Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Психологические основы работы с персоналом организации (220,00 руб.)

0   0
АвторыГагай Валентина Васильевна, Ефремова Ада Викторовна, Мишанкина Наталья Анатольевна, Петрова Дина Борисовна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц167
ID708251
АннотацияВ учебном пособии представлены ключевые вопросы, связанные с понятием организации и организационной культуры, способами мотивации сотрудников и формированием корпоративной культуры, управлением конфликтными ситуациями в сфере деловых отношений. Рассматриваются организационные факторы стресса и способы профилактики профессионального стресса. Пособие включает четыре раздела: организационная культура как условие эффективности функционирования организации; мотивация сотрудников; управление конфликтами в организации; стрессы в структуре организационного поведения. В каждом разделе представлены вопросы для обсуждения и практические задания. Материалы, представленные в данном пособии, могут быть полезны студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению подготовки 37.03.01 Психология, а также практическим психологам.
Психологические основы работы с персоналом организации : учеб. пособие : направление подгот. 37.03.01 Психология, уровень бакалавриата / В. В. Гагай, А. В. Ефремова, Н. А. Мишанкина, Д. Б. Петрова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2018 .— 167 с. — URL: https://rucont.ru/efd/708251 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психологические_основы_работы_с_персоналом_организации.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ В. В. Гагай, А. В. Ефремова, Н. А. Мишанкина, Д. Б. Петрова УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА Сургут, 2018 1
Стр.1
УДК 316.6+159.9:37.015.3 ББК 88.566я73+88.69я73 П86 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Учебное пособие обсуждено на заседании кафедры психологии 15 марта 2017 года, протокол № 8 Рецензент: Л. Г. Бортникова, кандидат психологических наук, доцент Сургутского государственного педагогического университета Авторы: В. В. Гагай, А. В. Ефремова, Н. А. Мишанкина, Д. Б. Петрова П86 Психологические основы работы с персоналом организации : учеб. пособие : направление подгот. 37.03.01 Психология, уровень бакалавриата / В. В. Гагай [и др.] / Департамент образования и молодёж. политики ХМАО – Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т», Фак. психологии и педагогики, Каф. психологии. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. – 166, [1] с. В учебном пособии представлены ключевые вопросы, связанные с понятием организации и организационной культуры, способами мотивации сотрудников и формированием корпоративной культуры, управлением конфликтными ситуациями в сфере деловых отношений. Рассматриваются организационные факторы стресса и способы профилактики профессионального стресса. Пособие включает четыре раздела: организационная культура как условие эффективности функционирования организации; мотивация сотрудников; управление конфликтами в организации; стрессы в структуре организационного поведения. В каждом разделе представлены вопросы для обсуждения и практические задания. Материалы, представленные в данном пособии, могут быть полезны студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению подготовки 37.03.01 Психология, а также практическим психологам. УДК 316.6+159.9:37.015.3 ББК 88.566я73+88.69я73 © Гагай В. В., Ефремова А. В., Мишанкина Н. А., Петрова Д. Б., 2018 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .................................................................................................... 4 Глава 1. Организационная культура как условие эффективности функционирования организации ........................................................... 7 1.1. Основные понятия теории организации и управления ................. 8 1.2. Психологические основы организационной культуры ................. 20 1.3. Социально-психологические особенности организационной культуры образовательной организации ................................................... 36 Практикум ................................................................................................. 40 Рекомендуемая литература ...................................................................... 45 Глава 2. Мотивация как элемент управления персоналом ................ 46 2.1. Мотивация и эффективность деятельности ................................... 47 2.2. Мотивационный потенциал финансового и нефинансового стимулирования ......................................................................................... 61 2.3. Мотивация педагогической деятельности ..................................... 69 Практикум ................................................................................................. 73 Рекомендуемая литература ...................................................................... 82 Глава 3. Управление конфликтами в организации ............................. 83 3.1. Общая характеристика конфликта ................................................. 84 3.2. Поведение личности в конфликте .................................................. 96 3.3. Переговоры в разрешении конфликтов ......................................... 105 3.4. Медиация как способ урегулирования конфликтов ...................... 114 Практикум ................................................................................................. 118 Рекомендуемая литература ...................................................................... 130 Глава 4. Стрессы в структуре организационного поведения ............. 132 4.1. Психологическая характеристика стресса ..................................... 133 4.2. Организационные факторы и последствия профессионального стресса ........................................................................................................ 138 4.3. Профилактика стрессовых состояний ........................................... 145 4.4. Совладающее поведение как способ предупреждения и сопротивления стрессовым ситуациям .................................................. 148 Практикум ................................................................................................. 152 Рекомендуемая литература ...................................................................... 165 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Большинство руководителей организаций своей основной задачей считают повышение эффективности деятельности организации. Исходя из современного представления об организации как социотехнической системе, можно утверждать, что решение данной задачи возможно двумя путями: совершенствование технологических процессов на производстве и повышение эффективности управления человеческими ресурсами. Первый путь предполагает повышение капиталовложений в производство, тщательный подбор квалифицированного персонала, обучение и переобучение собственных кадров, введение инноваций в производство. Однако скорость технологических перемен в науке и производстве в настоящее время ошеломляет. В этих условиях организации зачастую оказываются в числе «догоняющих» современную науку и производство. Кроме того, следует учитывать, что технологические процессы тесно связаны с психологическими. В организации ни одна производственная проблема не существует сама по себе, вне вязи с психологическими проблемами. В связи с этим на первый план выдвигается проблема эффективного управления человеческими ресурсами организации. Однако, согласно результатам исследования Э. Гостик и Ч. Элтон, лишь 14% руководителей американских фирм усматривают причинную связь между активной работой с персоналом и ростом прибыли. Такая же тенденция просматривается и в российских организациях. Причинной тому в некоторой степени является недостаточная разработанность теории и практики управления персоналом. Таким образом, на сегодняшний день достаточно четко просматривается противоречие между необходимостью повышения эффективности производства в условиях быстрых технологических перемен и отсутствием эффективных способов управления человеческими ресурсами. Управленческая компетентность руководителя включает определенные знания и навыки, а именно: – знания о системной модели организации; – практические навыки управления человеческими ресурсами. Данные знания и навыки позволяют руководителю решать стратегические и организационные задачи: снижение текучести кадров, развитие лояльности сотрудников, повышение производительности труда за счет эффективного использования человеческих ресурсов организации. Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Руководство крупным или малым предприятием, управление финансами, маркетингом и т.д., – все это, прежде всего, управление людьми (персоналом). Поэтому от успешности, проводимой на предприятии кадровой политики зависит производительность труда, преданность сотрудников, их трудовая мотивация, прибыльность компании. 4
Стр.4
Управление персоналом, как и управление вообще, есть совокупность средств и приемов, обеспечивающих слаженную работу определенного числа людей. Оно представляет собой комплекс мер, включающих в себя управление мотивацией персонала, конфликтами в организации, а также конструирование организационной культуры. В данном учебном пособии раскрываются следующие вопросы: – понятие организации и организационной культуры; – способы мотивации сотрудников, формирования корпоративной культуры, ценностей компании с целью формирования лояльности персонала; – управление конфликтными ситуациями в сфере деловых отношений. Учебное пособие состоит из введения, четырех глав, заключения. В первой главе «Организационная культура как условие эффективности функционирования организации» представлен анализ основных понятий теории организации и управления, раскрыты психологические основы организационной культуры, описаны социально-психологические особенности организационной культуры образовательных учреждений. Во второй главе «Мотивация как элемент управления персоналом» рассматриваются теоретические основы мотивации сотрудников, ее основные виды и способы, отдельное внимание уделено мотивации педагогической деятельности. Успешные компании нанимают на работу самых талантливых работников, обучают и воодушевляют их, разъясняя им цели и задачи, стоящие перед компанией, и тот вклад, который они могут внести лично. В наши дни серьёзные компании понимают, что формула их успеха имеет следующий вид: способности + обучение + мотивация = эффективность персонала. Очевидно, что мотивация различных работников в организации осуществляется по-разному. Поэтому одной из важнейших предпосылок успешной мотивации работников является разработка целостной стратегии, применяемой по отношению к возможно большему количеству сотрудников, а не только к наиболее передовым из них. Третья глава «Управление конфликтами в организации» посвящена анализу конфликтов в организации и способам управления ими. Управление персоналом в значительной степени есть деятельность по урегулированию конфликтов. Управление конфликтами должно учитывать всю сложность и многоаспектность трудовых отношений в организации – между руководителем и подчиненным, между коллегами, между структурными подразделениями, между личностью и коллективом и т.д. Трудовые отношения складываются под влиянием факторов социальной среды и функционального взаимодействия, зависят от правовых норм и традиций, служат основой конструктивного разрешения конфликтов, возникающих в процессе трудовой деятельности. Упомянутые отношения представляют реальную возможность прогнозирования конфликтных ситуаций, разработки технологий урегулирования конфликтов с применением как административных мер, так и социаль5
Стр.5
но-психологических методов воздействия на конфликтное поведение, оптимальных способов разрешения конфликтов. Иными словами, необходимо создание целостной системы управления конфликтами в той или иной конкретной организации. Четвертая глава «Стрессы в структуре организационного поведения» раскрывает психологическую характеристику стресса и организационные факторы стресса. Особое внимание уделено проблеме профилактики стрессовых состояний и совладающему поведению как способу предупреждения и сопротивления стрессовым ситуациям. Каждая глава снабжена списком рекомендуемой литературы и набором практических заданий, необходимых для понимания организационной культуры как условия эффективности функционирования организации, выработки умений и навыков мотивации персонала и управления конфликтами и стрессовыми состояниями сотрудников. Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология. Материалы учебного пособия ориентированы на формирование у обучающихся готовности к осуществлению следующих видов деятельности и решении профессиональных задач: Направление подготовки 37.03.01 Психология деятельности Вид Организационноуправленческая профессиональной деятельности Задачи – анализ форм организации взаимодействий с персоналом в трудовых коллективах; – выявление проблем, затрудняющих функционирование организации Компетенции – способность к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13); – способность к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14) Материалы учебного пособия могут быть также полезны руководителям образовательных организаций всех уровней управления, поскольку отдельное внимание в учебном пособии уделено проблемам социальнопсихологических особенностей организационной культуры образовательных учреждений, мотивации педагогической деятельности, медиации в образовательной сфере (в т.ч. организации Школьных служб медиации). 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.