МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
М.В. Погорелова
РУССКИЙ ГЛАГОЛ
Рабочая тетрадь
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2017
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
РУССКИЙ ГЛАГОЛ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА................................... 4
БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ......................................... 7
Непереходные глаголы движения............................................................. 7
Переходные глаголы движения................................................................ 11
Употребление бесприставочных глаголов движения............................ 14
ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ С ПРИСТАВКАМИ.............................................. 17
Глаголы движения с приставкой ЗА- ...................................................... 17
Глаголы движения с приставкой ДО-...................................................... 18
Глаголы движения с приставкой ПРО- .................................................. 21
Глаголы движения с приставками ПОД-, ОТ-, ПРИ-, У-....................... 23
Глаголы движения с приставками ПЕРЕ-, ОБ-....................................... 24
Глаголы движения с приставкой ПО- ..................................................... 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................ 30
3
Стр.3
В.п. с предлогом (на кого? / на что?)
злиться на
надеяться на
Т.п. с предлогом (с кем? / с чем?)
беседовать / побеседовать
встречаться / встретиться
выступать / выступить
П.п. с предлогом (о ком? / о чём?)
грустить о
мечтать о
П.п. с предлогом (на чём?)
играть на
настаивать на
П.п. с предлогом (в ком? / в чём?)
нуждаться в
сомневаться в
В.п. без предлога / Д.п. без предлога
(что?)
(кому?)
дарить / подарить
показывать / показать
В.п. без предлога / Т.п. без предлога
(кого?)
(чем?)
награждать / наградить
удивлять / удивить
В.п. без предлога / Т.п. с предлогом
(кого?)
(с чем?)
поздравлять / поздравить
Упражнение 4. Дополните предложения словами и словосочетаниями из
скобок в правильных падежных формах.
1. Я попробую добиться
(официальный,
расследование)
_______________________________________. 2. Дедушка всегда доверял
(этот, человек) ___________________________________. 3. Школьное
обучение уже подходило к концу девятого класса, и следовало выбрать
(профессия) ________________. 4. В первом классе я очень гордился (свой,
прабабушка)
___________________________.
5. Ему по-прежнему
приходилось надевать (потрепанный, синий, школьный, форма)
_____________________________ ___________________________________.
6. Она радовалась (весенний, день) _________________________. 7. Ника не
6
Стр.6
интересовалась (чужой, чувства) __________________________________.
8. Я теперь мог не только ходить, видеть, говорить, но и плавать, то есть не
бояться (глубина) ___________________. 9. Я не придавал этому значения,
надеясь (свой, память) _____________________________. 10. В этот же
день Лисс встретился (научный, работники, проводивший испытания)
_________________________________________________________________.
11. Он приходил на работу и звонил (Ирина) __________________ в школу.
12. Через некоторое время даже зять привык (подгоревший, картошка)
_________________________________________. 13. Я сама сомневалась
(свой, правота) _____________________________. 14. Мама настаивала
(объективный, справедливость) _____________________________________.
Упражнение 5. Дополните предложения необходимым по смыслу
глаголом.
1. Он всегда активно _________________ спортом. 2. Я очень
_________________ его возвращению из командировки. 3. Ты очень
способный, поэтому сможешь ________________ больших успехов. 4. Он
_________________ все ошибки в своем сочинении. 5. Ей нравится
__________________ на скрипке. 6. Он ____________________ русский
язык уже 4 года. 7. Она ____________________ подругу с успешным
окончанием университета. 8. Родители всегда ____________________
успехами своих детей.
Упражнение 6. Закончите предложения, добавив два существительных в
правильных падежах.
1. На день рождения он подарил _______________ _____________.
2. Жюри конкурса наградило _______________ _____________. 3. Он с
удовольствием показывал _______________ _____________. 4. Сегодня ты
действительно удивил _______________ _____________. 5. Я хотел(а) бы
поздравить _______________ _____________.
БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ
Непереходные глаголы движения
Упражнение 7. Подставьте глагол в правильной форме.
Идти: 1. Куда ты __________? 2. Я ___________ в магазин. 3. А вы
куда ______________? 4. Мы _____________в кино.
Ходить: 1. Вчера мы ____________ гулять в парк. 2. Каждое лето они
______________ в лес за ягодами. 3. Эта девочка совсем маленькая, ещё не
____________. 4. Если он пойдёт кататься на лёд, ты туда с ним не
_____________. 5. Мы туда никогда не _________________ играть.
7
Стр.7
Ехать: 1. Он ___________________ до ближайшей станции. 2. Он
знает, что ты ____________________ в Москву? 3. Поезд ночью
покачивался, и Алечке казалось, что она _________________ на лошадках.
4. Мы ______________ в Шереметьево. 5. Завтра я ___________________ в
Москву на конференцию.
Ездить: 1. На велосипеде он никогда не ________________. 2. Был
час, когда лишь начинает темнеть, а машины уже ____________________ с
зажжёнными
фарами.
3. Мне
мотоцикл
положен,
а я
_____________________ на велосипеде. 4. На такой машине у неё внук
_________________. 5. Почему вы ___________________ на машине без
номеров? 6. Ты всё __________________ в экспедиции?
Бежать: 1. Он прощается с героиней и ________________ к вагону,
потому что поезд тронулся. 2. Все вместе они куда-то ______________, то
ли кого-то преследовали, то ли сами убегали. 3. Рядом с ним всегда
________________ королева. 4. Когда захочешь шоколадку –
_________________ ко мне. 5. Он не слышит, идёт быстро. Я ____________
за ним.
Бегать: 1. Ты зачем вдоль реки туда-сюда ________________? 2. Я
стометровку __________________ за десять секунд. 3. Он рассказывал, что
ежедневно _______________ в парке. 4. Во дворе ______________ дети.
Лететь: 1. Время на острове ________________ быстро. 2. Была
осень, стояли солнечные деньки, _________________ листья. 3. А что ты
чувствуешь, когда ______________ с парашютом? 4. То ли из-за спешки, то
ли от волнения всё _______________ у меня из рук. 5. Лес рубят, щепки
_____________.
Летать: 1. В Москву каждый день ______________ самолёты. 2. Я
_____________ сюда уже два года. 3. Над цветами _____________ жёлтая
бабочка. 4. Вы часто ________________ на самолёте? 5. А он в своей жизни
не только не прыгал с парашютом, но и ни разу не ________________ на
самолёте.
Плыть: 1. Слонёнок нырял и _______________ под водой. 2. Ёжик
сразу понял, что к нему _______________ рыбы, и сбегал за удочкой.
3. Разве я виноват, что я так медленно ________________? 4. Кое-где по
реке ещё _____________ льдины. 5. Ты ____________ по течению.
Плавать: 1. Слонёнок ________________ очень быстро. 2. В детстве
я в этих местах много ________________ и нырял. 3. Вдали от берега
________________ утки. 4. Вы отлично __________________, – тяжело
дыша, сказал он и вытер воду с лица. 5. Я хорошо ________________.
Лезть: 1. Она прыгает через яму и _______________ вверх по камням.
2. Зачем ты ____________ на крышу? 3. Я ____________ на дерево. 4. Вчера
он долго ____________ в гору. 5. Не ___________ на подоконник – упадёшь.
8
Стр.8
Лазить: 1. У гималайского медведя очень длинные когти, поэтому он
быстро _____________ по деревьям. 2. В те дни мы с ним ______________
по горам и мечтали. 3. Ты часто по заборам _____________? 4. Я никогда не
_______________ по деревьям.
Ползти: 1. Шоссе было очень скользким, машины еле ____________.
2. Два поезда медленно _____________ навстречу друг другу. 3. Мы
медленно _______________ вверх. 4. Я ______________ почти как на войне.
Ползать: 1. Ты что тут _______________? 2. Мы _______________ по
лесам. 3. Солнечные лучи _______________ по квартире.
Запомните!
1. Все бесприставочные глаголы движения являются глаголами
несовершенного вида и образуют пары по значению:
однонаправленное движение – разнонаправленное движение.
2. Глаголы однонаправленного движения обозначают движение «в
одном направлении»: Когда я шла в магазин, светило солнце, а когда
шла обратно, небо покрылось тучами.
3. Глаголы разнонаправленного движения имеют значение:
а) движения «туда и обратно»: Вчера я ездил на дачу. Туда на
электричке, а обратно на автобусе.
б) общего факта действия: Вчера я ходила в театр;
в) многократного, повторяющегося действия в настоящем или
будущем времени: Я часто хожу в театр.
г) ненаправленного движения: Она любит ходить по
магазинам.
4. В некоторых случаях глаголы однонаправленного и
разнонаправленного движения могут употребляться параллельно:
Каждое утро она идёт / ходит в магазин. В таких предложениях
глаголы однонаправленного движения представляют ситуацию более
конкретно, глаголы разнонаправленного движения – более
обобщённо.
5. В форме инфинитива глаголы однонаправленного движения
выражают однократное действие, которое относится к моменту речи,
глаголы разнонаправленного движения выражают повторяющиеся
действия, которые носят характер общей рекомендации: Летом вам
надо ехать на море (в этом году) – Летом вам надо ездить на море
(регулярно, каждый год).
9
4. Он
_______________ вместе с Серёжкой по комнатам и гудел как паровоз.
5. Она смотрела, как Серёжка _______________ на полу.
Стр.9
Упражнение 8. Выберите нужный глагол.
1. Когда мы _______________ (плыли / плавали) из Ялты в Алупку
наш катер сопровождали дельфины. 2. На прошлой неделе мы
________________ (шли / ходили) на концерт. 3. Прошлым летом я
_______________ (ехала / ездила) в Санкт-Петербург. 4. По какой улице мы
сейчас _____________ (идём / ходим)? 5. Обычно она _____________ (едет /
ездит) в университет на автобусе. 6. На какой высоте мы сейчас
___________ (летим / летаем)? 7. Они всегда _____________ (едут / ездят)
в отпуск вместе. 8. Он часто _____________ (летит / летает) в
командировки. 9. Ты сегодня _____________ (идёшь / ходишь) на занятия?
10. Врач посоветовал ему _____________ (плыть / плавать) регулярно в
бассейне.
Упражнение 9. Вставьте в предложения подходящий глагол движения в
нужной форме.
1. Он ___________________ (идти/ходить) в консерваторию почти на
все симфонические концерты. 2. Лодка ___________________
(плыть/плавать) вниз по течению. 3. Мой друг учится на биологическом
факультете и поэтому ежегодно ___________________ (ехать/ездить) в
экспедиции. 4. Ты местный житель, наверное, знаешь грибные места и
___________________ (идти/ходить) за грибами очень далеко? 5. С ранней
весны до поздней осени почти каждый день он ___________________
(плыть/плавать) в озере. 6. Я ___________________ (идти/ходить) в
консерваторию и встретил друга. 7. В ноябре он _____________ (лететь /
летать) на конференцию в Лондон.
Глаголы идти / ходить могут обозначать общий факт движения, без
указания на его способ, если это движение совершается в пределах
населённого пункта: Я хожу в университет каждый день (движение
пешком или на транспорте);
Глагол идти сочетается со словами:
а) фильм, спектакль, концерт, урок, экзамен, лекция;
б) транспорт, поезд, автобус, троллейбус, теплоход, катер,
электричка,
в) дождь, снег, туча, волна.
Глагол ходить сочетается со словами:
а) транспорт, поезд, автобус, троллейбус, теплоход, катер,
электричка;
б) туча, волна.
10
Стр.10