ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
В. В. Гагай, А. В. Ефремова,
Н. А. Мишанкина, Д. Б. Петрова
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ
УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА
Сургут, 2018
1
Стр.1
УДК 316.6+159.9:37.015.3
ББК 88.566я73+88.69я73
П86
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Учебное пособие обсуждено на заседании кафедры психологии
15 марта 2017 года, протокол № 8
Рецензент:
Л. Г. Бортникова,
кандидат психологических наук, доцент
Сургутского государственного педагогического университета
Авторы:
В. В. Гагай, А. В. Ефремова,
Н. А. Мишанкина, Д. Б. Петрова
П86
Психологические основы работы с персоналом организации : учеб.
пособие : направление подгот. 37.03.01 Психология, уровень бакалавриата /
В. В. Гагай [и др.] / Департамент образования и молодёж. политики ХМАО –
Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут.
гос. пед. ун-т», Фак. психологии и педагогики, Каф. психологии. – Сургут :
РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет»,
2018. – 166, [1] с.
В учебном пособии представлены ключевые вопросы, связанные с
понятием организации и организационной культуры, способами мотивации
сотрудников и формированием корпоративной культуры, управлением
конфликтными ситуациями в сфере деловых отношений. Рассматриваются
организационные факторы стресса и способы профилактики профессионального
стресса. Пособие включает четыре раздела: организационная
культура как условие эффективности функционирования организации; мотивация
сотрудников; управление конфликтами в организации; стрессы в
структуре организационного поведения. В каждом разделе представлены
вопросы для обсуждения и практические задания.
Материалы, представленные в данном пособии, могут быть полезны
студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению подготовки 37.03.01
Психология, а также практическим психологам.
УДК 316.6+159.9:37.015.3
ББК 88.566я73+88.69я73
© Гагай В. В., Ефремова А. В., Мишанкина Н. А., Петрова Д. Б., 2018
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................................................................................................... 4
Глава 1. Организационная культура как условие эффективности
функционирования организации ........................................................... 7
1.1. Основные понятия теории организации и управления ................. 8
1.2. Психологические основы организационной культуры ................. 20
1.3. Социально-психологические особенности организационной
культуры образовательной организации ................................................... 36
Практикум ................................................................................................. 40
Рекомендуемая литература ...................................................................... 45
Глава 2. Мотивация как элемент управления персоналом ................ 46
2.1. Мотивация и эффективность деятельности ................................... 47
2.2. Мотивационный потенциал финансового и нефинансового
стимулирования ......................................................................................... 61
2.3. Мотивация педагогической деятельности ..................................... 69
Практикум ................................................................................................. 73
Рекомендуемая литература ...................................................................... 82
Глава 3. Управление конфликтами в организации ............................. 83
3.1. Общая характеристика конфликта ................................................. 84
3.2. Поведение личности в конфликте .................................................. 96
3.3. Переговоры в разрешении конфликтов ......................................... 105
3.4. Медиация как способ урегулирования конфликтов ...................... 114
Практикум ................................................................................................. 118
Рекомендуемая литература ...................................................................... 130
Глава 4. Стрессы в структуре организационного поведения ............. 132
4.1. Психологическая характеристика стресса ..................................... 133
4.2. Организационные факторы и последствия профессионального
стресса ........................................................................................................ 138
4.3. Профилактика стрессовых состояний ........................................... 145
4.4. Совладающее поведение как способ предупреждения
и сопротивления стрессовым ситуациям .................................................. 148
Практикум ................................................................................................. 152
Рекомендуемая литература ...................................................................... 165
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Большинство руководителей организаций своей основной задачей
считают повышение эффективности деятельности организации. Исходя из
современного представления об организации как социотехнической системе,
можно утверждать, что решение данной задачи возможно двумя путями: совершенствование
технологических процессов на производстве и повышение
эффективности управления человеческими ресурсами.
Первый путь предполагает повышение капиталовложений в производство,
тщательный подбор квалифицированного персонала, обучение и
переобучение собственных кадров, введение инноваций в производство. Однако
скорость технологических перемен в науке и производстве в настоящее
время ошеломляет. В этих условиях организации зачастую оказываются в
числе «догоняющих» современную науку и производство. Кроме того, следует
учитывать, что технологические процессы тесно связаны с психологическими.
В организации ни одна производственная проблема не существует
сама по себе, вне вязи с психологическими проблемами.
В связи с этим на первый план выдвигается проблема эффективного
управления человеческими ресурсами организации. Однако, согласно результатам
исследования Э. Гостик и Ч. Элтон, лишь 14% руководителей
американских фирм усматривают причинную связь между активной работой
с персоналом и ростом прибыли. Такая же тенденция просматривается и
в российских организациях. Причинной тому в некоторой степени является
недостаточная разработанность теории и практики управления персоналом.
Таким образом, на сегодняшний день достаточно четко просматривается
противоречие между необходимостью повышения эффективности производства
в условиях быстрых технологических перемен и отсутствием эффективных
способов управления человеческими ресурсами.
Управленческая компетентность руководителя включает определенные
знания и навыки, а именно:
– знания о системной модели организации;
– практические навыки управления человеческими ресурсами.
Данные знания и навыки позволяют руководителю решать стратегические
и организационные задачи: снижение текучести кадров, развитие лояльности
сотрудников, повышение производительности труда за счет эффективного
использования человеческих ресурсов организации.
Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших
аспектов теории и практики управления. Руководство крупным или малым
предприятием, управление финансами, маркетингом и т.д., – все это, прежде
всего, управление людьми (персоналом). Поэтому от успешности, проводимой
на предприятии кадровой политики зависит производительность труда,
преданность сотрудников, их трудовая мотивация, прибыльность компании.
4
Стр.4
Управление персоналом, как и управление вообще, есть совокупность
средств и приемов, обеспечивающих слаженную работу определенного
числа людей. Оно представляет собой комплекс мер, включающих в себя
управление мотивацией персонала, конфликтами в организации, а также
конструирование организационной культуры.
В данном учебном пособии раскрываются следующие вопросы:
– понятие организации и организационной культуры;
– способы мотивации сотрудников, формирования корпоративной
культуры, ценностей компании с целью формирования лояльности персонала;
– управление конфликтными ситуациями в сфере деловых отношений.
Учебное
пособие состоит из введения, четырех глав, заключения.
В первой главе «Организационная культура как условие эффективности
функционирования организации» представлен анализ основных понятий
теории организации и управления, раскрыты психологические основы
организационной культуры, описаны социально-психологические особенности
организационной культуры образовательных учреждений.
Во второй главе «Мотивация как элемент управления персоналом»
рассматриваются теоретические основы мотивации сотрудников, ее основные
виды и способы, отдельное внимание уделено мотивации педагогической
деятельности.
Успешные компании нанимают на работу самых талантливых работников,
обучают и воодушевляют их, разъясняя им цели и задачи, стоящие
перед компанией, и тот вклад, который они могут внести лично. В наши дни
серьёзные компании понимают, что формула их успеха имеет следующий
вид: способности + обучение + мотивация = эффективность персонала.
Очевидно, что мотивация различных работников в организации осуществляется
по-разному. Поэтому одной из важнейших предпосылок успешной
мотивации работников является разработка целостной стратегии,
применяемой по отношению к возможно большему количеству сотрудников,
а не только к наиболее передовым из них.
Третья глава «Управление конфликтами в организации» посвящена
анализу конфликтов в организации и способам управления ими.
Управление персоналом в значительной степени есть деятельность
по урегулированию конфликтов. Управление конфликтами должно учитывать
всю сложность и многоаспектность трудовых отношений в организации
– между руководителем и подчиненным, между коллегами, между
структурными подразделениями, между личностью и коллективом и т.д.
Трудовые отношения складываются под влиянием факторов социальной
среды и функционального взаимодействия, зависят от правовых норм и традиций,
служат основой конструктивного разрешения конфликтов, возникающих
в процессе трудовой деятельности.
Упомянутые отношения представляют реальную возможность прогнозирования
конфликтных ситуаций, разработки технологий урегулирования
конфликтов с применением как административных мер, так и социаль5
Стр.5
но-психологических методов воздействия на конфликтное поведение, оптимальных
способов разрешения конфликтов. Иными словами, необходимо
создание целостной системы управления конфликтами в той или иной конкретной
организации.
Четвертая глава «Стрессы в структуре организационного поведения»
раскрывает психологическую характеристику стресса и организационные
факторы стресса. Особое внимание уделено проблеме профилактики стрессовых
состояний и совладающему поведению как способу предупреждения
и сопротивления стрессовым ситуациям.
Каждая глава снабжена списком рекомендуемой литературы и набором
практических заданий, необходимых для понимания организационной
культуры как условия эффективности функционирования организации, выработки
умений и навыков мотивации персонала и управления конфликтами
и стрессовыми состояниями сотрудников.
Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению
подготовки 37.03.01 Психология. Материалы учебного пособия ориентированы
на формирование у обучающихся готовности к осуществлению следующих
видов деятельности и решении профессиональных задач:
Направление
подготовки
37.03.01
Психология
деятельности
Вид
Организационноуправленческая
профессиональной
деятельности
Задачи
–
анализ форм организации
взаимодействий
с персоналом в трудовых
коллективах;
– выявление проблем,
затрудняющих функционирование
организации
Компетенции
–
способность к проведению
работ с персоналом
организации
с целью отбора кадров
и создания психологического
климата,
способствующего оптимизации
производственного
процесса
(ПК-13);
– способность к реализации
психологических
технологий, ориентированных
на личностный
рост сотрудников
организации и
охрану здоровья индивидов
и групп (ПК-14)
Материалы учебного пособия могут быть также полезны руководителям
образовательных организаций всех уровней управления, поскольку
отдельное внимание в учебном пособии уделено проблемам социальнопсихологических
особенностей организационной культуры образовательных
учреждений, мотивации педагогической деятельности, медиации в образовательной
сфере (в т.ч. организации Школьных служб медиации).
6
Стр.6