научного знания (122). Центростремительные тенденции в филологии (125). Текст как стимул интеграции филологии (125). Дискурсный анализ и его роль в сближении филологических дисциплин (126). Возникновение новых внутрифилологических дисциплин (127). Становление новой словесности (129). Теоретическое осмысление общефилологических вопросов (129). ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФИЛОЛОГИИ ..........................................................................................................132 Понятие о научном исследовании (132). Этапы научного исследования (133). Специфические черты филологического исследования (134). Филологическое исследование и мир бессознательного (141). Интуиция в науке (141). Методология филологических наук (144). Научный метод (147). Ограниченность любого научного метода (148). Методика «конкретного литературоведения» (150). Мотивный метод (152). Метод, близкий к эксперименту (153). Биографический метод (153). Интертекстовый анализ (154). Контент-анализ (156). Автоматизированный конкорданс (159). Точные методы в филологии (169). Интерес филологии к математике (169). «Точное литературоведение» (170). Языкознание и математика (178). Изучение 4
Стр.4
авторского идиостиля (180). Ограниченность квантитативных методик (187). Методика лингвистического эксперимента (188). ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ПОРУБЕЖЬЕ (филология среди других наук) ................................................................................................................193 Филология среди гуманитарных наук (194). Филология и науки о культуре (198). Филология и социально-экономические науки (202). Филология и науки психолого-педагогического цикла (208). Ко операция филологии с науками математического и естественно-научного цикла (210). Заключение .................................................................................................................230 Литература ..................................................................................................................231 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически