МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Г. В. Орлова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
ПРАКТИКУМ
Учебно-методическое пособие для вузов
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2017
Стр.1
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. Педагогическая психология связана со многими другими науками в
силу целого ряда причин. Сформулируйте эти причины и приведите пример.
2.
Ответьте на вопросы теста:
1. Педагогическая психология возникла: а) в начале XIX в.; б) в середине
XIX в.; в) во второй половине XIX в.; г) в начале XX в.
2. Термин «педагогическая психология» был предложен: а) К. Д. Ушинским;
б) П. Ф. Каптеревым; в) П. П. Блонским; г) Д. Дьюи.
3. Книга П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» была издана: а) в
1872 г.; б) в 1876 г.; в) в 1880 г.; г) в 1885 г.
3. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:
а) комплексного подхода; б) деятельностного подхода; в) кибернетического
подхода; г) практической направленности на диагностику психического
развития.
4. На современном этапе развития педагогической и возрастной психологии
между ними наблюдается тенденция: а) сближения; б) слияния; в) обособления;
г) дифференциации.
5. Педология возникла: а) в середине XIX в.; б) на рубеже XIX–XX вв.;
в) во второй половине XIX в.; г) в начале XX в.
6. В структуру педагогической психологии входят: а) психология педагогической
деятельности; б) психология развития; в) психология деятельности
ученика; г) психология воспитания и общения; д) психология социальная.
7.
Педагогическая психология изучает: а) закономерности усвоения человеком
социального опыта в учебно-воспитательной деятельности, решает
и задачи воспитания убеждений, формирования общественно значимых мотивов
деятельности, что также требует соответствующих средств (техники
воспитания); б) закономерности этапов психического развития и формирования
личности от рождения до старости; изучает возрастную динамику пси3
Стр.3
3. Основной характеристикой усвоения является: а) личностная обусловленность;
б) прочность усвоения, т. е. независимость от времени актуализации;
в) управляемость; г) возрастная обоснованность.
4. Деятельность, направленная на совершенствование, развитие, формирование
человека как личности через осознанное, целенаправленное
усвоение им социокультурного опыта в различных видах и формах – это:
а) интегративная деятельность; б) умственная деятельность; в) учебная деятельность;
г) трудовая деятельность.
5. Наиболее полно понятие «учебная деятельность» отражено в следующем
высказывании: а) учебная деятельность представляет собой усвоение
человеком общественно-исторического опыта в виде знаний и обобщенных
способов действия; б) учебная деятельность – это процесс формирования
интеллектуальных качеств личности; в) учебная деятельность – ведущий вид
деятельности в младшем школьном возрасте.
6. Зона ближайшего развития представляет собой: а) совокупность возможностей
личности; б) задачи, решаемые человеком самостоятельно;
в) комплекс задач, решаемых ребенком при помощи взрослого.
7. Соотношение «обученности» и «обучаемости» базируется на: а) потенциальных
возможностях ученика; б) взаимодействии актуальной и ближайшей
зон развития личности; в) фонде действенных знаний.
8. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности
представляет собой: а) потенциальную возможность личности к
овладению новыми знаниями в совместной деятельности с «опытным» человеком;
б) особенности развития личности; в) систему интеллектуальных
свойств личности.
9. Личностно-ориентированное обучение исходит из: а) уникальности
субъектного опыта учащегося; б) соотнесения задаваемого и субъектного
опыта; в) оба ответа верные.
10. Наиболее точно сущность личностно-развивающего образования
отражается в: а) гуманизации образования; б) моделировании будущей деятельности;
в) непрерывности образования личности.
6
Стр.6
11. Проблемное обучение направлено на: а) развитие творческого мышления
учащихся; б) развитие познавательной самостоятельности учащихся,
устойчивых мотивов учения; в) оба ответа верные.
12. В качестве основной цели развивающего обучения Л. В. Занков определил:
а) интеллектуальное развитие учащихся; б) развитие внимания
школьников; в) общее развитие учащихся.
13. При преобладании у учащегося внешних мотивов учебной деятельности
учение становится: а) средством достижения целей, непосредственно
не связанных с обучением; б) средством удовлетворения интереса, связанного
с изучаемыми предметами; в) способом адекватной социализации ученика.
3.
Согласно теории, разработанной В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным,
А. К. Марковой и др., одним из важных компонентов учебной деятельности
является понимание учебной задачи. На занятиях часто встречаются задания
типа «Спишите упражнение», «Расставьте знаки препинания», «Решите такие-то
примеры». Опираясь на указанную теорию деятельности, укажите, в
чем состоит недостаточность такой формулировки задания.
4. Охарактеризуйте основные мотивы учебной деятельности (по
М. В. Матюхиной):
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности
1)____________________________________________________________
2)____________________________________________________________
II.
1)____________________________________________________________
2)____________________________________________________________
3)____________________________________________________________
5. Какие мотивы учебной деятельности могут быть смыслообразующими,
а какие – мотивами – стимулами?
6. Какими характеристиками можно описать уровень овладения учебным
материалом? Какие действия и операции, выполняемые в ходе учебной
деятельности, могут способствовать лучшему усвоению материала?
7
Стр.7
7. Сформулируйте психолого-педагогические особенности самостоятельной
учебной деятельности учащихся и студентов.
8. Как вы считаете, необходимо ли управлять деятельностью учащихся
на занятиях?
9. Дайте определение следующим понятиям: учебные действия, воздействие,
учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность.
ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Проанализируйте различные определения понятия «обучение», встречающиеся
в психолого-педагогической литературе, и ответьте на поставленные
ниже вопросы.
• В. В. Давыдов, А. К. Маркова: «Обучение представляет собой систему
организации и способы передачи индивиду общественно выработанного
опыта (в школьном обучении принято различать преподавание – то, что делает
учитель, и учение – то, что делает ученик)».
• И. Я. Лернер: «Обучение представляет собой социальную функцию по
передаче и усвоению накопленного социального опыта, по превращению общественного
опыта в достояние индивида».
• Л. Д. Столяренко: «Обучение – процесс непосредственной передачи и
приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся».
• Л. М. Фридман: «Обучение – это специально организованный в определенных
учебных заведениях процесс взаимодействия учителей и учащихся,
направленный на овладение последними определенной суммой знаний, умений,
навыков, действий и привычек поведения».
• Б. А. Сосновский: «Обучение – это целенаправленный, планомерный,
организованный, систематический процесс передачи и усвоения знаний и
новых способов деятельности».
Что характерно для большинства определений понятия «обучение»? Что
обеспечивает учитель в процессе обучения? Что говорится о деятельности
ученика в процессе обучения?
8
Стр.8
2. Ответьте на вопросы теста:
1. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и
понятий П. Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь
должна опираться на: а) материальное действие; б) создание ориентировочной
основы действия; в) речевую форму выполнения действия; г) внутреннюю
речь.
2. Учебное сотрудничество с точки зрения Г. Цукерман – это: а) взаимодействие
учащихся в процессе обучения; б) процесс взаимодействия педагога
с учеником; в) процесс, в котором учащийся занимает активную позицию
обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.
3. Факт приобретения учеником новых психологических качеств и
свойств в учебной деятельности называется: а) воспитанием; б) обучением;
в) развитием; г) научением.
4. В какой системе обучения одной из целей обучения является воспроизведение
в учебной деятельности логики научного познания: а) в системе
развивающего обучения Эльконина-Давыдова; б) в традиционном обучении;
в) в дидактической системе развивающего обучения Л. В. Занкова.
5. Формирование научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере
способствует: а) проблемное обучение; б) догматическое обучение; в) традиционное
обучение; г) контекстное обучение.
6. Суть теории П. Я. Гальперина об управляемом формировании умственных
действий, заключается в следующем: а) процесс формирования
умственных действий должен быть управляем; б) внешнее, материальное
действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов, на каждом из
которых претерпевает существенные изменения и приобретает новые свойства;
принципиально важно, что исходные формы внешнего, материального
действия требуют участия других людей (взрослых), которые дают образцы
этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют
контроль за правильным его протеканием; в) педагог выполняет роль наставника,
участника совместной деятельности.
7. В чём проявляется соотношение развития и обучения по Л. С. Выготскому:
а) детское развитие независимо от процессов обучения; б) обучение и
9
Стр.9
есть развитие; в) развитие (созревание) подготавливает и делает возможным
обучение, а последнее стимулирует и продвигает вперёд развитие (созревание);
г) процессы развития не совпадают с процессами обучения, первые
идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития.
8. Учение – это: а) совместная деятельность учителя и учащихся с целью
передачи и приобретения знаний; б) приобретение знаний, умений как результат
какой-то деятельности; в) процесс приобретения учеником знаний,
умений, навыков; г) самостоятельная деятельность учащихся.
9. Обученность – это: а) имеющийся запас знаний и умений; б) восприимчивость
к усвоению новых знаний и новых способов их добывания; в) готовность
к переходу на новые уровни умственного развития; г) овладение
знаниями, умениями и навыками.
3. Учебная ситуация, в которой ученик обнаруживает противоречие между
известными знаниями, способами познания и невозможностью объяснить
новые факты и явления: а) противоречивая ситуация; б) проблемная ситуация;
в) сложная ситуация; г) обучающая ситуация.
4. Почему обучение по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова называется
развивающим? Ответ обоснуйте.
5. Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения:
Критерии
анализа
Методологическая
основа
Авторы
концепции
Основные идеи
Сильные
стороны подхода
Ограничения
подхода
10
Проблемное
обучение
Программированное
обучение
Поэтапное
формирование
умственных
дейст
вий и понятий
Развива ющее
обучение
Стр.10