ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра лингвистического образования
и межкультурной коммуникации
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Направленность «Иностранные языки»
Уровень бакалавриата
Сургут, 2018
Стр.1
УДК 811.111(076)
ББК 81.432.1я81
П 69
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры
Лингвического образования и межкультурной коммуникации
19 сентября 2018 года, протокол № 1
Рецензент:
Карнюшина В.В., кандидат филологических наук, доцент
кафедры Лингвистического образования и межкультурной коммуникации
Сургутского государственного педагогического университета
П 69 Практикум к курсу «Теория языка» (морфология английского
языка) : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы
студентов : направление подгот. 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки), направленность «Иностранные
языки», уровень бакалавриата / Департамент образования
и молодеж. политики ХМАО – Югры, Бюджет. учреждение
высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ;
сост. С. С. Дрига. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2018. – 105, [1] с.
Учебно-методическое пособие, предназначенное для обучающихся
направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями
подготовки), направленность Иностранные языки способствует
формированию способности и готовности анализировать языковые явления
родного и иностранного языков с целью их эффективного использования
в коммуникации и педагогической деятельности, формированию у студентов
целостной системы научных знаний о структуре, значениях и
функционировании средств, образующих морфологическию систему современного
английского языка.
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов
направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (бакалавриат),
направленность Иностранные языки. Настоящее пособие
является основой для самостоятельной работы студентов при
подготовке к практическим занятиям по теории языка.
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО.
Дисциплина относится к вариативной части профессионального
цикла (Б1.В.ОД.15). Для освоения дисциплины «Теория языка»
студенты используют знания, умения, навыки, сформированные
в процессе изучения дисциплин «Практика устной и письменной
речи», «Иностранный язык», «Практическая фонетика», «Практическая
грамматика». Курс направлен на расширение лингвистического
кругозора студентов, формирование ориентировочной основы
действий, связанных с анализом и интерпретацией грамматических
явлений английского языка; умений их использования в коммуникации
и педагогической деятельности.
Данное учебно-методическое пособие позволяет системно
представить основной материал курса, создать целостное представление
о грамматичеких категориях изучаемого языка, опираясь
на базовые коцепции морфологии.
Цель освоения дисциплины «Теория языка» – формировать
способность и готовность анализировать языковые явления родного
и иностранного языков с целью их эффективного использования
в коммуникации и педагогической деятельности, формирование
у студентов целостной системы научных знаний о структуре, значениях
и функционировании средств, образующих морфологическию
систему современного английского языка.
Задачи изучения курса:
ознакомить студентов с основными положениями теории
языка и русско-английскими соответствиями её базовой терминологии;
формировать ориентировочную основу действий анализа
различных языковых явлений современного английского языка;
3
Стр.3
научить студентов учитывать и методически грамотно
использовать фонетические, графические, стилистические, грамматические,
семантические и морфологические особенности английских
языковых единиц в процессе формирования языковых
навыков и речевых умений учащихся, а также универсальных
учебных действий, связанных с освоением иноязычных единиц.
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование
следующей компетенции:
способность и готовность воспринимать, понимать и анализировать
устную и письменную речь на изучаемых иностранных
языках (ПК-15).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
овладеть следующими компонентами компетенций:
знать свойства и функции частей речи в английском языке;
знать свойства и функции английских синтаксических
конструкций;
знать основные понятия теоретической грамматики;
уметь анализировать форму слова в англоязычном тексте;
уметь прогнозировать затруднения учащихся при усвоении
различных типов английских языковых единиц и проектировать
способы их предупреждения или преодоления;
владеть схемой выявления существенных характеристик
английских языковых явлений и единиц;
владеть схемой сопоставления языковых явлений английского
и родного языка;
владеть набором действий по анализу и интерпретации
языковых и речевых единиц английского языка;
владеть навыками анализа грамматической структуры
предложения на английском языке;
владеть навыками анализа грамматической структуры
словосочетания на английском языке;
иметь опыт анализа формы слова в англоязычном тексте;
иметь опыт анализа грамматической структуры предложения
на английском языке;
иметь опыт анализа грамматической структуры словосочетания
на английском языке;
иметь опыт морфологического и словообразовательного
анализа английских лексем.
4
Стр.4
Структура и содержание дисциплины
Дисциплина изучается в течение одного семестра – V (3 курс).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов (аудиторная
работа (лекционные и практические занятия) – 50 часов; самостоятельная
работа – 58 часов.
Форма итогового контроля – экзамен в форме итгового тестового
контроля.
Основная часть аудиторной работы проводится в форме
практическтх занятий и проверки индивидуальных заданий. Самостоятельная
работа предполагает изучение больших объемов теоретического
материала, который базируется на ранее приобретенных
знаниях, а также закрепление умений и навыков, приобретенных
в ходе лекционных занятий. Ключевым аспектом самостоятельной
работы студентов является поиск, оценка, чтение специальной
учебной и научной литературы, выпонение практических заданиий,
направленных на получение целостного представления об основных
грамматических категориях английского языка.
В структуре представленного учебно-методического пособия
материал модуля «Морфология» курса «Теория языка» разбит
на темы. В начале каждого раздела студентам предлагается развернутый
план ключевых вопросов по изучаемой теме. Далее
представлен блок практических заданий, позволяющих применить
полученные теоретические знания. В каждом разделе автором
выделены основные термины по изучаемой теме, сформирован
список обязательной и дополнительной литературы, что дает
возможность студентам смостоятельно осуществить поиск ответов
и решений на посталенные в каждом разделе задачи.
5
Стр.5