Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 513947)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Методические рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ (180,00 руб.)

0   0
АвторыАрзамасцева Лидия Павловна, Шкиренко Галина Анатольевна, Беленова Наталия Николаевна, Федченко Анна Александровна, Ярышина Валерия Николаевна
ИздательствоВоронеж
Страниц67
ID673178
Аннотация Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре экономики труда и основ управления экономического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для обучающихся очной, очно-заочной и заочной форм обучения по направлениям 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата), 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата), 38.04.01 «Экономика» (уровень магистратуры), 38.04.02 «Менеджмент» (уровень магистратуры), 38.06.01 «Экономика» (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Методические рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ [Электронный ресурс] / Л.П. Арзамасцева, Г.А. Шкиренко, Н.Н. Беленова, А.А. Федченко, В.Н. Ярышина .— : Воронеж, 2017 .— 67 с. — 67 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/673178

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методические_рекомендации_по_выполнению_курсовых_и_выпускных_квалификационных_работ_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГУ») Экономический факультет Кафедра экономики труда и основ управления МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ Учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата), 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата), 38.04.01 «Экономика» (уровень магистратуры), 38.04.02 «Менеджмент» (уровень магистратуры), 38.06.01 «Экономика» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) Воронеж – 2017
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. 2. 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 3.1 Выбор темы 4. НАКОПЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 4 5 9 11 11 15 4.1 Подготовка и структурирование курсовой и выпускной квалификационной работы 5. 5.1 Общие требования ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 5.2 Требования к построению работы 5.3 Нумерация страниц курсовой и выпускной квалификационной работы 5.4 Нумерация разделов и подразделов работы, перечисления 5.5 Оформление иллюстраций и таблиц 5.6 Оформление формул и уравнений 5.7 Оформление ссылок 5.8 Оформление титульного листа 6. 5.9 Оформление списка использованных источников 5.10 Оформление приложений 6.1 Предзащита выпускной квалификационной работы ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 6.2 Основные документы, представляемые в Государственную экзаменационную комиссию 6.3 Подготовка обучающегося к выступлению на заседании Государственной экзаменационной комиссии ГЛОССАРИЙ ПРИЛОЖЕНИЯ 3 19 19 4.2 Рубрикация текста курсовой и выпускной квалификационной работы 28 4.3 Язык и стиль курсовой и выпускной квалификационной работы 29 30 30 32 33 33 34 37 38 39 40 40 41 41 42 44 6.4 Процедура публичной защиты выпускной квалификационной работы 45 6.5 Критерии оценки выпускной квалификационной работы 46 48 55 3.2 Составление плана курсовой и выпускной квалификационной работы 14 3.3 Работа с источниками информации
Стр.3
ность будущих специалистов к использованию полученных теоретических знаний для самостоятельного решения практических задач, умения самостоятельно определить цель исследования и провести его, дать научно обоснованную оценку результатов исследования, обеспечить достижение поставленной цели, продемонстрировать творческое использование знаний и навыков по получаемой специальности. Итоговая оценка курсовой работы является одним из критериев определения уровня профессиональной подготовки обучающегося. Важным при написании курсовой работы является то, что она подготавливает обучающегося к выполнению более сложной задачи – выпускной квалификационной работы. Именно поэтому необходимо подбирать темы курсовых работ, выполняемых обучающимися за весь период обучения, таким образом, чтобы они вместе с выпускной квалификационной работой составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных работ. Выделяют три вида курсовой работы: исследовательский, методический или прикладной. Курсовая работа является исследовательской, если она направлена на теоретическое объяснение определенных экономических феноменов и на эмпирическое (основанное на опыте) изучение их особенностей. Работа является методической, если она связана с разработкой новых или совершенствованием существующих средств и методов экономического анализа, воздействия или исследования (в том числе с проверкой их надежности, стандартизацией и т.п.), а также с анализом сравнительной эффективности методов. Основной целью методической работы является либо создание новой методики, либо адаптация или модификация методики к новым условиям ее применения. В методической работе обучающийся должен продемонстрировать понимание и владение правилами разработки (адаптации) методики, дать самостоятельный критический анализ существующих методических средств, показать навыки обработки данных и научной интерпретации результатов в терминах экономической теории. Работа считается прикладной, если она предполагает решение какойлибо практической проблемы и включает в себя описание реально проведенных в этом направлении процедур. Автор прикладного исследования не претендует на вклад в фундаментальную науку, на установление общетеоретических выводов. Основное внимание в теоретической части уделяется «переводу» прикладных задач в форму задач социально-экономического исследования, поиску теоретических категорий, соответствующих прикладным задачам, а также обсуждению потенциала различных категорий для решения практических вопросов. Обязательной частью подготовки эмпирического исследования является авторская разработка и обоснование подхода к решению прикладных задач, с обязательным обсуждением нескольких альтернатив. Разработанная процедура исследования должна демонстрировать компетентность автора в выборе 6
Стр.6
методических средств и их адаптации под конкретные прикладные задачи. В описании процедуры исследования подробно излагаются схемы сбора и анализа данных. В курсовой работе должны быть представлены результаты исследования автором как теоретического, так и практического материала в соответствующей сфере. Исследование может заключаться в сравнительном анализе подходов авторов к изучению научной проблемы или изучению отечественного и зарубежного опыта. Также желательно в работе представить анализ статистического материала. На выпускном курсе обучающийся готовится к написанию выпускной квалификационной работы, поэтому необходимо окончательно определиться с темой работы и продолжить исследование по выбранной прежде тематике, углубляя и расширяя уже использованный материал. Курсовую работу на этом этапе целесообразно выстраивать как теоретическую главу и пилотажное исследование будущей выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это вид итоговых аттестационных испытаний выпускников высших учебных заведений. ВКР выполняется в формах, соответствующих определенным уровням высшего образования (для академической степени «магистр» – в форме магистерской диссертации). Выпускная квалификационная работа является самостоятельным комплексным научно-практическим исследованием обучающихся, выполняемым под руководством научного руководителя и дающим возможность оценить уровень подготовки и компетенции специалиста, степень развития его аналитических и творческих способностей. Целью подготовки выпускной квалификационной работы является систематизация и углубление теоретических и прикладных знаний, полученных в рамках учебного процесса в вузе, закрепление навыков самостоятельной научно-исследовательской и практической работы. В процессе подготовки ВКР обучающийся должен проявить:  достаточную теоретическую подготовку и способность логического осмысления теоретического материала;  навыки в изучении и обобщении нормативных материалов и литературных источников;  необходимый уровень квалификации, способность грамотно излагать, анализировать и практически использовать современные методические подходы к решению актуальных социально-экономических проблем в условиях современного состояния науки, техники, культуры, производства и управления;  навыки комплексного анализа ситуаций, основанных на фактических данных, с использованием социологических, статистических и экономикоматематических методов;  умение логически строить текст, формулировать самостоятельные выводы и предложения. 7
Стр.7
Диссертация, выполняемая магистрантами и аспирантами, представляет собой самостоятельное исследование актуальных проблем в соответствующей области науки. Диссертация имеет внутреннее единство и отражает результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития экономико-управленческой науки. Диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности. Диссертация выполняет квалификационную функцию, т.е. готовится с целью публичной защиты и получения соответствующей степени. В этой связи основная задача ее автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи. Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстративного материала, в которых автор упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность и практическую значимость тех или иных положений. Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае. Содержание диссертации характеризуют оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания является принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей или обобщение ранее известных положений с новых научных позиций. Обучающийся несет ответственность за научную добросовестность и достоверность результатов исследования. В содержании диссертации приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной концепции, всесторонне анализируются и доказательно критикуются противоречащие ей точки зрения. Именно здесь получает наиболее полное отражение такое свойство научного познания, как критичность по отношению к существующим взглядам и представлениям, а это значит, что содержание диссертации характеризует такая особенность, как наличие дискуссионного и полемического материала. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения информации. Предпочтительным является использование языковых конструкций, исключающих употребление личного местоимения «я»: автор диссертации может выступать во множественном числе и вместо «я» употреблять местоимение «мы», что позволяет ему отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И это вполне оправдано, поскольку современную науку характеризуют такие 8
Стр.8
тенденции, как интеграция, коллективное творчество, комплексный подход к решению проблем. Диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, относится все же к разряду квалификационных работ, в основе которых лежит моделирование новых или уже известных задач. Ее научный уровень должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения. Диссертация должна иметь определенную практическую значимость. Главные выводы работы должны служить основой конкретных рекомендаций и мер по совершенствованию тех процессов и явлений, которые являются предметом исследования в диссертации. В результате на базе приобретенных знаний, умений и навыков обучающийся должен продемонстрировать общекультурные, универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, определяемые соответствующими Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата), 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата), 38.04.01 «Экономика» (уровень магистратуры), 38.04.02 «Менеджмент» (уровень магистратуры), 38.06.01 «Экономика» (уровень подготовки кадров высшей квалификации). 2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ Процесс организации исследования включает несколько этапов. I. Подготовительный этап: - постановка проблемы; - выбор темы и обоснование ее актуальности; - постановка цели и конкретных задач, разработка концепции исследования; - определение объекта и предмета исследования; - формирование плана курсовой или выпускной квалификационной работы; - выбор методик и методов проведения исследования. II. Основной этап: - сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов; - апробация и изложение результатов исследования. III. Заключительный этап: - формулирование выводов; - оценка полученных результатов. 9
Стр.9
Постановка проблемы. Проблема возникает, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате появления новых знаний или возникновения противоречий между теорией и практикой, которые не может объяснить ни одна из существующих теорий. Правильная постановка и ясная формулировка проблем, если не целиком, то в очень большой степени, определяют стратегию исследования и направление научного поиска. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке в выбранной области исследования. Выбор темы и обоснование ее актуальности. То, как автор умеет выбрать тему курсовой работы или ВКР и насколько правильно он ее понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную компетентность. Аргументация актуальности не должна быть многословной. Необходимо показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы исследования. От определения объекта и предмета исследования логично перейти к формулировке его цели, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Цель исследования формулируется в соответствии с темой работы и гипотезой проведения исследования. Задачи исследования устанавливаются в форме перечисления (изучить.., исследовать.., установить.., выяснить.., определить…, разработать… и т.п.). Формулировка задач отличается четкостью и точностью, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов отражают именно задачи курсовой работы или ВКР. Далее определяются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это социально-экономические отношения между субъектами изучаемых процессов или явлений. Основное внимание в курсовой работе и ВКР должно быть направлено на предмет исследования. Очень важным этапом научного исследования выступает выбор методов, которые используются для обработки фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов – один из основных этапов процесса исследования. Его значимость заключается в том, что собственные мысли автора, возникшие в ходе знакомства с научными работами, фактическими и статистическими данными послужат основой для получения нового знания. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически