В номере
01 · 2021
Стратегия управления
Пассажирские перевозки
Экономика и финансы
Юридическая практика
Методологические вопросы
Цифровые технологии
Стратегия управления
Точка зрения
Стр.5
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
УЧРЕДИТЕЛЬ: ООО «Издательство Прометей»
Б.М. Лапидус – председатель объединенного ученого
совета ОАО «РЖД», председатель редакционного
совета, доктор экономических наук, профессор
Г.В. Бубнова – заведующая кафедрой «Экономика,
организация производства и менеджмент»
РУТ (МИИТ), доктор экономических наук, профессор
Э.К. Лецкий – заведующий кафедрой
«Автоматизированные системы управления»
РУТ (МИИТ), доктор технических наук, профессор
Д.А. Мачерет – первый заместитель председателя
объединенного ученого совета ОАО «РЖД», доктор
экономических наук, профессор
З.П. Межох – заведующая кафедрой «Финансы
и кредит» РУТ (МИИТ), доктор экономических наук,
профессор
Ю.О. Пазойский – заведующий кафедрой
«Железнодорожные станции и узлы» РУТ (МИИТ),
доктор технических наук, профессор
Ф.С. Пехтерев – советник первого заместителя
генерального директора ОАО «РЖД», доктор
технических наук
С.Б. Постников – заместитель начальника
Департамента экономической конъюнктуры
и стратегического развития ОАО «РЖД»,
кандидат экономических наук
А.В. Рышков – начальник Департамента
экономической конъюнктуры и стратегического
развития ОАО «РЖД», доктор экономических наук
Ю.И. Соколов – директор Института экономики
и финансов РУТ (МИИТ), доктор экономических наук,
профессор
Н.П. Терешина – заведующая кафедрой экономики
и управления на транспорте Института экономики
и финансов РУТ (МИИТ), доктор экономических наук,
профессор
А.В. Шаронов – ректор Московской школы
управления «Сколково»
О.В. Ефимова – заместитель директора по науке
Института экономики и финансов РУТ (МИИТ)
ИЗДАТЕЛЬ: ООО «Издательство Прометей»
119002, г. Москва, ул. Арбат, д. 51, стр. 1
С.В. Матросов – генеральный директор,
Е.В. Казакова – исполнительный директор
РЕДАКЦИЯ:
Т.А. Гандельсман – главный редактор,
vakizdat@prometej.su
А.Б. Сидоров – ответственный редактор,
Т.В. Середа – компьютерная верстка,
Н.П. Никитина – подписка
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА:
http://railways.prometej.su
АДРЕС РЕДАКЦИИ:
119002, г. Москва, ул. Арбат, д. 51, стр. 1
Тел.: +7 (495) 730-70-69
Для писем: 119002, г. Москва,
ул. Арбат, д. 51, стр. 1,
ООО «Издательство Прометей»
manager@prometej.su
РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ:
manager@prometej.su
Тел.: +7 (495) 730-70-69
Претензии по доставке направляйте:
manager@prometej.su
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только по согласованию с редакцией
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64194 от 25.12.2015. Выдано Федеральной службой
«Пресса России» – электронная версия: индекс на полугодие Е84993
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
электронная версия: индекс на полугодие 010353, индекс годовой 010354
Почта России – индекс П2574
Урал-Пресс – индекс на полугодие 48866, индекс годовой 79529,
По вопросам подписки обращайтесь: +7 (495) 730-70-69
Подписные индексы в каталогах:
по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Тираж 600 экз. Зак. № К-46. Дата выхода в свет 26.01.2021
Цена свободная. 12+
Подписано в печать 16.01.2021. Формат 70×108 1/16
Бумага офсетная. Усл. печ. л. 15,4. Уч.-изд. л. 12,4
Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, д. 13
© ООО «Издательство Прометей», 2020
Отпечатано в АО «ИПК «Чувашия»
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
КОРОТКО О ВАЖНОМ ...........................................7
АНАЛИТИКА
Рынок железнодорожных перевозок грузов:
результаты 2020 года и перспективы 2021 .........................11
По материалам пресс-релиза ИПЕМ
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
СЕСЛАВИНА Е.А., ЕВДОКИМОВА Е.Н.
Управление рисками нарушений безопасности движения ........13
Трудности, возникающие при активном применении рискориентированного
подхода к управлению безопасностью
перевозок грузов и пассажиров, связаны с получением
оценочных параметров для каждого объекта риска,
позволяющих вырабатывать адекватные управленческие
решения
ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ
МАЧЕРЕТ Д.А, АНИЩЕНКО Е.И.
Развитие рельсового транспорта в мегаполисах ...................21
Успешное развитие мегаполисов невозможно без
рационального, экономически обоснованного формирования
инфраструктуры городского транспорта, в том числе
и рельсового, который призван удовлетворять потребности
людей в необходимых им перемещениях
3
Стр.7
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
КАПУСТИНА Н.В., РАЗУВАЕВ Е.Д., ФАН ВАН ЧУЕН
Оценка социально значимых параметров транспортных
проектов ................................................................34
Любой инфраструктурный проект на транспорте является
социально значимым и помимо внутриотраслевых
экономических эффектов создает важные социальноэкономические
выгоды, которые не всегда удается
количественно измерить или выявить на этапе техникоэкономического
проектирования, в связи с чем следует
большее внимание уделять методологическим
вопросам
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
СЕКУШИН С.В.
Об ограниченном в обороте имуществе ОАО «РЖД» ..............43
Рассмотрены вопросы состава имущества железнодорожного
транспорта ОАО «РЖД», ограниченного в гражданском
обороте, в разрезе его назначения, конституционных
принципов, а также некоторых исторических закономерностей
и общетранспортного правового регулирования
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
ХУСАИНОВ Ф.И.
Оценка вариантов методики определения баланса
парка полувагонов с помощью регрессионнокорреляционного
анализа ............................................59
В статье рассмотрены результаты расчёта баланса парка
полувагонов по четырём альтернативным методикам
и показано, каким образом связана динамика ставок
операторов подвижного состава с уровнем профицита
4
Экономика железных дорог № 01 • 2021
Стр.8
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАРГИНА Л.А., ЛЕБЕДЕВА С.Л., ЕГОРОВ С.В., ДУШЕЙКО А.С.
Применение принципов дизайн-мышления в цифровизации
транспортно-логистических услуг ....................................67
Философия и подходы дизайн-мышления могут быть
эффективно использованы транспортными компаниями
в процессе цифровой трансформации логистических цепочек;
широкий набор инструментов позволяет систематизировать
статистические данные, генерировать новые форматы
взаимодействий в бизнес-среде, отбирать и внедрять
инновационные решения
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
АВИЛОВА Н.Д.
Формирование аддитивной модели расчета рейтинга
железных дорог ........................................................74
В статье определена возможность применения метода
рейтинговой оценки для экономического анализа
эффективности деятельности, разработано методическое
положение по формированию целевых метрик показателей
экономического анализа
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Нормативные правовые акты и другие официальные
документы Российской Федерации
Обзор «в картотеку» .................................................. 83
Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1976
О внесении изменений в правила предоставления субсидий
из федерального бюджета российским кредитным организациям
на возмещение недополученных ими доходов по кредитам,
выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям на возобновление деятельности ................. 105
5
Стр.9
Федеральный закон от 29 декабря 2020 № 470-ФЗ
О внесении изменений в части первую и вторую налогового
кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации о налогах и сборах .....................114
Нормативные и другие
официальные документы ОАО «РЖД»
Обзор «в картотеку» ................................................. 136
Распоряжение ОАО «РЖД» от 10.11.2020 г. № 2476/р
Об утверждении типовой формы договора на оказание услуги
по перевозке грузов ранее нормативных сроков доставки ...........141
Обзор статей, опубликованных в журнале
«Экономика железных дорог» в 2020 году ........................ 153
В ноябре 2020 гогда перевозки пассажиров двухэтажными
поездами выросли более чем на 10%
В ноябре 2020 года двухэтажными поездами формирования
АО «ФПК» было перевезено порядка 450 тыс. пассажиров, что
на 10,5% больше показателей аналогичного периода прошлого
года.
Доля пассажиров, пользующихся услугами двухэтажных поездов
в январе-ноябре 2020 года, составила 9% от общего объема перевозок.
Напомним, за аналогичный период 2019 года она составила
6,4%.
Росту перевозок двухэтажными поездами способствует увеличение
количества двухэтажных вагонов в вагонном парке АО «ФПК»,
увеличение числа маршрутов, где курсируют составы из двухэтажных
вагонов, а также участие двухэтажных поездов в различных
акциях и скидках на билеты.
В настоящее время в парке АО «ФПК» насчитывается свыше
550 двухэтажных вагонов. Новый подвижной состав оборудуется
системами поддержания микроклимата и обеззараживания воздуха
и экологически чистыми туалетными комплексами.
6
Экономика железных дорог № 01 • 2021
К сведению
Стр.10