Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 524551)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Педагогическая психология. Практикум (90,00 руб.)

0   0
АвторыОрлова Галина Владимировна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц23
ID702329
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов 3-го курса очной формы обучения направления «Психология» факультета философии и психологии
Педагогическая психология. Практикум [Электронный ресурс] / Г.В. Орлова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 23 с. — 23 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/702329

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогическая_психология._Практикум_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Педагогическая_психология._Практикум_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Г. В. Орлова ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ Учебно-методическое пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2017
Стр.1
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1. Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин. Сформулируйте эти причины и приведите пример. 2. Ответьте на вопросы теста: 1. Педагогическая психология возникла: а) в начале XIX в.; б) в середине XIX в.; в) во второй половине XIX в.; г) в начале XX в. 2. Термин «педагогическая психология» был предложен: а) К. Д. Ушинским; б) П. Ф. Каптеревым; в) П. П. Блонским; г) Д. Дьюи. 3. Книга П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» была издана: а) в 1872 г.; б) в 1876 г.; в) в 1880 г.; г) в 1885 г. 3. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях: а) комплексного подхода; б) деятельностного подхода; в) кибернетического подхода; г) практической направленности на диагностику психического развития. 4. На современном этапе развития педагогической и возрастной психологии между ними наблюдается тенденция: а) сближения; б) слияния; в) обособления; г) дифференциации. 5. Педология возникла: а) в середине XIX в.; б) на рубеже XIX–XX вв.; в) во второй половине XIX в.; г) в начале XX в. 6. В структуру педагогической психологии входят: а) психология педагогической деятельности; б) психология развития; в) психология деятельности ученика; г) психология воспитания и общения; д) психология социальная. 7. Педагогическая психология изучает: а) закономерности усвоения человеком социального опыта в учебно-воспитательной деятельности, решает и задачи воспитания убеждений, формирования общественно значимых мотивов деятельности, что также требует соответствующих средств (техники воспитания); б) закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости; изучает возрастную динамику пси3
Стр.3
3. Основной характеристикой усвоения является: а) личностная обусловленность; б) прочность усвоения, т. е. независимость от времени актуализации; в) управляемость; г) возрастная обоснованность. 4. Деятельность, направленная на совершенствование, развитие, формирование человека как личности через осознанное, целенаправленное усвоение им социокультурного опыта в различных видах и формах – это: а) интегративная деятельность; б) умственная деятельность; в) учебная деятельность; г) трудовая деятельность. 5. Наиболее полно понятие «учебная деятельность» отражено в следующем высказывании: а) учебная деятельность представляет собой усвоение человеком общественно-исторического опыта в виде знаний и обобщенных способов действия; б) учебная деятельность – это процесс формирования интеллектуальных качеств личности; в) учебная деятельность – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. 6. Зона ближайшего развития представляет собой: а) совокупность возможностей личности; б) задачи, решаемые человеком самостоятельно; в) комплекс задач, решаемых ребенком при помощи взрослого. 7. Соотношение «обученности» и «обучаемости» базируется на: а) потенциальных возможностях ученика; б) взаимодействии актуальной и ближайшей зон развития личности; в) фонде действенных знаний. 8. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности представляет собой: а) потенциальную возможность личности к овладению новыми знаниями в совместной деятельности с «опытным» человеком; б) особенности развития личности; в) систему интеллектуальных свойств личности. 9. Личностно-ориентированное обучение исходит из: а) уникальности субъектного опыта учащегося; б) соотнесения задаваемого и субъектного опыта; в) оба ответа верные. 10. Наиболее точно сущность личностно-развивающего образования отражается в: а) гуманизации образования; б) моделировании будущей деятельности; в) непрерывности образования личности. 6
Стр.6
11. Проблемное обучение направлено на: а) развитие творческого мышления учащихся; б) развитие познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения; в) оба ответа верные. 12. В качестве основной цели развивающего обучения Л. В. Занков определил: а) интеллектуальное развитие учащихся; б) развитие внимания школьников; в) общее развитие учащихся. 13. При преобладании у учащегося внешних мотивов учебной деятельности учение становится: а) средством достижения целей, непосредственно не связанных с обучением; б) средством удовлетворения интереса, связанного с изучаемыми предметами; в) способом адекватной социализации ученика. 3. Согласно теории, разработанной В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, А. К. Марковой и др., одним из важных компонентов учебной деятельности является понимание учебной задачи. На занятиях часто встречаются задания типа «Спишите упражнение», «Расставьте знаки препинания», «Решите такие-то примеры». Опираясь на указанную теорию деятельности, укажите, в чем состоит недостаточность такой формулировки задания. 4. Охарактеризуйте основные мотивы учебной деятельности (по М. В. Матюхиной): I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности 1)____________________________________________________________ 2)____________________________________________________________ II. 1)____________________________________________________________ 2)____________________________________________________________ 3)____________________________________________________________ 5. Какие мотивы учебной деятельности могут быть смыслообразующими, а какие – мотивами – стимулами? 6. Какими характеристиками можно описать уровень овладения учебным материалом? Какие действия и операции, выполняемые в ходе учебной деятельности, могут способствовать лучшему усвоению материала? 7
Стр.7
7. Сформулируйте психолого-педагогические особенности самостоятельной учебной деятельности учащихся и студентов. 8. Как вы считаете, необходимо ли управлять деятельностью учащихся на занятиях? 9. Дайте определение следующим понятиям: учебные действия, воздействие, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность. ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ 1. Проанализируйте различные определения понятия «обучение», встречающиеся в психолого-педагогической литературе, и ответьте на поставленные ниже вопросы. • В. В. Давыдов, А. К. Маркова: «Обучение представляет собой систему организации и способы передачи индивиду общественно выработанного опыта (в школьном обучении принято различать преподавание – то, что делает учитель, и учение – то, что делает ученик)». • И. Я. Лернер: «Обучение представляет собой социальную функцию по передаче и усвоению накопленного социального опыта, по превращению общественного опыта в достояние индивида». • Л. Д. Столяренко: «Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся». • Л. М. Фридман: «Обучение – это специально организованный в определенных учебных заведениях процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на овладение последними определенной суммой знаний, умений, навыков, действий и привычек поведения». • Б. А. Сосновский: «Обучение – это целенаправленный, планомерный, организованный, систематический процесс передачи и усвоения знаний и новых способов деятельности». Что характерно для большинства определений понятия «обучение»? Что обеспечивает учитель в процессе обучения? Что говорится о деятельности ученика в процессе обучения? 8
Стр.8
2. Ответьте на вопросы теста: 1. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на: а) материальное действие; б) создание ориентировочной основы действия; в) речевую форму выполнения действия; г) внутреннюю речь. 2. Учебное сотрудничество с точки зрения Г. Цукерман – это: а) взаимодействие учащихся в процессе обучения; б) процесс взаимодействия педагога с учеником; в) процесс, в котором учащийся занимает активную позицию обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников. 3. Факт приобретения учеником новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности называется: а) воспитанием; б) обучением; в) развитием; г) научением. 4. В какой системе обучения одной из целей обучения является воспроизведение в учебной деятельности логики научного познания: а) в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова; б) в традиционном обучении; в) в дидактической системе развивающего обучения Л. В. Занкова. 5. Формирование научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует: а) проблемное обучение; б) догматическое обучение; в) традиционное обучение; г) контекстное обучение. 6. Суть теории П. Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, заключается в следующем: а) процесс формирования умственных действий должен быть управляем; б) внешнее, материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов, на каждом из которых претерпевает существенные изменения и приобретает новые свойства; принципиально важно, что исходные формы внешнего, материального действия требуют участия других людей (взрослых), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием; в) педагог выполняет роль наставника, участника совместной деятельности. 7. В чём проявляется соотношение развития и обучения по Л. С. Выготскому: а) детское развитие независимо от процессов обучения; б) обучение и 9
Стр.9
есть развитие; в) развитие (созревание) подготавливает и делает возможным обучение, а последнее стимулирует и продвигает вперёд развитие (созревание); г) процессы развития не совпадают с процессами обучения, первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития. 8. Учение – это: а) совместная деятельность учителя и учащихся с целью передачи и приобретения знаний; б) приобретение знаний, умений как результат какой-то деятельности; в) процесс приобретения учеником знаний, умений, навыков; г) самостоятельная деятельность учащихся. 9. Обученность – это: а) имеющийся запас знаний и умений; б) восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания; в) готовность к переходу на новые уровни умственного развития; г) овладение знаниями, умениями и навыками. 3. Учебная ситуация, в которой ученик обнаруживает противоречие между известными знаниями, способами познания и невозможностью объяснить новые факты и явления: а) противоречивая ситуация; б) проблемная ситуация; в) сложная ситуация; г) обучающая ситуация. 4. Почему обучение по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова называется развивающим? Ответ обоснуйте. 5. Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения: Критерии анализа Методологическая основа Авторы концепции Основные идеи Сильные стороны подхода Ограничения подхода 10 Проблемное обучение Программированное обучение Поэтапное формирование умственных дейст вий и понятий Развива ющее обучение
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически