Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Филология и коммуникативные науки (1500,00 руб.)

0   0
АвторыЧувакин А. А., Доронина С. В., Качесова И. Ю., Куляпин А. И., Панченко Н. В., Чернышов Т. В., Чувакин А. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц496
ID711675
АннотацияУчебное пособие представляет собой хрестоматию и содержит материалы по дисциплинам филолого-коммуникативного спектра. В книге пять разделов: Филология и коммуникативные науки во встречном движении: от Бахтина до наших дней; Человек в коммуникации; Язык в коммуникации; Текст в коммуникации; Филологическое исследование коммуникации: теоретико-методологические предпосылки и методы анализа текста и дискурса. В структуру каждого раздела включены введение, в котором характеризуется основная проблематика, освещенная в разделе, даются сведения об авторах, извлечения из чьих трудов помещены в разделе, и о самих трудах; извлечения из трудов отечественных и зарубежных специалистов в области филологических и коммуникативных наук преимущественно середины ХХ — начала ХХI века; списки дополнительной литературы; перечни вопросов и заданий для самостоятельной работы.
Кем рекомендованоУМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению подготовки 032700 — «Филология»
Кому рекомендованоДля студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 032700 — «Филология», а также для студентов-филологов бакалавриата, преподавателей и аспирантов филологических специальностей, специалистов-гуманитариев.
ISBN978-5-9765-1914-5
УДК80(075.8)
ББК80-923
Филология и коммуникативные науки : учеб. пособие / ред. А.А. Чувакин; А.А. Чувакин, С.В. Доронина, И.Ю. Качесова, А.И. Куляпин, Н.В. Панченко, Т.В. Чернышов .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2020 .— 496 с. — Текст на рус., англ., чеш. яз. — ISBN 978-5-9765-1914-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/711675 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Филология_и_коммуникативные_науки_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Филология_и_коммуникативные_науки_(1).pdf
Филология и коммуникативные науки Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Под общей редакцией А.А. Чувакина для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению подготовки 032700 — «Филология» Допущено УМО по классическому университетскому образованию Издательство «ФЛИНТА» 2020 Москва
Стр.1
УДК 80(075.8) ББК 80-923 Ф54 Рецензенты: д-р филол. наук Д.Ю. Ильин (Волгоградский государственный университет); д-р филол. наук Л.О. Бутакова (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского); кафедра современного русского языка и речевой коммуникации Алтайского государственного университета Ф54 Филология и коммуникативные науки [Электронный ресурс] : учеб. пособие / ред.-сост.: А.А. Чувакин, С.В. Доронина, И.Ю. Качесова, А.И. Куляпин, Н.В. Панченко, Т.В. Чернышова; под общ. ред. А.А. Чувакина. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2020. — 496 с. ISBN 978-5-9765-1914-5 Учебное пособие представляет собой хрестоматию и содержит материалы по дисциплинам филолого-коммуникативного спектра. В книге пять разделов: Филология и коммуникативные науки во встречном движении: от Бахтина до наших дней; Человек в коммуникации; Язык в коммуникации; Текст в коммуникации; Филологическое исследование коммуникации: теоретико-методологические предпосылки и методы анализа текста и дискурса. В структуру каждого раздела включены введение, в котором характеризуется основная проблематика, освещенная в разделе, даются сведения об авторах, извлечения из чьих трудов помещены в разделе, и о самих трудах; извлечения из трудов отечественных и зарубежных специалистов в области филологических и коммуникативных наук преимущественно середины ХХ — начала ХХI века; списки дополнительной литературы; перечни вопросов и заданий для самостоятельной работы. Для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 032700 — «Филология», а также для студентов-филологов бакалавриата, преподавателей и аспирантов филологических специальностей, специалистов-гуманитариев. УДК 80(075.8) ББК 80-923 ISBN 978-5-9765-1914-5 © Коллектив авторов, 2015 © Издательство «ФЛИНТА», 2015
Стр.2
Содержание Предисловие ...................................................................................................................... 7 Раздел 1. Филология и коммуникативные науки во встречном движении: от Бахтина до наших дней Введение .......................................................................................................................... 15 Тексты ............................................................................................................................ 29 1. Взаимодействие филологического и коммуникативного знания: первая половина — середина ХХ в. Филологические модели коммуникации и коммуникативные модели языка и литературы ........................................................ 29 М.М. Бахтин. Проблема речевых жанров ............................................................. 29 В.Н. Волошинов. К истории форм высказывания в конструкциях языка. Значение проблем синтаксиса. Синтаксические категории и высказывание как целое. Проблема абзацев. Проблема форм передачи чужой речи ............... 37 В.Н. Волошинов. Слово в жизни и слово в поэзии. К вопросам социологической поэтики ........................................................................................ 43 Д. Карнеги. Как вырабатывать в себе уверенность и влиять на людей, выступая публично <Из главы 6. Секрет хорошего выступления> ..................... 50 Ю.Н. Тынянов. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) ................................. 56 2. Взаимосвязи филологических и коммуникативных наук в условиях возникновения и развития науки о коммуникации и «новейшей филологии»: середина — вторая половина ХХ в. .............................................................................. 60 Г.В. Колшанский. Глава шестая. Единство компонентов языковой коммуникации в процессе социально-гносеологической деятельности человека ..................................................................................................................... 60 Ю.М. Лотман. Символ в системе культуры ......................................................... 71 Г.М. Маклюэн. Глава 1. Средство коммуникации есть сообщение..................... 77 А.К. Михальская. Определение современной риторики ...................................... 86 И.П. Смирнов. Роман тайн «Доктор Живаго» ....................................................... 90 Р. Якобсон. Язык в отношении к другим системам коммуникации .................... 93 C. Bosák. Poznámky o monologu ............................................................................... 98 3. Фундаментальная значимость проблемы человека для развития филологии и коммуникативных наук: конец ХХ — начало ХХI в. ............................................. 102 М.Л. Макаров. 1.4. Теоретические модели коммуникации ................................ 102 А.А. Чувакин. Коммуникация как объект исследования современной филологии ................................................................................................................ 119 У. Эко. Граница семиологии .................................................................................. 122 E. Barnouw. Preface ................................................................................................ 129 3
Стр.3
Раздел 2. Человек в коммуникации Введение ........................................................................................................................ 137 Тексты .......................................................................................................................... 151 1. Человек в филологии ................................................................................................ 151 К. Ажеж. Человек говорящий .............................................................................. 151 В.В. Красных. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? ........................... 158 И.В. Пешков. Homo... Человек общающийся ...................................................... 167 У. Эко. Роль читателя: исследование по семиотике текста ................................ 175 2. Человек в коммуникативных науках ....................................................................... 178 C. Hamilton. <Из книги «Communicating for Results: A Guide for Business and the Professions»> ............................................................ 178 3. Человек в общем пространстве филологии и коммуникативных наук ................ 182 К. Янашек, Й. Митурска-Бояновска, Р. Гаваркевич. Введение ...................... 182 С. Davies. Differences in Customs and Etiquette ..................................................... 183 С. Germain. La notion de situation en linguistique .................................................. 188 4. Основные характеристики человека в коммуникации с позиций филологии ..... 191 Р. Барт. Миф сегодня ............................................................................................ 191 К.Ф. Седов. Языковая личность и структура дискурса ....................................... 199 Е.В. Сидоров. Речевое воздействие как фрагмент интеракции .......................... 200 Ю.М. Лотман. Семиотическое пространство ..................................................... 206 Е.А. Яковлева. Риторика как управление мыслеречевой деятельностью ......... 211 Раздел 3. язык в коммуникации Введение ........................................................................................................................ 219 Тексты .......................................................................................................................... 228 1. Язык в коммуникативном аспекте: зарождение коммуникативистики в первой половине XX в. .............................................................................................. 228 Л. Витгенштейн. Философские исследования .................................................. 228 В.Н. Волошинов. Конструкция высказывания .................................................... 234 Э. Сепир. Коммуникация ....................................................................................... 236 Л.П. Якубинский. Глава IV. Об естественности диалога и искусственности монолога.................................................................................. 243 Л.П. Якубинский. Глава V. Замечания о диалоге сравнительно с устным и письменным монологом ...................................................................................... 248 2. Аспекты коммуникативного исследования языка в современной лингвистике ......................................................................................... 252 Р. Барт. Война языков ........................................................................................... 252 Б.Ю. Городецкий. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения ................................................................................................. 255 Г.В. Колшанский. Параязык и речь ...................................................................... 261 4
Стр.4
Л.П. Крысин. Проблема социальной и функциональной дифференциации языка в современной лингвистике ........................................................................ 265 Р.К. Потапова, В.В. Потапов. Многоуровневая стратегия в лингвистической гендерологии .......................................................................... 274 Ю.В. Рождественский. Язык в семантическом информационном процессе (проблема речи и действия) ................................................................................... 282 М.Ю. Сидорова, О.Н. Шувалова. Естественные, искусственные, вспомогательные, фантастические, вымышленные... и другие ..................... 293 Б. Эльбрюнн. Роль логотипа в процессе коммуникации .................................... 295 J. Fiske. Signs: ideology: meanings ......................................................................... 302 Раздел 4. текст в коммуникации Введение ........................................................................................................................ 311 Тексты .......................................................................................................................... 324 1. Филологические истоки коммуникативного подхода к тексту ............................................................................................................ 324 М.М. Бахтин. Проблема речевых жанров ........................................................... 324 М.М. Бахтин. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках ............................................................................................. 330 Г.О. Винокур. Понятие поэтического языка ........................................................ 332 А.А. Ворожбитова. Теория текста: антропоцентрическое направление ......... 336 У. Эко. Сообщение как источник и семиологическая информация ................... 339 2. Когнитивно-коммуникативные основания современной парадигмы текста ....... 341 Т.М. Дридзе. Текстовая деятельность в структуре общения. Определение текста ................................................................................................ 341 Ю.А. Сорокин. Раздел первый. Психолингвистические проблемы восприятия и оценки текста ................................................................................... 346 Е.Ф. Тарасов. Понятие превращенной формы при анализе речевого общения ................................................................................................................... 350 R.-A. de Beaugrande, W. Dressler. Introduction to Text Linguistics ...................... 355 3. Текст как процесс постоянно совершающейся коммуникации ............................ 367 Ю. Кристева. Текст и наука о тексте ................................................................... 367 Ю.М. Лотман. Три функции текста ..................................................................... 371 У. Эко. Как создавать тексты, читая их; Модель читателя (М-Читатель) ......... 378 4. Среда как фактор дискурсивных трансформаций текста ...................................... 382 О.В. Дедова. О понятии гипертекстуальности ..................................................... 382 А.И. Куляпин, О.А. Скубач. Азбука социализма: учебники русского языка 1920—1930-х годов ................................................................................................. 386 Л.Н. Мурзин. § 2. Свойства текста ........................................................................ 392 И.В. Силантьев. Газета и роман: Риторика дискурсивных смешений ............. 395 В.Н. Топоров. Пространство и текст .................................................................... 400 5
Стр.5
Раздел 5. Филологическое исследование коммуникации: теоретико-методологические предпосылки и методы анализа текста и дискурса Введение ........................................................................................................................ 413 Тексты .......................................................................................................................... 427 1. Человек в коммуникации: понимание и порождение текста и дискурса ............. 427 Т.К. Виноград. Абстрактная процессуальная модель языкового употребления ........................................................................................................... 427 Т.А. ван Дейк, В. Кинч. К созданию модели стратегической обработки связного текста ........................................................................................................ 430 Т.М. Дридзе. Текст как иерархия коммуникативных программ (информационно-целевой подход) ........................................................................ 434 В.И. Карасик. Глава 1. Определение дискурса.................................................... 438 Г.Г. Кларк, Т.Б. Карлсон. Слушающие и речевой акт ........................................ 442 В.Я. Мыркин. Функции речи / речевой коммуникации ...................................... 448 Смысл — значимая единица речи ......................................................................... 451 У.Л. Чейф. Память и вербализация прошлого опыта ......................................... 452 Р. Шенк, M. Лебовиц, Л. Бирнбаум. Время обработки в ходе анализа ............ 456 2. Методы исследования текста и дискурса ............................................................... 461 Н.В. Панченко. Состав единиц композиции текста ............................................ 461 И.П. Сусов. О двух путях исследования содержания текста .............................. 465 Т.В. Чернышова. Общетеоретические предпосылки комплексного подхода к анализу языкового материала .............................................................. 468 А.А. Чувакин. Проблема методов риторического исследования ....................... 474 А.А. Чувакин. Современные проблемы лингвоэвокационной методологии и методики ........................................................................................ 478 3. Типы дискурса ........................................................................................................... 480 Ch. Kakava. Discurse and Conflict .......................................................................... 480 P. Sandrini. The Parameters of Multilingual Legal Communication in a Globalized World ............................................................................................... 486 П. Сандрини. Параметры многоязычной правовой коммуникации в мире глобализации ........................................................................................................... 489 Приложение 1. Перечень авторов, извлечения из работ которых помещены в книге (с указанием номера раздела и подраздела) ............................... 495
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ