Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Концепт

Концепт №8 2020 (249,00 руб.)

0   0
Страниц183
ID688234
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2020 .— №8 .— 183 с. — URL: https://rucont.ru/efd/688234 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№8_2020.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№8_2020.pdf
ART 201053 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2020, № 08 (август) Особенности цивилизационного подхода в исследованиях по педагогике Вакулова Татьяна Владимировна1 Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия vakulo1@yandex.ru Ковалёва Наталья Сергеевна2 Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия NSKovaleva26@mail.ru Аннотация. Актуальность исследования обосновывается необходимостью применения новых подходов в педагогических исследованиях. Цивилизационный подход, в отличие от формационного и других научных подходов, активно применяется не только в философско-исторических исследованиях, но и в педагогических. Теоретические основания данного подхода помогают глубже проникнуть в суть изучаемых педагогических проблем. Научная новизна исследования состоит в раскрытии основных положений цивилизационного подхода и применения их в педагогике. Это обусловлено кардинальными изменениями, происходившими в ХХ веке во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере образования и гуманитарных наук. Необходимость применения новых подходов в педагогических исследованиях продиктована также развитием самой педагогической науки и накоплением новых знаний, возросшим интересом общества к воспитанию и образованию молодого поколения. Поскольку цивилизационный подход включает в себя основополагающие характеристики культуры определенной цивилизации, особенности процесса воспитания и образования внутри самих цивилизаций, то использование подхода будет способствовать повышению качества образования, получению прочных знаний, развитию исследовательских компетенций обучающихся, формированию культурно-исторического пространства Российского государства. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определяется необходимость перехода от формационного к цивилизационному подходу, а также разработки и использования подхода в педагогике. Применение подхода научно-педагогическим сообществом показывает разнообразие развития педагогических систем и обществ в рамках мировых цивилизаций. Цель исследования связана с выделением основных характеристик цивилизационного подхода в методологии педагогических исследований и общих и различных характеристик понятия «цивилизация», с определением возможности использования цивилизационного подхода для более полного изучения педагогических проблем. Авторы раскрывают особенности интерпретации понятия «цивилизация», открывающие его смысл в использовании применительно к педагогике. В работе рассматриваются похожие и различные значения понятия «цивилизация» в педагогике и истории, а также уникальные особенности формирования российской цивилизации и воздействие этих особенностей на развитие педагогических изысканий. Подчеркивается, что в педагогике длительное время применялся исключительно формационный подход, но после распада мировой биполярной системы, в конце ХХ века, ученые стали применять и цивилизационный Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Вакулова Татьяна Владимировна, кандидат политических наук, доцент кафедры истории Института общественных наук и международных отношений ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия 2 Ковалёва Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогического образования Гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия 07.06.20 20.07.20 Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 20.07.20 29.08.20 УДК 37.022
Стр.1
Т. В. Вакулова, Н. С. Ковалёва подход. Авторы обосновывают применение данного подхода в педагогике как высшей, так и средней школы не только созданием важнейших предпосылок для воспитания школьников и студентов, но и сохранением исторической и коллективной памяти в общественных системах. Считают, что использование цивилизационного подхода в педагогических исследованиях способствует изучению различных процессов с учетом специфики социальных и культурных оснований общества, в которых протекают педагогические процессы. Подход увеличивает потенциал научного исследования, поскольку изучаются особенности образования и воспитания, созданные внутри цивилизаций. Педагогические парадигмы и образовательные модели, которые встраивались в социокультурные основания цивилизаций, были непосредственно сплетены с воспроизводством определенного типа личности, этноса, находящегося в единстве с традициями общества и доминирующей в нем системой культурнорелигиозных ценностей. Авторы считают, что применение цивилизационного подхода в педагогике, в процессе образования и воспитания, может быть действенным и существенным условием как для профессионального роста, так и для личностного формирования. Ключевые слова: педагогика, история, цивилизация, цивилизационный подход, метод исследования, общество, педагогический процесс, исторический процесс, образование, воспитание. Введение Применение цивилизационного подхода в педагогике содействует рассмотрению педагогического процесса с учетом специфики уникальных социальных и культурных особенностей изучаемых обществ. На основе этого определяют постановку и решение новых современных общественных и педагогических проблем. Данный подход формирует необходимые условия для анализа современных педагогических феноменов в рамках социальных процессов с учетом их своеобразия и преемственности систем социального исследования. Как известно, методология – это учение об организации деятельности людей. Научная исследовательская деятельность чаще всего направлена на получение нового результата, открытия, и сегодня становится очевидным, что традиционные научные установки нуждаются в обновлении. Укоренившиеся в сознании схемы и подходы познавательных средств не дают нам возможности полнее отвечать на современные вызовы в сфере педагогических исследований. Поэтому на смену формационному подходу в науке приходят малоиспользуемые подходы, одним из которых является цивилизационный. Применение цивилизационного подхода в современных научных исследованиях как высшей, так и средней школы создает предпосылки для воспитания современной молодежи, используя все образовательные ресурсы, сохраняя историческую память, помогает осознавать происходящие в мире межцивилизационные противоречия, оказывать сопротивление в информационных войнах, которые ведутся в духовной сфере. Методология данного подхода закладывает основы для победы в информационно-ментальных войнах, происходящих в умах молодых людей. Ментальным оружием является объективное знание истории, литературы, культуры, истории развития педагогики и т. д. Именно знание становится инструментом в современной межцивилизационной борьбе. Использование цивилизационного подхода в научных исследованиях, в процессе обучения и воспитания, может стать эффективным и важным условием как для профессионального, так и личностного роста студентов. Актуальность данной темы усиливается в условиях значительных изменений в педагогическом образовании, поскольку и сама педагогическая система активно меняется, а общество нуждается в эффективном современном образовании. Исследователи выделяют понятие «информационные войны», которые разрушают социальные системы и выступают как эффективный инструмент разрушения традиционных основ развития цивилизаций, а значит, существует необходимость оказывать активное 2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» сопротивление любым попыткам манипулирования общественным сознанием в таких цивилизационных системах. В этом смысле использование методологии цивилизационного подхода в педагогических исследованиях позволяет сформировать защитное поле в создании системы активного сопротивления чудовищным попыткам искажения традиционных основ и культурных ценностей в обществах и манипулирования сознанием. Формирующееся сознание нынешней молодежи в современных обществах не всегда готово к ментальным войнам, неспособно отвечать на серьезные вызовы, а угрозы, которые могут нести нынешние коммуникационные технологии молодому сознанию при их скрытом информационно-ментальном воздействии, велики и смертельно опасны для молодого поколения, особенно если использовать их в воспитательных, а затем и политических целях. Информационные войны ХХI века приобретают все более скрытые и опасные формы, что оказывает существенное влияние на традиционные системы ценностей и даже психическое здоровье людей. Осмысление всего этого комплекса проблем заставляет обратиться к поиску таких методологических подходов, на которых целесообразно выстраивать изучение исторических и педагогических процессов, дабы противостоять разрушительной силе информационных войн. Обозначенные проблемы, на наш взгляд, возможно и необходимо изучать в методологических рамках цивилизационного подхода. Данный подход, как и другие научные подходы, используется в разных областях современного научного познания и выступает в качестве принципиальной установки исследователя, как основание, с позиций которого исследуются явления или процессы. Современная наука в своем взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека выполняет ряд социальных функций: 1) культурно-мировоззренческую; 2) функцию науки как непосредственной производительной силы; 3) функцию науки как социальной силы. Выделение этих функций науки связано с тем, что научные знания, методы и подходы все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества. Все эти функции реализуются при использовании цивилизационного подхода в полной мере. Обзор отечественной и зарубежной литературы Продолжительное время в общественных науках, наряду с другими подходами, активно применялся формационный подход, который был основополагающим. После разрушения советской цивилизации и крушения биполярной международной системы в конце ХХ века исследователи обратились к использованию цивилизационного подхода. Создателем данного подхода является славянофил Н. Я. Данилевский [1]. Его европейскими последователями были О. Шпенглер и А. Тойнби [2–4]. В след за Н. Данилевским в трудах П. Чаадаева, А. Хомякова, И. Киреевского, К. Леонтьева, Е. Трубецкого выделяется значение не экономического, а духовного фактора в развитии обществ. Исследователи считали, что значение народов, создающих цивилизации, определяется именно их духовной мощью, зависит от их нравственного влияния в мире [5]. А. Хомяков выделил основной критерий цивилизационной идентичности, заключающийся в религиозной принадлежности [6]. И. Киреевский писал о необходимости создания единого цивилизационного пространства [7], а К. Леонтьев обосновывал военные конфликты межцивилизационным противостоянием [8]. Е. Трубецкой полагал, что вся западноевропейская цивилизация возвысила себя над другими народами 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ