ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1483)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Вероника Маанди (выпускающий редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска),
Елена Шишмакова (редактор), Алексей Шуриков (консультант)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайтах www.narodnoe.org
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹6’2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
А.М. Кушнир
Макаренковский форум —
это такая педагогическая толока
7
Содержательные смыслы Международного Макаренковского форума.
Новый формат форума. Актуальные ориентиры воспитательной стратегии.
Инфраструктурная основа воспитания. Способность быть полезным
как интегральная цель воспитания. Патриотизм созидания как альтернатива
патриотическим декларациям в воспитании. Продуктивность как
очевидная характеристика личности. Макаренковедение: достижения,
проблемы, практика. Участники XVIII Макаренковского форума. Школа-хозяйство
как особый образовательный формат. Победители Конкурса
им. А.С. Макаренко. Якутия — эпицентр воспитательной педагогики
А.С. Макаренко. Проект поправок в ФЗ «Об образовании», необходимых
для формирования в стране продуктивного образовательного тренда.
Н.М. Ладнушкина
Реализация образовательных
программ с применением
дистанционных технологий
и электронного обучения:
правовой аспект
А.Б. Вифлеемский
Обнуление школы
16
Правовое регулирование образовательных программ с применением
дистанционных технологий, в том числе при введении режима
повышенной готовности.
21
Цифровизация общего образования и нарушения законодательства:
основные этапы, включая криминальный. Ковидная оцифровка отрасли
«образование» в Нижегородской области. Цифровизация в общем
образовании и ликвидация академической и финансово-хозяйственной
самостоятельности школ. Обнуление школы как итог цифровизации.
М.В. Богуславский,
О.Н. Мачехина
Педагогика цифровой эпохи
в контексте образовательной
реальности
Положение
о XIX Международном
Макаренковском форуме
34
Ближне-, средне-, дальнесрочные последствия использования
в современном российском образовании дистанционной модели обучения
онлайн. Обоснование «интегративной модели образовательного процесса»,
предусматривающей взаимодействие и взаимовоздействие традиционной
и онлайн систем образования. Гуманистическое педагогическое
мировоззрение в цифровую эпоху.
46
1–5 апреля 2021 г. состоится XIX Международный Макаренковский
форум.
2
Народное образование 6’2020
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В.И. Слободчиков,
А.А. Остапенко
Глобальные практики
человекообразования:
мировоззренческий формат,
методологические основания,
типы общественных укладов
А.В. Леонтович
Платформа антропологии
и педагогическая практика:
пространство бытия человека
53
Антропологический подход в образовании. Оригинальная архитектоника
методологических оснований и проблемное поле педагогики. Авторская
типология практик человекообразования.
69
Понятия «образовательная практика», «антропопрактика», «педагогическая
практика» в контексте современной социальной практики и педагогической
антропологии. Образовательная платформа как средство инновационного
развития практик в сфере образования. Всероссийский конкурс
юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского в качестве
примера реализации платформы педагогической антропологии.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
А.М. Моисеев
Проектные команды
общеобразовательной
организации: становление,
проблемы, вопросы
сопровождения их деятельности
А.В. Голубицкий,
Н.В. Самсонова
Сетевое взаимодействие
и социальное партн¸рство: как
применить производственные
технологии на благо школы
и учащихся
75
Проектные команды общеобразовательных организаций. Прообразы и
прототипы проектных команд в российском образовании конца ХХ —
начале XXI в. Сопровождение деятельности проектных команд и
формирование практики проектных команд в российском образовании.
Потенциал проектных команд в решении задач развития организаций.
Проблемы и недостатки деятельности проектных команд. Рекомендации
по учёту особенностей проектных команд в процессе сопровождения.
89
Практика взаимодействия школ, и социальных партнёров, а также
муниципальных школ между собой в целях преодоления дефицита
ресурсов. Организация малого инновационного предприятия в школе.
Сетевая модель развития исследовательской позиции старшеклассников,
повышении качества проектной деятельности с целью достижения
результатов, установленных требованиями ФГОС.
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
Е.А. Ямбург
Когтистый зверь,
скребущий сердце, совесть…
О сути, целях и задачах
воспитания
3
97
Поиск целей и задач воспитания. Историческая память и прошлое.
Травмы детства и исторические травмы в формировании человека.
Очеловечивание и расчеловечивание. Воздействия на личность.
Содержание воспитания и человеческий облик. Проектирование
будущего, моральное зрение и созидательная деятельность.
Народное образование 6’2020
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
В.А. Ясвин
Формирование субъективных
отношений: психологические
основы педагогической
технологии
106
Система психологических механизмов формирования субъективных отношений
личности по перцептивно-эмоциональному, когнитивному и практическому
каналам. Система механизмов развития субъективных отношений
в качестве «психологической матрицы», на основе которой разрабатывается
«педагогическая калька» соответствующих педагогических принципов,
методов и приёмов формирования субъективных отношений
школьников.
М.П. Гурьянова
Профилактика агрессии:
приоритетные направления
и роль социального педагога
117
Направления социально-педагогической деятельности образовательной организации
по профилактике агрессивных проявлений в образовательной
среде. Содержание и кадровое обеспечение коррекционно-профилактической
работы с детьми и семьями. Приоритетные направления деятельности
образовательных организаций по социально-педагогической профилактике
агрессивных проявлений. Высокоэффективные методы профилактической
работы социального педагога.
О.А. Милькевич,
В.П. Сергеева
Семья и детство:
социально-культурные
последствия пандемии
125
Авторское видение социально-культурных последствий самоизоляции с позиции
ценностей семьи и детства. Проявившиеся в период самоизоляции проблемы
внутрисемейных отношений (подсистемы «супруг-супруга», «старшее
поколение — младшее поколение», «родитель(и) — дети») на фоне общего
обострения социальной напряжённости и вынужденной социальной разобщённости.
Переосмысление человеком системы социально-культурных ценностей
и норм, в которую он включён ранее. Анализ результатов исследования.
Наметившиеся изменения в системе ценностей семейных людей. Возможность
построения прогноза моделей, технологий, форм и методов взаимодействия
с семьями и детьми после окончания режима самоизоляции с целью
сохранения ценности семьи и детства.
С.С. Невская
Воспитание правовых чувств
и правового сознания
личности в концепции
А.С. Макаренко
Е.В. Чмелёва
Две школы свободного
воспитания детей:
Яснополянская и вальдорфская
С.В. Подгорнова,
М.К. Хащанская
Виртуальный проект «Спас¸нное
детство. Три круга памяти»:
гуманистическое переосмысление
трагических страниц отечественной истории
4
130
Воспитание правового сознания и правовых чувств воспитанников колонии и
коммуны, возглавляемых А.С. Макаренко. Реализация идеи правоведапсихолога
Л.И. Петражицкого о неосознанном психическом импульсе.
Формализация индивидуально-личностных переживаний и символизация
правовых эмоций. Включение эмоции-переживания в сознание, приобретение
значения. Сознание символов в общении с другими индивидами.
142
В статье анализируются две школы свободного воспитания детей: Яснополянская
и вальдорфская. На их примере показано, что исторические исследования
о системах образования прошлого в соответствии с нашей культурой
и педагогической традицией не потеряли своей актуальности и ценности
в подготовке будущих педагогов.
147
Создание виртуальной экспозиции, посвящённой детям и учителям блокадного
Ленинграда. Примеры освоения экспозиции и разработки её методического
сопровождения на основе музейно-педагогических технологий.
Запуск проекта в форме культурно-образовательной практики совместно
со слушателями курсов повышения квалификации педагогов.
Народное образование 6’2020
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
С.Г. Воровщиков
В поиске метапредметности:
опыт разработки концепции
Д.А. Иванов
Способы и процедуры
оценивания, или Как
сформировать личность
инновационной экономики
М.А. Бодоньи
Оценка справедливости ради
155
Эскиз теоретической концепции метапредметного образования. Три основные
части концепции: основание как общий предпосылочный контекст, на котором
базируется теория; ядро как совокупность основных теоретических положений;
приложение как совокупность применений теории на практике.
166
Попытка различить два близких по смыслу понятия: «оценка и
оценивание» от «отметки». Назначение и условия использования того и
другого в учебном процессе. Теоретические и практические аспекты
оценивания личности для инновационной экономики.
177
Сущность справедливой оценки. Уравнительный и распределительный
подход к справедливости в контексте оценочного процесса. Справедливость
в оценивании в качестве основополагающего принципа, меры, критерия,
обеспечивающего соразмерные результаты интерпретации продуктов
учёбы. Необходимость поиска баланса между усилиями, старанием,
прилежанием учащихся, их знаниями, умениями и собственно оценкой.
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
М.В. Богуславский,
С.З. Занаев
О педагогической и научной
деятельности М.Н. Скаткина
первой половины ХХ века
С.С. Невская
Сотрудничество
с лабораторией «Макаренкореферат»:
1989–2011
А.В. Глушко
«…Ãàãàðèíà, ß…»
Памяти Валентины Ивановны
Гагариной, вдовы первого
космонавта планеты Земля
185
Становление педагогической и научной деятельности учёного-педагога
М.Н. Скаткина. Первая опытная станция Наркомпроса РСФСР
(С.Т. Шацкий). Влияние М.Н. Скаткина, его коллег и последователей
на развитие образования, политехнического обучения, педагогической науки
и практики.
192
История сотрудничества российских и немецких учёных в области
макаренковедения. Вклад немецких макаренковедов в исследования истории
педагогики. История жизни Леонгарда Фрезе. Основные результаты
сотрудничества учёных РАО и Маргбурского университета. Наследие
Макаренко для будущих поколений.
196
Стр.6