РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
УЧРЕДИТЕЛЬ: ООО «Издательство Прометей»
Б.М. Лапидус – председатель объединенного
ученого совета ОАО «РЖД», председатель
редакционного совета, доктор экономических
наук, профессор
Г.В. Бубнова – заведующая кафедрой «Экономика,
организация производства и менеджмент»
РУТ (МИИТ), доктор экономических наук, профессор
Э.К. Лецкий – заведующий кафедрой
«Автоматизированные системы управления»
РУТ (МИИТ), доктор технических наук, профессор
Д.А. Мачерет – первый заместитель председателя
объединенного ученого совета ОАО «РЖД»,
доктор экономических наук, профессор
З.П. Межох – заведующая кафедрой «Финансы
и кредит» РУТ (МИИТ), доктор экономических наук,
профессор
Ю.О. Пазойский – заведующий кафедрой
«Железнодорожные станции и узлы» РУТ (МИИТ),
доктор технических наук, профессор
Ф.С. Пехтерев – советник первого заместителя
генерального директора ОАО «РЖД»,
доктор технических наук
С.Б. Постников – заместитель начальника
Департамента экономической конъюнктуры
и стратегического развития ОАО «РЖД»,
кандидат экономических наук
А.В. Рышков – начальник Департамента
экономической конъюнктуры и стратегического
развития ОАО «РЖД», доктор экономических наук
Ю.И. Соколов – директор Института экономики
и финансов РУТ (МИИТ), доктор экономических
наук, профессор
Н.П. Терешина – заведующая кафедрой экономики
и управления на транспорте Института экономики
и финансов РУТ (МИИТ), доктор экономических
наук, профессор
А.В. Шаронов – ректор Московской школы
управления «Сколково»
ИЗДАТЕЛЬ: ООО «Издательство Прометей»
119002, г. Москва, ул. Арбат, д. 51, стр. 1
С.В. Матросов – генеральный директор,
Е.В. Казакова – исполнительный директор
РЕДАКЦИЯ:
Т.А. Гандельсман – главный редактор,
vakizdat@prometej.su
А.Б. Сидоров – ответственный редактор,
Т.В. Середа – компьютерная верстка,
Н.П. Никитина – подписка
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА:
http://railways.prometej.su
АДРЕС РЕДАКЦИИ:
119002, г. Москва, ул. Арбат, д. 51, стр. 1
Тел.: +7 (495) 730-70-69
Для писем: 119002, г. Москва,
ул. Арбат, д. 51, стр. 1,
ООО «Издательство Прометей»
manager@prometej.su
РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ:
manager@prometej.su
Тел.: +7 (495) 730-70-69
Претензии по доставке направляйте:
manager@prometej.su
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только по согласованию с редакцией
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
электронная версия: индекс на полугодие 010353, индекс годовой 010354
Почта России – индекс П2574
Роспечать – онлайн каталог 48866
Урал-Пресс – индекс на полугодие 48866, индекс годовой 79529,
По вопросам подписки обращайтесь: +7 (495) 730-70-69
Подписные индексы в каталогах:
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64194 от 25.12.2015. Выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Тираж 600 экз. Зак. № К-7990. Дата выхода в свет 25.10.19
Цена свободная. 12+
Подписано в печать 15.10.19. Формат 70×108 1/16
Бумага офсетная. Усл. печ. л. 13,9. Уч.-изд. л. 11,2
Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, д. 13
© ООО «Издательство Прометей», 2019
Отпечатано в АО «ИПК «Чувашия»
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
КОРОТКО О ВАЖНОМ ...........................................7
АНАЛИТИКА
Промышленность России: итоги августа 2019 года .................12
По материалам пресс-релиза ИПЕМ
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ГОРЯНСКАЯ И.В.
Развитие конкурентных преимуществ в системе
стратегического управления ..........................................15
Систематическая оценка ресурсов и способностей компании
создает основу для формирования стратегии управления
и создания фундамента устойчивого конкурентного
преимущества
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
МАЧЕРЕТ Д.А., ЛЕДНЕЙ А.Ю.
Экономический аспект сезонности загрузки
железнодорожной инфраструктуры .................................24
На основе предложенной авторами новой методологии
проанализирована сезонная неравномерность перевозок
грузов и пассажиров, являющаяся одной из фундаментальных
производственно-экономических проблем железнодорожной
отрасли; показано, что в рыночных условиях обеспечивается
лучшая равномерность погрузки грузов, чем в условиях
централизованно планируемой экономики
3
Стр.7
ТАРИФЫ
ЩУКИН В.В., ПОДОПЛЕЛОВА Я.В.
Распределение расходов железнодорожного транспорта
при формировании стоимостной основы тарифов ................32
Создание прозрачных инструментов по управлению расходами
позволит государственным органам исполнительной власти
в области тарифного регулирования принимать наиболее
рациональные и взвешенные решения в отношении всех
участников рынка транспортных услуг
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
ДМИТРЕНКО А.Н., ДАНИЭЛЯН А.А., РАЛКО В.В.
Премирование работников дирекции инфраструктуры:
преимущества и недостатки системы .............................. 40
В условиях нестабильного экономического положения
привычные способы мотивирования сотрудников перестали
соответствовать современным реалиям; предлагается
вложить в понятие мотивации персонала более глубокий
смысл и использовать его как главный инструмент
регулирования денежных, трудовых и товарно-материальных
ресурсов
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ЛЯКИНА М.А., ГАНИНА Е.Г.
Налоговая нагрузка как инструмент оценки эффективности
налогового планирования и финансового результата ............47
Грамотный подход к планированию и анализу налоговой
нагрузки любого юридического лица является
залогом стабильного функционирования компании
на рынке, обеспечения должного уровня показателей
кредитоспособности и платежеспособности в отношении
своих контрагентов и кредиторов
4
Экономика железных дорог № 10 • 2019
Стр.8
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
ИЛЬИН И.П.
Дискуссионные вопросы железнодорожного транспорта ........ 58
В статье показано, что отдельные виды услуг ОАО «РЖД»
(перевозка угля, услуги инфраструктуры в пассажирском
движении) являются убыточными при функциональностоимостном
методе управленческого учета, но прибыльными
при маржинальном подходе; производительность труда
в грузовых перевозках ОАО «РЖД» незначительно отличается
от уровня выработки грузовых железных дорог США первого
класса
ТРАНСПОРТНЫЙ РЫНОК
ЛЕВИН Д.Ю.
Эксплуатация железных дорог в рыночных условиях .............73
В статье предлагается в техническое нормирование
эксплуатационной работы включить экономические
и финансовые показатели, которые должны стать исходной
информацией для планирования бюджета на предстоящий
месяц
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Нормативные правовые акты и другие официальные
документы Российской Федерации
Обзор «в картотеку» ...................................................81
Федеральный закон от 29.09.19 № 322-ФЗ
О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации ............................91
Приказ Минтруда России от 31.07.2019 № 541н
Об утверждении профессионального стандарта
«Проводник по сопровождению локомотивов
(моторвагонного подвижного состава, пассажирских
вагонов) в недействующем состоянии». ................................ 94
5
Стр.9
Приказ Минтруда России от 31.07.2019 № 543н
Об утверждении профессионального стандарта
«Специалист по контролю финансово-хозяйственной
деятельности подразделений организации железнодорожного
транспорта» ............................................................ 105
Решение Высшего евразийского экономического совета
от 01.10.2019 г. № 20
О концепции формирования общего финансового рынка
Евразийского экономического союза ..................................118
Нормативные и другие
официальные документы ОАО «РЖД»
Распоряжение ОАО «РЖД» от 09.07.2019 г. №1399/р
О внесении изменений в распоряжение ОАО «РЖД»
от 1 августа 2006 г. № 1594р .......................................... 140
С 8 декабря между Москвой и Санкт-Петербургом будут
курсировать «Ласточки»
Учитывая стабильно высокий спрос у пассажиров на перевозки
дневными поездами между Москвой и Санкт-Петербургом, ОАО
«РЖД» назначает на этом маршруте с нового графика движения поездов
(с 8 декабря 2019 года) электропоезда «Ласточка» № 726/725.
Курсировать «Ласточки» между Москвой и Санкт-Петербургом будут
ежедневно.
Электропоезда «Ласточка» на маршруте Москва – Санкт-Петербург
будут курсировать в комплектации «Премиум». Пассажирам будут
предложены 3 класса обслуживания – бизнес-класс (специально выделенная
зона в вагоне № 5), эконом-класс (вагоны №№ 3, 4 и 5) и базовый
класс (вагоны №№ 1 и 2).
Продажа билетов на поезда «Ласточка» сообщением Москва – СанктПетербург
– Москва уже открыта.
6
Экономика железных дорог № 10 • 2019
К сведению
Стр.10