Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Системная семейная психотерапия (220,00 руб.)

0   0
АвторыГагай Валентина Васильевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц104
ID683826
АннотацияУчебно-методическое пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов по курсу «Системная семейная психотерапия». Представлена система учебных заданий, направленных на формирование ориентировочной основы анализа семейной системы и оказания психотерапевтической помощи человеку в решении семейных проблем с позиций системного подхода. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37.04.01, направленность «Психологическое консультирование» (уровень магистратуры).
Системная семейная психотерапия : учеб.- метод. пособие в модульной технологии : направление подгот. 37.04.01 "Психология", направленность "Психологическое консультирование" (уровень магистратуры) / В. В. Гагай .— Сургут : РИО СурГПУ, 2018 .— 104 с. — URL: https://rucont.ru/efd/683826 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Системная_семейная_психотерапия.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Системная_семейная_психотерапия.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ В.В. ГАГАЙ Системная семейная психотерапия Учебно-методическое пособие в модульной технологии Направление подготовки 37.04.01 Направленность «Психологическое консультирование» (уровень магистратуры) Сургут, 2018 1
Стр.1
УДК 159.98:316.6(078) ББК 88.921я81+88.576я81 Г 12 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензент: Шибаева Л.В., д.пс.н., профессор Сургутского государственного педагогического университета Г 12 Гагай, В. В. Системная семейная психотерапия : учеб.-метод. пособие в модульной технологии : направление подгот. 37.04.01, направленность «Психологическое консультирование» (уровень магистратуры) / В. В. Гагай ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО – Югры ; Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет, 2018. – 103, [1] с. Учебно-методическое пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов по курсу «Системная семейная психотерапия». Представлена система учебных заданий, направленных на формирование ориентировочной основы анализа семейной системы и оказания психотерапевтической помощи человеку в решении семейных проблем с позиций системного подхода. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37.04.01, направленность «Психологическое консультирование» (уровень магистратуры). УДК 159.98:316.6(078) ББК 88.921я81+88.576я81  БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ............................................................................................................................................................. 4 Структура модулей .............................................................................................................................................. 6 Структура учебных элементов ............................................................................................................................ 7 Соотнесение компетенций и учебных результатов ............................................................................................ 12 Информационное обеспечение дисциплины ...................................................................................................... 15 Модуль 1. АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ ПРОЦЕССОВ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНЫХ ТЕОРИЙ ............................. 16 УЭ 1.1. Теория систем как методологическая основа системной семейной психотерапии ............................ 17 УЭ 1.1.2. Анализ семейной психотерапии как вида психологической помощи ........................................... 21 УЭ 1.1.3. Теория систем как основа семейной терапии ................................................................................ 24 УЭ 1.1.4. Анализ семейной системы ............................................................................................................. 26 УЭ 1.2. Теоретические модели в системной семейной психотерапии ............................................................ 29 УЭ 1.2.1. Теория семейных систем М. Боуэна .............................................................................................. 29 УЭ 1.2.2. Анализ семейных процессов с позиций теории семейных систем М. Боуэна .............................. 33 УЭ 1.2.3. Анализ семейных процессов с позиций структурной теории С. Минухина ................................. 38 УЭ 1.2.4. Диагностика структуры семьи ....................................................................................................... 42 УЭ 1.3. Рубежный контроль. Персональная теория системной семейной психотерапии ............................... 47 Модуль 2. МЕТОДЫ СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ ........................................................................ 48 УЭ 2.1. Методы сбора информации о семейной системе ................................................................................ 49 УЭ 2.1.1. Организация психотерапевтической помощи семье в системном подходе .................................. 49 УЭ 2.1.2. Методика составления и анализа семейной генограммы .............................................................. 52 УЭ 2.1.3. Оценочное интервью в системной семейной терапии ................................................................... 55 УЭ 2.1.4. Циркулярное интервью в системной семейной терапии ............................................................... 58 УЭ 2.2. Методы психокоррекционного воздействия на семейную систему ................................................... 62 УЭ 2.2.1. Составление системной семейной гипотезы ................................................................................. 62 УЭ 2.2.2. Методы психокоррекции семейной коммуникации ...................................................................... 66 УЭ 2.3. Планирование и организация психологической помощи клиентам в решении семейных проблем с применением методов системной семейной терапии ...................................................................................... 70 УЭ 2.3.1. Супружеская психотерапия ............................................................................................................ 70 УЭ 2.3.2. Работа терапевта с супружеской парой в ситуации конфликта .................................................... 73 УЭ 2.3.3. Планирование психотерапевтической помощи в ситуации измены и ревности ........................... 78 УЭ 2.3.4. Планирование психотерапевтической помощи в ситуации развода ............................................. 80 УЭ 2.3.5. Планирование психотерапевтической помощи родителям по проблеме негативного поведения детей .................................................................................................................................................. 87 УЭ 2.4. Рубежный контроль. Планирование семейной психотерапии в системном подходе ......................... 93 Фонд оценочных средств по дисциплине «Системная семейная психотерапия» .............................................. 95 Информация о специалистах в области системной семейной психотерапии .................................................... 101 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Системная семейная психотерапия является обязательной дисциплиной вариативной части профессионального модуля (Б1.В.ОД.1.5) в учебном плане направления подготовки 37.04.01 Психология (Направленность Психологическое консультирование). Для освоения дисциплины «Системная семейная психотерапия» необходимы знания и умения, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Современные проблемы семьи и детства», «Научные школы и теории современной психологии», «Психология профессиональной деятельности», «Специальные методы исследования в предметной области профессиональной деятельности». Освоение данной дисциплины является основой для изучения дисциплин профессионального цикла, связанных с формированием важных компетенций психолога-консультанта. Цель (миссия) основной образовательной программы направления подготовки 37.04.01 Психология (направленность «Психологическое консультирование»): формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для оказания на высоком уровне психологических услуг детям, подросткам, взрослым и организациям. Виды деятельности: практическая. Профессиональные задачи: – психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической, спортивной, юридической и бизнес-деятельности по проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг), интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста. Цель дисциплины: освоить ориентировочную основу анализа семейной системы и оказания психотерапевтической помощи человеку в решении семейных проблем с позиций системного подхода. Задачи дисциплины: 1. Научиться анализировать семейные процессы с позиций системных теорий с целью выявления нарушений в функционировании семьи. 2. Научиться применять основные методы системной семейной терапии с целью предупреждения и коррекции нарушений в семейной коммуникации. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: – готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); – готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); – способность создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария (ПК-6). В результате изучения студент должен знать: – основные закономерности функционирования семейной системы; – основные теоретические положения системного подхода в семейной психотерапии; – характеристики методов и техник системной семейной психотерапии; уметь: – анализировать семью и проблему клиента в свете системных теорий; – определять стратегию и тактику психотерапевтической работы с семейными проблемами в системном подходе; – применять методы системной семейной терапии с целью предупреждения и коррекции нарушений в семейной коммуникации; 4
Стр.4
владеть: – способами анализа семьи и проблемы клиента с позиций системных теорий; – методами и техниками психотерапевтической помощи клиентам в решении семейных проблем в системном подходе; применять: – методы системной семейной терапии с целью предупреждения и коррекции нарушений в семейной коммуникации. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы – 108 ч.; из них: 16 ч. – лекции, 16 ч. – семинарские и практические, 49 ч. – самостоятельная работа студентов. Образовательные и информационно- коммуникативные технологии. На занятиях используются как традиционные технологии обучения, так и интерактивные методы обучения (работа в мини-группах, анализ кейсов, дискуссия, дебаты, эвристическая беседа, деловые и ролевые игры, тренинговые упражнения и др.). Используются информационно-коммуникационные технологии: презентации, компьютерные симуляции, сетевые формы взаимодействия, электронные ресурсы библиотеки и т.д. в соответствии с требованиями ФГОС ВО. Описание материально-технического обеспечения дисциплины. Ресурсы библиотеки, компьютеры, мультимедийные средства, интернет-ресурсы, методические кабинеты факультета психологии и педагогики, учебно-методические рекомендации и учебные пособия, образовательный портал СурГПУ. Программа дисциплины «Системная семейная психотерапия» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 37.04.01 Психология (Направленность Психологическое консультирование), с учётом примерной ОПОП ВО и методических рекомендаций. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.