УДК 159.9/316.6 
ББК 88/88.5 
П86 
Авторы: 
И. Н. Галасюк — кандидат психологических наук — гл. 4–6, 8; 
О. В. Краснова — доктор психологических наук, доцент — введение, 
гл. 1, 3, 7; 
Т. В. Шинина — кандидат психологических наук — гл. 2, 5, 8. 
Рецензенты: 
Т. Д. Марцинковская — доктор психологических наук, профессор; 
Б. М. БимБад — доктор педагогических наук, профессор. 
П86 
Психология социальной работы: Учебник для бака 
лавров / И. Н. Галасюк, О. В. Краснова, Т. В. Шинина; под ред. 
докт. психол. наук О. В. Красновой. — 4е изд., стер. — М.: Изда 
тельскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2022. — 302 с. 
ISBN 9785394047749 
В учебнике раскрываются теоретикометодологические и практи 
коориентированные аспекты психосоциальной работы в ее основных 
направлениях. Представлены методы, виды психосоциальной работы в 
социальной сфере. Особое внимание уделено кризисной психосоциаль 
ной помощи уязвимым группам населения: пожилым людям, семьям, 
имеющим детей с ограничениями здоровья. Освещаются основы диагно 
стики, консультирования и тренинговой работы в социальной сфере. 
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению под 
готовки «Социальная работа», преподавателей, специалистов, работа 
ющих в учреждениях социальной сферы. 
Подписано в печать 20.09.2021. Формат 60×84 1/16. 
Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 19,0. 
Тираж 50 экз. 
Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°» 
129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732 
Тел.: 8 (495) 6681230, 8 (499) 1820158 
Email: sales@dashkov.ru — отдел продаж; 
office@dashkov.ru — офис; http://www.dashkov.ru 
ISBN 9785394047749 
© Галасюк И. Н., Краснова О. В., 
Шинина Т. В., 2012 
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2012 
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Оглавление
Введение .................................................................................................................................................. 6 
Раздел I. Психологические основы социальной работы .................................. 9 
Глава 1. Психология социальной работы как учебная дисциплина ...... 9 
1.1. Место психологии в системе социального знания................................ 9 
1.2. Психосоциальная помощь и психосоциальная работа.................. 14 
1.3. Значение психологической теории для психосоциальной 
работы .............................................................................................................................................. 20 
Вопросы и задания для самоконтроля ...................................................................... 29 
Литература ..................................................................................................................................... 29 
Глава 2. Психология управления в социальной сфере .................................. 31 
2.1. Сущность и содержание психологии управления 
социальной работой..............................................................................................................31 
2.2. Психологические принципы управления в социальной сфере ....36 
2.3. Особенности организационного лидерства и руководства ........ 39 
2.4. Командообразование в деятельности социозащитного 
учреждения ................................................................................................................................. 48 
2.5. Обратная связь с клиентом — инструмент психосоциальной 
работы .............................................................................................................................................. 57 
Вопросы и задания для самоконтроля ...................................................................... 64 
Литература ..................................................................................................................................... 65 
Раздел II. Основные направления психосоциальной помощи 
в социальной сфере ..............................................................................................................66 
Глава 3. Диагностика и профилактика в психосоциальной работе .... 66 
3.1. Психосоциальная диагностика .......................................................................... 66 
3.2. Методические подходы в диагностике ....................................................... 68 
3.3. Психосоциальная профилактика и психообразование 
в социальной работе .............................................................................................................79 
Вопросы и задания для самоконтроля ...................................................................... 83 
Литература ..................................................................................................................................... 83 
3 
								                        
									                        Стр.3
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Глава 4. Консультирование в социальной работе .............................................. 84
4.1. Понятие, цели, задачи и методы консультирования ...................... 84
4.2. Потребители социальных услуг (клиенты) ............................................ 91
4.3. Основы консультативного взаимодействия ........................................... 98
4.4. Этапы консультирования.....................................................................................105
4.5. Техники консультирования ...............................................................................108
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................................................119
Литература ...................................................................................................................................119
Глава 5. Тренинг в социальной работе.......................................................................120
5.1. Понятие тренинга и его функции в социальной работе .............120
5.2. Динамика развития тренинговой группы ..............................................127
5.3. Создание тренинговой программы ...............................................................131
5.4. Основные характеристики методов тренинга ....................................141
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................................................144
Литература ...................................................................................................................................145
Раздел III. Кризисная психосоциальная помощь в социальной
работе .............................................................................................................................................146
Глава 6. Психосоциальная помощь семье, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями ....................................................146
6.1. Члены семьи инвалида ...........................................................................................146
6.2. Особенности жизненного цикла, функций и структуры
семьи ребенкаинвалида ...............................................................................................157
6.3. Кризисные периоды в жизни семьи, воспитывающей
ребенкаинвалида................................................................................................................163
6.4. Жизненные стратегии семьи инвалида ...................................................169
6.5. Направление и формы социальной работы с семьей
инвалида ......................................................................................................................................174
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................................................184
Литература ...................................................................................................................................184
Глава 7. Психосоциальная помощь пожилым людям в социальной
сфере ...............................................................................................................................................186
7.1. Теории старения ..........................................................................................................186
7.2. Диагностика пожилых людей ...........................................................................191
7.3. Консультирование как вид психосоциальной помощи
пожилым людям ....................................................................................................................197
7.4. Тренинг в психосоциальной работе с пожилыми людьми .......201
4
								                        
									                        Стр.4
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................................................210
Литература ...................................................................................................................................210
Глава 8. Основы профилактики насилия в семье .............................................212
8.1. Теоретические основы семейного насилия ...........................................212
8.2. Диагностика насилия в семье ...........................................................................220
8.3. Консультирование как вид психосоциальной помощи
родителям ...................................................................................................................................229
8.4. Консультирование и групповая работа с детьми ............................234
8.5. Профилактика жестокого обращения и насилия
над детьми: просвещение и информирование ............................................237
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................................................243
Литература ...................................................................................................................................243
Приложения:
1. Профессиональноважные качества специалиста социальной
сферы..............................................................................................................................................245
2. Принципы психологического консультирования .......................................246
3. Культурные и индивидуальные проблемы, возникающие на
разных стадиях консультирования .....................................................................248
4. Примеры некомпетентности специалиста,
снижающие качество консультирования .......................................................250
5. Методика исследования семьи ребенка с нарушениями
развития.......................................................................................................................................251
6. Анкета “Психологический тип родителя” (В.В. Ткачева) ...................258
7. Психосоциальные исследования ...............................................................................260
7.1. Минисхема исследования психического статуса ..........................260
7.2. Модифицированный вопросник “Ресурсы и службы
для пожилых американцев” .......................................................................................265
7.3. Гериатрическая шкала депрессии ...............................................................270
7.4. Субъективная оценка удовлетворенности жизнью ......................272
7.5. Опросник субъективного представления о целостности
жизни ..............................................................................................................................................273
7.6. Диагностика злоупотребления алкоголем .............................................275
8. Технологический комплекс по теме: “Профилактика насилия
в семье” .........................................................................................................................................279
9. Рекомендации родителям по применению наказаний
в воспитательном процессе .........................................................................................286
Глоссарий ...........................................................................................................................................300
5
								                        
									                        Стр.5