ART 201009
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
2020, № 02 (февраль)
УДК 372.32
Сущностная характеристика социализации детей
дошкольного возраста
Глубоцкая Екатерина Владимировна1
Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
dly_kati@mail.ru
Аннотация. Ценностным фундаментом современного образования является воспитание социально зрелой личности,
готовой к продуктивному взаимодействию с окружающим социумом, самоанализу и саморазвитию, способствующему
расширению человеческого потенциала в позитивном преобразовании социально-экономической действительности.
В связи с этим усиливается необходимость поиска новых возможностей для эффективной социализации
личности в более ранний период – дошкольного детства. Несмотря на то что проблема социализации подрастающего
поколения вызывает все больший интерес у научного сообщества, как у теоретиков, так и у практиков,
до конца остается не раскрыта сущностная характеристика социализации детей дошкольного возраста как процесса
и результата. В силу этого мы считаем важным провести дополнительный анализ зарубежных и российских исследований,
выявить характерные черты социализации как процесса и результата; выявить ключевые факторы, влияющие
на процесс социализации детей дошкольного возраста; рассмотреть основные критерии результативности
социализации детей дошкольного возраста; опираясь на субъектно-деятельностный и компетентностный подходы,
уточнить определение «социализация детей дошкольного возраста», выявить основные параметры результативности
социализации детей дошкольного возраста. В результате проведенного исследования установлено, что эффективная
социализация личности должна протекать в условиях субъектно-деятельностного подхода. Кроме того,
семья и ближайшее окружение являются ключевыми звеньями процесса социализации детей дошкольного возраста.
Разработаны критерии, параметры, уровни результативности социализации детей дошкольного возраста.
Уточнено понятие «социализация детей дошкольного возраста». Теоретическая значимость статьи заключается в
обогащении социально-педагогической теории характеристиками социализации детей дошкольного возраста с
применением двухстороннего подхода. Практическая значимость статьи выражена в возможности использования
результатов исследования для методического обеспечения диагностического инвентаря исследователей и педагогов
по выявлению результативности социализации детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: социализация, социальная компетентность, дошкольный возраст, семья, социальные агенты.
Поступила в редакцию
Received
Принята к публикации
Accepted for publication
09.01.20
28.01.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Глубоцкая Екатерина Владимировна, аспирант ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»,
г. Москва, Россия
Получена положительная рецензия
Received a positive review
Опубликована
Published
28.01.20
20.02.20
Стр.1
Е. В. Глубоцкая
Введение
В настоящее время образовательная система Российской Федерации нацелена на
всеобщую модернизацию подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения,
пересмотр сложившихся традиций.
Ориентир направлен в сторону приобретения будущим поколением способности
успешно функционировать в обществе, самостоятельно перенимать и активно использовать
социальный опыт, впоследствии трансформируя его через призму собственной
жизни, обогащать социальную среду, в результате чего расширять возможности
решения личных и глобальных проблем [1].
Как следствие, усиливается важность эффективной социализации личности в
более сенситивный период, в период детства, который является фундаментом, заключающим
в себе перспективы дальнейшего развития личности, а также формирует
первичный житейский опыт индивида, который трудно компенсировать в более
старшем возрасте.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
На сегодняшний день в педагогической и психологической науках не существует
единого концептуального взгляда на категорию «социализация личности». По
мнению Ю. И. Кривова, данное понятие рассматривается по-разному в зависимости
от теоретических ориентаций исследователя [2].
При рассмотрении сущности определения «социализация» необходимо подчеркнуть
ее характеристики как процесса и результата [3].
В начале нашего исследования обратим внимание на работы ученых, которые
делают акцент на характеристиках социализации как процесса.
Ч. Дарвин в теории эволюции рассматривал процесс формирования личности
под влиянием врожденных механизмов, накопленных в результате тысяч лет эволюции.
Он подчеркивал, что выживает не самый сильный, а тот, который может приспособиться
к изменяющимся условиям [4]. Теория периодизации развития детей от рождения
до трех лет А. Гезелла базировалась на представлении о том, что развитие личности
происходит через адаптацию к среде на основе биологических факторов созревания
организма [5]. Г. С. Холл, проводя углубленные исследования детской психологии,
был приверженцем идеи о том, что становление отдельно взятой личности повторяет
этапы развития человечества в целом [6].
Другие исследователи рассматривали социализацию как развитие личности,
определяемое социокультурными условиями.
Представители этнопсихологической школы при рассмотрении процесса становления
личности соединяли влияние сущности этнической культуры с психическими
особенностями индивида. Р. Бенедикт, изучая культуру разных народов, подчеркивала,
что природа отдельного человека легко поддается влиянию социального
окружения и принимает черты общества [7]. М. Мид отмечала, что трансляция социального
опыта возможна в нескольких направлениях: постфигуративная культура
(опыт предыдущих поколений является программой будущего для детей); кофигуративная
культура (индивид в качестве приоритетного образца избирает социальное
поведение и опыт сверстника); префигуративная культура (абсолютный разрыв межпоколенных
связей) [8].
2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт»
Приверженцы бихевиористической теории особое внимание уделяли влиянию
внешнего окружения на поведение индивида. Дж. Уотсон процесс социализации детей
строил на непроизвольных рефлексах [9]. Б. Скиннер дополнял, что социализация
протекает в рамках отношения ребенка к внешним реакциям на его поведение,
при этом разделял подкрепление и наказание [10]. А. Бандура в своих работах подчеркивал,
что формирование личности протекает в процессе идентификации (накопления
и подражания значимым моделям поведения) через наблюдение посредством
не только внешних реакций, но и внутреннего самоподкрепления. В этом случае не
требуется подкрепление, а предметом наблюдения выступает информация, прошедшая
когнитивную обработку, в результате чего выбирается более выгодное решение
[11]. Ч. Х. Кули основой формирования личности считал внутренний самоанализ [12].
В психоанализе З. Фрейда сделан акцент на изучение поэтапного психосексуального
развития, которое является неотъемлемой частью социализации личности и выражается
в подавлении природных инстинктов с помощью различных защитных механизмов
личности [13]. Э. Эриксон, в свою очередь, выделил психологические стадии
развития «Я» общественного ожидания и формирования групповой и эгоидентичности.
Каждая стадия, отличаясь положительными и отрицательными сторонами, завершается
критической точкой [14].
В когнитивной теории Ж. Пиаже подчеркивал взаимосвязь развития когнитивных
процессов и усвоения индивидом социального опыта [15]. При этом Л. Колберг
определил, что поэтапное нравственное развитие личности протекает не всегда в зависимости
от возраста [16].
Концепция У. Бронфенбреннера (социально-экологический подход в социализации
личности) учитывает суммарность всех факторов окружающей среды: микросистемы
(близкие отношения); мезосистемы (взаимоотношения между различными
областями микросистемы); экзосистемы (элементы социальной среды, которые
имеют влияние на индивида, но к которым непосредственно он не относится); макросистемы
(система социальных представлений и установок, норм и правил поведения,
принадлежащая той или иной субкультуре) [17].
Дополнительно стоит отметить различие подходов исследователей в двойственности
их представлений о человеке и его роли в процессе социализации.
Приверженец субъект-объектного подхода Э. Дюркгейм, подчеркивая активную
позицию и заинтересованность общества в том, чтобы индивид освоил те или иные
социальные роли, рассматривал человека как объект процесса социализации, а основную
задачу социализации видел в формировании у нового поколения мотивации и
лояльности к нормам и требованиям системы [18]. Т. Парсонс в теории функционирования
социальных систем делал акцент на функционировании личности в границах
генетического вида и культурных образов [19].
В субъект-субъектном подходе, напротив, ученые отмечали активную роль самого
человека в процессе социализации, воспринимая его в качестве субъекта взаимоотношений.
Ч.
Кули говорил о том, что личность как «индивидуальное Я» приобретает социальную
черту в процессе взаимодействия субъектов (индивидуальных и групповых)
[20]. У. Томас определил социализацию как продукт осознанной деятельности
людей, принимающий точку зрения каждого из индивидов [21]. Дж. Мид дополнил,
что общество и индивид формируют совокупность «межиндивидуальных взаимодействий»
[22].
3
Стр.3