Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 507247)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Теория и методика выполнения выпускной квалификационной работы (90,00 руб.)

0   0
Авторы Корогодин Иван Тимофеевич
ИздательствоВоронеж
Страниц30
ID673177
АннотацияВ пособии изложены методические советы по проведению исследования социально-экономических проблем,требования к выпускной работе,проблемные вопросы для самостоятельного их изучения и обсуждения на семинаре.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов по направлению «Экономика» 38.03.01. (уровень бакалавриата).
Теория и методика выполнения выпускной квалификационной работы [Электронный ресурс] / И.Т. Корогодин .— : Воронеж, 2017 .— 30 с. — 30 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/673177

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теория_и_методика_выполнения_выпускной_квалификационной_работы_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГУ») ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Учебно-методическое пособие Составитель Корогодин И.Т. Воронеж 2017
Стр.1
3 № Тематический план дисциплины Наименование темы 1. Цель, задачи и теоретические предпосылки выполнения выпускной квалификационной работы. 2. Теоритическое исследование и изложение его результатов в выпускной работе. 3. Требования к выпускной квалификационной работе. 4. Обоснование темы и плана выпускной квалификационной работы. 5. Содержание и этапы подготовки выпускной квалификационной работы. 6. Методика выполнения выпускной квалификационной работы и структура ее построения. 7. Предзащитная подготовка выпускной работы и ее защита. Приложение Литература
Стр.3
6 дя из выбранной экономической проблемы. Наиболее существенными элементами работы, выступающими в качестве ее исходных предпосылок являются: теоретическая основы и эмпирическая база исследования. Определите, что выступает в качестве теоретической основы для выполнения выпускной работы. Выясните также, откуда необходимо взять данные о фактах для проведения анализа происходящих экономических процессов и явлении в обществе, какие источники экономической информации должны быть использованы в первую очередь и насколько полно эта информация отражает реальную хозяйственную деятельность людей. Третий вопрос необходимо начать с выделения основных критериев, характеризующих актуальность экономической проблемы, которую следует определять для исследования в выпускной работе. Таких критериев можно выделить три: соответствие выбранной проблемы специальности, по которой ведется квалификационная подготовка бакалавра, степень ее изученности и значение исследования для теории и практики. Надо выяснить специфические особенности каждого из названных критериев и роль в определении актуальности проблемы. По первому критерию надо усвоить понятие специальности, по которой идет подготовка бакалавра, ее шифр, а также области исследования. При этом необходимо знать, что требование соответствия выпускной работы экономической специальности диктуется необходимостью проведения квалификационной оценки при ее защите. Степень изученности экономической проблемы как критерий ее актуальности также имеет свои особенности. Выясните данные особенности, опираясь при этом на такие характеристики, как отсутствие полной и окончательной изученности экономической проблемы, интенсивность процесса ее познания, количество научных школ, которые посвятили свою деятельность данной проблеме, имеющаяся востребованность к ней со стороны практики. Назовите показатели, по которым можно судить о степени изученности экономической проблемы. Приведите пример, в котором были бы представлены те или иные экономические проблемы, имеющие разную степень изученности и сравните их по глубине раскрытия сущности и содержания, системности и целостности теории применительно к современному уровню глобализации экономики. Покажите, какое значение имеет та или другая экономическая проблема для исследования при ее выборе. При этом особое внимание обратите на двоякую оценку значения: по количеству публикаций и по глубине разработки новых положений. Наконец, изучите значение исследования для теории и практики как критерий актуальности выбранной экономической проблемы. Определите востребованность изучаемой экономической проблемы со стороны теории и практики. Усвойте положение, в соответствии с которым, чем выше эта востребованность, тем актуальнее выбранная проблема. При этом необходимо учитывать, какое значение имеет выбранная экономическая про
Стр.6
7 блема: теоретическое или практическое. От данного значения зависят требования, которые предъявляются к результатам исследования по выбранной проблеме. Проблемные вопросы для обсуждения на семинарских занятиях 1. На выполнение какой части цели подготовки ВКР направлена каждая ее задача? 2. В чем состоят особенности первого этапа процесса исследования экономической проблемы? 3. Почему второй этап процесса исследования включает две ступени познания? 4. На каком уровне познания экономического объекта идет разработка его теоретической модели? 5. Какие два вектора познания можно выделить при изучении конкретных форм движения экономических ресурсов? 6. Каким образом взаимосвязаны между собой этапы и уровни познания экономических явлений в исследовании? 7. Почему атрибутивные элементы работы являются исходными предпосылками для начала исследования? 8. В какой последовательности определяются атрибуты при исследовании экономической проблемы? 9. На основе каких атрибутов выпускной работы в первую очередь можно определить ее предмет исследования? 10. Почему выбранная экономическая проблема для изучения должна соответствовать области исследования (специальности)? 11. По каким признакам можно выявить степень изученности экономической проблемы? 12. Какая экономическая проблема для ее исследования будет считаться более актуальной: при ее высокой степени изученности или при ее низкой степени изученности? 13. Каким образом актуальность экономических проблем определяется посредством их разграничения на имеющих практическое или теоретическое значение? Тема 2. Теоритическое исследование и изложения его результатов в выпускной работе 1. Научное познание как основа выполнения ВКР и развития экономической теории 2. Отличия метода изложения от метода исследования 3. Особенности метода изложения результатов исследования
Стр.7
8 В первом вопросе сначала надо усвоить существующее единство двух процессов в исследовании: научного познания и изложения полученных его результатов, а также положение о ведущей роли первого процесса. В связи с этим раскройте значение научного познания для выполнения ВКР. Выделите стороны познания: теоретическое и эмпирическое. Рассмотрите их содержательную часть, а также методы, применяемые для этих сторон познания. Покажите соответствие двух сторон познания двум этапам его процесса и установите взаимосвязь между ними. Выясните значение теоретического и эмпирического познания для выполнения ВКР. Изучите триединую цель научного познания: для экономической теории, хозяйственной практики и учебных дисциплин. Покажите особенности этих целей, достижение которых возможно за счет научного познания. Выделите значение положений, разрабатываемых в ВКР для практики. Научные познания, обеспечивающие более полное и всестороннее исследование проблемы, должны отвечать определенным требованиям. Раскройте черты, характеризующие качественную определенность ВКР, которые должны отражать требования к научному познанию. Обратите внимание на такой важный критерий изученности экономической проблемы, как альтернативность разным точкам зрения на понимание данной категории, определенным подходам к ее исследованию и др. При раскрытии принципа непрерывности научного познания как основы развития экономической теории, выясните те обстоятельства, которые обуславливают необходимость использования такого принципа. При этом обратите внимание на характер как экономической науки, так и экономической жизни, определяющий эти обстоятельства. Кроме того, рассмотрите направления изменения современных экономических наук, происходящие под воздействием глобализации экономики. Покажите противоречивые тенденции в этих изменениях, недостаточный учет в экономических науках особенностей российской экономической действительности. Усвойте необходимость применения принципа плюрализма в непрерывном познании явлений экономической жизни, позволяющего более обоснованно делать научные выводы. Во втором вопросе, отмечая единство метода исследования и метода изложения, раскройте их отличия, опираясь при этом на такой результат исследования, как добытая истина. Обратите внимание на творчество как единый элемент метода исследования и метода изложения. Покажите, с каким этапом и какой ступенью процесса познания непосредственно связаны каждый из этих методов, посредством какой ступени один метод отличается от другого. Усвойте известное высказывание по этому вопросу К.Маркса, которое он изложил в послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала»: «Конечно, способ изложения не может с формальной стороны не отличаться от способа исследования. Исследование должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития,
Стр.8
9 проследить их внутреннюю связь. Лишь после того, как эта работа закончена, может быть надлежащим образом изображено действительное движение»1 . Покажите в этом высказывании отличия между исследованием и изложением, а также главную задачу изложения. Выясните, в чем состоит суть изложения как продолжение исследования. Объясните два отличия изложения от исследования, смысл которых содержится в следующем: во-первых, изложение охватывает лишь часть движения научной мысли в исследовательском процессе как восхождение от абстрактного к конкретному; во-вторых, «выпрямляет» или исправляет путь исследования и его возможные зигзаги, обеспечивая движение научной мысли об изучаемом объекте и предает ей больше истинности. В третьем вопросе изучите черты, характерные для изложения результатов исследования: доступность изложенного материала для читателя, учет характера читателя и самого излагаемого материала, форма изложения научного материала. Раскройте каждую их этих черт с учетом вида, сложности и направленности использования излагаемого материала. Сравните и покажите различия в изложении научного и учебного материала, в свою очередь научного материала - в статье для опубликования и в ВКР. Усвойте необходимые условия для качественного изложения результатов исследования, к которым следует отнести: опыт и знания. Первый – требует дополнительного времени, но во многом зависит от знаний. Именно хорошие знания по изучаемой экономической проблеме - залог высокого качества исследования и изложения его результатов. Важным инструментом изложения научных выводов является экономическая категория, которая служит своеобразным языком науки. Выясните, почему экономическая категория позволяет проникнуть в глубь экономических процессов, в мир объективных законов и закономерностей, с ее помощью можно изобразить то или иное обобщение, отражающее существенное в экономических явлениях. Усвойте, как с помощью экономической категории удается показать отношения и связи, возникающие между хозяйствующими субъектами, можно всесторонне рассмотреть теоретические основы экономических процессов и явлений. Вспомните для этого три составляющие содержания любой экономической категории. Покажите на примере какой либо категории формы ее проявления, отражающие хозяйственную деятельность людей. Особое внимание следует обратить на значение экономических категорий в исследовании и прежде всего в изложении его результатов. Выясните, каким образом посредством категорий можно изобразить переход от обыденного осознания экономических отношений к научному и покажите, как они опосредуют процесс экономической жизни. Важно понять, как с помощью экономических категорий удается показать результаты научного исследования, расположенные на разных уров11 Маркс К. Капитал.- Т.1/ К.Маркс, Ф.Энгельс. Собр. Соч.- 2-е изд.-Т.23.- С.21
Стр.9
10 нях процесса познания. Выделите в исследовании проблем сущностные и поверхностные экономические категории, фундаментальные и прикладные. Рассмотрите на примере категорий: труд, товар, стоимость, цена, как они выражают сущностные производственные отношений, и те, которые расположены на поверхности общества, каким образом каждая из этих категорий имеет свою систему, в которой можно выделить самостоятельные категории, расположенные на разных уровнях по глубине их исследования. При выполнении ВКР центральное место должно отводиться изучаемой категории. Любая выпускная работа имеет такую главную категорию, которой посвящается цель исследования. Назовите эту категорию в своей ВКР, укажите на ее связи с другими категориями и на те экономические отношения, которые опосредуют эти категории. Чтобы выполнить данную работу необходимы соответствующие знания. Следовательно, важно усвоить главное правило: чтобы приобрести способности и умения качественно излагать результаты исследования, необходимы в первую очередь высокие теоретические знания по изучаемой экономической проблеме. Проблемные вопросы для обсуждения на семинарских занятиях 1. Почему необходимо выделять две стороны научного познания в исследовании: теоретическую и эмпирическую? 2. В какой последовательности должны осуществляется две стороны научного познания? 3. Когда научные результаты исследования могут быть применимы на практике хозяйственной деятельности? 4. Чем отличаются экономические учебные дисциплины от экономических наук? 5. Каким требованиям должно отвечать научное познание для выполнения ВКР? 6. Что понимается под принципом непрерывности научного познания? 7. Чем обусловлена непрерывность развития экономической теории? 8. Почему так важен плюрализм, многообразие экономических направлений и теорий, используемых в исследовании? 9. В чем единство метода исследования и метода изложения его результатов? 10. Какие существенные отличия содержит метод изложения научных результатов от процесса познания? 11. Почему изложение научных результатов в исследовании отличаются от их изложения в учебнике? 12. Каким специфическим требованиям должно отвечать изложение научных результатов, полученных при исследовании в ВКР?
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически