Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Изъявительное наклонение в английском языке (220,00 руб.)

0   0
АвторыБопп Юлия Владимировна, Сургай Юлия Валерьевна, Быстренина Наталья Николаевна, Дрига Светлана Сергеевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц105
ID694338
АннотацияУчебное пособие состоит из десяти разделов, построенных вокруг оригинальных текстов по общей психологии, лексических и грамматических упражнений к ним, а также упражнений на выработку навыков профессионально-ориентированной устной речи по темам уроков. Пособие направлено на развитие языковых навыков и коммуникативных умений студентов, таких как чтение, перевод и говорение.
Изъявительное наклонение в английском языке : учеб.-метод. пособие в модул. технологии : направление 44.03.05 (050100) Педагогическое образование, (направленность "Образование в области иностранных языков") / Ю. В. Бопп, Ю. В. Сургай, Н. Н. Быстренина, С. С. Дрига .— Сургут : РИО СурГПУ, 2015 .— 105 с. — URL: https://rucont.ru/efd/694338 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Изъявительное_наклонение_в_английском_языке.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Изъявительное_наклонение_в_английском_языке.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ Кафедра лингвистического образования и межкультурной коммуникации ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Направление 44.03.05 (050100) Педагогическое образование (Направленность «Образование в области иностранных языков») Сургут 2015
Стр.1
УДК 811.111(07) ББК 81.432.1-2р30 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации от 22 мая 2015 года, протокол № 14 Авторы-составители: Бопп Ю.В., Сургай Ю.В., Быстренина Н.Н., Дрига С.С. И 39 Изъявительное наклонение в английском языке : учеб.-метод. пособие в модульной технологии : направление 44.03.05 (050100) «Педагогическое образование» (Направленность «Образование в области иностранных языков») / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» / авт.-сост. : Ю. В. Бопп, [и др.]. – Сургут : РИО СурГПУ, 2015. – 104 [1] с. торной, внеаудиторной и самостоятельной работы по дисциплинам «Практический курс английского языка», «Практическая грамматика английского языка», а также в рамках элективных курсов. Данное учебно-методическое пособие рекомендуется студентам языковых специальностей наУчебно-методическое пособие в модульной технологии предназначено для организации аудиправления 44.03.05 (050100) Педагогическое образование (Направленность «Образование в области иностранных языков»). УДК 811.111(07) ББК 81.432.1-2р30 © Сургутский государственный педагогический университет, 2015 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ....................................................................................................................................................... 5 Структура модулей ........................................................................................................................................... 9 Изъявительное наклонение в английском языке .......................................................................................... 12 Модуль 1. Простое предложение ...................................................................................................................... 14 У.Э.1.1 Главные члены предложения ................................................................................................................. 15 1.1.1 Подлежащее простого предложения в английском языке. Типы подлежащего. Теоретический аспект ........................................................................................................ 16 1.1.2 Сказуемое простого предложения в английском языке. Типы сказуемого. Теоретический аспект ........................................................................................................... 16 1.1.3 Задания для самоконтроля, направленные на усвоение материала урока У.Э. «Главные члены предложения» .................................................................................................................. 19 1.1.4 Итоговый контроль, направленный на проверку результатов У.Э. «Главные члены предложения» .................................................................................................................. 22 Резюме по У.Э. 1.1 .............................................................................................................................................. 23 У.Э.1.2 Второстепенные члены предложения .................................................................................................... 24 1.2.1 Дополнение в английском предложении. Типы дополнений. Теоретический аспект ...................... 25 1.2.2 Определение в английском предложении. Типы определений. Теоретический аспект .................... 25 1.2.3 Обстоятельство в английском предложении. Типы обстоятельств. Теоретический аспект ............. 25 1.2.4 Задания для самоконтроля, направленные на усвоение материала урока У.Э. «Второстепенные члены предложения» ..................................................................................................... 28 1.2.5 Итоговый контроль, направленный на проверку результатов У.Э. «Второстепенные члены предложения» ..................................................................................................... 31 Резюме по У.Э. 1.2 .............................................................................................................................................. 32 У.Э.1.3 Порядок слов (прямой и обратный) в английском языке. Инверсия (грамматическая и стилистическая) ................................................................................................... 33 1.3.1 Прямой порядок слов в предложении. Теоретический аспект .......................................................... 34 1.3.2 Грамматическая и стилистическая инверсия в английском языке. Теоретический аспект .............. 34 1.3.3 Задания для самоконтроля, направленные на усвоение материала урока У.Э. «Порядок слов в английском языке. Инверсия (грамматическая и стилистическая)» .............................. 36 1.3.4 Итоговый контроль, направленный на проверку результатов У.Э. «Порядок слов в английском языке. Инверсия (грамматическая и стилистическая)» .............................. 39 Резюме по У.Э. 1.3 .............................................................................................................................................. 40 У.Э.1.4 Коммуникативные типы простых предложений .................................................................................... 41 1.4.1 Повествовательное предложение. Теоретический аспект ................................................................. 42 1.4.2 Вопросительное предложение. Теоретический аспект ...................................................................... 42 1.4.3 Повелительное предложение. Теоретический аспект ........................................................................ 42 1.4.4 Восклицательное предложение. Теоретический аспект .................................................................... 42 1.4.5 Задания для самоконтроля, направленные на усвоение материала урока У.Э. «Коммуникативные типы простых предложений» .................................................................................... 44 1.4.6 Итоговый контроль, направленный на проверку результатов У.Э. «Коммуникативные типы простых предложений» .................................................................................... 47 Резюме по У.Э. 1.4 .............................................................................................................................................. 47 3
Стр.3
Модуль 2. Сложное предложение .................................................................................................................... 48 У.Э.2.1 Сложносочиненное предложение ......................................................................................................... 49 2.1.1 Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы. Теоретический аспект ........................ 50 2.1.2 Задания для самоконтроля, направленные на усвоение материала урока У.Э. «Сложносочиненные предложения» .......................................................................................................... 53 2.1.3 Итоговый контроль, направленный на проверку результатов У.Э. «Сложносочиненные предложения» .......................................................................................................... 57 Резюме по У.Э. 2.1 ..................................................................................................................................... 58 У.Э.2.2 Сложноподчиненное предложение ............................................................................................... 59 2.2.1 Сложноподчиненные предложения в английском языке. Типы придаточных предложений. Теоретический аспект ................................................................................. 60 2.2.2 Задания для самоконтроля, направленные на усвоение материала урока У.Э. «Сложноподчиненные предложения» ....................................................................................................... 62 2.2.3 Итоговый контроль, направленный на проверку результатов У.Э. «Сложноподчиненные предложения» ....................................................................................................... 65 Резюме по У.Э. 2.2 ............................................................................................................................................. 65 Вопросы к мини-зачету .................................................................................................................................... 68 Список использованной литературы ............................................................................................................. 69 Приложения .......................................................................................................................................... 71 4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Язык – это средство, с помощью которого люди описывают все происходящее в жизни, т.е. заставляют все предметы и понятия, окружающие нас, правильно взаимодействовать друг с другом при описании реальных жизненных ситуаций. Это многосложная структура, состоящая из множества мелких деталей, которые постоянно находятся в работе, подчиняясь определенным законам. Все современные языки пришли к нам из далекого прошлого, непрерывно развиваясь и совершенствуясь на своем пути. Легко предположить, что в самом начале этого длинного пути все языки были одинаково примитивными и поэтому мало отличались друг от друга. Но развитие каждого из них шло в своем направлении, постепенно появлялись все новые и новые предметы и понятия, между ними возникали все новые и новые отношения, и описание этих отношений в каждом языке происходило только в соответствии со своими, разрабатываемыми только носителями этого языка, законами. Как было бы просто и легко общаться на иностранном языке, заменяя в предложениях только слова из одного языка на слова из другого. Но нужно еще знать законы другого языка и подчиняться им. Достичь определенного уровня в изучении практической грамматики можно только научившись понимать процессы, происходящие в языке, и законы, в соответствии с которыми эти процессы действуют. Обучение практическому владению английским языком в модульной технологии тесно связано с усвоением знаний о системе изучаемого языка и правилах его функционирования в процессе обучения, а также с формированием умений анализировать, обобщать и систематизировать факты языка и речи. Настоящее учебно-методическое пособие в модульной технологии «Изъявительное наклонение в английском языке» представляет собой теоретический, практический материал, а также методические рекомендации для организации аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы бакалавров направления «Педагогическое образование» (направленность «Образование в области иностранных языков») в рамках дисциплин «Практический курс английского языка», «Практическая грамматика английского языка», «Основы теории английского языка», а также соответствующих элективных курсов. Учебно-методическое пособие ориентировано, прежде всего, на формирование у студентов следующих компетенций: способность и готовность воспринимать, понимать и анализировать устную и письменную речь на английском языке (ПК-14); способность и готовность использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения в соответствии с социокультурными особенностями английского языка (ПК-15). Цель – научиться интерпретировать и употреблять в устной и письменной речи на английском языке простые и сложные предложения. Задачи: 1. Научиться выявлять существенные характеристики простых и сложных предложений в английском языке. 2. Научиться распознавать и интерпретировать простые и сложные предложения в английском языке. 3. Освоить способы перевода английских простых и сложных предложений на русский язык. 4. Овладеть схемой выбора простых и сложных предложений в соответствии с коммуникативной ситуацией в устной и письменной речи на английском языке. 5. Научиться оценивать правильность и корректировать употребление форм простых и сложных предложений в своей и чужой речи на английском языке. По окончании изучения модуля «Изъявительное наклонение в английском языке» студенты должны: Знать:  основные единицы общения, особенностей устной и письменной коммуникации на иностранном языке;  свойства и функции самостоятельных и служебных частей речи в английском языке;  свойства и функции английских синтаксических конструкций;  основные принципы и правила построения текста и функционирования языковых единиц в нём. 5
Стр.5
Уметь:  строить речь относительно сферы и ситуации общения;  пользоваться схемой оценки качества построения вербального общения;  пользоваться схемой анализа грамматических явлений (словоформа, словосочетание, предложение, пунктуация) в устной и письменной речи на английском языке;  пользоваться схемой интерпретации грамматической стороны англоязычного текста;  пользоваться схемой выделения существенных характеристик языковых и речевых явлений и единиц;  пользоваться набором действий по построению устного и письменного высказывания на английском языке (анализ коммуникативной ситуации, выбор языковых средств, выбор дискурсивных стратегий, построение высказывания);  пользоваться схемой отбора языковых средств в соответствие с коммуникативной ситуацией и социокультурными традициями носителей английского языка;  пользоваться схемой оценивания собственной речи на английском языке. Владеть:  способами извлечения информации из прочитанного иноязычного текста;  схемой анализа формы слова в англоязычном тексте;  навыками анализа грамматической структуры предложения на английском языке;  оперировать грамматическими единицами английского языка;  навыками оценивания собственной речи на английском языке. Иметь опыт:  поддержания грамотной устной и письменной коммуникации на иностранном языке;  осуществления устной и письменной коммуникации на иностранном языке в соответствии с основными требованиями к ней;  анализа грамматических явлений в англоязычном тексте (словоформа, словосочетание, предложение, пунктуация);  грамматического оформления высказывания на английском языке;  оценивания собственной речи на английском языке. Учебно-методическое пособие состоит из трёх функционально дифференцированных частей: вводная часть, представляющая структуру модулей, цели и задачи, непосредственно модули и приложения к ним. Пособие включает два модуля, которые является вполне самостоятельными: их можно осваивать в любой последовательности. Работа по каждому учебному элементу ведётся по следующей схеме: выделение существенных характеристик изучаемого грамматического явления, анализ и интерпретация речевых единиц, содержащих изучаемое явление, построение ориентировочной основы действия по употреблению изучаемых грамматических единиц и практика употребления их в речи. Материал, представленный в пособии, может осваиваться как единый модуль «Изъявительное наклонение в английском языке», если он находится в структуре дисциплины «Практическая грамматика английского языка». В рамках дисциплины по выбору целесообразно работать с двумя модулями, на занятиях по дисциплине «Практический курс английского языка» возможна работа с отдельными учебными элементами. Крайне важную роль при освоении предлагаемого материала играют приложения, так как в них в компактной и наглядной форме представлены все характеристики изучаемых грамматических явлений. Источниками материала для данного пособия послужили отечественные и зарубежные грамматические справочники, учебники по грамматике английского языка, аутентичные толковые словари, электронные образовательные ресурсы, посвящённые вопросам практической английской грамматики, а также примерные алгоритмы учебных действий студентов. Рассмотрим примерные алгоритмы основных учебных действий, направленных на освоение материала модулей. Анализ и интерпретация предложений, содержащих изучаемые грамматические явления. 1. Изучите теоретический материал в предложенных источниках и информацию в приложении. Выделите существенные характеристики изучаемой грамматической единицы (структура, значение, функции, формы). 6
Стр.6
2. Прочитайте предложение, определите его структуру (главное и придаточное, тип, грамматическую основу в каждой части). Желательно, представить предложение в графической форме, используя общепринятые символы и знаки. 3. Проанализируйте грамматическую форму сказуемого (залог, лиц, число, время) / подлежащего (число, падеж). 4. Подберите русский эквивалент предложения, соответствующий по значению. Выбор и построение глагольной формы. 1. Повторите существенные характеристики изучаемой грамматической единицы (структура, значение, функции, формы). 2. Прочитайте предложение и проанализируйте его характеристики, необходимые для выбора формы глагола: его структуру (простое, сложное, тип придаточных), тип (утвердительное, отрицательное, вопросительное), временную отнесённость каждой его части, их соотношение. 3. В соответствии с этими параметрами выберите форму сказуемого и согласуйте её с подлежащим. Обратный перевод. 1. Прочитайте предложение, представьте описываемую в нём ситуацию. 2. Определите временную отнесённость действий в предложении, их соотношение с другими действиями, степень их реальности, отношение к ним говорящего. 3. Выберите форму сослагательного наклонения, выражающую соответствующее значение. 4. Проанализируйте параметры подлежащего, необходимые для его согласования со сказуемым. 5. Выберите соответствующую форму глагола в сказуемом. 6. Постройте окончательный вариант предложения, учитывая его тип (утвердительное, отрицательное, вопросительное) и требования выбранной грамматической структуры. 7. Определите, возможны ли другие варианты выражения этого значения. Если да, постройте соответствующие предложения. Исправление ошибок в предложении. 1. Прочитайте предложение, определите описываемую в нём ситуацию. 2. Определите временную отнесённость действий в предложении, их соотношение с другими действиями, степень их реальности, отношение к ним говорящего. 3. Выберите форму сослагательного наклонения, выражающую соответствующее значение. 4. Проанализируйте параметры подлежащего, необходимые для его согласования со сказуемым. 5. Выберите соответствующую форму глагола в сказуемом и достройте оставшуюся часть предложения, используя исходную лексику. 6. Соотнесите предложенный в задании вариант предложения с полученным в результате анализа и идентифицируйте ошибку. 7. Исправьте ошибку, минимально изменяя лексическое содержание предложения. Создание речевых ситуаций из данных предложений. 1. Проанализируйте предложения с точки зрения их временной отнесённости и отношения к реальности. 2. Выберите одно предложение и представьте себе ситуацию, которое оно описывает. 3. Определите существенные характеристики этой ситуации: участники (автор высказывания и его адресат, их пол, возраст, уровень образования, отношения между ними), место действия, события, на фоне или по поводу которых могло возникнуть такое высказывание. 4. Продумайте дальнейшее речевое развитие этой ситуации и возможности употребления в последующих высказываниях изучаемого грамматического явления. Создание речевых ситуаций (диалогов и монологов) с использованием изучаемых грамматических единиц. 1. Проанализируйте значение и спектр описываемых ситуаций, выражаемых изучаемой грамматической единицей. 7
Стр.7
2. Представьте одну из ситуаций и детализируйте её в своём воображении, определив её следующие характеристики: участники (автор и адресат высказывания или участники разговора), их пол, возраст, уровень образования, отношения между ними, их эмоции, место действия, события, на фоне или по поводу которых может возникать высказывание, содержащее изучаемые грамматические единицы. 3. Продумайте дальнейшее речевое развитие этой ситуации и возможности употребления в последующих высказываниях изучаемого грамматического явления. 4. Проанализируйте получившуюся ситуацию на наличие в ней противоречий. 5. После коррекции продумайте более детально интонационное и лексическое оформление высказывания. Текущий контроль осуществляется в различных формах: заполнении глоссариев (Activity 1); презентации схем (Activity 2); написании конспектов (Activity 1, 3); выполнении разноуровневых заданий (Activity 5-8); создании собственных тренировочных упражнений, портфолио (Activity 11); выполнении контрольных тестов. Принципиальным отличием этого пособия от аналогичных по тематике является его модульность и деятельностная основа: формирование практических навыков происходит не имитативно (с помощью выполнения по образцу), а сознательно: освоение теоретических основ происходит путём их осмысления через построение ориентировочной основы действия, анализ коммуникативной ситуации, соотнесение значения и формы. Автоматизация, традиционно, происходит путём многократного повторения всего цикла действий по интерпретации, переводу и употреблению изучаемых единиц в устной и письменной речи. Этому способствует избыточность материала в основных упражнениях, которая также позволяет организовывать работу в различных режимах (самостоятельную, индивидуальную) и выстраивать индивидуальные траектории обучения для студентов с различными образовательными потребностями. Учебно-методическое пособие «Изъявительное наклонение в английском языке» в рамках дисциплины «Практическая грамматика английского языка» представлено 2 учебными элементами (УЭ) (см. таблицу внизу), каждый из которых обозначен двумя цифрами. Первая цифра – номер модуля, вторая цифра – номер элемента. В учебных элементах У.Э. 1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 2.1; 2.2 раскрываются отдельные темы. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.