Оглавление
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
Ю. Л. Александров, Н. Н. Терещенко
ЭКОНОМИКА
ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Рекомендовано Федеральным государственным бюджетным
образовательным учреждением ВПО «Государственный университет
управления» в качестве учебника для обучающихся
по программам высшего образования направления подготовки
38.04.01 «Экономика» (квалификация (степень) «магистратура»),
рег. № 151/28-2 от 30.06.2015 г. (ФГАУ ФИРО)
Издание третье, переработанное и дополненное
Красноярск
СФУ
2015
1
Стр.2
Оглавление
УДК 339.3(07)
ББК 65.42я73
А465
Александров, Ю. Л.
А465
Экономика товарного обращения : учебник / Ю. Л. Александров,
Н. Н. Терещенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Красноярск : Сиб.
федер. ун-т, 2015. – 352 с.
ISBN 978-5-7638-3318-8
На основе современных тенденций развития экономики страны в учебнике
раскрывается содержание и особенности товарного обращения, присущие ему
функции, характер их проявления и формы регулирования товарного обращения
в соответствии с действующим законодательством. Особое внимание уделено
характеристике, классификации и специфике потребительского рынка, его инфраструктуре.
Детально рассматриваются потребности, предложение и спрос
как «движущие силы» товарного обращения.
Отдельным разделом в учебнике представлены теоретические и методологические
основы исследования основных показателей потребительского рынка.
Раскрыта роль и место торговли как отрасли в системе рыночных отношений,
а также дана характеристика ее основных составных звеньев.
Предназначен для магистрантов направлений подготовки 38.04.01 «Экономика»,
100700.68 «Торговое дело», студентов направления подготовки
080100.62 «Экономика»,100700.62 «Торговое дело», аспирантов специальности
«Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)», а также
для преподавателей экономических дисциплин и специалистов, занятых в сфере
товарного обращения.
Электронный вариант издания см.:
http://catalog.sfu-kras.ru
ISBN 978-5-7638-3318-8
2
УДК 339.3(07)
ББК 65.42я73
© Сибирский федеральный
университет, 2015
Стр.3
Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................... 7
Р а з д е л I. ТОВАРНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ...................................... 9
Г л а в а 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ
ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ ...................................................... 9
1.1. Понятие, формы и функции товарного обращения .................................. 9
1.2. Потребительский рынок: сущность, функции, роль
в воспроизводственном процессе ............................................................. 14
1.3. Виды потребительского рынка и их классификация .............................. 21
1.4. Региональный потребительский рынок и его характеристика .............. 26
1.5. Факторы, оказывающие влияние на формирование
и развитие потребительского рынка ........................................................ 36
Резюме ................................................................................................................ 43
Контрольные вопросы к главе 1 ...................................................................... 46
Г л а в а 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ............................................. 48
2.1. Необходимость государственного регулирования
потребительского рынка ............................................................................ 48
2.2. Сущность и методы государственного регулирования
потребительского рынка ............................................................................ 55
2.3. Нормативно-правовое регулирование потребительского рынка .......... 62
2.4. Налоговое и кредитное регулирование потребительского рынка ........ 67
2.5. Инвестиционное и ценовое регулирование
потребительского рынка ............................................................................ 73
Резюме ................................................................................................................ 78
Контрольные вопросы к главе 2 ...................................................................... 79
Г л а в а 3. ИНФРАСТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ....... 82
3.1. Понятие и основные функции инфраструктуры ..................................... 82
3
Стр.4
Оглавление
3.2. Основные комплексы инфраструктуры потребительского рынка
и их характеристика ................................................................................... 84
Резюме ................................................................................................................ 95
Контрольные вопросы к главе 3 ...................................................................... 96
Р а з д е л II. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ .............................................. 98
Г л а в а 4. ПОТРЕБНОСТИ И СПРОС
НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ ....................................... 98
4.1. Понятие потребностей и их иерархия ...................................................... 98
4.2. Виды потребностей и их классификация ............................................... 110
4.3. Сущность спроса как экономической категории .................................. 124
4.4. Виды спроса на потребительские товары и их характеристика .......... 129
Резюме .............................................................................................................. 141
Контрольные вопросы к главе 4 .................................................................... 143
Г л а в а 5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ ........................................... 146
5.1. Товары: понятие, составляющие, модели .............................................. 146
5.2. Виды потребительских товаров и их классификация .......................... 152
5.3. Предложение на рынке потребительских товаров: понятие,
определяющие факторы ........................................................................... 157
Резюме .............................................................................................................. 160
Контрольные вопросы к главе 5 .................................................................... 161
Р а з д е л III. ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА .................................. 163
Г л а в а 6. ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА СПРОСА
НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ ..................................... 163
6.1. Принципы и виды исследования спроса ................................................ 163
6.2. Информационная база исследования спроса
на потребительские товары ..................................................................... 167
6.3. Методика исследования спроса на потребительские товары .............. 177
6.4. Методы сбора информации для исследования спроса
на потребительские товары и их характеристика ................................. 188
6.5. Технологическая схема обработки
и анализа информации о спросе ............................................................. 195
4
Стр.5
Оглавление
Резюме .............................................................................................................. 200
Контрольные вопросы к главе 6 .................................................................... 201
Г л а в а 7. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА
НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ ...................................... 204
7.1. Сущность и последовательность прогнозирования спроса
на потребительские товары ..................................................................... 204
7.2. Количественные методы прогнозирования спроса
на потребительские товары и их характеристика ................................. 208
7.3. Качественные методы прогнозирования спроса
на потребительские товары и их характеристика ................................. 216
7.4. Виды прогнозов спроса на потребительские товары
и их классификация .................................................................................. 225
Резюме .............................................................................................................. 230
Контрольные вопросы к главе 7 .................................................................... 231
Г л а в а 8. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА .................................................... 233
8.1. Конъюнктура потребительского рынка: понятие,
определяющие факторы ........................................................................... 233
8.2. Основные направления изучения конъюнктуры
потребительского рынка .......................................................................... 236
8.3. Сущность и подходы к определению емкости
потребительского рынка .......................................................................... 240
8.4. Методы расчета емкости потребительского рынка
и их характеристика ................................................................................. 244
8.5. Привлекательность потребительского рынка,
критерии ее оценки .................................................................................. 254
Резюме .............................................................................................................. 259
Контрольные вопросы к главе 8 .................................................................... 261
Р а з д е л IV. ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ
РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ......................................... 263
Г л а в а 9. ТОРГОВЛЯ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ ....................... 263
9.1. Место торговли в системе рыночных отношений ................................ 263
9.2. Функции и задачи торговли как отрасли экономики ........................... 267
9.3. Основные каналы товародвижения потребительских товаров ........... 271
9.4. Содержание и технология коммерческой деятельности ...................... 277
Резюме .............................................................................................................. 282
Контрольные вопросы к главе 9 .................................................................... 283
5
Стр.6
Оглавление
Г л а в а 10. СОСТАВНЫЕ ЗВЕНЬЯ ТОРГОВЛИ
И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА .................................................. 285
10.1. Оптовая торговля: понятие, функции,
механизм функционирования ............................................................... 285
10.2. Виды предприятий оптовой торговли и их характеристика .............. 292
10.3. Сущность, функции, значение розничной торговли .......................... 298
10.4. Классификация видов предприятий розничной торговли ................. 302
10.5. Общественное питание как составное звено сферы обращения
и его классификация .............................................................................. 313
10.6. Экономический потенциал предприятий торговли
и общественного питания ...................................................................... 322
10.7. Источники финансирования деятельности
предприятий и их характеристика ........................................................ 333
Резюме .............................................................................................................. 339
Контрольные вопросы к главе 10 .................................................................. 342
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...................................................... 345
6
Стр.7