Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 509898)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Методика преподавания русского языка в школе и вузе (90,00 руб.)

0   0
АвторыШвецова Ольга Анатольевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц34
ID685302
Аннотация Структура и содержание данного учебно-методического комплекса определяются целями и задачами, стоящими перед высшей школой на современном этапе развития образования, Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника магистратуры для получения квалификации «Преподаватель высшей школы».
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов-магистров 1-го курса д/о и з/о филологического факультета.
Методика преподавания русского языка в школе и вузе [Электронный ресурс] / О.А. Швецова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 34 с. — 34 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/685302

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методика_преподавания_русского_языка_в_школе_и_вузе_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Учебно-методическое пособие Составитель О.А. Швецова Воронеж Издательский дом ВГУ 2017 1
Стр.1
Содержание Пояснительная записка ..................................................................................... 4 Глава 1. Методика преподавания русского языка в школе .......................... 5 1.1. Сравнительная характеристика традиционного, системнодеятельностного и компетентностного подходов в образовании ................ 5 1.2. Классификация типов урока в соответствии с ФГОС ............................ 8 1.3. Соотнесение аспектов формирования ключевых и предметных компетенций учащихся. Характеристика ключевыхкомпетенций ............ 16 1.4. Технологическая карта урока ................................................................. 21 Глава 2. Методика преподавания русского языка в вузе ............................ 29 Приложение ..................................................................................................... 31 3
Стр.3
1 2 3 4 Пути Трансляция знаний, приобретение необходимых ЗУНов. Монолог учителя Через освоение УУД, способов действий и достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций». Обеспечение соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Переход от обучения как преподнесения системы знаний к активной деятельности над заданиями Освоение новых видов деятельности, затребованных в любых жизненных ситуациях (быстрая актуализация знания в нужной ситуации). Использование адекватных образовательных технологий, многообразие методов и форм организационной деятельности, увеличение роли самостоятельной работы учащихся (реферирование, проектирование, исследование и т. д.), в обучении акцент делается на практике решения учебных проблем на основе полученного знания, приобретении опыта самостоятельного решения разнообразных проблем, формы работы основаны на ответственности самих учащихся Оценивание Оценивание приобретенных ЗУНов, в терминах единиц содержания: «чему учим, то и измеряем». Учебный процесс оценивается учителем путем сравнения с неким эталоном, оценка определяется через число щенных ошибок. Оценивается по пятибалльной системе Единицей измерения потенциала выпускника является не только сумма ЗУНов, а круг задач, потенциально решаемых выпускником, способность к самостоятельному приобретению знаний. Система оценивания учебных достижений учащихся через многообразие педагогического мониторинга инструментария (портфолио, карта самостоятельной работы, комбинированные тесты и т. д.). Задача учителя – обеспечение соответствия допуметодов обучения и процедур оценивания. Оценивание личностных, познавательных и коммуникативных УУД Единицей измерения потенциала выпускника является не только сумма ЗУНов, а круг задач, потенциально решаемых выпускником, способность к самостоятельному приобретению знаний. Система оценивания учебных достижений учащихся через многообразие педагогического инструментария мониторинга (портфолио, карта самостоятельной работы, комбинированные тесты и т. д.). Задача учителя – обеспечение соответствия методов обучения и процедур оценивания. Основная цель оценивания – развитие познавательной активности и мотивации к изучению предмета 6
Стр.6
1 2 3 4 Роль учителя Результат образования Транслятор «истинного» знания. S-O Результатом образования выступают предметные знания, умения, навыки – они усваиваются в соответствии с программами, оцениваются на экзаменах. Ученик знает: математику, историю… Чем больше знаний, тем лучше Формула Определение урока Знание + понимание + + запоминание Это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляются передача знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей учащихся Организатор учебной деятельности учащихся. Сотрудничество, сотворчество. S-S. Диалог Результат определяется многообразием и характером УУД, которыми должны овладеть учащиеся Организатор самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся. S-S. Диалог Готовность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. КП не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. Ответ на вопрос – чему научился ученик за годы обучения в школе; способность человека действовать в различных проблемных ситуациях Компетенция – деятельность – компетентность Это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности Компетенция – деятельность – компетентность Это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором в процессе активной деятельности происходит усвоение учащимися знаний, умений, навыков, осуществляются саморазвитие и самореализация учащихся 7
Стр.7
1.2. Классификация типов урока в соответствии с ФГОС Структура урока усвоения новых знаний Этапы урока 1. Организационный момент Цель/задачи этапа Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Задачи: – проверить готовность к уроку; – создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок 2. Создание проблемной ситуации, целеполагание Цель: создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока. Задачи: – создать проблемную ситуацию; – выявить затруднения в деятельности учащихся; – подвести детей к формулировке цели (темы) и постановке задач урока (создать условия для самостоятельного целеполагания учащихся) 3. Актуализация знаний Цель: актуализация опорных знаний учащихся, необходимых для освоения новой темы. Задачи: – актуализировать опыт учащихся, подготовить к изучению нового материала; – зафиксировать затруднения учащихся в пробном учебном действии; – определить границы знания и незнания; – актуализировать опорные знания и изученные способы действий 4. Первичное усвоение новых знаний Цель: организация усвоения учащимися нового знания в результате самостоятельной, совместной работы с учителем. 8 Показатели достижения результата 1 2 3 – полная готовность класса и оборудования к уроку; – быстрое включение учащихся в деловой ритм; – кратковременность организационного момента; – организация внимания всех учащихся – определены границы знания и незнания проблемной ситуации; – сформулирована тема урока; – использованы приемы и средства для включения учащихся в процесс целеполагания; – организована деятельность по приему целей учащимися – актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы; – выполнено пробное учебное действие с фиксацией затруднений – организована и методически обеспечена самостоятельная работа учащихся по усвоению новых знаний
Стр.8
1 2 3 Задачи: – создать условия для освоения учащимися нового материала; – обеспечить и организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся 5. Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового знания, выявление причин ошибок и их исправление. Задачи: – организовать самостоятельное выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применить новые знания в новой ситуации); – организовать самопроверку (оценку) учащимися своих решений по эталону; – выявить типичные ошибки и провести их коррекцию 6. Первичное закрепление Цель: организация усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Задачи: – организовать самостоятельное выполнение каждым учащимся заданий на применение новых знаний, способа действий; – установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления, их коррекцию; – организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; – повторить и закрепить ранее изученное 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. – организована проверка правильности выполнения задания по эталону; – выявлены и разобраны типичные ошибки, допущенные учащимися – использованы приобретенные знания в практической деятельности; – решены типовые задания на новый способ действий (применение знаний в нестандартной ситуации), корректировка ошибок; – самостоятельное выполнение учащимися заданий (процент учащихся, справившихся с заданием) – сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике; – произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся; 9
Стр.9
1 2 3 Задачи: – закрепить изученный учебный материал; – сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике; – проверить понимание выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся; – побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся; – объявить критерии оценки домашнего задания 8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся. Задачи: – установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; – зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; – зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; – организовать рефлексию и самооценку обучающихся; – проанализировать и оценить успешность достижения цели – объявлены критерии оценки домашнего задания – подведен итог урока; – проведена рефлексия учебной деятельности в конце или в течение всего урока; – использованы приемы рефлексии; – соответствие методов обучения и процедур оценивания; – проведен анализ достижения цели урока; – получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов; – адекватность самооценки, оценки учителя Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Этапы урока 1. Организационный момент Цель/задачи этапа Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 10 Показатели достижения результата 1 2 3 – полная готовность класса и оборудования к уроку; – быстрое включение учащихся в деловой ритм;
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически