Учредитель – Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет
(национальный исследовательский университет)»
В журнале публикуются основные научные результаты фундаментальных и прикладных исследований
по психологии и психофизиологии, а также иные значимые материалы по проблемным вопросам в этой
области.
Миссия журнала состоит в распространении современного научного знания и лучшей отечественной
и зарубежной практики, в поддержании интереса читателей к оригинальным исследованиям
и инновационным подходам в области психологии и психофизиологии.
Функция журнала реализуется его активным участием в формировании международного
интегрированного научного пространства посредством публикации результатов открытых исследований
отечественных и зарубежных психологов и психофизиологов.
Редакционная коллегия:
Рыльская Е.А. (гл. редактор), д.пс.н., доцент
(г. Челябинск);
Шумакова О.А. (зам. гл. редактора по разделу
«Психология»), д.пс.н., доцент (г. Челябинск);
Шибкова Д.З. (зам. гл. редактора по разделу
«Психофизиология»), д.б.н., проф. (г. Челябинск);
Байгужин П.А. (ответственный секретарь),
д.б.н. (г. Челябинск);
по психологическим наукам:
Мазилов В.А., д.пс.н., проф. (г. Ярославль),
Прохоров А.О., д.пс.н., проф. (г. Казань).
по биологическим наукам:
Айзман Р.И., д.б.н., проф. (г. Новосибирск),
Панкова Н.Б., д.б.н., доцент (г. Москва),
Саркисян Р.Ш., д.б.н. (г. Ереван, Армения),
Каменская В.Г., член-корр. РАО, д.пс.н., проф.
(г. Елец)
Редакционный совет:
по психологическим наукам:
Васягина Н.Н., д.пс.н., проф. (г. Екатеринбург);
Гарбер И.Е., д.пс.н., доцент (г. Кембридж, США;
г. Саратов, Россия);
Георгиев Л.Д., д.пс.н., проф.(г. София, Болгария);
Грязева-Добшинская В.Г., д.пс.н., проф.
(г. Челябинск);
Гусев А.Н., д.пс.н., проф. (г. Москва);
Краснорядцева О.М., д.пс.н., проф. (г. Томск);
Кумар Апдеш, PhD (г. Нью-Дели, Индия);
Матанова В.Л., д.пс.н., проф. (г. София, Болгария);
Махнач А.В., к.пс.н., доцент (г. Москва);
Рыба Т.В., PhD (г. Ювяскюля, Финляндия);
Тхостов А.Ш., д.пс.н., проф. (г. Москва);
Шмелев А.Г., д.пс.н., проф. (г. Москва);
Щелкова О.Ю., д.пс.н., проф. (г. Санкт-Петербург);
по биологическим наукам:
Будук-оол Л.К., д.б.н., доцент (г. Кызыл);
Дикая Л.А., к.пс.н., доцент (г. Ростов-на-Дону);
Долгова В.И., д.пс.н., проф. (г. Челябинск);
Кривощеков С.Г., д.м.н., проф. (г. Новосибирск);
Литвинова Н.А., д.б.н., проф. (г. Кемерово);
Поскотинова Л.В., д.б.н., доцент (г. Архангельск)
© Издательский центр ЮУрГУ, 2020
Стр.1
South Ural State University
The journal publishes the major scientific findings of fundamental and applied research in psychology and
psychophysiology, as well as other significant materials on issues in this field.
The journal’s mission is to disseminate advanced scientific knowledge and the best Russian and international
experience, as well as to maintain its readers’ interest in original research and innovative approaches in psychology and
psychophysiology.
The journal implements its function through its active role in the establishment of an integrated scientific
framework by publishing the results of Russian and international open research in psychology and psychophysiology.
Editorial Board:
Ryl'skaja E.A. (editor-in-chief), Doctor of Science (Psychology), Assoc. Prof. (Chelyabinsk);
Shumakova O.A. (deputy chief editor psychology section), Doctor of Science (Psychology), Assoc. Prof. (Chelyabinsk);
Shibkova D.Z. (deputy chief editor psychophysiology section), Doctor of Science (Biology), Professor (Chelyabinsk);
Baiguzhin P.A. (executive secretary), Doctor of Science (Biology), (Chelyabinsk);
on psychological sciences:
Mazilov V.A., Doctor of Science (Psychology), Professor (Yaroslavl),
Prokhorov A.O., Doctor of Science (Psychology), Professor (Kazan).
on biological sciences:
Aizman R.I., Doctor of Science (Biology), Professor (Novosibirsk);
Pankova N.B., Doctor of Science (Biology), Assoc. Prof. (Moscow);
Sarkisyan R.Sh., Doctor of Science (Biology) (Yerevan, Armenia);
Kamenskaya V.G., Corresponding Member of Russian Academy of Education, Doctor of Science (Psychology), Professor
(Yelets).
Editorial Council:
on psychological sciences:
Vasyagina N.N., Doctor of Science (Psychology), Professor (Yekaterinburg);
Garber I.E., Doctor of Science (Psychology), Research Associate (USA); Full Professor (remote), Assoc. Prof. (Saratov, Russia);
Georgiev L.D., Doctor of Science (Psychology), Professor (Bulgaria);
Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Doctor of Science (Psychology), Professor (Chelyabinsk);
Gusev A.N., Doctor of Science (Psychology), Professor (Moscow);
Krasnoryadtseva O.M., Doctor of Science (Psychology), Professor (Tomsk);
Kumar Updesh, Ph.D. (New Delhi, India);
Matanova V.L., Doctor of Science (Psychology), Professor (Sofia, Bulgaria);
Makhnach A.V., Ph.D. of Psychological Sciences, Assoc. Prof. (Moscow);
Ryba T.V., Ph.D. (Psychology), (Jyväskylä, Finland);
Tkhostov A.Sh., Doctor of Science (Psychology), Professor (Moscow);
Shmelyov A.G., Doctor of Science (Psychology), Professor (Moscow);
Shchelkova O.Yu., Doctor of Science (Psychology), Professor (St. Petersburg);
on biological sciences:
Buduk-ool L.K., Doctor of Science (Biology), Assoc. Prof. (Kyzyl);
Dikaya L.A., Ph.D. of Biological Sciences, Assoc. Prof. (Rostov on Don);
Dolgova V.I., Doctor of Science (Psychology), Professor (Chelyabinsk);
Krivoshchekov S.G., Doctor of Science (Medicine), Professor (Novosibirsk);
Litvinova N.А., Doctor of Science (Biology), Professor (Kemerovo);
Poskotinova L.V., Doctor of Science (Biology), Assoc. Prof. (Arkhangelsk).
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Общая психология, психология личности, история психологии
БАШКАТОВ С.А., ГАЙНУЛЛИНА С.М. Характеристика феномена лжи в отечественной
и зарубежной психологии ........................................................................................................................... 5
КРАВЦОВА Я.В., ДУБОВИЦКАЯ Т.Д., АБДУЛЛИН А.Г. Психологическое время
и самоэффективность личности ............................................................................................................... 17
Медицинская психология
РАССУДОВА Л.А. Представления студентов-психологов о личности человека
с ограниченными возможностями здоровья ................................................................................... 24
ВАСИЛЬЕВА В.В., БОТАШЕВА Т.Л., ЖЕЛЕЗНЯКОВА Е.В., ЗАВОДНОВ О.П.
Сравнительная характеристика психологического статуса женщин с различными формами
бесплодия ........................................................................................................................................... 35
ПЕККЕР М.В., ЩЕЛКОВА О.Ю. Когнитивные корреляты критичности больных
параноидной шизофренией: методология и программа исследования ........................................... 44
Cоциальная психология
КОЛДЫБАЕВ С.А., КИНЖИБАЕВА А.С. Психологические аспекты процесса подбора
команды современным руководителем ................................................................................................... 54
ПИСЬМЕНЮК Е.С., ГРЯЗЕВА-ДОБШИНСКАЯ В.Г. Особенности социально-ролевой
идентичности и ценностей сотрудников в ситуации обучения персонала организации ........... 61
ШОШИНА И.И., ЧАУЗОВА Е.Е. Социометрические характеристики эффективности взаимодействия
в коллективе лиц с разной выраженностью полезависимого когнитивного стиля ....... 71
Психофизиология
ГИЛЕВА О.Б. Биоэлектрическая активность головного мозга школьников с разной
академической успешностью. Сообщение 2. Взаимосвязь успешности учебной деятельности
и паттернов биоэлектрической активности коры головного мозга ............................................. 80
КРИВОНОГОВА О.В., КРИВОНОГОВА Е.В., ПОСКОТИНОВА Л.В. Соотношение
параметров индивидуальной минуты и слухового вызванного потенциала Р300 у молодых
людей с различным уровнем риска интернет-зависимого поведения ......................................... 93
КУЗНЕЦОВ Ю.А. Восприятие времени водителем как фактор безопасности дорожного
движения ............................................................................................................................................ 102
ШИБКОВА Д.З., БАЙГУЖИН П.А. Нейронаука: междисциплинарная интеграция
или экспансия? .............................................................................................................................................. 111
Психология. Психофизиология.
2020. Т. 13, № 3
3
Стр.3
CONTENTS
General psychology, psychology of personality, history of psychology
BASHKATOV S.A., GAYNULLINA S.M. The Phenomenon of Lies in Domestic and Foreign
Psychology .......................................................................................................................................... 5
KRAVTSOVA Y.V., DUBOVITSKAYA T.D., ABDULLIN A.G. Psychological Time and SelfEfficacy
of the Individual ................................................................................................................... 17
Medical Psychology
RASSUDOVA L.A. Psychology Students’ Perceptions about the Personality of an Individual
with Limited Health Opportunities ..................................................................................................... 24
VASILJEVA V.V., BOTASHEVA T.L., ZHELEZNYAKOVA E.V., ZAVODNOV O.P.
Comparative Characteristics of the Psychological Status of Women with Various Forms
of Infertility ......................................................................................................................................... 35
PEKKER M.V., SHCHELKOVA O.Yu. Cognitive Correlates of Lack of Judgment and Insight
in Patients with Paranoid Schizophrenia: Methodology and Research Program ................................ 44
Social Psychology
KOLDYBAEV S.A., KINZHIBAEVA A.S. Psychological Aspects of Staff Selection
by a Modern Manager ......................................................................................................................... 54
PISMENYUK E.S., GRIAZEVA-DOBSHINSKAYA V.G. Features of Employees’ Values
and Social and Role Identity in Personnel Training ........................................................................... 61
SHOSHINA I.I., CHAUZOVA E.E. Sociometric Characteristics of the Effectiveness of Team
Interaction of Individuals with Different Expression of a Field-Dependent Cognitive Style ............. 71
Psychophysiology
GILEVA O.B. Bioelectric Activity of the Brain in Pupils with Different Academic Success.
Report 2. The Relationship Between the Academic Success and Patterns of Bioelectric Activity
of the Cortex ....................................................................................................................................... 80
KRIVONOGOVA O.V., KRIVONOGOVA E.V., POSKOTINOVA L.V. The Correlation
Between Individual Minute Data and the Р300 Auditory Evoked Potential in Young People
with Different Levels of Internet Addiction Behavior ........................................................................ 93
KUZNETSOV Yu.A. Driver's Perception of Time as a Factor of Road Safety ................................. 102
SHIBKOVA D.Z., BAIGUZHIN P.A. Neuroscience: Interdisciplinary Integration
or Expansion? ............................................................................................................................... 111
4
Psychology. Psychophysiology.
2020, vol. 13, no. 3
Стр.4