Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 567338)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Концепт

Концепт №2 2020 (120,00 руб.)

0   0
Страниц145
ID688228
Аннотация в электронном периодическом научно-методическом журнале «Концепт»публикуются статьи и методические разработки, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим областям знаний: (01) история; археология; этнография; (02) экономика; (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение; (04) филология; искусствоведение; культурология; (05) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека; (06) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям). и написанные на русском языке
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2020 .— №2 .— 145 с. — URL: https://rucont.ru/efd/688228 (дата обращения: 31.07.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№2_2020.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№2_2020.pdf
ART 201009 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2020, № 02 (февраль) УДК 372.32 Сущностная характеристика социализации детей дошкольного возраста Глубоцкая Екатерина Владимировна1 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия dly_kati@mail.ru Аннотация. Ценностным фундаментом современного образования является воспитание социально зрелой личности, готовой к продуктивному взаимодействию с окружающим социумом, самоанализу и саморазвитию, способствующему расширению человеческого потенциала в позитивном преобразовании социально-экономической действительности. В связи с этим усиливается необходимость поиска новых возможностей для эффективной социализации личности в более ранний период – дошкольного детства. Несмотря на то что проблема социализации подрастающего поколения вызывает все больший интерес у научного сообщества, как у теоретиков, так и у практиков, до конца остается не раскрыта сущностная характеристика социализации детей дошкольного возраста как процесса и результата. В силу этого мы считаем важным провести дополнительный анализ зарубежных и российских исследований, выявить характерные черты социализации как процесса и результата; выявить ключевые факторы, влияющие на процесс социализации детей дошкольного возраста; рассмотреть основные критерии результативности социализации детей дошкольного возраста; опираясь на субъектно-деятельностный и компетентностный подходы, уточнить определение «социализация детей дошкольного возраста», выявить основные параметры результативности социализации детей дошкольного возраста. В результате проведенного исследования установлено, что эффективная социализация личности должна протекать в условиях субъектно-деятельностного подхода. Кроме того, семья и ближайшее окружение являются ключевыми звеньями процесса социализации детей дошкольного возраста. Разработаны критерии, параметры, уровни результативности социализации детей дошкольного возраста. Уточнено понятие «социализация детей дошкольного возраста». Теоретическая значимость статьи заключается в обогащении социально-педагогической теории характеристиками социализации детей дошкольного возраста с применением двухстороннего подхода. Практическая значимость статьи выражена в возможности использования результатов исследования для методического обеспечения диагностического инвентаря исследователей и педагогов по выявлению результативности социализации детей дошкольного возраста. Ключевые слова: социализация, социальная компетентность, дошкольный возраст, семья, социальные агенты. Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication 09.01.20 28.01.20 Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Глубоцкая Екатерина Владимировна, аспирант ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Россия Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 28.01.20 20.02.20
Стр.1
Е. В. Глубоцкая Введение В настоящее время образовательная система Российской Федерации нацелена на всеобщую модернизацию подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения, пересмотр сложившихся традиций. Ориентир направлен в сторону приобретения будущим поколением способности успешно функционировать в обществе, самостоятельно перенимать и активно использовать социальный опыт, впоследствии трансформируя его через призму собственной жизни, обогащать социальную среду, в результате чего расширять возможности решения личных и глобальных проблем [1]. Как следствие, усиливается важность эффективной социализации личности в более сенситивный период, в период детства, который является фундаментом, заключающим в себе перспективы дальнейшего развития личности, а также формирует первичный житейский опыт индивида, который трудно компенсировать в более старшем возрасте. Обзор отечественной и зарубежной литературы На сегодняшний день в педагогической и психологической науках не существует единого концептуального взгляда на категорию «социализация личности». По мнению Ю. И. Кривова, данное понятие рассматривается по-разному в зависимости от теоретических ориентаций исследователя [2]. При рассмотрении сущности определения «социализация» необходимо подчеркнуть ее характеристики как процесса и результата [3]. В начале нашего исследования обратим внимание на работы ученых, которые делают акцент на характеристиках социализации как процесса. Ч. Дарвин в теории эволюции рассматривал процесс формирования личности под влиянием врожденных механизмов, накопленных в результате тысяч лет эволюции. Он подчеркивал, что выживает не самый сильный, а тот, который может приспособиться к изменяющимся условиям [4]. Теория периодизации развития детей от рождения до трех лет А. Гезелла базировалась на представлении о том, что развитие личности происходит через адаптацию к среде на основе биологических факторов созревания организма [5]. Г. С. Холл, проводя углубленные исследования детской психологии, был приверженцем идеи о том, что становление отдельно взятой личности повторяет этапы развития человечества в целом [6]. Другие исследователи рассматривали социализацию как развитие личности, определяемое социокультурными условиями. Представители этнопсихологической школы при рассмотрении процесса становления личности соединяли влияние сущности этнической культуры с психическими особенностями индивида. Р. Бенедикт, изучая культуру разных народов, подчеркивала, что природа отдельного человека легко поддается влиянию социального окружения и принимает черты общества [7]. М. Мид отмечала, что трансляция социального опыта возможна в нескольких направлениях: постфигуративная культура (опыт предыдущих поколений является программой будущего для детей); кофигуративная культура (индивид в качестве приоритетного образца избирает социальное поведение и опыт сверстника); префигуративная культура (абсолютный разрыв межпоколенных связей) [8]. 2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» Приверженцы бихевиористической теории особое внимание уделяли влиянию внешнего окружения на поведение индивида. Дж. Уотсон процесс социализации детей строил на непроизвольных рефлексах [9]. Б. Скиннер дополнял, что социализация протекает в рамках отношения ребенка к внешним реакциям на его поведение, при этом разделял подкрепление и наказание [10]. А. Бандура в своих работах подчеркивал, что формирование личности протекает в процессе идентификации (накопления и подражания значимым моделям поведения) через наблюдение посредством не только внешних реакций, но и внутреннего самоподкрепления. В этом случае не требуется подкрепление, а предметом наблюдения выступает информация, прошедшая когнитивную обработку, в результате чего выбирается более выгодное решение [11]. Ч. Х. Кули основой формирования личности считал внутренний самоанализ [12]. В психоанализе З. Фрейда сделан акцент на изучение поэтапного психосексуального развития, которое является неотъемлемой частью социализации личности и выражается в подавлении природных инстинктов с помощью различных защитных механизмов личности [13]. Э. Эриксон, в свою очередь, выделил психологические стадии развития «Я» общественного ожидания и формирования групповой и эгоидентичности. Каждая стадия, отличаясь положительными и отрицательными сторонами, завершается критической точкой [14]. В когнитивной теории Ж. Пиаже подчеркивал взаимосвязь развития когнитивных процессов и усвоения индивидом социального опыта [15]. При этом Л. Колберг определил, что поэтапное нравственное развитие личности протекает не всегда в зависимости от возраста [16]. Концепция У. Бронфенбреннера (социально-экологический подход в социализации личности) учитывает суммарность всех факторов окружающей среды: микросистемы (близкие отношения); мезосистемы (взаимоотношения между различными областями микросистемы); экзосистемы (элементы социальной среды, которые имеют влияние на индивида, но к которым непосредственно он не относится); макросистемы (система социальных представлений и установок, норм и правил поведения, принадлежащая той или иной субкультуре) [17]. Дополнительно стоит отметить различие подходов исследователей в двойственности их представлений о человеке и его роли в процессе социализации. Приверженец субъект-объектного подхода Э. Дюркгейм, подчеркивая активную позицию и заинтересованность общества в том, чтобы индивид освоил те или иные социальные роли, рассматривал человека как объект процесса социализации, а основную задачу социализации видел в формировании у нового поколения мотивации и лояльности к нормам и требованиям системы [18]. Т. Парсонс в теории функционирования социальных систем делал акцент на функционировании личности в границах генетического вида и культурных образов [19]. В субъект-субъектном подходе, напротив, ученые отмечали активную роль самого человека в процессе социализации, воспринимая его в качестве субъекта взаимоотношений. Ч. Кули говорил о том, что личность как «индивидуальное Я» приобретает социальную черту в процессе взаимодействия субъектов (индивидуальных и групповых) [20]. У. Томас определил социализацию как продукт осознанной деятельности людей, принимающий точку зрения каждого из индивидов [21]. Дж. Мид дополнил, что общество и индивид формируют совокупность «межиндивидуальных взаимодействий» [22]. 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически