ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Высшая школа социально-гуманитарных наук
и международной коммуникации
Н.Н. Белошицкая, Т.Н. Астахова
ЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СИСТЕМНОМ
И ТЕКСТОВОМ ПОДХОДЕ
Архангельск
2019
Стр.1
УДК 81’373(075)
ББК 81.2Рус-3
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией
Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной
коммуникации Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Авторы: Н.Н. Белошицкая, кандидат филологических наук;
Т.Н. Астахова, кандидат филологических наук
Рецензенты: З.З. Бзегежева, кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской
и русской филологии Сочинского государственного
университета;
Е.В. Боднарук, доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой
немецкой и французской филологии Северного (Арктического)
федерального университета имени М.В. Ломоносова
Белошицкая, Н.Н.
Языковые явления в системном и текстовом подходе [Электронный ресурс]:
учебное пособие / Н.Н. Белошицкая, Т.Н. Астахова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им.
М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2019. –
128 с.
ISBN 978-5-261-01373-0
Рассмотрен ряд языковых явлений разных уровней системной иерархии: проблематика
значения и смысла, функционально-семантическая категория модальности,
категория эвиденциальности и механизм лексико-синтаксической координации. В
каждом разделе приведены вопросы для обсуждения и практические задания.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки
«Лингвистика», профиль «Теория и практика межкультурной коммуникации»
45.03.02. Может быть использовано в курсе «Введение в теорию: Основы языкознания».
Издательский
дом им. В.Н. Булатова
163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д.56
ISBN 978-5-261-01373-0
© Белошицкая Н.Н., Астахова Т.Н., 2019
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2019
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 5
РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМАТИКА СООТНОШЕНИЯ СМЫСЛА
И ЗНАЧЕНИЯ ПРИ АНАЛИЗЕ СИСТЕМНОЯЗЫКОВЫХ
И ТЕКСТОВЫХ ЕДИНИЦ ......................................................................................... 8
1.1. Общие вопросы соотношения смысла и значения ............................................ 8
Вопросы и задания ............................................................................................ 14
1.2. Конструкция. Предложение. Высказывание ................................................... 18
Вопросы и задания ............................................................................................ 23
1.3. Фактор пресуппозиции и фактор нормы в реализации значения................. 24
Вопросы и задания ............................................................................................ 29
Список литературы.................................................................................................... 30
РАЗДЕЛ 2. СУБЪЕКТИВНО-МОДАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В СЕМАНТИКЕ КОНСТРУКЦИИ ......................................................................... 34
Вопросы и задания ............................................................................................ 40
Список литературы.................................................................................................... 40
РАЗДЕЛ 3. ЭВИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ...................................................................... 41
3.1. Эвиденциальность: подходы к определению .................................................. 41
Вопросы ............................................................................................................. 44
3.2. Семантические типы эвиденциальности ......................................................... 44
Вопросы .............................................................................................................. 50
3.3. Статус категории эвиденциальности ................................................................ 50
3.3.1. Типы языковых категорий ...................................................................... 51
3.3.2. Эвиденциальность как многомерная языковая категория .................. 55
Вопросы ............................................................................................................. 60
3.4. Средства выражения эвиденциальности в английском языке ....................... 61
3
Стр.3
Вопросы и задания ............................................................................................ 67
3.5. Связь категории эвиденциальности другими языковыми категориями ....... 68
3.5.1. Связь эвиденциальности и эпистемической модальности .................. 68
3.5.2. Связь эвиденциальности и авторитетности .......................................... 73
3.5.3. Связь эвиденциальности и оценочности .............................................. 75
Вопросы и задания ............................................................................................ 80
Список литературы.................................................................................................... 84
Лексикографические источники ................................................................ 90
Источники иллюстративного материала .................................................. 90
РАЗДЕЛ 4. ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ ....................... 91
Вопросы .............................................................................................................. 99
Список литературы.................................................................................................. 105
Лексикографические источники .............................................................. 106
Источники иллюстративного материала ................................................ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ ....................................................................................................... 108
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью учебного пособия «Языковые явления в системном и
текстовом подходе» служит рассмотрение конкретных явлений языка: субъективной
модальности, лексико-синтаксической координации, языковых конструкций
на примере удостоверительно-вопросительных. Эти разноуровневые
факты языковой системы демонстрирует широкую палитру актуализаций и
проявления новых смыслов, обусловленных многочисленными когнитивнопрагматическими
факторами. Рассмотрение вышеозначенных явлений осуществляется
в рамках интегрального подхода. Интегральный подход позволяет
преодолеть оппозицию между синхронией и диахронией, между текстом и кодом.
Координация единиц разных языковых уровней всегда вызывали интерес
исследователей. Взаимодействие аспектов структуры языка с особенной яркостью
обнаруживает его живое функционирование и выявляет многие латентные
процессы. Интегральные концепции языка преодолевают поуровневое разделение
его единиц, объясняют внимание к проблемам словарной грамматики, грамматически
значимой лексики.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки «Лингвистика» профиль «Теория и практика межкультурной коммуникации»
45.03.02. и может быть использовано при изучении курсов: «Введение
в теорию: основы языкознания», «Лексикология». Также пособие может
использоваться при работе по направлению подготовки 45.03.01. Филология,
при изучении дисциплины «Современный русский язык: синтаксис».
Языковая система представляет собой сложнейшее абстрактное образование,
вызывающее большие сложности для познания начинающими филологами
и лингвистами. Разумно, в этой связи, детально рассмотреть отдельные аспекты
системы в подвидовой реализации на уровне текста: речи. Так, в подобной логике
будут освещены вопросы соотношения значения и смысла, соотношение
5
Стр.5
единиц языка и речи, взаимодействие и взаимопроникновение языковых уровней.
Это будет способствовать формированию целостной картины взаимодействия
категорий языка и реализации их в речи.
Первый раздел посвящен проблематике соотношения смысла и значения
при анализе системноязыковых и текстовых единиц. Целью обращения к этой
проблеме является рассмотрение вопросов соотношения смысла и значения в реализации
единицами речи и языка, конкретнее – в реализации смысла и значения
высказыванием и предложением. Целью обращения к этой проблеме является,
главным образом, уточнение понятийного аппарата при последующем анализе
фактического материала.
Категория модальности рассматривается во втором разделе пособия. В современной
лингвистике категория модальности рассматривается как функционально-семантическая
категория, самым тесным образом связанная с проблемой
соотношения языка, мышления и действительности.
В содержании раздела будет представлена классификация модальных значений.
Учитывая сложность категории и огромный объем накопленного лингвистического
материала классификация позволит упорядочить сведения и помочь
студентам освоить это явление языка. В рамках интегрированного подхода к
изучению языка, модальность будет представлена также и на примере реализации
значения определенной языковой конструкции – удостоверительновопросительной.
Студенты должны научиться проникать в суть явлений и
наблюдать, как происходит реализация значения в синтезе функционального, когнитивного
и прагматического преломлений.
В третьем разделе будет рассмотрена общеязыковая категория эвиденциальности.
Актуальность изучения категории обусловлена значимостью изучения
ссылок на источники информации в разных дискурсах. Данная категория
лежит в основе понятия интертекстуальности и таким образом напрямую связа6
Стр.6
на с лингвистикой текста, толкованием текстов, с понятием референции и дискурсивизации.
Явление
лексико-синтаксической координации освещается в четвертом
разделе учебного пособия. Общая линия исследуемых вопросов в рамках пособия
органично подводит обучающихся к восприятию языковых явлений на стыке
лексики и синтаксиса. Весьма уместным будет изучение этого механизма языка.
Явление ЛСК требует реализации интегрального подхода, что несомненно способствует
расширению лингвистического кругозора обучающихся и формированию
комплекса профессиональных компетенций. ЛСК будет рассматриваться
на примере синтетического материала – речевых построений на основе удостоверительной-вопросительной
конструкции. Изложение материала интегрирует
подходы смежных лингвистических дисциплин: когнитивной лингвистики, различных
направлений прагмалингвистики (теории речевых актов, межкультурной
прагматики, теории речевых жанров, теории речевого воздействия).
В каждом разделе представлен теоретический материал, вопросы и задания
для студентов, список использованной и рекомендуемой для дальнейшего
изучения литературы.
7
Стр.7