Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 528275)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Система упражнений по морфемике и словообразованию (90,00 руб.)

0   0
АвторыГолицына Татьяна Николаевна, Ильина Татьяна Вячеславовна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц26
ID702490
АннотацияДанное учебно-методическое пособие ориентировано на отработку и систематизацию знаний по морфемике и словообразованию, полученных на лекциях.
Кому рекомендованоРекомендовано студентам бакалавриата второго года обучения
Система упражнений по морфемике и словообразованию [Электронный ресурс] / Т.Н. Голицына, Т.В. Ильина .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2018 .— 26 с. — 26 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/702490

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Система_упражнений_по_морфемике_и_словообразованию.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Система_упражнений_по_морфемике_и_словообразованию.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО МОРФЕМИКЕ И СЛОВООБРАЗОВАНИЮ Учебно-методическое пособие Составители: Т. Н. Голицына, Т. В. Ильина Воронеж Издательский дом ВГУ 2018
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................4 I. Система упражнений по морфемике ..............................................................4 II. Система упражнений по словообразованию ..............................................10 III. Тест на проверку полученных знаний........................................................17 IV. Морфемный анализ слова ...........................................................................21 V. Cловообразовательный анализ слова ...........................................................24 3
Стр.3
Задание 4. Определить приставки в следующих словах. Определить значение приставок. 1) переутомление, перестройка, переросток, переплавка, переносица, перекресток, перегрузка, перегородка, перевес; 2) расстегнуть, рассвирепеть, распилить, разодеть, резместить, разбрестись. Задание 5. Найдите приставки в словах. 1) надводный, надежда, надеть, надежный, надомный, надменный, надувной, надобность; 2) отрицать, отбивать, отвага, отвоз, отец, отыграть, отуманить, отличный, отыграть; 3) подучить, подруга, подлинный, подгруппа, подопытный, подстрекать. Задание 6. Определите значение приставки. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Пр..каспийская растительность, приземлились успешно, пр..возные фрукты, препроводить документы, приморский санаторий, морской пр..бой, пр..беречь на зиму, пр..сечь слухи, преломление лучей, пр..крыть глаза, претерпевать лишения, пр..вести в порядок, превозмогая усталость, пр..мудрый п..скарь, пр.. жечь йодом, пр..остановиться на минуту, пр..задуматься о будущем. Задание 7. Найдите суффиксы в словах и определите их значение. 1) вещица, водица, медведица, безвкусица, метелица, любимица, землица, девица, кожица; 2) дубок, ездок, лесок, кивок, обломок, островок, рывок, стрелок; 3) лжец, пловец, хлебец, братец, уродец, анекдотец, петербуржец; 4) преподаватель, нагреватель, разбрызгиватель, следователь, проигрыватель, мститель, осушитель, мечтатель, выключатель. Задание 8. Выделите корни в родственных словах. Мыть, мой; крыть, кровля, крой, кров; запереть, запирать, запор; бить, бью, бой; жать, жнут, сжинать; день, дня; земля, земной, земельный, чернозем; ловить, ловля; послать, пошлю; свет, свеча, освещение, светлый; привлечь, привлекать. 6
Стр.6
Задание 9. Выделите корни в словах. Подберите к ним алломорфы. Читать, убавить, краска, отвыкнуть, собрать, озлобить, любить, затмить дремать, победа, земельный, поход, ловля, отбор, петь, нести. Задание 10. Сгруппируйте слова с алломорфами и морфами-вариантами. Барабанщик, купечество, смелей, землёю, белее, пулеметчик, крестьянство, белей, житие, сознание, распилить, давление, житье, солдатчина, компанейщина, землёй, отбить, отодвинуть, разбить, разогнуть. Задание 11. Определите суффиксы в словах и укажите их значение (лицо, абстрактность, принадлежность). Сгруппируйте слова с синонимичными суффиксами. Призвание, сварщик, отцов, восприятие, мамин, историк, учитель, дипломант, материалист, зависимость, аптекарь, материализм, старина, борьба, злость. Задание 12. Приведите примеры десяти слов: а) с синонимичными суффиксами лица; б) с синонимичными абстрактными суффиксами; в) с синонимичными флексиями. Задание 13. Сгруппируйте слова с одинаковыми морфемами. 1. Омонимичные корни: а) водянка, водянистый, водить, заводь, заводила, газопровод, подводник, водитель, проводник; б) косматый, выкосить, сенокос, косица, сенокосилка, косичка, косьба, косарь, покос; в) ножища, ножи, ножевой, подножный, подножье, ножны, треножник, подножка, сороконожка. 2. Омонимичные приставки: а) оклеить, оступиться, обить, окутать, ослышаться, осыпать; б) перелезть, переехать, переспорить, перемыть, перешагнуть, перецеловать, переслушать, переплыть, переступить. 7
Стр.7
3. Омонимичные суффиксы: а) испытатель, выключатель, вдохновитель, просветитель, двигатель, измеритель, сеятель, истребитель; б) пепельница, сухарница, дачница, салатница, чернильница, заступница, работница. 4. Омонимичные окончания: а) стена, бела, трактора, говорила, сосна, комната, доктора, писала, гуляла; б) воду, стену, ножу, брату, стеклу, прочту, спасу, вижу, прошу; в) книги, взяли, сини, сапоги, яблоки, играли, забавляли, пироги. Задание 14. Определите аффиксы в данных словах. Определите их значение. Сгруппируйте слова с синонимичными аффиксами. Ворчун, подковка, пуховик, учи΄теля, плывун, улыбка, старик, учителя, тракторист, болотистый, горец, пианистка, маршрутка, зубец, ста, дорога, полы, горошина, страны, ломтик, стульчик, математик, наладчик. Задание 15. В данных словах выделите окончание и основу. Определите характер основы (производная / непроизводная). Озеро, каменный, прибрежный, олений, ночевка, прибрежный, перловый, илистый, корабль, выключатель, темнеть, зреть, осина, соломина, хвастать, хвастун, застенчивый, улыбчивый, салатник, соперник, лавка, давка, антимиры, антилопа, синий, домик, кролик, лесистый, покладистый, бегун, врун, краснеть, греть, льстивый, юродивый. Задание 16. Выделите корни в словах. Определите связанные корни. Призвание, убавить, столовая, заслон, удивление, привычка, радостный, приверженность, жадность, справедливость, сокращение, правление, выключатель, вооружить, разуть, лесник, пианистка, ввергнуть, открыть, одежда. 8
Стр.8
Задание 17. Определите морфемную структуру данных слов. Охарактеризуйте функции аффиксов. Учение, гордость, развязка, признание, чуткость, затруднение, глубина, постройка, радость, записать, перекинуть, знать, знание, учительница, учил, читать, читая, чтение, читатель, читательница, читайте, писать, записать, написать, списать, белее, иди, летом (когда?), жарким летом, мил, величайший. Задание 18. Образуйте имена прилагательные от данных слов при помощи суффиксов. Определите морфонологические явления. Например: театр – театральный. Лента, Альпы, алгебра, принцип, теория, друг, рожь, консерватория, гражданин, Иркутск, пальто, документ, овес, кофе, земля, мужчина, женщина, шоссе, кино, Орел. Задание 19. Найдите производящую основу слов и укажите аффиксы. Какими морфонологическими явлениями сопровождается образование данных слов? Дружить, медвежий, ушастый, прощение, искупление, кормление, дробление, овсяный, ржаной, конституционный, революционный, позёмка, ярославец, воскресший, можжевеловый, близость, удобство, говорливый, глубина, ширина, якутский, антенный, банный, экстерный, дербист, таксист, пальтовый, одесский, розоватый, дифтонгический, читинский, документальный, ленточный, арготизм, страдалец, читальный, доминошник, киношник, врачебный. Задание 20. Проведите морфемный анализ данных слов по всем параметрам. Разъяснение, бесхвостый, усушка, враждебность, вразбивку, по-спортивному, увлажнитель, вялость, усталый, газопроводный, сказитель, властитель, направо, по-учительски, руководительница, очищение, хозяйничать, выбоина, озлобленный, отрезвление, взорваться, оборвать, взыграть, оттереть. 9
Стр.9
II. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ Задание 1. Определите направление производности между основами. Белый – белить, лиса – лисица, железо – железный, усиление – усилить, читатель – читательница, бело – белый, тишь – тихий, чернеть – черный, атака – атаковать, зрелый – зреть, математика – математик, золото – золотой, робкий – робость, проходить – прохожий, раб – раба, торопиться – торопить, третий – треть, отомстить – мстить, нечистый – нечисть, классификация – классифицировать, прилететь – прилет, бег – бежать. Задание 2. Определите, какие слова находятся в отношении непосредственной производности. Моряк, морской, приморье; пригорок, горка, горец, предгорный, гора; острота, острóта, остряк, острить, обострение, острый, обострить; мягко, мягкий, мягчить, смягчить; черствый, черстветь, очерствелый, очерстветь; земля, чернозём, подземный, земной. Задание 3. Укажите, какое из двух слов, приведенных в скобках, является производящим для слова, стоящего за скобками. Вечером (вечер, вечерний), выход (выходить, ход), непримиримый (примиримый, примирить), краснота (красный, краснеть), взмолиться (молиться, молить), по-осеннему (осень, осенний), учение (учить, ученый), подосиновик (осина, осиновый), переписать (писать, переписка), белизна (белый, белеть), прилет (прилететь, летный), бегун (бегать, бег), негромко (негромкий, громко), бородач (борода, бородатый), очернить (чернить, черный), разрешение (решение, разрешить). Задание 4. Определите производящие основы данных слов. Укажите случаи множественной мотивации. Строительство, влюбчивый, начальственный, возмутительный, по-медвежьи, обходчик, очерстветь, охотничий, продолжительный, обогащение, рассказ, уклончиво, по-зимнему, укол, одеревенелый, переезд, озлоблен10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически