Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Голос как инструмент успешности (110,00 руб.)

0   0
АвторыГаврилов Виктор Викторович, Сироткина Татьяна Александровна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц36
ID708247
АннотацияВ методических указаниях "Голос как инструмент успешности" представлен материал для работы на практических занятиях. В работе определено содержание работы студента по подготовке к занятиям по данному курсу, представлены планы занятий, словарь терминов и терминологических понятий, рекомендуемая литература. Предназначены студентам направления подготовки "Педагогическое образование", будущим учителям-словесникам. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями для осуществления контроля самостоятельной работы студентов.
Голос как инструмент успешности : метод. указания : направление подгот. 44.03.05 "Педагогическое образование", направленность "Русский язык и литература" (уровень бакалавриата) / В. В. Гаврилов, Т. А. Сироткина .— Сургут : РИО СурГПУ, 2017 .— 36 с. — URL: https://rucont.ru/efd/708247 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Голос_как_инструмент_успешности.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Голос_как_инструмент_успешности.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филологический факультет Кафедра филологического образования и журналистики ГОЛОС КАК ИНСТРУМЕНТ УСПЕШНОСТИ 44.03.05 Педагогическое образование Направленность Методические указания Направление подготовки Русский язык и литература (уровень бакалавриата) Сургут, 2017 1
Стр.1
УДК 811.161.1'271.2 (07) ББК 81.411.2-553я81 Г 61 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Рецензент: Кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики О.И. Зворыгина Г 61 Голос как инструмент успешности : метод. указания. Направление подгот. 44.03.05 Педагогическое образование. Направленность: Русский язык и литература (уровень бакалавриата) / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост.: В.В. Гаврилов, Т.А. Сироткина . – Сургут : РИО СурГПУ, 2017. – 36, [1] с. В методических указаниях «Голос как инструмент успешности» представлен материал для работы на практических занятиях. В работе определено содержание работы студента по подготовке к занятиям по данному курсу, представлены планы занятий, словарь терминов и терминологических понятий, рекомендуемая литература. Предназначены студентам направления подготовки «Педагогическое образование», будущим учителям-словесникам. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями для осуществления контроля самостоятельной работы студентов. © Сургутский государственный педагогический университет, 2017 ГОЛОС КАК ИНСТРУМЕНТ УСПЕШНОСТИ Методические указания Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование Направленность: Русский язык и литература (уровень бакалавриата) Техническая редакция, верстка Л.Г. Махмутова Сдано в печать 12.12.2017 г. Формат 6084/8 Печать цифровая. Гарнитура Times New Roman Тираж 40 экз. Заказ № 54. Авт. л. 2,2 Редакционно-издательский отдел Сургутского государственного педагогического университета 628417, г. Сургут, 50 лет ВЛКСМ, 10/2 Отпечатано в РИО СурГПУ 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ....................................................................................................................................... 4 Введение ............................................................................................................................................ 9 Учебный элемент 1. Техника речи, ее основные составляющие ...................................................... 12 Учебный элемент 2. Голос как основной компонент техники речи ................................................. 15 Учебный элемент 3. Правильное дыхание – первый этап правильного говорения ......................... 17 Учебный элемент 4. Развитие дикции ............................................................................................... 20 Учебный элемент 5. Развитие силы голоса ....................................................................................... 22 Учебный элемент 6. Расширение диапазона голоса ......................................................................... 25 Учебный элемент 7. Развитие благозвучности и полетности голоса ............................................... 32 Учебный элемент 8. Анализ образцов звучащей речи ...................................................................... 34 Словарь основных терминов и понятий ............................................................................................ 35 Список литературы ............................................................................................................................ 36 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Какого педагога можно назвать успешным, то есть подлинным профессионалом? Очевидно, это должен быть специалист, прекрасно знающий свой предмет, умеющий понятно, доходчиво донести информацию до слушателей, создающий необходимые условия для успешного освоения обучающимися дисциплины, приобретения определенных компетенций. И если это так, то основным инструментом педагога-профессионала (тем более словесника) становится его голос. Это не просто средство коммуникации, но и средство воздействия на слушателей, средство убеждения. И чем лучше педагог владеет данным инструментом, тем эффективнее, ярче, интереснее и содержательнее будут его занятия. В настоящее время для специалистов, реализующих себя в профессиональной области «Человек – человек», все большую актуальность приобретает культура устной речи. Но содержательная и изысканная речь не в состоянии произвести нужный эффект, если она будет тусклой по своей форме или по способу реализации. Поэтому тем, кому по роду своей деятельности постоянно приходится общаться с людьми, а тем более добиваться поставленных перед собой целей, следует самое пристальное внимание обратить на технику своей речи и приложить усилия для совершенствования голосовых возможностей. Педагоги гораздо чаще, чем кто бы то ни было, работают с аудиторией «вживую», транслируя знания и опыт, представляя проекты, отстаивая собственные идеи. На уроках русского языка и литературы звучит живое русское слово, читаются великие художественные произведения. Очевидно, что такого рода деятельность требует мастерского владения голосом: нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и финали слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление. Таким образом, чем ярче, четче, яснее речь, тем успешнее будет выступление педагога, выступающего в качестве оратора. В конечном счете, поставленный голос становится элементом профессиональной успешности будущего педагога, выпускника педагогического вуза. В связи с этим нами разработан курс, который имеет отношение не столько к содержательной стороне речи, сколько ко внешней. То есть нас интересует, как с помощью голоса может быть подана, представлена аудитории информация. Публичная речь должна быть хорошо слышимой, чтобы ее восприняли. «Слышимость» речи зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях выступления. Умение же владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи зависит и от ясности, отчетливости произношения – дикции. Таким образом, мы в рамках курса выделяем три аспекта, на которые будет направлена наша работа: голос, дыхание, дикция. При этом нужно понимать, что в процессе практической работы тренировочные упражнения на развитие речевого дыхания, голоса, дикции должны проводиться, по возможности, одновременно, так как названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поставить голос – значит выявить природные данные речеголосового аппарата и развить их, т.е. улучшить звучание путем тренировки. Итак, данные методические указания поддерживают дисциплину «Голос как инструмент успешности», являющуюся курсом по выбору направления подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата). При подготовке издания использовались материалы различных сайтов, содержащих тренинги по развитию голоса. Отличие настоящего издания состоит в том, что оно учитывает те требования к самостоятельной работе студентов и те формы контроля, которые используются в конкретном высшем учебном заведении – Сургутском государственном педагогическом университете. Курс «Голос как инструмент успешности» направлен на формирование следующих компеязыках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); 2) владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5). 4 тенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование»: 1) способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном
Стр.4
Курс «Голос как инструмент успешности» занимает особое место в профессиональной подготовке будущих учителей-словесников, поскольку имеет целью приобретение ими такого важного в будущей педагогической деятельности навыка, как управление возможностями своего голоса. Цель освоения курса – овладение техникой правильного использования возможностей голоса в профессиональном общении для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Задачи курса: 1. Сформировать представление об основных компонентах эффективной коммуникации с использованием техники речи. 2. Сформировать навыки совершенствования техники речи и работы над голосом в рамках Место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина «Голос как инструмент успешности» относится к дисциплинам по выбору вариаповышения профессиональной этики и речевой культуры. тивной части Б1.В.ДВ.6.1. Основными видами учебной деятельности являются практические занятия и самостоятельная ние», направленность «Русский язык и литература». Студент, изучивший дисциплину, должен знать: – основные понятия, связанные со звучащей речью; – основные приемы работы над голосом; – основы этики и речевой культуры; – критерии выбора правильного дыхания, тона, мелодики, интонации речи; Требования к уровню освоения содержания программы. Программа предназначена для студентов направления подготовки «Педагогическое образоваработа студентов. ния; уметь: – ориентироваться в вопросах, касающихся техники речи; – управлять дыханием в процессе произнесения монолога; – использовать различные фонетические средства в зависимости от условий речевого общевладеть: – способами оценки аудитории; – методами и приемами анализа голоса. 5
Стр.5
Таблица 1 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4) Компетенции Знать основные понятия, связанные со звучащей речью Знание Владение Соотнесение компетенций и учебных результатов Умение Знать основные характеристики голоса как инструмента педагогического воздействия Опыт Владеть способами оценки аудитории Знать основные приемы работы над голосом Уметь использовать фонетические средства в зависимости от условий речевого общения Уметь ориентироваться в вопросах, касающихся техники речи Применять фонетические средства в определенных речевых условиях Использовать систему упражнений для развития основных качеств голоса УЭ 1.1.1. Понятие «речевой аппарат» УЭ 1.1.2. Устройство речевого аппарата УЭ 1.1.3. Функции речевого аппарата УЭ 1.2.1. Понятие «голос» УЭ 1.4.1. Понятие «дикция» УЭ 1.4.2. Качество дикции УЭ 1.5.1. Понятие «сила голоса» УЭ 1.6.1. Понятие «диапазон голоса» УЭ 1.7.1. Понятия «благозвучность голоса», «полетность голоса», «подвижность голоса» УЭ 1.8.1. Качества голоса Учебные элементы УЭ 1.5.3. Оценка аудитории и упражнения на развитие навыков силы голоса Знать критериями выбора правильного дыхания, тона, мелодики, интонации речи Уметь управлять дыханием в процессе произнесения монолога УЭ 1.1.4. Основные компоненты техники речи (дыхание, голос, дикция, интонация, темп, паузы) УЭ 1.3.2. Упражнения по развитию и восстановлению дыхания УЭ 1.2.3. Упражнения на развитие различных качеств голоса УЭ 1.4.3. Упражнения на развитие навыков четкой дикции УЭ 1.5.3. Упражнения на развитие навыков силы голоса УЭ 1.6.3. Упражнения на развитие диапазона голоса УЭ 1.7.3. Упражнения на развитие благозвучности, полетности и подвижности голоса УЭ 1.3.1. Понятие «дыхание» УЭ 1.3.2. Основные упражнения по развитию и восстановлению дыхания УЭ 1.3.3. Управление дыханием во время произнесения монолога Владеть методами и приемами анализа голоса Применять методы и приемы анализа голоса при подготовке к выступлению Владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5) 6 Знать основы этики и речевой культуры УЭ 1.4.3. Упражнения по развитию навыков четкой дикции УЭ 1.5.2. Оценка силы голоса УЭ 1.6.2. Оценка диапазона голоса УЭ 1.7.2. Характеристики «благозвучности голоса», «полетности голоса», «подвижности голоса» оратора УЭ 1.8.2. Алгоритм анализа звучащей речи УЭ 1.8.3. Анализ различных качеств голоса в соответствии с алгоритмом УЭ 1.2.2. Основные характеристики голоса как инструмента речевой культуры педагога
Стр.6
Курс представляет систему практических занятий, отражающих основные способы развития голоса. Курс относится к блоку дисциплин вариативного компонента, включает 16 часов практических занятий (аудиторная работа), общая трудоемкость – 36 часов. Соотношение объема аудиторной и самостоятельной работы оценивается как 50% к 50%. Изучив курс, студенты способны поддерживать голос в рабочем состоянии, используя для Особое внимание уделяется освоению тем, выносимых на самостоятельное изучение. Испольэтого специальные упражнения, и эффективно воздействовать на аудиторию во время устного выступления. зуются различные формы организации самостоятельной работы: выполнение заданий, ориентированных на использование методического аппарата, решение практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью, составление наглядных схем, алгоритмов анализа, составление тезауруса по отдельным темам и т.д. При проведении аудиторных занятий используются различные, в том числе интерактивные, методы и формы обучения. Прокомментируем некоторые из них: 1. Работа в группах. Этот вид занятия готовится и проводится с целью обобщения полученных знаний по теме. Студенты делятся на группы (от двух до четырех групп в зависимости от сложности задания). В качестве итогового задания студенты выбирают тему (одну из предложенных) и тип аудитории (также один из предложенных), составляют стратегию выступления и демонстрируют навыки речевого (голосового) воздействия на слушателей (на учебную группу). 2. Пресс-конференция. Цель подобных занятий: обсудить вопросы, которые не получили в науке однозначного ответа (социальные, культурные, нравственные вопросы воздействия на аудиторию), эффективно используя средства речевого голоса. Студенты распределяются на подгруппы. Одна группа выступает в роли журналистов, другая научных деятелей. «Журналисты» задают вопрос, «научные деятели» отвечают на него, заранее изучив материал по теме. Преподаватель выступает в роли стороннего наблюдателя, отмечая активность студентов. Необходимо установить «Правила проведения конференции» и при подведении итогов указать на основные достоинства и недостатки использования средств голосового воздействия. 3. Ролевая игра. Цель метода – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего, внести дух творчества в обучение, подготовить к профессиональной практической деятельности. Студенты в процессе игры моделируют ситуации, связанные с воздействием на аудиторию (с помощью голоса), например: трудоустройство, призыв на митинг, убеждение ребенка и т.д. Студенты самостоятельно изучают большинство теоретических вопросов, выполняют задания, которые представлены в планах занятий. На практическом занятии осуществляется учебное исследование теоретических положений науки. Знания студентов оцениваются по результатам работы на занятиях и итоговой контрольной работе. На занятиях преподаватель оценивает устное выступление и работу в группах. Промежуточная аттестация по курсу осуществляется в форме публичного выступления. Критерии оценки: активность, аргументированность сообщения, четкая собственная позиция, умение ссылаться на изученную литературу, выбирая ключевые аспекты, систематизировать полученные знания и представлять значимые практические результаты. На итоговой контрольной работе студенты должны продемонстрировать умение составлять фонетическую партитуру текста выступления по выработанной схеме, учитывая коммуникативную задачу и характеристику аудитории. Критерии оценки: верный выбор фонетических, в т.ч. интонационных средств при работе с предложенным текстом выступления. Изучив курс, студенты способны управлять своим голосом с целью эффективного воздействия на аудиторию при проведении как учебных, так и внеучебных занятий, культурно-массовых мероприятий, способны адекватно оценивать саму аудиторию и условия, в которых необходимо выступать. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.