Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 523289)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Философия и методология общественных наук (180,00 руб.)

0   0
АвторыБоровинская Дарья Николаевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц89
ID695604
АннотацияПособие представляет собой комплекс учебно-методических материалов по курсу "Философия и методология общественных наук" в соответствии с принципами модульно-рейтинговой системы обучения. Предназначено для студентов социально-гуманитарного факультета направление подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование (направленность - История и обществознание). Может представлять интерес для преподавателей философии и истории в качестве вспомогательного материала.
Философия и методология общественных наук [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие : направление подгот. 44.03.05 "Педагогическое образование" , направленность "История и обществознание" / Д. Н. Боровинская .— Сургут : РИО СурГПУ, 2017 .— 89 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/695604

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия_и_методология_общественных_наук.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Философия_и_методология_общественных_наук.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 44.03.05 Педагогическое образование Направленность История и обществознание Учебно-методическое пособие Направление подготовки Сургут, 2017
Стр.1
УДК 30:167(07) ББК 60в.я81 Ф 56 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарного образования «20» января 2017 года, протокол № 7 Рецензенты: Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и методологии науки Томского государственного университета Черникова И.В. Кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования Сургутского государственного педагогического университета Панченко А.Б. Ф 56 Философия и методология общественных наук : учебно-методическое пособие. Направление подгот. 44.03.05 Педагогическое образование. Направленность История и обществознание / сост. Д. Н. Боровинская ; Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО СурГПУ, 2017. – 88, [1] с. Пособие представляет собой комплекс учебно-методических материалов по курсу «Философия и методология общественных наук» в соответствии с принципами модульно-рейтинговой системы обучения. Предназначено для студентов социально-гуманитарного факультета направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (направленность История и обществознание). Может представлять интерес для преподавателей философии и истории в качестве вспомогательного материала. УДК 30:167(07) ББК 60в.я81 © Сургутский государственный педагогический университет, 2017 2
Стр.2
А Предисловие ….…………………………………………………..…………………… ......................... 4 Структура модулей ……………………………………………………………………......................... 6 Учебно-тематический план …………………………………………………………... ....................... 13 Модуль 1. Философские и методологические основы общественных наук .......................... 15 1.1. Понятийный аппарат современной философии и методологии общественных наук ........ 16 1.1.1. Основные понятия философии и методологии общественных наук ........................................ 16 1.1.2. Структура научного познания .................................................................................................. 22 1.1.3. Функции метода и методологии: определения и типология ..................................................... 25 1.1.4. Концепции истины: критерии, способы обоснования .............................................................. 27 1.2. Основные теоретико-методологические подходы к исследованию общества ..................... 31 1.2.1. Этапы развития науки. Способы изучения общественных наук: подходы и концепции ........ 31 1.2.2. Унитарно-стадиальный и плюрально-циклический подходы к изучению истории человечества ...................................................................................................... 36 1.2.3. Цивилизационный подход к изучению развития общества ..................................................... 39 1.2.4. Формационный подход. Схема развития и смены общественно экономических формаций ... 43 1.2.5. Социокультурный подход как метаподход исследования общества ........................................ 46 1.3. Рубежный контроль по модулю 1 .............................................................................................. 50 Модуль 2. Методология научного исследования в общественных науках ............................ 53 2.1. Проблемы в общественных науках и подходы к их исследованию ......................................... 54 2.1.1. Проблемы научного исследования. Формы рационального мышления ................................... 54 2.1.2. Методологические подходы исследования проблем в общественных науках ......................... 57 2.2. Методы исследования проблем в общественных науках ........................................................ 60 2.2.1. Принципы научных исследований. Доказательство и опровержение ...................................... 60 2.2.2. Логические методы научного исследования проблем в общественных науках ....................... 66 2.2.3. Общенаучные и специальные методы научного исследования проблем в общественных науках ....................................................................................................................... 71 2.2.4. Способы обоснования истинности выдвигаемых положений научного исследования ........... 73 2.3. Рубежный контроль по модулю 2 .............................................................................................. 77 Вопросы для промежуточной аттестации ..................................................................................... 79 Методические указания по организации самостоятельной работы ............................................ 81 Заключение ......................................................................................................................................... 83 Учебно-методическое и программное обеспечение ....................................................................... 84 3
Стр.3
 Учебный курс «Философия и методология общественных наук» является одной из дисциплин, изучаемых в рамках базовой части Б1. «Дисциплины (модули)». Предлагаемый курс предназначен для студентов социально-гуманитарного факультета направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (направленность История и обществознание). Учебный курс «Философия и методология общественных наук» как методологическая дисциплина занимает определяющее место в структуре учебного плана. Освоение курса тесно взаимосвязано с такими дисциплинами как «Философия», «История (История первобытного общества)», «Основы межэтнических коммуникаций», «Основы саморазвития личности» и др., а также является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин «Экономическая теория», «Этика», «Культурология», «Политическая организации современной России» и др. Цель освоения дисциплины обучающими состоит в том, чтобы научиться использовать методы и принципы научного познания в структуре философского мировоззрения и способов включения в профессиональную сферу жизнедеятельности. Задачи обучающихся: 1. Научиться применять основные понятия современной философии и методологии общественных наук для формирования научного мировоззрения. 2. Научиться применять научные методы и подходы, соблюдая принципы познания в ходе проведения научного исследования. Программа учебной дисциплины «Философия и методология общественных наук» предусматривает формирование и развитие определенного спектра общекультурных и профессиональных компетенций студентов направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (направленность История и обществознание). Таблица 1 Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия и методология общественных наук» Компетенции Способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1) Способен ориентироваться в исторических и обществоведческих концепциях и выделять специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (ПК-17) Способен использовать специальные принципы и методы для анализа исторических проблем и тенденций общественного развития (ПК-20) Способен выявлять актуальные тенденции общественного и исторического развития и прогнозировать их последствия (ПК-23) В результате изучении дисциплины «Философия и методология общественных наук» бакалавры направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (направленность История и обществознание) должны: знать:  основные мировоззренческие, социально и личностно-значимые проблемы философии общественных наук;  базовые этико-гуманистические понятия и категории, их значение в общественной практике;  историю этико-гуманистических учений прошлого и современности, их роль и значение в развитии современной цивилизации;  обществоведческие и исторические концепции;  методы научного познания;  принципы и методы анализа исторических проблем и тенденций общественного развития;  актуальные тенденции общественного и исторического развития; 4 Направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (направленность История и обществознание)
Стр.4
уметь:  описывать сущностные признаки различных форм мировоззрения на разных этапах развития общественного сознания;  определять жизненные ориентиры с учетом социального, культурного, духовного многообразия современного мира;  классифицировать методы научного познания; владеть:  принципами логического мышления, при определении собственной позиции;  методами научного познания; иметь опыт:  осуществления философской рефлексии по актуальным мировоззренческим и социальным вопросам;  опыт использования методов научного познания в профессиональной сфере. Структура курса представлена двумя взаимосвязанными модулями. Основным принципом при выделении разделов является структурированность материала и степень сложности выполнения заданий. Первый модуль посвящен основным понятиям и базовым подходам исследования общества. В рамках модуля студентами изучаются определения основных понятий курса, а также ключевые вопросы философии и методологии общественных наук, такие как структура научного знания, принципы и методы исследований, критерии истины и основные способы ее обоснования; студенты знакомятся с особенностями методологических подходов исследования общества, основными направлениями их использования с научной точки зрения. Это позволяет студентам более эффективно оценивать развитие общества на современном этапе. В рамках второго модуля на практических занятиях студентами изучаются проблемы научного исследования в общественных науках, формы мышления, особенности использования теоретико-методологических подходов в ходе проведения научного исследования. В ходе изучения второго модуля основной акцент сделан на возможности практического применения методов и принципов научного исследования в профессиональной сфере. Данный модуль предполагает организацию деятельности студентов, направленную на формирование и развитие профессиональных компетенций, предусмотренных моделью бакалавра направления подготовки. В качестве методических указаний по изучению курса следует отметить, что формирование навыков использования методов и принципов научного познания необходимо осуществлять через решение различного рода конкретных практических задач. Эти задачи должны быть направлены на развитие интеллектуальных процессов студентов. Важной представляется организация работы студентов в мини-группах, что способствует более глубокому освоению материала. Самостоятельная работа студентов направлена на развитие исследовательских навыков, закрепления материала, полученного в рамках аудиторной работы, его систематизация и самостоятельное изучение отдельных блоков дисциплины «Философия и методология общественных наук. Для успешного освоения дисциплины необходимо большое внимание уделить изучению первоисточников по темам занятий. Организация курса. Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы. Объем курса составляет 108 часов. Согласно учебному плану изучение дисциплины «Философия и методология общественных наук» предусмотрено на 3 курсе дневного отделения (5 семестр). Обучение строится на сочетании лекций, семинарских, практических, вариативных занятий, самостоятельной работы студентов. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Для закрепления знаний по лекционной части дисциплины предусматривается проведение ряда семинарских и практических занятий, направленных на приобретение и закрепление практических навыков в профессиональной сфере. Задания для выполнения практических работ представлены преимущественно в нескольких вариантах, что позволит расширить область использования методов познания и избежать однотипности заданий. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу. Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (в отдельных случаях по групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом. Индивидуальное занятие не является аудиторным. Изучение дисциплины на дневном отделении осуществляется в соответствии с учебным планом и учебной программой. Текущий контроль предполагает, главным образом, ответы и выполнение заданий на практических занятиях. Рубежный контроль по модулям направлен, в первую очередь, на проверку теоретических знаний студентов и организуется путем выполнения тестовых заданий. Материалы по методическому обеспечению курса размещены на образовательном портале http://els.surgpu.ru. Итоговая аттестация по курсу – экзамен, результаты которого формируются по окончанию освоения двух модулей и прохождения итогового компьютерного тестирования в соотношении 60/40. 5
Стр.5
ТУТУА У Цель дисциплины – научиться использовать методы и принципы научного познания в структуре философского мировоззрения и способов включения в профессиональную сферу жизнедеятельности. Задачи курса: 1. Научиться применять основные понятия современной философии и методологии общественных наук для формирования научного мировоззрения. (Модуль 1). 2. Научиться применять научные методы и подходы, соблюдая принципы познания в ходе проведения научного исследования (Модуль 2). Таблица 2 Структура модулей Название модуля Модуль 1. ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК Модуль 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУКАХ Цель модуля Научиться применять основные понятия современной философии и методологии общественных наук для формирования научного мировоззрения. Научиться применять научные методы и подходы, соблюдая принципы познания, в ходе проведения научного исследования. Задачи модуля 1. Научиться определять понятийный аппарат современной философии и методологии общественных наук. 2. Научиться выделять особенности теоретикометодологических подходов к исследованию общества. 1. Научиться выявлять проблемы общественных наук и определять методологические подходы к их исследованию. 2. Научиться применять методы научного исследования и использовать способы обоснования истинности и ложности выдвигаемых положений. Учебные элементы модуля У.Э. 1.1. Понятийный аппарат современной философии и методологии общественных наук. У.Э. 1.2. Основные теоретикометодологические подходы к исследованию общества. У.Э. 2.1. Проблемы общественных наук и методологические подходы к их исследованию. У.Э. 2.2. Методы исследования проблем в общественных науках. 6
Стр.6
Таблица 3 № модуля Модуль 1. ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК Учебные элементы (УЭ) Структура учебных элементов через задачи учебных элементов Задачи УЭ У.Э. 1.1. Понятийный аппарат современной философии и методологии общественных наук. 1. Научиться определять предмет и значение философии и методологии общественных наук. 2. Научиться характеризовать структуру научного познания. 3. Научиться выделять функции метода и определять его виды. 4. Научиться определять критерии истины и способы ее обоснования. У.Э. 1.2. Основные теоретико-методологические подходы исследования общества. 1. Научиться выделять и характеризовать подходы исследования общества по способу развития. 2. Научиться выделять и характеризовать однофакторные и многофакторные подходы. 3. Научиться характеризовать современные подходы исследования общества. 4. Научиться сравнивать теоретико-методологические подходы исследования общества. Компоненты УЭ У.Э. 1.1.1. Основные понятия философии и методологии общественных наук. У.Э. 1.1.2. Структура научного познания. У.Э. 1.1.3. Функции метода и методологии: определения и типология. У.Э. 1.1.4. Концепции истины: критерии, способы обоснования. У.Э. 1.2.1. Способы изучения общественных наук: подходы и концепции. У.Э. 1.2.2. Унитарно-стадиальный и плюрально-циклический подходы к изучению истории человечества. У.Э. 1.2.3. Цивилизационный подход: сущность и содержание. У.Э. 1.2.4. Формационный подход. Схема развития и смены общественно экономических формаций. У.Э. 1.2.5. Социокультурный подход как методология исследований. Модуль 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУКАХ У.Э. 1.3. Рубежный контроль. У.Э. 2.1. Проблемы в общественных науках и подходы к их исследованию. У.Э. 2.2. Методы исследования проблем в общественных науках. 1. Научиться определять проблемы исследования в общественных науках. 2. Научиться использовать методологические подходы в ходе проведения научного исследования в общественных науках. 1. Научиться соблюдать принципы исследования проблем в общественных науках. 2. Научиться характеризовать сложные формы рационального мышления. 3. Научиться применять логические методы исследования проблем в общественных науках. 4. Научиться применять общенаучные и специальные методы исследования проблем. 5. Научиться использовать способы обоснования истинности выдвигаемых положений. У.Э. 2.3. Рубежный контроль. 7 У.Э. .1.1. Проблемы научного исследования. Формы рационального мышления. У.Э. 2.1.2. Методологические подходы к исследованию проблем в общественных науках. У.Э. 2.2.1. Принципы научных исследований. Доказательство и опровержение. У.Э. 2.2.2. Логические методы исследования проблем в общественных науках. У.Э. 2.2.3. Общенаучные и специальные методы исследования проблем в общественных науках. У.Э. 2.2.4. Способы обоснования истинности выдвигаемых положений научного исследования.
Стр.7
Таблица 4 Модуль 1. Философские и методологические основы общественных наук Тема учебного элемента У.Э. 1.1.1. Основные понятия философии и методологии общественных наук. У.Э. 1.1.2. Структура научного познания. У.Э. 1.1.3. Функции метода и методологии: определения и типология. У.Э. 1.1.4. Концепции истины: критерии, способы обоснования. У.Э. 1.2.1. Способы изучения общественных наук: подходы и концепции. У.Э. 1.2.2. Унитарностадиальный и плюральноциклический подходы к изучению истории человечества. Цель Научиться определять предмет и значение философии и методологии общественных наук. Научиться характеризовать структуру научного познания. Научиться выделять функции метода и определять его виды. Научиться определять критерии истины и способы ее обоснования. Научиться выделять основные этапы становления и развития общественных наук и способы их изучения. Научиться определять особенности унитарностадиального и плюральноциклического подходов. 1. Научиться выделять характерные черты унитарно-стадиального и плюрально-циклического подходов к изучению истории человечества. 2. Научиться выявлять разновидности линейного и циклического подходов к изучению истории человечества. 3. Научиться проводить сравнительный анализ унитарно-стадиального и плюрально-циклического подходов к изучению истории человечества. 4. Научиться определять место и роль унитарностадиального и плюрально-циклического подходов в системе общественных наук. 8 1. Выделять характерные черты унитарно-стадиального и плюрально-циклического подходов к изучению истории человечества. 2. Выявлять разновидности линейного и циклического подходов к изучению истории человечества. 3. Проводить сравнительный анализ унитарностадиального и плюрально-циклического подходов к изучению истории человечества. 4. Определять место и роль унитарно-стадиального и плюрально-циклического подходов в системе общественных наук. 1. Научиться выделять уровни научного познания. 2. Научиться выделять формы научного познания. 1. Научиться определять функции метода научного исследования. 2. Научиться классифицировать методы научных исследований. 1. Научиться характеризовать концепции истины. 2. Научиться выделять критерии истины. 3. Научиться определять способы обоснования истины. 1. Выделять уровни научного познания. 2. Выделять формы научного познания. 1. Определять функции метода научного исследования. 2. Классифицировать методы, используемые в научных исследованиях. 1. Характеризовать концепции истины. 2. Выделять критерии истины. 3. Определять способы обоснования истины. Учебные задачи Учебный результат (типы задач и заданий)
Стр.8
Окончание Тема учебного элемента У.Э. 1.2.3. Цивилизационный подход к изучению развития общества. Цель Научиться определять особенности цивилизационного подхода на современном этапе развития общества. Учебные задачи 1. Научиться выделять характерные черты цивилизационного подхода. 2. Научиться выявлять сходства и различия объектов познания данного подхода с другими подходами. 3. Научиться определять место и роль цивилизационного подхода в системе общественных наук на современном этапе развития. У.Э. 1.2.4. Формационный подход. Схема развития и смены общественно экономических формаций. У.Э. 1.2.5. Социокультурный подход как метаподход исследования общества Научиться выделять особенности формационного подхода. 1. Научиться выделять характерные черты формационного подхода. 2. Научиться выявлять сходства и различия объектов познания данного подхода с другими подходами. 3. Научиться определять место и роль формационного подхода в системе общественных наук. Научиться выделять особенности социокультурного подхода на современном этапе развития общества. 1. Научиться выделять характерные черты социокультурного подхода. 2. Научиться определять место и роль социокультурного подхода в системе общественных наук. Учебный результат (типы задач и заданий) 1. Выделять характерные черты цивилизационного подхода. 2. Выявлять сходства и различия объектов познания данного подхода с другими подходами. 3. Определять место и роль цивилизационного подхода в системе общественных наук на современном этапе развития. 1. Выделять характерные черты формационного подхода. 2. Выявлять сходства и различия объектов познания данного подхода с другими подходами. 3. Определять место и роль формационного подхода в системе общественных наук. 1. Выделять характерные черты социокультурного подхода. 2. Определять место и роль социокультурного подхода в системе общественных наук. 9
Стр.9
Таблица 5 Модуль 2. Методология научного исследования в общественных науках Тема учебного элемента У.Э. 2.1.1. Проблемы научного исследования. Формы рационального мышления. У.Э. 2.1.2. Методологические подходы к исследованию проблем в общественных науках. Цель Научиться определять проблемы научного исследования. Научиться использовать методологические подходы в ходе проведения научного исследования в общественных науках. У.Э. 2.2.1. Принципы научных исследований. Доказательство и опровержение. У.Э. 2.2.2. Логические методы исследования проблем в общественных науках. У.Э. 2.2.3. Общенаучные и специальные методы исследования проблем в общественных науках. У.Э. 2.2.4. Способы обоснования истинности выдвигаемых положений научного исследования. Научиться выявлять принципы научных исследований и характеризовать сложные формы рационального мышления. Научиться использовать логические методы исследования проблем. Научиться использовать общенаучные и специальные методы исследования проблем. Научиться применять способы обоснования истинности выдвигаемых положений научного исследования. 1. Научиться формулировать проблемы научного исследования. 2. Научиться характеризовать методологические подходы к исследованию проблем в общественных науках. 3. Научиться определять роль методологических подходов в решении обозначенных проблем исследования. 1. Научиться выделять принципы научного исследования. 2. Научиться определять принципы в ходе проведения научного исследования. 3. Научиться выделять характерные черты сложных форм рационального мышления. 1. Научиться определять специфику логических методов научного исследования. 2. Научиться отбирать логические методы для проведения научного исследования. 3. Научиться обосновывать использование логических методов для проведения научного исследования. 1. Научиться определять специфику общенаучных и специальных методов научного исследования. 2. Научиться отбирать общенаучные и специальные методы для проведения исследования. 3. Научиться аргументировать использование общенаучных и специальных методов для проведения исследования. 1. Научиться выделять основные способы обоснования истинности. 2. Научиться определять требования к элементам доказательства выдвигаемых положений. 3. Научиться выявлять способы обоснования истинности в ходе проведения научного исследования. 10 1. Формулировать проблемы научного исследования. 2. Характеризовать методологические подходы к исследованию проблем в общественных науках. 3. Определять роль методологических подходов в решении обозначенных проблем исследования. 1. Выделять принципы научного исследования. 2. Определять принципы в ходе проведения научного исследования. 3. Выделять характерные черты сложных форм рационального мышления. 1. Определять специфику логических методов научного исследования. 2. Отбирать логические методы для проведения научного исследования. 3. Обосновывать использование логических методов для проведения научного исследования. 1. Определять специфику общенаучных и специальных методов научного исследования. 2. Отбирать общенаучные и специальные методы для проведения исследования. 3. Аргументировать использование общенаучных и специальных методов для проведения исследования. 1. Выделять основные способы обоснования истинности. 2. Определять требования к элементам доказательства выдвигаемых положений. 2. Выявлять способы обоснования истинности в ходе проведения научного исследования. Учебные задачи Учебный результат (типы задач и заданий)
Стр.10
Таблица 6 Соотнесение компетенций и учебных результатов Компетенции 1. Способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1) Учебный результат (типы задач и заданий) Выделять уровни научного познания. Выделять формы научного познания. Определять функции метода научного исследования. Классифицировать методы, используемые в научных исследованиях. Характеризовать концепции истины. Выделять критерии истины. Определять способы обоснования истины. 2. Способен ориентироваться в исторических и обществоведческих концепциях и выделять специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (ПК-17) Выделять характерные черты линейного и циклического подходов развития. Выявлять разновидности линейного и циклического подходов развития Проводить сравнительный анализ линейного и циклического подходов развития. Выделять характерные черты цивилизационного подхода. Определять место и роль цивилизационного подхода в системе общественных наук. Выделять характерные черты формационного подхода. Определять место и роль формационного подхода в системе общественных наук. Выделять характерные черты социокультурного подхода. Определять место и роль социокультурного подхода в системе общественных наук. 3. Способен использовать специальные принципы и методы для анализа исторических проблем и тенденций общественного развития (ПК-20); Формулировать проблемы научного исследования. Классифицировать методологические подходы к исследованию проблем в общественных науках. Определять роль методологических подходов в решении обозначенных проблем исследования. Тема учебного элемента У.Э. 1.1.1. Основные понятия философии и методологии общественных наук. У.Э. 1.1.2. Структура научного познания. У.Э. 1.1.3. Функции метода и методологии: определения и типология. У.Э. 1.1.4. Концепции истины: критерии, способы обоснования. У.Э. 1.2.1. Способы изучения общественных наук: подходы и концепции. У.Э. 1.2.2. Унитарно-стадиальный и плюрально-циклический подходы к изучению истории человечества. У.Э. 1.2.3. Цивилизационный подход к изучению развития общества. У.Э. 1.2.4. Формационный подход. Схема развития и смены общественно экономических формаций. У.Э. 1.2.5. Социокультурный подход как метаподход исследования общества У.Э. 2.1.1. Проблемы научного исследования. Формы рационального мышления. У.Э. 2.1.2. Методологические подходы исследования проблем в общественных науках. 11
Стр.11
Окончание таблицы 6 Компетенции Учебный результат (типы задач и заданий) Выделять принципы научного исследования. Определять принципы в ходе проведения научного исследования. Выделять характерные черты сложных форм рационального мышления. Определять специфику логических методов научного исследования. Отбирать логические методы для проведения исследования. Обосновывать использование логических методов для проведения исследования. Определять специфику общенаучных и специальных методов научного исследования. Отбирать общенаучные и специальные методы для проведения исследования. Аргументировать использование общенаучных и специальных методов для проведения исследования. Выделять основные способы обоснования истинности. Определять требования к элементам доказательства выдвигаемых положений. Выявлять способы обоснования истинности в ходе проведения научного исследования. 4. Способен выявлять актуальные тенденции общественного и исторического развития и прогнозировать их последствия (ПК-23). Формулировать проблемы научного исследования. Классифицировать методологические подходы к исследованию проблем в общественных науках. Определять роль методологических подходов в решении обозначенных проблем исследования. Тема учебного элемента У.Э. 2.2.1. Принципы научных исследований. Доказательство и опровержение. У.Э. 2.2.2. Логические методы исследования проблем в общественных науках. У.Э. 2.2.3. Общенаучные и специальные методы исследования проблем в общественных науках. У.Э. 2.2.4. Способы обоснования истинности выдвигаемых положений научного исследования. У.Э.2.1.1. Проблемы научного исследования. Формы рационального мышления. У.Э. 2.1.2. Методологические подходы исследования проблем в общественных науках. 12
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически