Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 528275)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Русский глагол : рабочая тетрадь (90,00 руб.)

0   0
АвторыПогорелова Мария Валериевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц35
ID702296
АннотацияРабочая тетрадь подготовлена на кафедре гуманитарных наук и искусств филологического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендована иностранным студентам - бакалаврам третьего года обучения филологических факультетов университетов.
Русский глагол : рабочая тетрадь [Электронный ресурс] / М.В. Погорелова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 35 с. — 29 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/702296

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русский_глагол__рабочая_тетрадь_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Русский_глагол__рабочая_тетрадь_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М.В. Погорелова РУССКИЙ ГЛАГОЛ Рабочая тетрадь Воронеж Издательский дом ВГУ 2017
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ РУССКИЙ ГЛАГОЛ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА................................... 4 БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ......................................... 7 Непереходные глаголы движения............................................................. 7 Переходные глаголы движения................................................................ 11 Употребление бесприставочных глаголов движения............................ 14 ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ С ПРИСТАВКАМИ.............................................. 17 Глаголы движения с приставкой ЗА- ...................................................... 17 Глаголы движения с приставкой ДО-...................................................... 18 Глаголы движения с приставкой ПРО- .................................................. 21 Глаголы движения с приставками ПОД-, ОТ-, ПРИ-, У-....................... 23 Глаголы движения с приставками ПЕРЕ-, ОБ-....................................... 24 Глаголы движения с приставкой ПО- ..................................................... 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 29 ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................ 30 3
Стр.3
В.п. с предлогом (на кого? / на что?) злиться на надеяться на Т.п. с предлогом (с кем? / с чем?) беседовать / побеседовать встречаться / встретиться выступать / выступить П.п. с предлогом (о ком? / о чём?) грустить о мечтать о П.п. с предлогом (на чём?) играть на настаивать на П.п. с предлогом (в ком? / в чём?) нуждаться в сомневаться в В.п. без предлога / Д.п. без предлога (что?) (кому?) дарить / подарить показывать / показать В.п. без предлога / Т.п. без предлога (кого?) (чем?) награждать / наградить удивлять / удивить В.п. без предлога / Т.п. с предлогом (кого?) (с чем?) поздравлять / поздравить Упражнение 4. Дополните предложения словами и словосочетаниями из скобок в правильных падежных формах. 1. Я попробую добиться (официальный, расследование) _______________________________________. 2. Дедушка всегда доверял (этот, человек) ___________________________________. 3. Школьное обучение уже подходило к концу девятого класса, и следовало выбрать (профессия) ________________. 4. В первом классе я очень гордился (свой, прабабушка) ___________________________. 5. Ему по-прежнему приходилось надевать (потрепанный, синий, школьный, форма) _____________________________ ___________________________________. 6. Она радовалась (весенний, день) _________________________. 7. Ника не 6
Стр.6
интересовалась (чужой, чувства) __________________________________. 8. Я теперь мог не только ходить, видеть, говорить, но и плавать, то есть не бояться (глубина) ___________________. 9. Я не придавал этому значения, надеясь (свой, память) _____________________________. 10. В этот же день Лисс встретился (научный, работники, проводивший испытания) _________________________________________________________________. 11. Он приходил на работу и звонил (Ирина) __________________ в школу. 12. Через некоторое время даже зять привык (подгоревший, картошка) _________________________________________. 13. Я сама сомневалась (свой, правота) _____________________________. 14. Мама настаивала (объективный, справедливость) _____________________________________. Упражнение 5. Дополните предложения необходимым по смыслу глаголом. 1. Он всегда активно _________________ спортом. 2. Я очень _________________ его возвращению из командировки. 3. Ты очень способный, поэтому сможешь ________________ больших успехов. 4. Он _________________ все ошибки в своем сочинении. 5. Ей нравится __________________ на скрипке. 6. Он ____________________ русский язык уже 4 года. 7. Она ____________________ подругу с успешным окончанием университета. 8. Родители всегда ____________________ успехами своих детей. Упражнение 6. Закончите предложения, добавив два существительных в правильных падежах. 1. На день рождения он подарил _______________ _____________. 2. Жюри конкурса наградило _______________ _____________. 3. Он с удовольствием показывал _______________ _____________. 4. Сегодня ты действительно удивил _______________ _____________. 5. Я хотел(а) бы поздравить _______________ _____________. БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ Непереходные глаголы движения Упражнение 7. Подставьте глагол в правильной форме. Идти: 1. Куда ты __________? 2. Я ___________ в магазин. 3. А вы куда ______________? 4. Мы _____________в кино. Ходить: 1. Вчера мы ____________ гулять в парк. 2. Каждое лето они ______________ в лес за ягодами. 3. Эта девочка совсем маленькая, ещё не ____________. 4. Если он пойдёт кататься на лёд, ты туда с ним не _____________. 5. Мы туда никогда не _________________ играть. 7
Стр.7
Ехать: 1. Он ___________________ до ближайшей станции. 2. Он знает, что ты ____________________ в Москву? 3. Поезд ночью покачивался, и Алечке казалось, что она _________________ на лошадках. 4. Мы ______________ в Шереметьево. 5. Завтра я ___________________ в Москву на конференцию. Ездить: 1. На велосипеде он никогда не ________________. 2. Был час, когда лишь начинает темнеть, а машины уже ____________________ с зажжёнными фарами. 3. Мне мотоцикл положен, а я _____________________ на велосипеде. 4. На такой машине у неё внук _________________. 5. Почему вы ___________________ на машине без номеров? 6. Ты всё __________________ в экспедиции? Бежать: 1. Он прощается с героиней и ________________ к вагону, потому что поезд тронулся. 2. Все вместе они куда-то ______________, то ли кого-то преследовали, то ли сами убегали. 3. Рядом с ним всегда ________________ королева. 4. Когда захочешь шоколадку – _________________ ко мне. 5. Он не слышит, идёт быстро. Я ____________ за ним. Бегать: 1. Ты зачем вдоль реки туда-сюда ________________? 2. Я стометровку __________________ за десять секунд. 3. Он рассказывал, что ежедневно _______________ в парке. 4. Во дворе ______________ дети. Лететь: 1. Время на острове ________________ быстро. 2. Была осень, стояли солнечные деньки, _________________ листья. 3. А что ты чувствуешь, когда ______________ с парашютом? 4. То ли из-за спешки, то ли от волнения всё _______________ у меня из рук. 5. Лес рубят, щепки _____________. Летать: 1. В Москву каждый день ______________ самолёты. 2. Я _____________ сюда уже два года. 3. Над цветами _____________ жёлтая бабочка. 4. Вы часто ________________ на самолёте? 5. А он в своей жизни не только не прыгал с парашютом, но и ни разу не ________________ на самолёте. Плыть: 1. Слонёнок нырял и _______________ под водой. 2. Ёжик сразу понял, что к нему _______________ рыбы, и сбегал за удочкой. 3. Разве я виноват, что я так медленно ________________? 4. Кое-где по реке ещё _____________ льдины. 5. Ты ____________ по течению. Плавать: 1. Слонёнок ________________ очень быстро. 2. В детстве я в этих местах много ________________ и нырял. 3. Вдали от берега ________________ утки. 4. Вы отлично __________________, – тяжело дыша, сказал он и вытер воду с лица. 5. Я хорошо ________________. Лезть: 1. Она прыгает через яму и _______________ вверх по камням. 2. Зачем ты ____________ на крышу? 3. Я ____________ на дерево. 4. Вчера он долго ____________ в гору. 5. Не ___________ на подоконник – упадёшь. 8
Стр.8
Лазить: 1. У гималайского медведя очень длинные когти, поэтому он быстро _____________ по деревьям. 2. В те дни мы с ним ______________ по горам и мечтали. 3. Ты часто по заборам _____________? 4. Я никогда не _______________ по деревьям. Ползти: 1. Шоссе было очень скользким, машины еле ____________. 2. Два поезда медленно _____________ навстречу друг другу. 3. Мы медленно _______________ вверх. 4. Я ______________ почти как на войне. Ползать: 1. Ты что тут _______________? 2. Мы _______________ по лесам. 3. Солнечные лучи _______________ по квартире. Запомните! 1. Все бесприставочные глаголы движения являются глаголами несовершенного вида и образуют пары по значению: однонаправленное движение – разнонаправленное движение. 2. Глаголы однонаправленного движения обозначают движение «в одном направлении»: Когда я шла в магазин, светило солнце, а когда шла обратно, небо покрылось тучами. 3. Глаголы разнонаправленного движения имеют значение: а) движения «туда и обратно»: Вчера я ездил на дачу. Туда на электричке, а обратно на автобусе. б) общего факта действия: Вчера я ходила в театр; в) многократного, повторяющегося действия в настоящем или будущем времени: Я часто хожу в театр. г) ненаправленного движения: Она любит ходить по магазинам. 4. В некоторых случаях глаголы однонаправленного и разнонаправленного движения могут употребляться параллельно: Каждое утро она идёт / ходит в магазин. В таких предложениях глаголы однонаправленного движения представляют ситуацию более конкретно, глаголы разнонаправленного движения – более обобщённо. 5. В форме инфинитива глаголы однонаправленного движения выражают однократное действие, которое относится к моменту речи, глаголы разнонаправленного движения выражают повторяющиеся действия, которые носят характер общей рекомендации: Летом вам надо ехать на море (в этом году) – Летом вам надо ездить на море (регулярно, каждый год). 9 4. Он _______________ вместе с Серёжкой по комнатам и гудел как паровоз. 5. Она смотрела, как Серёжка _______________ на полу.
Стр.9
Упражнение 8. Выберите нужный глагол. 1. Когда мы _______________ (плыли / плавали) из Ялты в Алупку наш катер сопровождали дельфины. 2. На прошлой неделе мы ________________ (шли / ходили) на концерт. 3. Прошлым летом я _______________ (ехала / ездила) в Санкт-Петербург. 4. По какой улице мы сейчас _____________ (идём / ходим)? 5. Обычно она _____________ (едет / ездит) в университет на автобусе. 6. На какой высоте мы сейчас ___________ (летим / летаем)? 7. Они всегда _____________ (едут / ездят) в отпуск вместе. 8. Он часто _____________ (летит / летает) в командировки. 9. Ты сегодня _____________ (идёшь / ходишь) на занятия? 10. Врач посоветовал ему _____________ (плыть / плавать) регулярно в бассейне. Упражнение 9. Вставьте в предложения подходящий глагол движения в нужной форме. 1. Он ___________________ (идти/ходить) в консерваторию почти на все симфонические концерты. 2. Лодка ___________________ (плыть/плавать) вниз по течению. 3. Мой друг учится на биологическом факультете и поэтому ежегодно ___________________ (ехать/ездить) в экспедиции. 4. Ты местный житель, наверное, знаешь грибные места и ___________________ (идти/ходить) за грибами очень далеко? 5. С ранней весны до поздней осени почти каждый день он ___________________ (плыть/плавать) в озере. 6. Я ___________________ (идти/ходить) в консерваторию и встретил друга. 7. В ноябре он _____________ (лететь / летать) на конференцию в Лондон. Глаголы идти / ходить могут обозначать общий факт движения, без указания на его способ, если это движение совершается в пределах населённого пункта: Я хожу в университет каждый день (движение пешком или на транспорте); Глагол идти сочетается со словами: а) фильм, спектакль, концерт, урок, экзамен, лекция; б) транспорт, поезд, автобус, троллейбус, теплоход, катер, электричка, в) дождь, снег, туча, волна. Глагол ходить сочетается со словами: а) транспорт, поезд, автобус, троллейбус, теплоход, катер, электричка; б) туча, волна. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически