МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ВГУ»)
Экономический факультет
Кафедра финансов и кредита
ПРОГРАММА
учебной, производственной, преддипломной практик
магистрантов направления 38.04.08 «Финансы и кредит»,
программ «Финансовый менеджмент», «Банки и банковская
деятельность»
Составитель Е.Ф. Сысоева
ВОРОНЕЖ – 2017
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Общие требования к организации практик . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Требования к базам практик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
3. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАЩИТА ОТЧЕТОВ О ПРОХОЖДЕНИИ
ПРАКТИК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
3.1. Общая структура отчетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
3.2. Содержание и оформление автореферата магистерской
диссертации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
3.3. Содержание и оформление методического пособия . . . . . . . . . .13
3.4. Защита отчета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3
Стр.3
- проведение теоретических исследований по теме выпускной квалификационной
работы (ВКР);
- развитие навыков сбора, анализа и обработки теоретических и статистических
материалов, нормативных документов по теме диссертационного
исследования;
- формирование навыков ведения библиографической работы с привлечением
современных информационных технологий, реферирования
информации с целью выявления проблем и их четкого формулирования;
обоснования выводов и рекомендаций;
- подготовка тезисов доклада на научной конференции и (или) научной
статьи в сборник для опубликования.
Цели учебной практики по получению первичных профессиональных
умений и навыков в области педагогической деятельности:
- развитие у обучающихся личностных качеств и формирование
профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному
направлению подготовки;
- получение первичных профессиональных умений и навыков педагогической
деятельности;
- углубление и закрепление теоретических знаний, умений и навыков,
полученных при изучении учебных дисциплин.
Задачи учебной практики по получению первичных профессиональных
умений и навыков в области педагогической деятельности:
- получение навыков использования современных образовательных
технологий в процессе обучения;
- ознакомление с методикой преподавания финансово-кредитных
дисциплин.
Цели учебной практики по получению первичных профессиональных
умений и навыков в области аналитической деятельности:
- развитие у обучающихся личностных качеств и формирование
профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному
направлению подготовки;
- получение первичных профессиональных умений и навыков аналитической
деятельности в финансово-кредитной сфере;
- углубление и закрепление теоретических знаний, умений и навыков,
полученных при изучении учебных дисциплин.
Задачи учебной практики по получению первичных профессиональных
умений и навыков в области аналитической деятельности:
- изучение направлений деятельности, организационной структуры и
структуры управления организации, являющейся базой практики;
- изучение функций финансовой службы (служб) организации, являющейся
базой практики;
- проведение анализа и оценки финансового состояния организации,
являющейся базой практики, на основе ее финансовой отчетности;
6
Стр.6
- формирование профессиональных навыков решения практических
задач по совершенствованию финансово-кредитных отношений на основании
проведения аналитической работы;
- углубление теоретических знаний и закрепление практических
навыков разработки управленческих решений, связанных с финансовой
деятельностью организаций и учреждений;
- выполнение индивидуального задания, связанного с объектом и
предметом исследования обучающегося.
Цели производственной практики по получению профессиональных
умений и опыта педагогической деятельности:
– развитие у обучающихся личностных качеств и формирование общекультурных
и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС
ВО по данному направлению подготовки;
– закрепление и конкретизация теоретических знаний, полученных
обучающимися в процессе аудиторных занятий;
– развитие навыков применения полученных знаний при решении
научных и практических проблем;
- получение профессиональных умений и опыта педагогической деятельности
в процессе преподавания финансово-кредитных дисциплин.
Задачи производственной практики по получению профессиональных
умений и опыта педагогической деятельности:
- формирование навыков в области разработки образовательных программ
и учебно-методических материалов для обеспечения учебного процесса;
-
практическое освоение методов и приемов педагогической деятельности;
-
проведение практических занятий совместно или по планам,
утвержденным научным руководителем в объеме не менее 16 академических
часов для очного отделения, не менее 8 академических часов для очно-заочного
отделения, не менее 4 академических часов для заочного отделения;
-
подготовка раздаточных материалов, подбор литературы, практических
заданий, тестов по тематике занятий;
- консультации и контроль за выполнением студентами практических
заданий, контрольных работ, тестов и других видов самостоятельной
работы;
- написание методического пособия для студентов.
Цели производственной практики по получению профессиональных
умений и опыта аналитической деятельности:
– развитие у обучающихся личностных качеств и формирование общекультурных
и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС
ВО по данному направлению подготовки;
7
Стр.7
– закрепление и конкретизация теоретических знаний, полученных
обучающимися в процессе аудиторных занятий;
– развитие навыков применения полученных знаний при решении
научных и практических проблем;
- получение профессиональных умений и опыта аналитической деятельности
в финансово-кредитной сфере.
Задачи производственной практики по получению профессиональных
умений и опыта аналитической деятельности:
- формирование способности к абстрактному мышлению, анализу,
синтезу;
- формирование готовности к саморазвитию, самореализации, использованию
творческого потенциала;
- проведение теоретических исследований по теме ВКР;
- выполнение индивидуального аналитического задания, связанного
с объектом и предметом исследования обучающегося;
- подготовка тезисов доклада и статьи в сборник для опубликования.
Цели производственной преддипломной практики:
– развитие у обучающихся личностных качеств и формирование общекультурных
и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС
ВО по данному направлению подготовки;
– закрепление и конкретизация теоретических знаний, полученных
обучающимися в процессе аудиторных занятий;
– развитие навыков применения полученных знаний при решении
научных и практических проблем;
– завершение и оформление результатов исследований по теме выпускной
квалификационной работы (ВКР).
Задачи производственной преддипломной практики:
- формирование способности к абстрактному мышлению, анализу,
синтезу;
- формирование готовности к саморазвитию, самореализации, использованию
творческого потенциала;
- проведение теоретических исследований по теме ВКР;
- формирование профессиональных навыков решения практических
задач по совершенствованию финансово-кредитных отношений на основании
проведения аналитической работы;
- углубление теоретических знаний и закрепление практических
навыков разработки управленческих решений, связанных с финансовой
деятельностью организаций и учреждений;
- оформление научных результатов, представленных в третьей главе
магистерской диссертации
- написание автореферата ВКР;
- подготовка доклада, раздаточного материала и презентации к защите
ВКР;
8
Стр.8
- оформление приложений к ВКР.
1.2. Требования к базам практик
Базами учебной практики могут быть коммерческие и некоммерческие
организации различных организационно-правовых форм собственности,
организации финансово-банковской сферы, государственные учреждения
и структуры.
Права, обязанности сторон и условия проведения учебной практики
согласовываются в договоре о прохождении практики, образец которого
приведен в Приложении А Положения о порядке проведения практик обучающихся
в Воронежском государственном университете по направлению
подготовки 38.04.08 - Финансы и кредит.
Базами производственной практики могут быть организации, осуществляющие
образовательные программы; высшие и средние специальные
учебные заведения; экономический факультет ФГБОУ ВО «Воронежский
государственный университет», а также специализированные социально-экономические
классы подшефных школ, осуществляющих углубленное
изучение экономических дисциплин в соответствии с договором с
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет».
Базой проведения преддипломной практики является кафедра финансов
и кредита ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет».
2.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИК
Содержание практик и план их прохождения устанавливаются Положением
о порядке проведения практик обучающихся в Воронежском
государственном университете по направлению подготовки 38.04.08 -
Финансы и кредит. Организацию практик и методическое руководство ими
осуществляет кафедра финансов и кредита. Руководство практикой осуществляется
руководителем – преподавателем кафедры, который является
научным руководителем магистранта, и руководителем от базы учебной
практики. Руководитель практики от факультета назначается распоряжением
декана экономического факультета.
Магистрант совместно с научным руководителем практики от ВГУ
разрабатывает индивидуальное задание по сбору практического материала.
Руководитель от организации, которая является базой прохождения учебной
практики, обеспечивает выполнение индивидуального задания и контролирует
сроки его выполнения, осуществляет консультирование магистранта.
Студенты-практиканты
обязаны соблюдать правила внутреннего
распорядка, установленного в организации, по поручению руководителя
9
Стр.9
выполнять индивидуальные задания, связанные с практической деятельностью
организации.
Магистранты из 4-х недель учебной практики не менее 2-х недель
проводят в организации, являющейся базой практики.
Сбор, систематизация и анализ теоретического и практического материалов
определяются содержанием диссертационной работы.
Кафедра финансов и кредита определяет дисциплину, по которой
магистрант проводит практические занятия, в соответствии с предметом и
объектом исследования магистерской диссертации.
3. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТОВ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИК
3.1. Общая структура отчетов
После окончания практики магистрант представляет отчет объемом
30-40 стр., без учета приложенных к нему документов, отчетных форм,
таблиц, расчетов и т.п. Текст размещается на листах при соблюдении следующих
размеров полей: левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 20 мм;
нижнее – 20 мм.
Текст должен быть выполнен через 1,5 интервала на компьютерном
принтере, шрифт стандартный – Times New Roman, размер 14. Сноски –
размер 12.
Программа прохождения учебной практики представляется руководителю
практики от организации. Магистрант должен согласовать с ним
график прохождения практики, права и обязанности практиканта, получить
консультации по технике безопасности и соблюдению коммерческой
тайны.
Отчет по учебной практике состоит из трех разделов – научного, педагогического
и аналитического (титульный лист отчета о прохождении
учебной практики представлен в Приложении В Положения о порядке
проведения практик обучающихся в Воронежском государственном университете
по направлению подготовки 38.04.08. - Финансы и кредит).
Научный раздел включает:
- развернутый план диссертационного исследования;
- первую главу магистерской диссертации;
- подобранный и систематизированный список литературы по теме
диссертационного исследования, оформленный в соответствии со стандартными
требованиями (примеры библиографического описания приведены
в Приложении 1);
- тезисы доклада или статья в сборник для опубликования;
- список научных работ, опубликованных за учебный год, составленный
по форме, приведенной в Приложении 2;
- ксерокопии научных работ, опубликованных за учебный год.
10
Стр.10