ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ИЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ • WWW.MIL.RU ЖУРНАЛ ЖУРНАЛ Воспоминания короля Румынии Михая I о выводе своей страны из гитлеровской коалиции Танкостроительная промышленность СССР в 1941—1945 гг. и промышленных объектов при обороне Севастополя Белорусского военного округа в межвоенный период (1921—1941 гг.) промышленного комплекса в конце ХХ — начале ХХI века сражение Ермака Последнее ISSN−0321−0626 Плакат «Клянёмся мстить гитлеровским захватчикам» Художники Н.Н. <...> Жуков, В.С. Климашин, 1943 г. Студия имени М.Б. Грекова 29 июня – День партизан и подпольщиков отечественного оборонноРазвитие совершенствование авиации Структурное Дымовая маскировка военных WWW.MIL.RU июнь № 2010 2 6010 • Военно-патриотическое воспитание 1812 ГОД В КАРТИНАХ «поджигателей») 1897—1898 гг. <...> • Памятные даты Н 29 июня — День партизан и подпольщиков Е так давно, 10 апреля 2009 года, Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"», в которую включена восьмая памятная дата — День партизан и подпольщиков. <...> 29 июня — День партизан и подпольщиков Народные мстители против захватчиков Народные мстители против захватчиков Невозможно перечислить здесь всех героев-партизан, чей вклад в победу над врагом был столь ощутим в общей борьбе советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. <...> 29 июня — День партизан и подпольщиков People’s avengers against invaders. <...> БУРЕНЬ — Структурное совершенствование авиации Белорусского военного округа в межвоенный период (1921—1941 гг.) <...> Э.Л. КОРШУНОВ — Дымовая маскировка военных и промышленных объектов при обороне Севастополя E.L. <...> Чжу Дэ в Народно-освободительной войне в Китае 1946—1949 гг. <...> POZHILOV — «Commander number one» Zhu De in the People’s liberation war in China of 1946—1949 ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ А.Р. <...> ЕФИМЕНКО — Чехословацкий корпус в составе русской армии и революционные события <...>
Военно-исторический_журнал_№6_2010.pdf
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
ИЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ • WWW.MIL.RU
ЖУРНАЛ
ЖУРНАЛ
Воспоминания
короля Румынии
Михая I о выводе
своей страны
из гитлеровской
коалиции
Танкостроительная
промышленность
СССР в 1941—1945 гг.
и промышленных
объектов при обороне
Севастополя
Белорусского
военного округа в
межвоенный период
(1921—1941 гг.)
промышленного
комплекса в конце
ХХ — начале ХХI
века
сражение Ермака
Последнее
ISSN−0321−0626
Плакат «Клянёмся мстить гитлеровским захватчикам»
Художники Н.Н. Жуков, В.С. Климашин, 1943 г.
Студия имени М.Б. Грекова
29 июня – День партизан и подпольщиков
отечественного
оборонноРазвитие
совершенствование
авиации
Структурное
Дымовая
маскировка
военных
WWW.MIL.RU
июнь
№
2010
2 6010
Стр.1
• Военно-патриотическое воспитание
1812 ГОД В КАРТИНАХ
«поджигателей»)
1897—1898 гг.
В покорённой
Москве.
(Расстрел
Перед Москвой
в ожидании
депутации бояр
1891—1892 гг.
Сквозь пожар
1899—1900 гг.
В Кремле — пожар!
1887-1898 гг.
Замоскворечья
1896—1897 гг.
Зарево
М
Ы продолжаем рассказ о выставке работ В.В. Верещагина, которая проходила в Государственном
историческом музее с 11 марта по 10 мая 2010 года.
со 2 сентября 1812 года, когда французская армия поднялась на вершину Поклонной горы, до 7 октября, когда
после бесплодных попыток заключить мир с Россией Наполеон покинул город. Несколько картин серии посвящено
событиям, происходившим в Кремле — национальной и религиозной святыне русских. Известные факты осквернения
захоронений царской семьи в Архангельском соборе, устройство горна для плавления церковного серебра и золота в
Успенском соборе, размещение конюшен в церквях города, расстрелы московских жителей в самом Кремле вызвали
ненависть москвичей, стали причиной мучительных размышлений Верещагина об отношении захватнической армии
и самого Наполеона к христианской вере.
10 картин посвящены теме пребывания наполеоновской армии в Москве. Они охватывают события периода
Художник любил сопровождать экспонирование своих картин особенным театрализованным освещением,
музыкой, демонстрацией старинных художественных предметов, которые он использовал в работе над картинами.
Полифония красок, звуков и света, сопоставление произведений разных эпох создавали дополнительный эффект.
Ограниченные повествовательные возможности живописи заставили Верещагина создать к своим картинам
исторические комментарии, которые он публиковал в изданиях, приуроченных к открытию выставок. Эта своеобразная
литература как бы объединяла сюжеты картин серии, в результате чего получался захватывающий рассказ.
Стр.2
В.В. ВЕРЕЩАГИНА. ЧАСТЬ II
Наполеон
в Петровском
дворце
Маршал Даву
в Чудовом
монастыре
1900 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Наполеон и маршал
Лористон («Мир
во что бы то ни стало»)
1899—1900 гг.
На этапе. Дурные вести из Франции
1887—1895 гг.
1887—1895 гг.
В Успенском
соборе
В 1900 году серия была завершена. Эта грандиозная живописная хроника из 20 произведений охватывает
события от Бородинского сражения до бегства из России Наполеона, опередившего отступление своей армии через
р. Березину (этой теме посвящена 21-я, последняя, неоконченная картина, писавшаяся художником в 1902-1904 гг.).
Верещагин отказался от продажи картин за границей. Он вступил в переговоры о продолжении работы с царским
двором. Наконец, после долгих проволочек, в 1902 году правительство приобрело серию. Последовавшая вскоре
гибель художника в результате подрыва флагманского корабля «Петропавловск» японской миной 31 марта 1904
года привела к тому, что о серии забыли. Лишь в связи с юбилейным торжеством 1912 года, когда русское общество
отметило100-летие Отечественной войны рядом выставок и публикаций, часть картин серии была экспонирована
на выставке «Отечественная война 1812 года» в залах Исторического музея как дар императора Николая II. Музей
1812 года, который планировалось открыть в здании Арсенала в Кремле, показав свои уникальные коллекции на
выставке, прекратил существование. Картины серии, наряду с другими экспонатами, хранились в составе собрания
Военно-исторического музея вплоть до 1930 года и только затем попали в коллекцию Исторического музея. В
течение ряда лет часть картин находилась в постоянной экспозиции.
На прошедшей выставке в Государственном историческом музее картины экспонировались, как и задумывал Верещагин,
при специальном освещении, музыкальном и шумовом сопровождении, с литературными текстами самого художника.
Стр.3