Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 521078)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Технология написания сценария (90,00 руб.)

0   0
АвторыГаврилов Виктор Викторович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц52
ID694328
АннотацияМетодические указания направлены на обеспечение успешного освоения курса "Технология написания сценария". В них определены содержание работы студента по подготовке к занятиям по данному курсу, представлены планы занятий, словарь терминов и понятий, рекомендуемая литература.
Технология написания сценария [Электронный ресурс] : метод. указания по изучению курса : направление подгот. 071800.62 - Социально-культурная деятельность / В. В. Гаврилов .— Сургут : РИО СурГПУ, 2014 .— 52 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/694328

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Технология_написания_сценария.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Технология_написания_сценария.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ СЦЕНАРИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА Направление подготовки 071800.62 Социально-культурная деятельность Сургут 2014 1
Стр.1
УДК 811.161.1(07) ББК 81.411.2-51р30 Т 38 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Методические указания по изучению курса утверждены на заседании кафедры социально-художественного образования 2013 года, протокол № 4 Рецензенты: Н.Н. Сафонова, к.п.н. СурГПУ О.К. Черепанова, к.п.н., доцент СурГПУ Т 38 Технология написания сценария : метод. указания по изучению курса : направление подгот. 071800.62 Социальнокультурная деятельность / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В. Гаврилов. – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 51, [1] с. Методические указания направлены на обеспечение успешного освоения курса «Технология написания сценария». В них определено содержание работы студента по подготовке к занятиям по данному курсу, представлены планы занятий, словарь терминов и понятий, рекомендуемая литература. Материалы могут быть использованы в профессиональной подготовке бакалавров направлений подготовки 071800.62 Социально-культурная деятельность, 031300.62 Журналистика, а также всеми, кто занимается внеучебной воспитательной работой. УДК 811.161.1(07) ББК 81.411.2-51р30 © Сургутский государственный педагогический университет, 2014 2
Стр.2
Содержание Предисловие ....................................................................................... 4 Введение ............................................................................................. 8 Учебное занятие № 1. Тема. Предкоммуникативный этап подготовки сценария .................. 11 Учебное занятие № 2. Тема. Компоненты сценария .............................................................. 14 Учебное занятие № 3. Тема. Конкурсы как часть сценария мероприятия ............................. 17 Учебное занятие № 4. Тема. Написание сценария. Подготовительный этап ......................... 20 Учебное занятие № 5. Тема. Реализация плана сценария ...................................................... 24 Учебное занятие № 6. Тема. Алгоритм создания сценария художественного фильма .......... 29 Учебное занятие № 7. Тема. Сценарий рекламного видеофильма ......................................... 33 Учебное занятие № 8. Тема. Сценарий торжественного мероприятия .................................. 37 Учебное занятие № 9. Тема. Анализ сценария торжественного мероприятия ...................... 44 Словарь основных терминов и понятий ............................................. 46 Список литературы ............................................................................. 50 3
Стр.3
Предисловие В любой профессиональной деятельности, будь то внеучебная воспитательная работа в школе или организация праздника, юбилея в сфере культуры, написание сценария является самым главным средством реализации творческого замысла. Запоминающееся, яркое мероприятие невозможно провести при отсутствии качественного сценария. Это как раз тот случай, когда успех определяется «хорошей драматургией». Безусловно, важны такие составляющие, как хорошие актеры (артисты), ведущие, спецэффекты, музыка, свет, но в любом случае успех гарантирован только тогда, когда все это подкреплено сценарием с «крепким» сюжетом, продуманными ходами и интересным финалом. Сценарий – это одна из тех областей, где каждый может проявить себя, если приложит усилия и будет знать основные приемы создания текста такого рода. Хорошие сценарии (и сценаристы) высоко ценятся в творческой среде. Таким образом, овладение искусством создания сценария – это еще и способ успешной социализации, новая ступенька в профессиональном становлении. Нельзя недооценивать сложность написания хорошего сценария. Это должна быть увлекательная история, с интересными героями и отличными диалогами. Из всех видов искусства формат сценария является наиболее требовательным. Освоив технологию, любой студент, владеющий коммуникативными и языковыми компетенциями, способен создать сценарий достаточного высокого уровня. Курс «Технология написания сценария» направлен на формирование следующих компетенций студентов: общекультурные компетенции – владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1), уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); профессиональные компетенции – быть готовым использовать технологии социокультурной деятельности (средства, методы, формы) для проведения информационно-просветительской работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социальнокультурных инициатив населения, патриотического воспитания (ПК-2), быть способным к разработке сценарно-драматургической основы социально-культурных программ, постановке социально-культурных программ с использованием технических средств и сценического оборудования (ПК-6), быть способным проектировать социально-культурную деятельность на основе изучения запросов, интересов с учетом возраста, образования, социальных, национальных, гендерных различий групп населения (ПК-25). 4
Стр.4
Цель курса: научить студентов составлять оригинальные тексты сценариев мероприятий различного жанра. Задачи курса: – усвоить теоретическую информацию о создании сценария (структура, алгоритм, составляющие); – уметь использовать полученные знания, умения и навыки в Требования к уровню освоения содержания программы: студент должен знать: – правила построения текста; – законы драматургии, основные литературные понятия (герой, конфликт, идея, фабула и т.д.); – принципы сценического воздействия на аудиторию; – способы поддержания интереса у зрителей; студент должен уметь: – максимально использовать возможности сценарного искусства в составлении сценариев массовых мероприятий; – оценивать целевую аудиторию и выбирать адекватные средства выразительности; студент должен владеть: – методикой создания сценария; – приемами драматургического воздействия на аудиторию. Курс представляет систему практических занятий, отражающих основные способы освоения технологии написания сценария. Курс относится к циклу дисциплин по выбору «Технология написания сценария» (В.3.17), 36 часов – общая трудоемкость, практических – 18, изучается в течение полусеместра. Соотношение объема аудиторной и самостоятельной работы стубудущей профессиональной деятельности; – уметь составлять сценарный план; – уметь анализировать сценарии других авторов. дентов (СРС) проектируется как 50% к 50%. В рамках курса студенты самостоятельно изучают большинство теоретических вопросов, выполняют задания, которые представлены в планах занятий. На практическом занятии осуществляется учебное исследование теоретических вопросов. При проведении аудиторных занятий используются различные методы обучения, активизирующие учебную деятельность студентов. Назовем некоторые из них: 1) Ролевая игра. Цель метода – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучение, подготовить к профессиональной практической деятельности. Студенты в процессе игры создают мини-сценарии и воплощают их на практике, получая таким образом обратную связь. 5
Стр.5
2) Мозговой штурм представляет собой разновидность групповой дискуссии, который характеризуется отсутствием критики при поиске решения, сбором всех вариантов решений, гипотез и предложений, выдвинутых в процессе осмысления какой-либо проблемы, их последующим анализом с точки зрения перспективы дальнейшего использования или реализации на практике. Порою сценарий пишет не один человек, а коллектив авторов. В этом случае важно придумать оригинальную идею, основных персонажей, неожиданные сюжетные ходы. Благодаря работе в рамках данного метода обучения студенты учатся работать в команде, генерировать идеи, отстаивать собственную точку зрения, анализировать предложения других участников команды, систематизировать полученную информацию и приходить к общему решению. 3) Метод кейс-стади. Суть метода состоит в использовании при обучении конкретных ситуаций (от английского «case» – случай). Студентам предлагают осмыслить конкретную ситуацию, описание которой отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. В нашем случае ситуация – это знаменательная дата, событие, для которого нужно создать оригинальный сценарий. Заявляется тема (одна на всех), группы создают сценарии, таким образом решая учебную задачу. Структура кейса, как правило, включает: – Ситуацию – случай, проблему. – Контекст ситуации – особенности действия или участников ситуации. – Комментарий ситуации, представленный автором кейса. – Вопросы или задания для работы с кейсом. – Приложения. – Сбор дополнительной информации. – Подготовка окончательного текста. – Презентация кейса, организация обсуждения. Особое внимание уделяется освоению тем, выносимых на самостоятельное изучение. Используются различные формы организации самостоятельной работы: выполнение заданий, ориентированных на использование методического аппарата, решение практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью, составление наглядных схем, алгоритмов анализа, составление тезауруса по отдельным темам и т.д. Знания студентов оцениваются по результатам работы на практических занятиях. На занятиях преподаватель оценивает устное выступление и работу в группах. Критерии оценки устного выступления: активность, аргументированность сообщения, четкая собственная позиция, умение ссылаться 6
Стр.6
на изученную литературу, выбирая ключевые положения (тезисы, аргументы), систематизировать полученные знания и представлять значимые практические результаты. В процессе самостоятельной работы студенты должны продемонстрировать умение составлять сценарий по определенной технологии, учитывая коммуникативную задачу и характеристику аудитории. Критерии оценки сценария: верный выбор выразительных средств, рии на любую тему при проведении культурно-массовых, внеучебных мероприятий, оценивать целевую аудиторию, используя адекватные выразительные средства, эффективно воздействовать зрителей. Учебно-тематический план курса по выбору Аудиторных часов Из них № Название темы соблюдение структуры при работе над сценарием (его элементом) по предложенной теме. Изучив курс, студенты способны создавать качественные сцена1. Предкоммуникативный этап подготовки сценария 2. Компоненты сценария 3. Конкурсы как часть сценария мероприятия 4. Написание сценария. Подготовительный этап 6. Алгоритм создания сценария художественного фильма 7. Сценарий рекламного видеофильма 8. Сценарий торжественного мероприятия 9 Анализ сценария торжественного мероприятия Итого 4 2 4 2 4 2 2 2 2 2 2 2 4 2 5. Реализация плана сценария 4 2 4 2 4 2 4 2 4 2 36 18 7 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 18 Трудоемкость Всего Лекций Семинарских Практических СРС Контроль СРС
Стр.7
Введение Успех любого мероприятия во многом определяется качеством сценария. Основной секрет, на наш взгляд, заключается в том, чтобы постоянно поддерживать зрительский интерес. Известно, что непроизвольное внимание у взрослого человека может длиться не более 15–20 минут. Таким образом, сюжет должен захватить зрителя, увлечь, вовлечь в происходящее, сделать участником действия. Если этого не произойдет, зрительный зал потихоньку начнет пустеть. Как добиться этого интереса, как поддерживать его на протяжении всего мероприятия? В данном случае выход только один – необходим диалог со зрителем. Это может быть и непосредственное общение, но мы имели виду под диалогом несколько другое. Это должен быть внутренний диалог, когда автор задает вопросы, а зритель ищет на них ответы. Подобная совместная интеллектуальная работа и станет залогом интереса, а в конечном итоге и успеха мероприятия. В этом случае важно иметь в виду, на какую целевую аудиторию рассчитано представление, какие вопросы вы собираетесь поставить перед зрителем. Не нужно думать, что дети дошкольного или младшего школьного возраста не готовы к внутренней работе, что для них такие вопросы не нужны. От известных режиссеров часто приходиться слышать, что в театре только три темы: любовь, жизнь и смерть, а в одном из кинофильмов педагог произносит фразу о том, что на самом деле тема всего одна: «Кто я такой?» Все это, конечно, верно, хоть и звучит афористично и общо. Однако никто не запрещает сценаристам ставить «вечные» вопросы и перед детьми. Все зависит от того, как их сформулировать, как преподнести зрителям идеи добра и красоты. Это может быть история бескорыстной преданности, самопожертвования во имя других, с монологами, передающими накал страстей, внутренние терзания (ср. известный монолог Гамлета), а может быть история о том, как медведь не хотел ни с кем дружить, был злым и жадным, и что из этого получилось. И здесь мы сталкиваемся еще с одной важной проблемой: «Какой посыл, message вы как автор адресуете миру?» Часто в угоду публике автор снижает жанр, придумывает тривиальные сюжетные ходы, упрощенные характеры и невыразительные диалоги. Ставка делается на эффекты, зрелищность и низкий юмор. Увы, это беда современной эстрады и отчасти современного кинематографа. Полагаем, сценарист должен чувствовать ответственность за то, какое поколение он хотел бы взрастить, какие идеи внедряет в сознание зрителей. И в этом случае решение может быть только одно: не опускаться до потребностей толпы, не превращать мероприятие в «масскульт», а, напротив, попытаться поднять зрителей на более высокий культурный уровень, тем самым делая мир лучше. Сценарист всегда балансирует между двумя характеристиками шоу – увлекательностью и глубиной. 8
Стр.8
И еще. Свой посыл сценарист отправляет в мир не напрямую – иначе ничего, кроме морализаторства и скучных нравоучений, мы не получим. В центре любого сюжета – герой. Через него, подспудно, автор транслирует свои жизненные ценности, свое мировидение. При этом речь идет не о любом герое, не об абстрактном персонаже, «облаке в штанах», а о таком, которому зрители хотели бы подражать. Не всегда герой является положительным, тогда вступает в силу обаяние зла (ср. «Цветы зла» у Бодлера). Но, возвращаясь к вопросу о том, как сделать мир лучше, мы должны понимать, что обаятельный герой должен нести положительный посыл, быть на стороне добра. Поэтому первое, с чего должен начать сценарист, – это нарисовать образ героя. Как известно, И. Сталин 38 раз смотрел кинофильм «Чапаев». Вряд ли его интересовал сюжет (сюжет можно было досконально изучить после третьего просмотра). Диалоги? Противостояние добра и зла (белых и красных)? Любовная линия? Нет, привлекал вождя герой. Вне всяких сомнений, Сталин хотел быть на него похожим, хотел ему подражать. Итак, необходим герой, имеющий уникальные свойства. Это должна быть, безусловно, чем-то выдающаяся личность. Зрителю должно быть интересно наблюдать за героем. Создав героя, необходимо ответить на два вопроса: 1) Вы хотите быть похожим на этого героя? И если да, то: 2) Как вы думаете, почему вы хотите быть на него похожим? Что заставляет вас этого хотеть? В качестве примера современного популярного героя можно привести Эраста Фандорина из произведений Б. Акунина. Ряд романов экранизирован. Что заставляет нас, затаив дыхание, следить за приключениями человека, который жил и трудился в области частного сыска более ста лет назад? Захватывающий сюжет, точно переданные исторические реалии, победа добра? Да. Но прежде всего – герой! Благородный, талантливый, уверенный в себе, готовый заступиться за слабых и обездоленных. Такой герой нужен современному читателю и зрителю, такой герой был создан. Здесь можно возразить, что отечественный кинематограф создал немало интересных, запоминающихся образов. В частности, если не популярен, то весьма типичен герой фильма «Духless», созданный по мотивам бестселлера Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке». Однако любой герой проверяется временем. Зададим себе вопрос: «Хотим ли мы быть похожи на этого героя – прожигателя жизни, не сделавшего для общества ничего полезного?» Вряд ли о таком герое вспомнят через пару лет. И еще одна составляющая хорошего сценария – конфликт. Там, где нет конфликта, нет жизни, нет интереса, нет развития. Конфликт может быть внешним и выражаться в перипетиях сюжета, а может быть внутренним. Внутренний конфликт бывает не менее напряженным, чем внешний, однако визуально продемонстрировать его достаточно сложно – слишком мало для этого выразительных средств. 9
Стр.9
Основное противостояние в качестве пружины, движущей силы сюжета, конечно, должно осуществляться между добром и злом. Эта дихотомия (черное – белое, левое – правое, глупое – умное, хаос – порядок) заложена в менталитете русского народа и, вне всяких сомнений, должна найти свое отражение в сценарных проектах. Конфликт определяет действие на сцене: яркое, интересное, осмысленное. Вот, на наш взгляд, составляющие успешного сценария. К этому остается добавить талант автора и его желание сделать мероприятие или фильм многоплановым и запоминающимся. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически