ART 201053
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
2020, № 08 (август)
Особенности цивилизационного подхода
в исследованиях по педагогике
Вакулова Татьяна Владимировна1
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
vakulo1@yandex.ru
Ковалёва Наталья Сергеевна2
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
NSKovaleva26@mail.ru
Аннотация. Актуальность исследования обосновывается необходимостью применения новых подходов в педагогических
исследованиях. Цивилизационный подход, в отличие от формационного и других научных подходов,
активно применяется не только в философско-исторических исследованиях, но и в педагогических. Теоретические
основания данного подхода помогают глубже проникнуть в суть изучаемых педагогических проблем. Научная
новизна исследования состоит в раскрытии основных положений цивилизационного подхода и применения
их в педагогике. Это обусловлено кардинальными изменениями, происходившими в ХХ веке во всех сферах
жизни общества, в том числе в сфере образования и гуманитарных наук. Необходимость применения новых подходов
в педагогических исследованиях продиктована также развитием самой педагогической науки и накоплением
новых знаний, возросшим интересом общества к воспитанию и образованию молодого поколения. Поскольку
цивилизационный подход включает в себя основополагающие характеристики культуры определенной
цивилизации, особенности процесса воспитания и образования внутри самих цивилизаций, то использование
подхода будет способствовать повышению качества образования, получению прочных знаний, развитию исследовательских
компетенций обучающихся, формированию культурно-исторического пространства Российского
государства. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определяется необходимость перехода
от формационного к цивилизационному подходу, а также разработки и использования подхода в педагогике.
Применение подхода научно-педагогическим сообществом показывает разнообразие развития педагогических
систем и обществ в рамках мировых цивилизаций. Цель исследования связана с выделением основных характеристик
цивилизационного подхода в методологии педагогических исследований и общих и различных характеристик
понятия «цивилизация», с определением возможности использования цивилизационного подхода для
более полного изучения педагогических проблем. Авторы раскрывают особенности интерпретации понятия «цивилизация»,
открывающие его смысл в использовании применительно к педагогике. В работе рассматриваются
похожие и различные значения понятия «цивилизация» в педагогике и истории, а также уникальные особенности
формирования российской цивилизации и воздействие этих особенностей на развитие педагогических изысканий.
Подчеркивается, что в педагогике длительное время применялся исключительно формационный подход,
но после распада мировой биполярной системы, в конце ХХ века, ученые стали применять и цивилизационный
Поступила в редакцию
Received
Принята к публикации
Accepted for publication
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Вакулова Татьяна Владимировна, кандидат политических наук, доцент кафедры истории Института общественных
наук и международных отношений ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь,
Россия
2 Ковалёва Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогического образования
Гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,
г. Севастополь, Россия
07.06.20
20.07.20
Получена положительная рецензия
Received a positive review
Опубликована
Published
20.07.20
29.08.20
УДК 37.022
Стр.1
Т. В. Вакулова, Н. С. Ковалёва
подход. Авторы обосновывают применение данного подхода в педагогике как высшей, так и средней школы не
только созданием важнейших предпосылок для воспитания школьников и студентов, но и сохранением исторической
и коллективной памяти в общественных системах. Считают, что использование цивилизационного подхода
в педагогических исследованиях способствует изучению различных процессов с учетом специфики социальных
и культурных оснований общества, в которых протекают педагогические процессы. Подход увеличивает
потенциал научного исследования, поскольку изучаются особенности образования и воспитания, созданные
внутри цивилизаций. Педагогические парадигмы и образовательные модели, которые встраивались в социокультурные
основания цивилизаций, были непосредственно сплетены с воспроизводством определенного типа
личности, этноса, находящегося в единстве с традициями общества и доминирующей в нем системой культурнорелигиозных
ценностей. Авторы считают, что применение цивилизационного подхода в педагогике, в процессе
образования и воспитания, может быть действенным и существенным условием как для профессионального роста,
так и для личностного формирования.
Ключевые слова: педагогика, история, цивилизация, цивилизационный подход, метод исследования, общество,
педагогический процесс, исторический процесс, образование, воспитание.
Введение
Применение цивилизационного подхода в педагогике содействует рассмотрению
педагогического процесса с учетом специфики уникальных социальных и культурных
особенностей изучаемых обществ. На основе этого определяют постановку и
решение новых современных общественных и педагогических проблем. Данный подход
формирует необходимые условия для анализа современных педагогических феноменов
в рамках социальных процессов с учетом их своеобразия и преемственности
систем социального исследования.
Как известно, методология – это учение об организации деятельности людей.
Научная исследовательская деятельность чаще всего направлена на получение нового
результата, открытия, и сегодня становится очевидным, что традиционные научные
установки нуждаются в обновлении. Укоренившиеся в сознании схемы и подходы
познавательных средств не дают нам возможности полнее отвечать на современные
вызовы в сфере педагогических исследований. Поэтому на смену формационному
подходу в науке приходят малоиспользуемые подходы, одним из которых является
цивилизационный.
Применение цивилизационного подхода в современных научных исследованиях
как высшей, так и средней школы создает предпосылки для воспитания современной
молодежи, используя все образовательные ресурсы, сохраняя историческую
память, помогает осознавать происходящие в мире межцивилизационные противоречия,
оказывать сопротивление в информационных войнах, которые ведутся в духовной
сфере. Методология данного подхода закладывает основы для победы в информационно-ментальных
войнах, происходящих в умах молодых людей. Ментальным
оружием является объективное знание истории, литературы, культуры, истории развития
педагогики и т. д. Именно знание становится инструментом в современной
межцивилизационной борьбе. Использование цивилизационного подхода в научных
исследованиях, в процессе обучения и воспитания, может стать эффективным и важным
условием как для профессионального, так и личностного роста студентов.
Актуальность данной темы усиливается в условиях значительных изменений в
педагогическом образовании, поскольку и сама педагогическая система активно меняется,
а общество нуждается в эффективном современном образовании. Исследователи
выделяют понятие «информационные войны», которые разрушают социальные
системы и выступают как эффективный инструмент разрушения традиционных основ
развития цивилизаций, а значит, существует необходимость оказывать активное
2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт»
сопротивление любым попыткам манипулирования общественным сознанием в таких
цивилизационных системах. В этом смысле использование методологии цивилизационного
подхода в педагогических исследованиях позволяет сформировать защитное
поле в создании системы активного сопротивления чудовищным попыткам
искажения традиционных основ и культурных ценностей в обществах и манипулирования
сознанием.
Формирующееся сознание нынешней молодежи в современных обществах не
всегда готово к ментальным войнам, неспособно отвечать на серьезные вызовы, а
угрозы, которые могут нести нынешние коммуникационные технологии молодому
сознанию при их скрытом информационно-ментальном воздействии, велики и смертельно
опасны для молодого поколения, особенно если использовать их в воспитательных,
а затем и политических целях. Информационные войны ХХI века приобретают
все более скрытые и опасные формы, что оказывает существенное влияние на
традиционные системы ценностей и даже психическое здоровье людей.
Осмысление всего этого комплекса проблем заставляет обратиться к поиску таких
методологических подходов, на которых целесообразно выстраивать изучение исторических
и педагогических процессов, дабы противостоять разрушительной силе
информационных войн.
Обозначенные проблемы, на наш взгляд, возможно и необходимо изучать в методологических
рамках цивилизационного подхода. Данный подход, как и другие
научные подходы, используется в разных областях современного научного познания
и выступает в качестве принципиальной установки исследователя, как основание, с
позиций которого исследуются явления или процессы. Современная наука в своем
взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека выполняет
ряд социальных функций: 1) культурно-мировоззренческую; 2) функцию
науки как непосредственной производительной силы; 3) функцию науки как социальной
силы. Выделение этих функций науки связано с тем, что научные знания, методы
и подходы все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих
в жизни общества. Все эти функции реализуются при использовании цивилизационного
подхода в полной мере.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Продолжительное время в общественных науках, наряду с другими подходами, активно
применялся формационный подход, который был основополагающим. После разрушения
советской цивилизации и крушения биполярной международной системы в
конце ХХ века исследователи обратились к использованию цивилизационного подхода.
Создателем данного подхода является славянофил Н. Я. Данилевский [1]. Его европейскими
последователями были О. Шпенглер и А. Тойнби [2–4]. В след за Н. Данилевским
в трудах П. Чаадаева, А. Хомякова, И. Киреевского, К. Леонтьева, Е. Трубецкого
выделяется значение не экономического, а духовного фактора в развитии обществ.
Исследователи считали, что значение народов, создающих цивилизации, определяется
именно их духовной мощью, зависит от их нравственного влияния в мире
[5]. А. Хомяков выделил основной критерий цивилизационной идентичности, заключающийся
в религиозной принадлежности [6]. И. Киреевский писал о необходимости
создания единого цивилизационного пространства [7], а К. Леонтьев обосновывал военные
конфликты межцивилизационным противостоянием [8]. Е. Трубецкой полагал,
что вся западноевропейская цивилизация возвысила себя над другими народами
3
Стр.3