ISSN 2078-7626
ВЕСТНИК
Сургутского
государственного
педагогического
университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
№ 1 (52)
2018
Стр.1
ВЕСТНИК
Основан в августе 2007 г.
№ 1 (52) 2018 г.
Выходит 6 раз в год.
Журнал зарегистрирован
в Федеральной службе по надзору
в сфере массовых коммуникаций, связи
и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации СМИ
ПИ № ФС 77-29393 от 24 августа 2007 г.
Учредитель журнала:
бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет».
СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
Адрес редакции:
ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, каб. 408,
г. Сургут, Тюменская обл.,
ХМАО – Югра, 628417
Телефон: 8 (3462) 22–31–87 (доб. 4-408)
E-mail: vestnik@surgpu.ru
Сдано в печать 30.05.2018 г.
Формат 70х100/16
Авт. л. 14,4
Печать цифровая
Гарнитура DejaVu Serif
Тираж 1000
Заказ № 36
Техническая редакция, вёрстка – РИО СурГПУ
Отпечатано в РИО СурГПУ
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2018
Стр.2
ISSN 2078-7626
Surgut
State
Pedagogical
University
BULLETIN
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 1 (52)
2018
Стр.3
SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
BULLETIN
AN ACADEMIC JOURNAL
This Bulletin has started its publishing activity since 2007
in the form of 6 issues annually.
This academic journal has been registered
in the Russian Federal Agency supervising over the mass media,
tele- and radio- communication saving
in its way the Russian Federation State Cultural Heritage.
The Mass-Media Information Registration Certifi cate
is ПИ № ФС 77-29393, August 24, 2007.
Founder of journal: Budgetary Institution of Higher Education
of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra
«Surgut State Pedagogical University».
The editorial offi ce address is:
50 let VLKSM st., 10/2, room № 408,
Surgut, Tyumen region,
Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra,
Russia, 628417
Telephone number: 8 (3462) 22–31–87 (4-408)
E-mail: vestnik@surgpu.ru
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2018
Стр.4
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 1 (52) 2018
С О Д Е Р Ж А Н И Е
НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА
Засыпкин В.П.
Каюмова Е.А.
Толмачева В.В.
Педагогическое образование в регионе как фактор
формирования социально-профессиональной общности
учительства .................................................................................... 9
Профориентационное взаимодействие педагогического вуза
и учреждений дополнительного образования детей творческой
направленности: экспертное мнение .......................................... 18
Системный подход как общенаучная основа в формировании
социально-экологической готовности будущих педагогов
дошкольной образовательной организации ................................ 23
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Лепешев Д.В. Анализ философии и модели воспитания Китая ........................ 28
Шестакова О.В. Эволюция отечественных средних специальных музыкальных
школ для одаренных детей (1930–1980-е годы) .......................... 31
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Абашина В.В.
Галян С.В.,
Зворыгина О.И.
Лашкова Л.Л.,
Якоб С.А.
ЛожкинаНиязова
А.А.,
Щербакова Л.С.
Попов Н.И.,
Генкулова О.В.
Организация самостоятельной работы студентов бакалавриата
по дисциплине «Теория и методика развития математических
представлений у детей дошкольного возраста» ......................... 37
Технология кейс-стади как способ формирования
профессиональных компетенций будущих педагогов ................ 42
Ознакомление дошкольников с литературным наследием
ХМАО – Югры в условиях реализации ФГОС дошкольного
образования ................................................................................... 48
Гамецкая Н.И., средство формирования экологического мышления
Мамедов В.Н.
Экосистемная познавательная модель как педагогическое
обучающихся на занятиях по ОБЖ .............................................. 55
Экосистемный подход как один из эффективных факторов
Гибадуллина Ю.М. социального развития детей ........................................................ 58
Репина З.А.,
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
с моторной алалией ....................................................................... 65
Мугаллимова С.Р. Методика разработки учебных кейс-заданий для будущих
учителей математики ................................................................... 71
Методические приемы для проведения практикумов
по решению математических задач для будущих педагогов ..... 78
Ферзалиева А.Т., Структурно-функциональная модель педагогического
Зырянова С.М.
сопровождения детей старшего дошкольного возраста
с признаками музыкальной одаренности .................................... 83
Стр.5
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 1 (52) 2018
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ
Абдуллина Л.Р. Использование технологии «Перевернутого обучения»
в преподавании дисциплины «Теоретическая грамматика
(французский язык)» в вузе .......................................................... 89
Бужинская Н.В. Информационно-коммуникационные технологии как
важнейший компонент коучинга в высших учебных
заведениях ..................................................................................... 95
Прозорова Г.Р., Прием визуализации «пазл» как средство формирования
Ковылина А.А.
Саркисян Т.А.
Эмирова Э.С.
познавательных УУД при решении задач с модулем ................. 101
Комбинированный подход к формированию компетенции
у студентов педагогического профиля в процессе изучения
сервисов Web 2.0 ........................................................................... 106
МООС-платформы как инструмент организации онлайнобучения
........................................................................................ 111
ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Абрамовских Н.В., Инновационные аспекты организации научно-исследоваСинебрюхова
В.Л. тельской практики магистрантов в вузе ..................................... 117
Ананьева М.С.,
Магданова И.В.
Белова Т.В.,
Ефимова Е.А.
Михайлова А.Г.,
Кручина О.Н.
Никитина Т.В.
Николина В.В.,
Шарина А.В.
Понятие региональной культурно-образовательной среды
в методологии проекта «Мой Пермский край» .......................... 122
Педагогическая поддержка начинающего учителя в период
профессиональной адаптации ...................................................... 128
Волобуева Ю.В., Студенческая практика в системе профессиональных
Суханова Н.В.
координат ....................................................................................... 133
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции
в рамках инженерной подготовки ................................................ 138
Формирование профессиональной коммуникативной
компетенции курсантов вузов ФСИН России в процессе
реализации системы практического обучения ........................... 144
Технология формирования предпринимательской активности
обучающихся профессиональных образовательных
организаций ................................................................................... 155
Петрунева Р.М., Опыт Волгоградского опорного университета в развитии
Васильева В.Д., межнационального и межконфессионального взаимодействия
Дулина Н.В.
в регионе ........................................................................................ 161
Солдатенков Ф.Н. Опыт организации интеллектуального конкурса олимпийской
направленности в дошкольных образовательных
учреждениях .................................................................................. 168
Стерхов А.А.
Православная гимназия как центр духовно-нравственного
воспитания личности .................................................................... 173
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ .............................................................................................. 179
ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСИ АВТОРАМИ ........................................ 185
Стр.6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 1 (52) 2018
C O N T E N T S
SCIENTIFIC AND PRACTICAL PROBLEMS
OF DEVELOPING EDUCATION AREA
Zasypkin V.P.
Kayumova E.A.
Tolmacheva V.V.
Pedagogical Education in a Region as a Factor of Social
and Professional Community Formation of Teachers ..................... 9
Career Guidance Interaction of a Pedagogical Higher Education
Institution and Institutions of Additional Education for Children
of Creative Orientation: Expert Commentary ................................. 18
System Approach as a General Scientifi c Basis in the Formation
of Socio-Ecological Readiness of Future Teachers of Preschool ..... 23
HISTORY OF PEDAGOGICS
Lepeshev D.V.
Shestakova O.V.
Analyzing the Chenese Philosophy and Model of Education .......... 28
Evolution of National Special Secondary Music Schools for Gifted
Children (1930–1980th years) ........................................................ 31
METHODIC SECTION
Abashinа V.V.
Galyan S.V.,
Zvorygina O.I.
Lashkova L.L.,
Yakob S.A.
LozhkinaNiyazova
A.A.,
Organization of Independent Work of Undergraduate Students
in the Discipline “Theory and Methods of Development
of Mathematical Representations in Preschool Children” .............. 37
Case-study Technology as a Way of Professional Competences
Formation Among Future Teachers ................................................ 42
Familiarize Preschoolers with the Literary Heritage
of KHMAO – YUGRA in the Implementation of the FSES
of Pre-school Education ................................................................. 48
Ecosystem-based Cognitive Model as a Pedagogical Means
Gametskaya N.I., of Ecological Thinking Formation for Students at Lessons
Mamedov V.N.
Features of Speech Development of Preschool Children
of the Basics of Life Safety .............................................................. 55
The Ecosystem Approach as one of the Eff ective Factors
Gibadullina Yu.M. of Social Development of Children ................................................. 58
Repina Z.A.,
Shcherbakova L.S. with Motor Alalia ............................................................................ 65
Mugallimova S.R. How to Develop Case-Tasks for Future Math’s Teachers ............... 71
Popov N.I.,
Methodical Techniques for Practical Training on Solving
Genkulova O.V. Mathematical Problems for Future Teachers ................................. 78
Ferzalieva A.T.,
Zyryanova S.M.
Structural-functional Model of Pedagogical Support of Children
of Senior Preschool Age with Signs of Musical Rendering ............. 83
Стр.7
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 1 (52) 2018
C O N T E N T S
INFORMATION TECHNOLOGIES AND
INNOVATIVE APPROACHES IN EDUCATION
Abdullina L.R.
Buzhinskaya N.V.
Prozorova G.R.,
Kovylina A.A.
Sarkisyan T.A.
Emirova E.S.
Using the “Blended Learning” Model in Teaching Theoretical
Grammar (French Language)” in the University ............................ 89
Information and Communication Technologies as the Most
Important Component of Coaching in the Preparation
оf Students ...................................................................................... 95
Visualization Technique “PUZZLE” as a Means of Forming
Cognitive Universal Learning Activities to Solve Problems
with the Module .............................................................................. 101
Combined Approach to the Formation of the Competence
in Students of the Pedagogical Scope in the Progress
of Studyng WEB 2.0 Services ......................................................... 106
Mep-Platforms as a Tool of Organization Online-Training .............. 111
SHARE EXPERIENCE
Abramovskikh N.V., Innovative Aspects of the Organization of Research Practice
Sinebryukhova V.L. of Undergraduates at the University .............................................. 117
Ananyeva M.S.,
Magdanova I.V.
Belova T.V.,
Efi mova E.A.
Mikhailova A.G.,
Kruchina O.N.
Nikitina T.V.
Nikolina V.V.,
Sharina A.V.
Petruneva R.M.,
Vasilyeva V.D.,
Dulina N.V.
Sterkhov A.A.
The Concept of Regional Cultural and Educational Environment
in the Methodology of the Project «My Perm Territory» ................ 122
Pedagogical Support of the Beginning Teacher in the Period
of Professional Adaptation .............................................................. 128
Volobuyeva Yu.V., Student Practice in Professional Experience Programs ................. 133
Sukhanova N.V.
Foreing Language Communicative Competence Formation
in the Process of Engineering Training ......................................... 138
The Formation of Professional Communicative Competence
of Cadets of Universities of the Federal Penal Service
in the Process of Practical Training ................................................ 144
Technology of Formation of Enterprise Activity of Students
of Professional Educational Organizations ..................................... 155
Experience Volgograd Flagship University in the Development
of Inter-Ethnic аnd Interfaith Cooperation in the Region ............... 161
Soldatenkov Ph.N. Experience of Intellectual Contest Organisation of Olympic
Direction in Preschool Educational Institutions ............................. 168
Orthodox Gymnasium as a Center of Spiritual-Moral Education
of a Personality ............................................................................... 173
INFORMATION ABOUT AUTHORS ................................................................................ 179
Стр.8