Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Парадоксы зрительного внимания: эффекты перцептивных задач (253,00 руб.)

0   0
Первый авторФаликман Мария
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц265
ID684976
АннотацияКнига посвящена одной из самых загадочных проблем психологии, а именно проблеме существования внимания как отдельного психического процесса. Несмотря на полтора столетия дискуссий, вопрос остается открытым. Книга объединяет ряд теоретических и экспериментальных исследований зрительного внимания человека, выполненных в русле конструктивистского подхода к познанию, и наводит мосты между когнитивной психологией, с одной стороны, и культурно-деятельностной психологией, с другой. Представленные в книге эмпирические исследования группируются вокруг так называемого «эффекта превосходства слова», описанного в психологии еще в конце девятнадцатого столетия и состоящего в повышении эффективности опознания отдельных букв в составе слова по сравнению с их изолированным предъявлением или появлением в составе случайных буквенных строк. В наших исследованиях данный эффект был изучен в широком спектре задач на внимание. Читатель узнает, когда слово помогает быть внимательнее к отдельным буквам в его составе, а когда наоборот. Предлагается авторская трактовка зрительного внимания, опирающаяся на понятие перцептивной задачи.
ISBN978-5-94457-335-3
УДК159.9
ББК88.3
Фаликман, М. В. Парадоксы зрительного внимания: эффекты перцептивных задач / М. В. Фаликман .— Москва : Языки славянской культуры : ЯСК, 2018 .— 265 с. : ил. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning) .— Библиогр.: с. 229-263 .— ISBN 978-5-94457-335-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/684976 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Парадоксы_зрительного_внимания_эффекты_перцептивных_задач.pdf
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ Мария Фаликман ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ПАРАДОКСЫ Эффекты перцептивных задач  Языки славянской культуры Москва 2018 Издательский Дом ЯСК
Стр.4
Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. УДК 159.9 ББК 88.3 Ф 19 Рецензенты: В. М. Аллахвердов, д. п. н., проф., зав. кафедрой общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета И. Г. Скотникова, д. п. н., в. н. с. Института психологии РАН Ф 19 Фаликман М. В. Парадоксы зрительного внимания: эффекты перцептивных задач. М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2018. — 264 с. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning). ISBN 978-5-94457-335-3 Книга посвящена одной из самых загадочных проблем психологии, а именно проблеме существования внимания как отдельного психического процесса. Несмотря на полтора столетия дискуссий, вопрос остается открытым. Книга объединяет ряд теоретических и экспериментальных исследований зрительного внимания человека, выполненных в русле конструктивистского подхода к познанию, и наводит мосты между когнитивной психологией, с одной стороны, и культурно-деятельностной психологией, с другой. Представленные в книге эмпирические исследования группируются вокруг так называемого «эффекта превосходства слова», описанного в психологии еще в конце девятнадцатого столетия и состоящего в повышении эффективности опознания отдельных букв в составе слова по сравнению с их изолированным предъявлением или появлением в составе случайных буквенных строк. В наших исследованиях данный эффект был изучен в широком спектре задач на внимание. Читатель узнает, когда слово помогает быть внимательнее к отдельным буквам в его составе, а когда наоборот. Предлагается авторская трактовка зрительного внимания, опирающаяся на понятие перцептивной задачи. В оформлении обложки использована картина Х. Миро «Карнавал Арлекина» УДК 159.9 ББК 88.3 © М. В. Фаликман, 2018 © А. Г. Асмолов, предисловие, 2018 © Издательский Дом ЯСК, 2018
Стр.5
Оглавление Как уловить не уловимое внимание (на пороге когнитивной психологии активности) .................... 9 Предисловие ......................................................................................... 11 Глава 1. Проблема существования внимания в классической и современной психологии .............................. 19 1.1. Постановка проблемы существования внимания .................. 19 1.2. Внимание и понятие ограниченной пропускной способности в когнитивной психологии .......... 25 1.3. Внимание как действие и внимание для действия: основы конструктивистского подхода к вниманию в когнитивной психологии. Внимание и схемы .................... 31 1.4. Варианты деятельностного подхода к проблеме существования внимания в отечественной психологии ....... 48 Глава 2. Восходящие и нисходящие процессы в обработке зрительной информации и понятие перцептивной задачи ................................................. 59 2.1. «Задачи на внимание» в когнитивной психологии. Зрительный поиск .................................................................... 62 2.2. Восходящие и нисходящие процессы в зрительной системе ............................................................... 67 2.3. Метафора «построения движения» в исследованиях перцептивных процессов и понятие перцептивной задачи ............................................. 73 Глава 3. Оперативные единицы перцептивной деятельности и опосредствование зрительного внимания ............................. 81 3.1. Проблема единиц восприятия и обработки информации в психологии ................................. 81 3.2. Изучение оперативных единиц деятельности в отечественной психологии ................................................... 86
Стр.6
6 Оглавление 3.3. Внимание как высшая психическая функция и исследования опосредствованных форм внимания в когнитивной психологии ........................... 89 3.4. Укрупнение перцептивных единиц как опосредствование решения задач на внимание: постановка задачи экспериментального исследования ........................................ 97 Глава 4. «Эффект превосходства слова» в исследованиях зрительного восприятия и внимания: обзор результатов экспериментальных исследований ......... 103 4.1. Первые исследования «эффекта превосходства слова» и родственных феноменов ..................................................... 103 4.2. Исследования «эффекта превосходства слова» в когнитивной психологии: результаты и модели ............... 105 4.3. Исследования связи «эффекта превосходства слова» и внимания в когнитивной психологии и нейронауке ........ 112 Глава 5. «Эффект превосходства слова» в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов.................................................................. 119 5.1. Феномен «мигания внимания» и стратегические эффекты укрупнения перцептивных единиц ....................... 119 5.2. «Кванты внимания» в условиях быстрой смены зрительных стимулов ............................................................. 128 Глава 6. «Эффект превосходства слова», объектное и пространственное внимание ............................... 133 6.1. Объектное и пространственное внимание в когнитивной психологии .................................................... 133 6.2. «Эффект превосходства слова» в интервале «мигания внимания» ......................................... 138 6.3. «Эффект превосходства слова» в условиях верной и неверной пространственной подсказки ............................ 142 Глава 7. Взаимодействие пространственного внимания и «эффекта превосходства слова»: исследования зрительного поиска ............................................ 151 7.1. Зрительный поиск как класс перцептивных задач: основные факты и объяснения .............................................. 151
Стр.7
Оглавление 7 7.2. Зрительный поиск буквы в словах и несловах среди множества буквенных строк ................... 155 7.3. Зрительный поиск буквы в разных типах буквенных строк в левом и правом полуполях зрения ....... 158 Глава 8. «Эффект превосходства слова» и сдвиги внимания ... 169 8.1. Феномен «прайминга скорости восприятия» ....................... 169 8.2. Феномен «слепоты, вызванной движением» ....................... 175 Глава 9. Зрительный поиск в больших буквенных массивах: парадоксы «теста Мюнстерберга» ........................ 183 9.1. Поиск букв в связном тексте и «эффект пропуска буквы»: обзор исследований и моделей ............................................. 185 9.2. Поиск букв в словах и за пределами слов в больших буквенных массивах: результаты исследования .................. 187 9.3. Поиск букв в условиях осведомленности о присутствии слов в буквенных массивах.......................... 192 9.4. Движения глаз в ходе решения задачи поиска букв и слов в больших буквенных массивах ................................ 194 9.5. Имплицитное выделение слов в задаче поиска букв .......... 202 9.6. Сколько слов может быть замечено при поиске букв в больших буквенных массивах? Процедура диссоциации процессов ..................................... 207 Глава 10. Зрительное внимание в структуре процесса решения перцептивной задачи ................................ 213 Послесловие ....................................................................................... 227 Литература ......................................................................................... 229
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.