16+
ISSN 2073-9613
20202
часть 1
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Учредитель и издатель:
федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
образования «Московский
педагогический
государственный
университет»
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий
Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
Журнал зарегистрирован
Федеральным агентством
по печати и массовым
коммуникациям РФ.
Свидетельство ПИ № 7714961
от 03 апреля 2003 г.
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
Адрес редакции: 117571,
Москва, пр-т Вернадского,
д. 88, комн. 446
Тел.: +7 (499) 730-38-61,
e-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Сайт журнала:
prepodavatel-xxi.ru
При полной или частичной
перепечатке материалов
ссылка на журнал
«Преподаватель XXI век»
обязательна
Мнение редакционной
коллегии по материалам
дискуссионного характера
может не совпадать с
мнением авторов
Редакционный совет
Каракозов Сергей Дмитриевич (главный редактор), доктор
педагогических наук, профессор, директор Института математики и
информатики МПГУ
Блох Марк Яковлевич, доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой грамматики английского языка МПГУ,
почетный академик Российской академии естественных
наук, почетный академик Международной академии наук
педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич, доктор филологических наук,
профессор, заместитель директора Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО, отделение общего и среднего образования
Левицкий Михаил Львович, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО, директор Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза, доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович, доктор исторических наук,
директор Института российской истории РАН
Попова-Велева Иванка, кандидат филологических наук, кафедра
романистики, Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново
(Болгария)
Рогожин Николай Михайлович, доктор исторических наук,
профессор, директор Центра истории русского феодализма
Института российской истории РАН
Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО; директор Института педагогики,
психологии и социологии Сибирского федерального университета
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института образовательной информатики
ФИЦ «Информатика и управление» Российской академии наук
Уваров Павел Юрьевич, доктор исторических наук,
профессор, член-корреспондент РАН, заведующий Отделом
западноевропейского средневековья и раннего нового времени
Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович, доктор исторических наук, академик
РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген, доктор философии, профессор, кафедра
истории философии, Университет Мартина Лютера, ГаллеВиттенберг
(Германия)
© МПГУ, 2020
Стр.2
Редакционная коллегия
Воробьева Ольга Владимировна (ответственный редактор), кандидат исторических наук, ведущий
научный сотрудник Отдела историко-теоретических исследований Института всеобщей истории РАН;
доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания Российского государственного гуманитарного
университета; член правления Российского общества интеллектуальной истории
Бойко Светлана Сергеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской
литературы новейшего времени Института филологии и истории Российского государственного
гуманитарного университета
Бубнова Ирина Александровна, доктор филологических наук, кандидат психологических наук,
профессор, заведующий кафедрой зарубежной филологии Института филологии Московского
государственного педагогического университета
Брейтигам Элеонора Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры
и методики обучения математике Алтайского государственного педагогического университета
Веряев Анатолий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных
технологий Алтайского государственного педагогического университета; профессор кафедры педагогики
высшей школы и информационных образовательных технологий Алтайского государственного университета
Гвоздецкая Наталья Юрьевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английской
филологии Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета
Гончаров Михаил Анатольевич, доктор педагогических наук, директор Института «Высшая школа
образования» Московского педагогического государственного университета; доцент, член бюро
Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки
Грифцова Ирина Николаевна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного
университета
Канторович Анатолий Робертович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой
археологии исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Катханова Юлия Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна
и медиатехнологий в искусстве Института изящных искусств Московского педагогического
государственного университета
Колесникова Светлана Михайловна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета
Маловичко Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории
Государственного гуманитарно-технологического университета, руководитель научно-образовательного
центра «Новая локальная история»; профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания
Российского государственного гуманитарного университета; член правления Российского общества
интеллектуальной истории
Николаи Федор Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Николина Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка
Института филологии Московского педагогического государственного университета
Никулина Елена Александровна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
фонетики и лексики английского языка Института иностранных языков Московского педагогического
государственного университета
Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления
образовательными системами им. Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования
Московского педагогического государственного университета
Рыжова Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Института содержания и методов обучения Российской академии образования
Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, проректор по учебнометодической
работе, заведующий кафедрой русской литературы Института филологии Московского
педагогического государственного университета, член Союза журналистов РФ
Хазина Анна Васильевна, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Цибульникова Виктория Евгеньевна, кандидат педагогических наук, помощник заместителя
руководителя Рособрнадзора; доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования
имени академика РАО В.А. Сластёнина Московского педагогического государственного университета
Шутикова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
общеобразовательных дисциплин Академии социального управления
Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методики
преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического государственного
университета
Дизайнер: Н.И. Лисова
Стр.3
ISSN 2073-9613
20202
vol. 1
The journal was founded in 2003
Published quarterly
Issued in 2 volumes
Founder and Publisher:
Federal State Budgetary
Educational Institution of
Higher Education “Moscow
Pedagogical State University”
Journal is included by Higher
Attestation Commission of RF
in the List of leading peerreviewed
scientific editions,
published in the Russian
Federation
The Journal is registered in
the State Press Committee
of the Russian Federation
Certificate of registration ПИ
№ 77-14961 of April 03, 2003
Subscription index in the
United Catalogue «Pressa
Rossii» – 85009
Address: 119571, Moscow,
Vernadskogo avenue, 88,
office 446
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Website: prepodavatel-xxi.ru
Editor’s views may differ from
the authors’ opinions
In case of partial or complete
reproduction of the journal
materials, the reference
to “Prepodavatel XXI vek”
journal is mandatory
Editorial Council
Sergey D. Karakozov (Editor-in-Chief), ScD in Pedagogy, Professor,
Director, Institute of Mathematics and Computer Science, Moscow
Pedagogical State University
Mark Ya. Bloch, ScD in Philology, Professor, Chairman, English
grammar Department, Moscow Pedagogical State University, Honorary
Member of Russian Academy of Natural Sciences, Honorary Member
of International Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD in Philology, Professor, Deputy Director,
Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education, Department of General and Secondary
Education
Mikhail L. Levitsky, ScD in Pedagogy, Professor, Academician, Russian
Academy of Education; Director, Institute of Management, Moscow City
Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor in French Philology, Krakow
Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD in History, Director, Institute of Russian History,
Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology, Romance Philology
Department, St Cyril and St Methodius University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD in History, Professor, Director, Center
of Russian Feudalism History, Institute of Russian History, Russian
Academy of Sciences
Olga G. Smolyaninova, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education; Director, Institute of Education,
Psychology and Sociology, Siberian Federal University
Jurgen Stoltzenberg (Germany), ScD in Philosophy, Professor, History
of Philosophy Department, Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher,
Institute of Educational Informatics, Federal Research Center
“Informatics and Management”, Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD in History, Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department of West
European Middle Ages and Early Modern Times, Institute of World
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, ScD in History, Academician, Russian
Academy of Sciences, Academic Director, Institute of World History,
Russian Academy of Sciences
© MPGU, 2020
Стр.4
Editorial Board
Olga V. Vorobyova (Executive Editor), PhD in History, Leading Researcher, Department of Historical
and Theoretical Research, Institute of World History, Russian Academy of Sciences; Associate Professor, History
and Theory of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Academic
Secretary, Russian Society of Intellectual History
Svetlana S. Boiko, ScD in Philology, Professor, Modern Russian Literature Department, Institute of Philology
and History, Russian State University for the Humanities
Irina A. Bubnova, ScD in Philology, PhD in Psychology, Professor, Chairperson, Foreign Philology Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
Eleonora K. Breitigam, ScD in Pedagogy, Professor, Department of Algebra and Mathematics Teaching
Methods, Altai State Pedagogical University
Anatoly A. Veryaev, ScD in Pedagogy, Professor, Information Technologies Department, Altai State
Pedagogical University; Professor, Higher School of Pedagogy and Information Educational Technologies
Department, Altai State University
Mikhail A. Goncharov, ScD in Pedagogy, Professor, Director, Institute “Higher School of Education”, Moscow
Pedagogical State University; Associate Professor, Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues
of History of Education and Pedagogical Science
Irina N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Chairperson, Philosophy Department, Institute of Social
and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya Y. Gvozdetskaya, ScD in Philology, PhD in Psychology, Professor, Chairperson, English Philology
Department, Institute of Philology and History, Russian State University for the Humanities
Anatolii R. Kantorovich, ScD in History, Professor, Chairperson, Archeology Department, Historical Faculty,
M.V. Lomonosov Moscow State University
Yulia F. Kathanova, ScD in Pedagogy, Professor, Design and Media Technologies in Art Department, Institute
of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University
Svetlana M. Kolesnikova, ScD in Philology, Professor, Chairperson, Russian Language Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University
Sergey I. Malovichko, ScD in History, Professor, History Department, State Humanitarian-Technological
University, Head of the Scientific and Educational Center “New Local History”; Professor, Theory and History
of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Member of the Board
of the Russian Society of Intellectual History
Fyodor V. Nikolai, PhD in History, Associate Professor, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Natalya N. Nikolina, PhD in Philology, Professor, Russian Language Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University
Elena A. Nikulina, ScD in Philology, Professor, Chairperson, English Phonetics and Lexicology Department,
Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University
Olga P. Osipova, ScD in Pedagogy, Professor, T.I. Shamova Department of Educational Systems Management,
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya I. Ryzhova, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher, Institute of Contents and Teaching Methods,
Russian Academy of Education
Lyudmila A. Trubina, ScD in Philology, Professor, Vice-Rector of Training Development, Moscow Pedagogical
State University; Honorary Worker of Higher Education, Member of the Russian Union of Journalists
Anna V. Khazina, PhD in History, Chairperson, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Viktoria E. Tsibulnikova, PhD in Pedagogy, Assistant to the Deputy Head of Federal Service for Supervision
in Education and Science (Rosobrnadzor), Associate Professor, V.A. Slastyonin Department of Pedagogics
and Psychology of Professional Education, Moscow Pedagogical State University
Margarita I. Shutikova, ScD in Pedagogy, Professor, General Education Disciplines Department, Academy
of Public Administration
Vladislav D. Yanchenko, ScD in Pedagogy, Professor, Chairperson, Department of Russian Language Teaching
Methods, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
Designer N.I. Lisova
Подписано в печать 30.06.2020.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз.
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено
в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20;
10.02.22)
13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08)
07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.03; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10;
07.00.15)
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Педагогика профессионального образования
Уварина Н.В., Корнеева Н.Ю. Аспекты креативно-прогностического
управления в современном образовании
Фиофанова О.А. Методология организации образования
по программам исследовательской магистратуры и аспирантуры
в условиях развития национальной рамки квалификаций
в области «Наука»
Аракчеев П.В., Бурый Е.В., Семеренко Д.А., Шлеменков А.Л. Новые
возможности современных учебно-научных лабораторных комплексов
Табатадзе Л.М. Модель компетенций преподавателя СПО в условиях
неопределенности будущих потребностей рынка труда (на примере
Московского техникума креативных индустрий им Л Б Красина)
Содержание и технологии образования
Агибова И.М., Беджанян М.А., Нечаева О.А., Федина О.В.,
Крупкин А.А. Формирование умений осуществлять нетрадиционные
формы контроля на уроках физики в системе подготовки магистров
по направлению 44 04 01 «Педагогическое образование»
Домрачева С.А. Экспертиза проектов как инновационный метод
оценивания профессиональных компетенций студентов
Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Индивидуальные и групповые
проекты на английском языке в вузе
Русакова Е.Г., Дымова Т.В., Локтионова Е.Г., Колотухин А.Ю.
Студенческая летняя научная школа «Мониторинг дельтовых
экосистем» как активная форма обучения экологическим методам
исследования
Язык и образование
Занкова А.А. Оптимальная модель онлайн-обучения взрослых
русскому языку как иностранному в системе неформального
образования
Минаева Л.В. Модель научно-ориентированного преподавания
иностранного языка как основа активизации процесса подготовки
студента-международника
Селеменева О.А. Методика работы с креолизованными текстами
печатной рекламы на занятиях по дисциплине «Практикум
по креативному письму»
Чернявская Я.Л. Проектная деятельность при формировании
иноязычной коммуникативной компетенции (базовый уровень РКИ)
2 / 2020
96
109
117
129
Преподаватель XXВЕК
56
66
74
85
11
20
35
43
5
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Кралина Е.Д. Игровые методы обучения китайскому языку
студентов вузов
Назарова С.А. Трудности освоения лексической системы китайского
языка студентами
Ибрагимшарифи Шлер, Тайебианпур Фериал. Типичные ошибки
персоговорящих в употреблении русских приставочных глаголов
движения
Образование и физическая культура
Карагодина А.М., Прыткова Е.Г., Жегалов Н.Д. Оценка уровня
соматического здоровья студентов первого курса в период адаптации
к учебной деятельности в техническом вузе
Монахова Е.Г. Аквааэробика как средство повышения мотивации
обучающихся вузов к занятиям плаванием
In Memoria
Захаренкова Е.И. В классе Елены Фабиановны Гнесиной
Дейкина А.Д., Янченко В.Д., Павлюченко С.С. Уроки Л А Тростенцовой
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
6
В пространстве социальной и культурной истории
Бенда В.Н. Оружейная промышленность России
в период военных реформ 60–70-х годов XIX столетия
Шитов А.К. Государственная политика в сфере общего образования
и проблемы всеобщего семилетнего обучения на Урале
во второй половине 1940-х – конце 1950-х годов
Токарева Е.А. Пространство современной публичной истории:
от зрительского внимания к политическому дискурсу
Историография и источниковедение
Маловичко С.И. Разновидности очерковой практики исторического
повествования в российской историографии XVIII века
Трушин М.В. Медицинская микробиология на страницах
«Ученых записок Казанского университета» (летопись 1879 года)
Политическая история и мировая политика
Ибрахими Мохаммад Исхак. Эволюция программы советской
социально-экономической помощи Афганистану
в середине 1950-х – конце 1980-х годов
304
266
284
221
236
255
170
183
192
203
137
148
160
Преподаватель XXВЕК
2 / 2020
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Филологические науки
Языкознание (10.02.00)
Лексикология и фразеология
Гурская Л.Н. Лексические средства номинации эмоций
во французском языке
Зимина И.В. Окказиональные трансформации фразеологических
единиц тематического поля «Чувства и эмоции»
Агорен Айнур. Лексико-семантическая группа глаголов,
называющих трудовую деятельность
Еремина Е.С., Лаврова Н.А. Фразеологическая единица
как интертекстема в современной американской поэзии
Петрова О.О. Метонимия в поэзии Саши Черного
и Владимира Высоцкого
Семасиологические исследования
Красильникова П.Ю. Соотношение коннотативного и денотативного
компонентов в семантике некоторых групп абстрактной лексики
и в семантике лексем тематической группы зоонимов
(на примере зоонима «Корова»)
Ма Гуаньцюнь. Отаббревиатурные производные лексикосемантической
группы «Наименования лиц»
Дискурсивные исследования
Уварова Е.А. Иконический компонент поликодового медиатекста
и его стилистический потенциал
Калугина Ю.В., Мустафина А.Р., Эделева И.В. Функциональный
потенциал и лингвистические особенности современного гипертекста
(на материале Live Journal, Twitter и Instagram)
Климова К.М. Особенности политического дискурса испанского короля
Филиппа VI на примере текстов официальных выступлений
Язык и личность
Антипина Е.С., Прохоренкова С.А. Моделирование творческой
языковой личности на материале романсов на стихотворение
А С Пушкина «Не пой, красавица, при мне…»
Научная жизнь
Буданова В.П., Селиванова Л.Л. Пограничные зоны взаимодействия
цивилизации и варварства: ловушки, засады и пропасти латентного
варварства
425
413
380
393
404
7
359
371
313
327
334
340
349
2 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.8
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Profession Education Pedagogy
Uvarina N.V., Korneeva N.Yu. Aspects of Creative-Predictive Management
in Modern Education
Fiofanova O.A. Methodology for Organizing Education on Research
Master and Postgraduate Programs in the Context of the Development
of the National Framework of Qualifications in the Field of “Science”
Arakcheev P.V., Buryi E.V., Semerenko D.A., Shlemenkov A.L.
New Features of Modern Educational and Scientific Laboratory Equipment
Tabatadze L.M. Teacher’s Competency Model in Vocational Education and
Training within Uncertainty of Labor Markets (On the Example of L B Krasin
Moscow Vocational School of Creative Industries)
Educational Topics and Techniques
Agibova I.M., Bejanian M.A., Nechaeva O.A., Fedina O.V., Krupkin A.A.
Formation of Skills to Implement Non-Traditional Forms of Control at Physics
Lessons in the System of Masters Preparation in the Course 44 04 01
“Pedagogical Education”
Domracheva S.A. Expertise of Projects as an Innovative Method
for Evaluating Students’ Professional Competences
8
Abramova I.E., Shishmolina E.P. Individual and Group Projects in English
at the University
Rusakova E.G., Dymova T.V., Loktionova E.G., Kolotukhin A.Yu.
The Student Summer Scientific School “Monitoring of Delta Ecosystems”
as an Active Form of Teaching Ecological Methods of Research
Language and Education
Zankova A.A. An Optimal Model of Online Teaching Russian as a Foreign
Language to Adult Learners in Non-Formal Education
Minaeva L.V. A Model of Research-Oriented Foreign Language Teaching
as a Basis for Activating the Process of Training of an International
Relations Student
Selemeneva O.A. Methods of Working with Creolized Texts of Printed
Advertising in “Practice on Creative Letter” Classes
Chernyavskaya Ya.L. Project Work in the Formation of Foreign
Language Communicative Competence (Basic Level of Russian
as a Foreign Language)
96
109
117
129
56
66
74
85
11
20
35
43
Преподаватель XXВЕК
2 / 2020
Стр.9
CONTENTS
Kralina E.D. Game Methods of Teaching Chinese Language
to University Students
Nazarova S.A. Difficulties of Mastering Lexical System of the Chinese
Language by Students
Ebrahimsharifi Shler, Tayebianpour Ferial. Common Mistakes Made
by Persian Speakers When Using Russian Prefixed Verbs of Motion
Education and Physical Culture
Karagodina A.M., Prytkova E.G., Zhegalov N.D. Assessment of the Level
of Somatic Health of First-Year Students in the Period of Adaptation
to Educational Activities in a Technical University
Monakhova E.G. Water Aerobics as a Means of Increasing Motivation
of Students to Swimming
In Memoria
Zakharenkova E.I. In the Class of Elena Fabianovna Gnesina
Deykina A.D., Yanchenko V.D., Pavlyuchenko S.S. Trostentsova’s Lessons
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
In the Field of Sociocultural History
Benda V.N. Russian Arms Industry During the Period of Military Reforms
of the 60s–70s of the XIX Century
Shitov A.K. State Policy in the Field of General Education and the Problems
of Compulsory Seven Year Education in the Urals in the Second Half
of the 1940s – the End of the 1950s
Tokareva E.A. The Space of Contemporary Public History:
From Viewer’s Attention to Political Discourse
Historiography and Source Study
Malovichko S.I. Versions of Essayistic Practice of the Historical Narration
in the Russian Historiography of the XVIII Century
Trushin M.V. Medical Microbiology on the Pages of “Scientific Notes
of Kazan University” (Chronicle of 1879)
Political History and World Politics
Ibrahimi Mohammad Ishaq. Evolution of the Soviet Socio-Economic
Assistance Program for Afghanistan in the Mid-1950s — Late 1980s
304
266
284
221
236
255
9
192
203
170
183
137
148
160
2 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.10
CONTENTS
Linguistics
Lexicology and Phraseology
Gurskaya L.N. Lexical Means of Nominating Emotions in French
Zimina I.V. Occasional Transformations of Phraseological Units
of the Thematic Field “Feelings and Emotions”
Ağören Aynur. Lexical and Semantic Group of Verbs Dedicated
to Labor Activity
Eremina E.S., Lavrova N.A. Phraseological Units as Intertextual Elements
in Modern American Poetry
Petrova O.O. Metonymy in Sasha Cherny and Vladimir Vysotsky’s Poetry
Semasiology
Krasilnikova P.Yu. Correlation of Connotative and Denotative
Components in the Semantics of Some Groups of Abstract Vocabulary
and in the Semantics of Zoonyms (On the Example of the Word “Cow”)
Ma Guanqun. Abbreviative Derivatives of the Lexical and Semantic Group
of “Names of Persons”
Discourse Studies
Uvarova E.A. The Iconic Component of the Polycode Mediatext
and Its Stylistic Potential
Kalugina Yu.V., Mustafina A.R., Edeleva I.V. Functional Potential
and Linguistic Features of Modern Hypertext (Based on Live Journal, Twitter
and Instagram)
10
Klimova K.M. Study of the Nature of Philip VI of Spain Political Discourse
Based on Official Statements
Language and Personality
Antipina E.S., Prokhorenkova S.A. The Modelling of Creative Artistic
Personality Based on the Love Songs Made on A S Pushkin’s Poem
“The Beauty, Don’t Sing in My Presence…”
Scientific Chronicle
Budanova V.P., Selivanova L.L. Border Zones of Interaction between
Civilization and Barbarity: Traps, Ambushes and Abysses of Latent Barbarity
425
413
380
393
404
313
327
334
340
349
359
371
Преподаватель XXВЕК
2 / 2020
Стр.11
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
I
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
2/2020
I
Общероссийский
журнал
о мире образования
Общероссийский
журнал
о мире образования
2/2020
часть 2
2/2020 часть 2
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
I
Стр.212
16+
ISSN 2073-9613
20202
часть 2
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Учредитель и издатель:
федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
образования «Московский
педагогический
государственный
университет»
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий
Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
Журнал зарегистрирован
Федеральным агентством
по печати и массовым
коммуникациям РФ.
Свидетельство ПИ № 7714961
от 03 апреля 2003 г.
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
Адрес редакции: 117571,
Москва, пр-т Вернадского,
д. 88, комн. 446
Тел.: +7 (499) 730-38-61,
e-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Сайт журнала:
prepodavatel-xxi.ru
При полной или частичной
перепечатке материалов
ссылка на журнал
«Преподаватель XXI век»
обязательна
Мнение редакционной
коллегии по материалам
дискуссионного характера
может не совпадать с
мнением авторов
Редакционный совет
Каракозов Сергей Дмитриевич (главный редактор), доктор
педагогических наук, профессор, директор Института математики и
информатики МПГУ
Блох Марк Яковлевич, доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой грамматики английского языка МПГУ,
почетный академик Российской академии естественных
наук, почетный академик Международной академии наук
педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич, доктор филологических наук,
профессор, заместитель директора Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО, отделение общего и среднего образования
Левицкий Михаил Львович, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО, директор Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза, доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович, доктор исторических наук,
директор Института российской истории РАН
Попова-Велева Иванка, кандидат филологических наук, кафедра
романистики, Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново
(Болгария)
Рогожин Николай Михайлович, доктор исторических наук,
профессор, директор Центра истории русского феодализма
Института российской истории РАН
Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО; директор Института педагогики,
психологии и социологии Сибирского федерального университета
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института образовательной информатики
ФИЦ «Информатика и управление» Российской академии наук
Уваров Павел Юрьевич, доктор исторических наук,
профессор, член-корреспондент РАН, заведующий Отделом
западноевропейского средневековья и раннего нового времени
Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович, доктор исторических наук, академик
РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген, доктор философии, профессор, кафедра
истории философии, Университет Мартина Лютера, ГаллеВиттенберг
(Германия)
© МПГУ, 2020
Стр.213
Редакционная коллегия
Воробьева Ольга Владимировна (ответственный редактор), кандидат исторических наук, ведущий
научный сотрудник Отдела историко-теоретических исследований Института всеобщей истории РАН;
доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания Российского государственного гуманитарного
университета; член правления Российского общества интеллектуальной истории
Бойко Светлана Сергеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской
литературы новейшего времени Института филологии и истории Российского государственного
гуманитарного университета
Бубнова Ирина Александровна, доктор филологических наук, кандидат психологических наук,
профессор, заведующий кафедрой зарубежной филологии Института филологии Московского
государственного педагогического университета
Брейтигам Элеонора Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры и
методики обучения математике Алтайского государственного педагогического университета
Веряев Анатолий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных
технологий Алтайского государственного педагогического университета; профессор кафедры педагогики
высшей школы и информационных образовательных технологий Алтайского государственного университета
Гвоздецкая Наталья Юрьевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английской
филологии Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета
Гончаров Михаил Анатольевич, доктор педагогических наук, директор Института «Высшая школа
образования» Московского педагогического государственного университета; доцент, член бюро
Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки
Грифцова Ирина Николаевна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного
университета
Канторович Анатолий Робертович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой
археологии исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Катханова Юлия Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна
и медиатехнологий в искусстве Института изящных искусств Московского педагогического
государственного университета
Колесникова Светлана Михайловна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета
Маловичко Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории
Государственного гуманитарно-технологического университета, руководитель научно-образовательного
центра «Новая локальная история»; профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания
Российского государственного гуманитарного университета; член правления Российского общества
интеллектуальной истории
Николаи Федор Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Николина Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка
Института филологии Московского педагогического государственного университета
Никулина Елена Александровна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
фонетики и лексики английского языка Института иностранных языков Московского педагогического
государственного университета
Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления
образовательными системами им. Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования
Московского педагогического государственного университета
Рыжова Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Института содержания и методов обучения Российской академии образования
Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, проректор по учебнометодической
работе, заведующий кафедрой русской литературы Института филологии Московского
педагогического государственного университета, член Союза журналистов РФ
Хазина Анна Васильевна, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Цибульникова Виктория Евгеньевна, кандидат педагогических наук, помощник заместителя
руководителя Рособрнадзора; доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования
имени академика РАО В.А. Сластёнина Московского педагогического государственного университета
Шутикова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
общеобразовательных дисциплин Академии социального управления
Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методики
преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического государственного
университета
Дизайнер: Н.И. Лисова
Стр.214
ISSN 2073-9613
20202
vol. 2
The journal was founded in 2003
Published quarterly
Issued in 2 volumes
Founder and Publisher:
Federal State Budgetary
Educational Institution of
Higher Education “Moscow
Pedagogical State University”
Journal is included by Higher
Attestation Commission of RF
in the List of leading peerreviewed
scientific editions,
published in the Russian
Federation
The Journal is registered in
the State Press Committee
of the Russian Federation
Certificate of registration ПИ
№ 77-14961 of April 03, 2003
Subscription index in the
United Catalogue «Pressa
Rossii» – 85009
Address: 119571, Moscow,
Vernadskogo avenue, 88,
office 446
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Website: prepodavatel-xxi.ru
Editor’s views may differ from
the authors’ opinions
In case of partial or complete
reproduction of the journal
materials, the reference
to “Prepodavatel XXI vek”
journal is mandatory
Editorial Council
Sergey D. Karakozov (Editor-in-Chief), ScD in Pedagogy, Professor,
Director, Institute of Mathematics and Computer Science, Moscow
Pedagogical State University
Mark Ya. Bloch, ScD in Philology, Professor, Chairman, English
grammar Department, Moscow Pedagogical State University, Honorary
Member of Russian Academy of Natural Sciences, Honorary Member
of International Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD in Philology, Professor, Deputy Director,
Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education, Department of General and Secondary
Education
Mikhail L. Levitsky, ScD in Pedagogy, Professor, Academician, Russian
Academy of Education; Director, Institute of Management, Moscow City
Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor in French Philology, Krakow
Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD in History, Director, Institute of Russian History,
Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology, Romance Philology
Department, St Cyril and St Methodius University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD in History, Professor, Director, Center
of Russian Feudalism History, Institute of Russian History, Russian
Academy of Sciences
Olga G. Smolyaninova, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education; Director, Institute of Education,
Psychology and Sociology, Siberian Federal University
Jurgen Stoltzenberg (Germany), ScD in Philosophy, Professor, History
of Philosophy Department, Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher,
Institute of Educational Informatics, Federal Research Center
“Informatics and Management”, Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD in History, Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department of West
European Middle Ages and Early Modern Times, Institute of World
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, ScD in History, Academician, Russian
Academy of Sciences, Academic Director, Institute of World History,
Russian Academy of Sciences
© MPGU, 2020
Стр.215
Editorial Board
Olga V. Vorobyova (Executive Editor), PhD in History, Leading Researcher, Department of Historical
and Theoretical Research, Institute of World History, Russian Academy of Sciences; Associate Professor, History
and Theory of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Academic
Secretary, Russian Society of Intellectual History
Svetlana S. Boiko, ScD in Philology, Professor, Modern Russian Literature Department, Institute of Philology
and History, Russian State University for the Humanities
Irina A. Bubnova, ScD in Philology, PhD in Psychology, Professor, Chairperson, Foreign Philology Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
Eleonora K. Breitigam, ScD in Pedagogy, Professor, Department of Algebra and Mathematics Teaching
Methods, Altai State Pedagogical University
Anatoly A. Veryaev, ScD in Pedagogy, Professor, Information Technologies Department, Altai State
Pedagogical University; Professor, Higher School of Pedagogy and Information Educational Technologies
Department, Altai State University
Mikhail A. Goncharov, ScD in Pedagogy, Professor, Director, Institute “Higher School of Education”, Moscow
Pedagogical State University; Associate Professor, Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues
of History of Education and Pedagogical Science
Irina N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Chairperson, Philosophy Department, Institute of Social
and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya Y. Gvozdetskaya, ScD in Philology, PhD in Psychology, Professor, Chairperson, English Philology
Department, Institute of Philology and History, Russian State University for the Humanities
Anatolii R. Kantorovich, ScD in History, Professor, Chairperson, Archeology Department, Historical Faculty,
M.V. Lomonosov Moscow State University
Yulia F. Kathanova, ScD in Pedagogy, Professor, Design and Media Technologies in Art Department, Institute
of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University
Svetlana M. Kolesnikova, ScD in Philology, Professor, Chairperson, Russian Language Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University
Sergey I. Malovichko, ScD in History, Professor, History Department, State Humanitarian-Technological
University, Head of the Scientific and Educational Center “New Local History”; Professor, Theory and History
of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Member of the Board
of the Russian Society of Intellectual History
Fyodor V. Nikolai, PhD in History, Associate Professor, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Natalya N. Nikolina, PhD in Philology, Professor, Russian Language Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University
Elena A. Nikulina, ScD in Philology, Professor, Chairperson, English Phonetics and Lexicology Department,
Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University
Olga P. Osipova, ScD in Pedagogy, Professor, T.I. Shamova Department of Educational Systems Management,
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya I. Ryzhova, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher, Institute of Contents and Teaching Methods,
Russian Academy of Education
Lyudmila A. Trubina, ScD in Philology, Professor, Vice-Rector of Training Development, Moscow Pedagogical
State University; Honorary Worker of Higher Education, Member of the Russian Union of Journalists
Anna V. Khazina, PhD in History, Chairperson, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Viktoria E. Tsibulnikova, PhD in Pedagogy, Assistant to the Deputy Head of Federal Service for Supervision
in Education and Science (Rosobrnadzor), Associate Professor, V.A. Slastyonin Department of Pedagogics
and Psychology of Professional Education, Moscow Pedagogical State University
Margarita I. Shutikova, ScD in Pedagogy, Professor, General Education Disciplines Department, Academy
of Public Administration
Vladislav D. Yanchenko, ScD in Pedagogy, Professor, Chairperson, Department of Russian Language Teaching
Methods, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
Designer N.I. Lisova
Подписано в печать 30.06.2020.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз.
Стр.216
СОДЕРЖАНИЕ
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено
в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20;
10.02.22)
13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08)
07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.03; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10;
07.00.15)
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Педагогика профессионального образования
Уварина Н.В., Корнеева Н.Ю. Аспекты креативно-прогностического
управления в современном образовании
Фиофанова О.А. Методология организации образования
по программам исследовательской магистратуры и аспирантуры
в условиях развития национальной рамки квалификаций
в области «Наука»
Аракчеев П.В., Бурый Е.В., Семеренко Д.А., Шлеменков А.Л. Новые
возможности современных учебно-научных лабораторных комплексов
Табатадзе Л.М. Модель компетенций преподавателя СПО в условиях
неопределенности будущих потребностей рынка труда (на примере
Московского техникума креативных индустрий им Л Б Красина)
Содержание и технологии образования
Агибова И.М., Беджанян М.А., Нечаева О.А., Федина О.В.,
Крупкин А.А. Формирование умений осуществлять нетрадиционные
формы контроля на уроках физики в системе подготовки магистров
по направлению 44 04 01 «Педагогическое образование»
Домрачева С.А. Экспертиза проектов как инновационный метод
оценивания профессиональных компетенций студентов
Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Индивидуальные и групповые
проекты на английском языке в вузе
Русакова Е.Г., Дымова Т.В., Локтионова Е.Г., Колотухин А.Ю.
Студенческая летняя научная школа «Мониторинг дельтовых
экосистем» как активная форма обучения экологическим методам
исследования
Язык и образование
Занкова А.А. Оптимальная модель онлайн-обучения взрослых
русскому языку как иностранному в системе неформального
образования
Минаева Л.В. Модель научно-ориентированного преподавания
иностранного языка как основа активизации процесса подготовки
студента-международника
Селеменева О.А. Методика работы с креолизованными текстами
печатной рекламы на занятиях по дисциплине «Практикум
по креативному письму»
Чернявская Я.Л. Проектная деятельность при формировании
иноязычной коммуникативной компетенции (базовый уровень РКИ)
2 / 2020
96
109
117
129
Преподаватель XXВЕК
56
66
74
85
11
20
35
43
215
Стр.217
СОДЕРЖАНИЕ
Кралина Е.Д. Игровые методы обучения китайскому языку
студентов вузов
Назарова С.А. Трудности освоения лексической системы китайского
языка студентами
Ибрагимшарифи Шлер, Тайебианпур Фериал. Типичные ошибки
персоговорящих в употреблении русских приставочных глаголов
движения
Образование и физическая культура
Карагодина А.М., Прыткова Е.Г., Жегалов Н.Д. Оценка уровня
соматического здоровья студентов первого курса в период адаптации
к учебной деятельности в техническом вузе
Монахова Е.Г. Аквааэробика как средство повышения мотивации
обучающихся вузов к занятиям плаванием
In Memoria
Захаренкова Е.И. В классе Елены Фабиановны Гнесиной
Дейкина А.Д., Янченко В.Д., Павлюченко С.С. Уроки Л А Тростенцовой
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
216
В пространстве социальной и культурной истории
Бенда В.Н. Оружейная промышленность России
в период военных реформ 60–70-х годов XIX столетия
Шитов А.К. Государственная политика в сфере общего образования
и проблемы всеобщего семилетнего обучения на Урале
во второй половине 1940-х – конце 1950-х годов
Токарева Е.А. Пространство современной публичной истории:
от зрительского внимания к политическому дискурсу
Историография и источниковедение
Маловичко С.И. Разновидности очерковой практики исторического
повествования в российской историографии XVIII века
Трушин М.В. Медицинская микробиология на страницах
«Ученых записок Казанского университета» (летопись 1879 года)
Политическая история и мировая политика
Ибрахими Мохаммад Исхак. Эволюция программы советской
социально-экономической помощи Афганистану
в середине 1950-х – конце 1980-х годов
304
266
284
221
236
255
170
183
192
203
137
148
160
Преподаватель XXВЕК
2 / 2020
Стр.218
СОДЕРЖАНИЕ
Филологические науки
Языкознание (10.02.00)
Лексикология и фразеология
Гурская Л.Н. Лексические средства номинации эмоций
во французском языке
Зимина И.В. Окказиональные трансформации фразеологических
единиц тематического поля «Чувства и эмоции»
Агорен Айнур. Лексико-семантическая группа глаголов,
называющих трудовую деятельность
Еремина Е.С., Лаврова Н.А. Фразеологическая единица
как интертекстема в современной американской поэзии
Петрова О.О. Метонимия в поэзии Саши Черного
и Владимира Высоцкого
Семасиологические исследования
Красильникова П.Ю. Соотношение коннотативного и денотативного
компонентов в семантике некоторых групп абстрактной лексики
и в семантике лексем тематической группы зоонимов
(на примере зоонима «Корова»)
Ма Гуаньцюнь. Отаббревиатурные производные лексикосемантической
группы «Наименования лиц»
Дискурсивные исследования
Уварова Е.А. Иконический компонент поликодового медиатекста
и его стилистический потенциал
Калугина Ю.В., Мустафина А.Р., Эделева И.В. Функциональный
потенциал и лингвистические особенности современного гипертекста
(на материале Live Journal, Twitter и Instagram)
Климова К.М. Особенности политического дискурса испанского короля
Филиппа VI на примере текстов официальных выступлений
Язык и личность
Антипина Е.С., Прохоренкова С.А. Моделирование творческой
языковой личности на материале романсов на стихотворение
А С Пушкина «Не пой, красавица, при мне…»
Научная жизнь
Буданова В.П., Селиванова Л.Л. Пограничные зоны взаимодействия
цивилизации и варварства: ловушки, засады и пропасти латентного
варварства
425
413
380
393
404
217
359
371
313
327
334
340
349
2 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.219
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Profession Education Pedagogy
Uvarina N.V., Korneeva N.Yu. Aspects of Creative-Predictive Management
in Modern Education
Fiofanova O.A. Methodology for Organizing Education on Research
Master and Postgraduate Programs in the Context of the Development
of the National Framework of Qualifications in the Field of “Science”
Arakcheev P.V., Buryi E.V., Semerenko D.A., Shlemenkov A.L.
New Features of Modern Educational and Scientific Laboratory Equipment
Tabatadze L.M. Teacher’s Competency Model in Vocational Education and
Training within Uncertainty of Labor Markets (On the Example of L B Krasin
Moscow Vocational School of Creative Industries)
Educational Topics and Techniques
Agibova I.M., Bejanian M.A., Nechaeva O.A., Fedina O.V., Krupkin A.A.
Formation of Skills to Implement Non-Traditional Forms of Control at Physics
Lessons in the System of Masters Preparation in the Course 44 04 01
“Pedagogical Education”
Domracheva S.A. Expertise of Projects as an Innovative Method
for Evaluating Students’ Professional Competences
218
Abramova I.E., Shishmolina E.P. Individual and Group Projects in English
at the University
Rusakova E.G., Dymova T.V., Loktionova E.G., Kolotukhin A.Yu.
The Student Summer Scientific School “Monitoring of Delta Ecosystems”
as an Active Form of Teaching Ecological Methods of Research
Language and Education
Zankova A.A. An Optimal Model of Online Teaching Russian as a Foreign
Language to Adult Learners in Non-Formal Education
Minaeva L.V. A Model of Research-Oriented Foreign Language Teaching
as a Basis for Activating the Process of Training of an International
Relations Student
Selemeneva O.A. Methods of Working with Creolized Texts of Printed
Advertising in “Practice on Creative Letter” Classes
Chernyavskaya Ya.L. Project Work in the Formation of Foreign
Language Communicative Competence (Basic Level of Russian
as a Foreign Language)
96
109
117
129
56
66
74
85
11
20
35
43
Преподаватель XXВЕК
2 / 2020
Стр.220
CONTENTS
Kralina E.D. Game Methods of Teaching Chinese Language
to University Students
Nazarova S.A. Difficulties of Mastering Lexical System of the Chinese
Language by Students
Ebrahimsharifi Shler, Tayebianpour Ferial. Common Mistakes Made
by Persian Speakers When Using Russian Prefixed Verbs of Motion
Education and Physical Culture
Karagodina A.M., Prytkova E.G., Zhegalov N.D. Assessment of the Level
of Somatic Health of First-Year Students in the Period of Adaptation
to Educational Activities in a Technical University
Monakhova E.G. Water Aerobics as a Means of Increasing Motivation
of Students to Swimming
In Memoria
Zakharenkova E.I. In the class of Elena Fabianovna Gnesina
Deykina A.D., Yanchenko V.D., Pavlyuchenko S.S. Trostentsova’s Lessons
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
In the Field of Sociocultural History
Benda V.N. Russian Arms Industry During the Period of Military Reforms
of the 60s–70s of the XIX Century
Shitov A.K. State Policy in the Field of General Education and the Problems
of Compulsory Seven Year Education in the Urals in the Second Half
of the 1940s – the End of the 1950s
Tokareva E.A. The Space of Contemporary Public History:
From Viewer’s Attention to Political Discourse
Historiography and Source Study
Malovichko S.I. Versions of Essayistic Practice of the Historical Narration
in the Russian Historiography of the XVIII Century
Trushin M.V. Medical Microbiology on the Pages of “Scientific Notes
of Kazan University” (Chronicle of 1879)
Political History and World Politics
Ibrahimi Mohammad Ishaq. Evolution of the Soviet Socio-Economic
Assistance Program for Afghanistan in the Mid-1950s — Late 1980s
304
266
284
221
236
255
219
192
203
170
183
137
148
160
2 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.221
CONTENTS
Linguistics
Lexicology and Phraseology
Gurskaya L.N. Lexical Means of Nominating Emotions in French
Zimina I.V. Occasional Transformations of Phraseological Units
of the Thematic Field “Feelings and Emotions”
Ağören Aynur. Lexical and Semantic Group of Verbs Dedicated
to Labor Activity
Eremina E.S., Lavrova N.A. Phraseological Units as Intertextual Elements
in Modern American Poetry
Petrova O.O. Metonymy in Sasha Cherny and Vladimir Vysotsky’s Poetry
Semasiology
Krasilnikova P.Yu. Correlation of Connotative and Denotative
Components in the Semantics of Some Groups of Abstract Vocabulary
and in the Semantics of Zoonyms (On the Example of the Word “Cow”)
Ma Guanqun. Abbreviative Derivatives of the Lexical and Semantic Group
of “Names of Persons”
Discourse Studies
Uvarova E.A. The Iconic Component of the Polycode Mediatext
and Its Stylistic Potential
Kalugina Yu.V., Mustafina A.R., Edeleva I.V. Functional Potential
and Linguistic Features of Modern Hypertext (Based on Live Journal, Twitter
and Instagram)
220
Klimova K.M. Study of the Nature of Philip VI of Spain Political Discourse
Based on Official Statements
Language and Personality
Antipina E.S., Prokhorenkova S.A. The Modelling of Creative Artistic
Personality Based on the Love Songs Made on A S Pushkin’s Poem
“The Beauty, Don’t Sing in My Presence…”
Scientific Chronicle
Budanova V.P., Selivanova L.L. Border Zones of Interaction between
Civilization and Barbarity: Traps, Ambushes and Abysses of Latent Barbarity
425
413
380
393
404
313
327
334
340
349
359
371
Преподаватель XXВЕК
2 / 2020
Стр.222