А. Ю. Никитченков ФОЛЬКЛОР В СИСТЕМЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Монография Москва 2013 УДК 372 ББК 74.48 Н626 Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Рецензенты: О. В. Сосновская, доктор педагогических наук, профессор Н. В. Семенова, доктор филологических наук, профессор Н626 Никитченков А. Ю. <...> Фольклор как учебный материал укоренен в традиции отечественного начального образования и широко задействован в системе современного литературного чтения, активно используется во внеклассной работе. <...> Жанры школьного фольклора – часть детской субкультуры, и нередко сами ученики являются их носителями и исполнителями. <...> Материалы книги также могут быть полезны и широкому кругу читателей, которые интересуются проблемами детского чтения, вопросами литературного образования младших школьников и их стихийного словесного творчества. <...> Филологическая и методическая подготовка педагогов начальной школы по фольклору как система взаимосвязей . <...> Специфика фольклора как компонент филологической и методической подготовки педагогов начальной школы . <...> Подготовка педагогов к организации литературного чтения произведений различных жанров традиционного устно-поэтического творчества . <...> Современный школьный фольклор в системе подготовки педагогов начальной школы . <...> Во-первых, устно-поэтическое творчество используется как универсальный учебный материал для уроков обучения грамоте и развития речи учащихся, а также для уроков русского языка и литературного чтения. <...> СПб., 1999; Русский школьный фольклор: от «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / сост. <...> Педагог должен владеть различными технологиями организации литературного чтения устно-поэтических произведений различных жанров, опытом самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области методики, уметь использовать <...>
Фольклор_в_системе_филологической_и_методической_подготовки_педагогов_начальной_школы_Монография.pdf
УДК 372
ББК 74.48
Н626
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Рецензенты:
О. В. Сосновская, доктор педагогических наук, профессор
Н. В. Семенова, доктор филологических наук, профессор
Н626 Никитченков А. Ю. Фольклор в системе филологической
и методической подготовки педагогов начальной школы:
Монография. – М.: Прометей, 2013. – 272 с.
Монография адресована специалистам по подготовке педагогических
кадров (направлению «Педагогическое образование», профилю
«Начальное образование»), студентам и аспирантам, изучающим методику
обучения русскому языку и литературному чтению, учителям начальной
школы.
Фольклор как учебный материал укоренен в традиции отечественного
начального образования и широко задействован в системе современного
литературного чтения, активно используется во внеклассной работе. Роль
фольклора в читательской деятельности младших школьников определяется
его значительным влиянием на художественную литературу, адресованную
ребенку этого возраста. Жанры школьного фольклора – часть
детской субкультуры, и нередко сами ученики являются их носителями
и исполнителями. Педагог, компетентный в области теории и практики
преподавания фольклора, востребован современной начальной школой.
Различные аспекты его профессиональной подготовки представлены
в данной монографии.
Материалы книги также могут быть полезны и широкому кругу читателей,
которые интересуются проблемами детского чтения, вопросами
литературного образования младших школьников и их стихийного словесного
творчества.
Работа выполнена на кафедре русского языка и методики его преподавания
в начальной школе ФГБОУ ВПО «Московский педагогический
государственный университет».
ISBN 978-5-7042-2491-4
© А. Ю. Никитченков, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................... 5
ГЛАВА 1. Концептуальные основы процесса обучения
педагогов начального образования теории
и практике преподавания фольклора
в начальной школе ....................................................... 9
ГЛАВА 2. Филологическая и методическая подготовка
педагогов начальной школы по фольклору как
система взаимосвязей ................................................ 30
ГЛАВА 3. Аспекты истории методики преподавания
фольклора в контексте подготовки педагогов
начальной школы ....................................................... 45
ГЛАВА 4. Специфика фольклора как компонент
филологической и методической подготовки
педагогов начальной школы ..................................... 60
ГЛАВА 5. Анализ языка и образного мира произведений
устного народного творчества в системе
профессиональной подготовки педагогических
кадров ........................................................................... 91
ГЛАВА 6. Подготовка педагогов к организации литературного
чтения произведений различных жанров
традиционного устно-поэтического творчества .... 118
ГЛАВА 7. Современный школьный фольклор в системе
подготовки педагогов начальной школы .............. 180
ГЛАВА 8. Подготовка педагогов к решению вопросов
духовно-нравственного воспитания и развития
младших школьников средствами устного
народного творчества ............................................... 189
3
Стр.3
ГЛАВА 9. Исследовательская деятельность студентов
на материале произведений устно-поэтического
творчества .................................................................. 204
ГЛАВА 10. Фольклор и методика его преподавания в структуре
современного уровневого образования педагогов
начальной школы ..................................................... 229
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................... 248
ПРИЛОЖЕНИЕ 1........................................................................ 253
ПРИЛОЖЕНИЕ 2........................................................................ 254
ПРИЛОЖЕНИЕ 3........................................................................ 257
ПРИЛОЖЕНИЕ 4........................................................................ 261
ПРИЛОЖЕНИЕ 5........................................................................ 270
4
Стр.4