РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ» 8 АВГУСТА 2019 ЧЕТВЕРГ №174 (7932)
Выходит для читтелей Свердловской, Челябинской, Кургнской и Тюменской облстей,
Хнты-Мнсийского втономного округ—Югры и Ямло-Ненецкого втономного округ
«Мишка» лохматый,
зато рассыпчатый
На Урале
стартовала уборка
раннего картофеля
Страница 14
ОФИЦИАЛЬНО
Правительство Свердловской
области увеличило финансирование
госпрограммы развития
промышленности и науки на территории
региона до 2024 года до
3,099 миллиарда рублей.
Один из ключевых институтов
РАН — НИИ системных исследований,
имеющий статус Федерального
научного центра
(ФНЦ), подключился к процессу
создания на базе Тюменского госуниверситета
научно-образовательного
центра. Подписано
трехстороннее соглашение о
стратегическом партнерстве
между ФНЦ, правительством Тюменской
области и вузом.
Правительство Югры одобрило
проект соглашения с правительством
ЯНАО о совместном развитии
дорожной и транспортной
инфраструктуры в период до
2024 года. Предполагается, что
северные регионы свяжут две
новые дороги: Нягань — Надым и
Радужный — Ноябрьск.
ЦИФРЫ
2,52 миллиарда рублей составит
финансирование программы
«Чистая вода» в Свердловской
области до 2024 года, из них
2,34 миллиарда предусмотрено в
федеральном бюджете и около
177 миллионов — в областном.
На 125 процентов вырос в этом
году объем выданных на Ямале
займов для малого бизнеса по
сравнению с 2018-м. Данный показатель
в 12 раз превышает
среднероссийский.
450 миллионов рублей получат
атомные города Свердловской
области в рамках соглашения региона
с ГК «Росатом» в 2019 году.
Заречному, Новоуральску и Лесному
будет направлено по
150 миллионов на развитие инфраструктуры.
Более
23 миллионов рублей составила
стоимость капремонта
комплекса гидротехнических сооружений
водохранилища на
реке Чумляк в Курганской
облас ти, в том числе 21 миллион
поступил из федерального бюджета.
По оценке регионального
департамента природных ресурсов
и охраны окружающей среды,
без ремонта возможный
ущерб от аварии мог бы превысить
44 миллиона рублей.
66 миллионов рублей будет выделено
на оказание нового вида
господдержки крестьянских хозяйств
и личных подворий на
Среднем Урале в 2019 году. Сумма
гранта «Агростартап» составит
от 3 до 4 миллионов рублей.
22 тысячи индивидуальных инвестиционных
счетов открыто в
Челябинской области. По этому
показателю регион занимает
второе место в УрФО и девятое в
России. Жители Свердловской
области открыли 30 тысяч счетов,
на третьем месте Югра (около
21 тысячи).
«Скорую» трясло на ухабах
Общественники
добились ремонта
проездов
к социальным объектам
Страница 15
Ждем автолавку
К
орговлю в малых деревнях
Ольга Штейн,
Свердловская область
расноуфимский
район расположен
на западе Свердловской
облас ти, от
Екатеринбурга до
райцентра — 200 километров,
до отдаленных
деревень —
еще десятки верст,
порой по бездорожью. Бизнес
в такую глушь калачом не заманишь,
однако даже в небольших
поселениях, где меньше
200 жителей, здесь ухитрились
сохранить магазины — благодаря
районному потребительскому
обществу у их обитателей
всегда есть свежий хлеб и
молоко.
Рентабельность
зашкаливает
Как рассказал «Российской
газете» бессменный председатель
правления местного райпо
Алексей Борисовских, у них 75
торговых точек, большинство в
небольших селах. Многие приносят
лишь убытки, которые
компенсируют за счет прибыли
других магазинов. По сути —
торговая сеть, только обороты
не те, да и прибыль минимальная.
Хотя Красноуфимское райпо
— организация «зажиточная»,
может похвастать рентабельностью
в 1,5 процента: в
среднем по стране этот показатель
в три раза ниже.
Продавец единственного магазина
в Красном Турыше Галина
Молочникова сдает в месяц
около 120 тысяч рублей. В деревне
живут семь десятков человек,
из них 15 пенсионеров.
До ближайшего села добираться
нужно на машине или пешком —
автобусы в Красный Турыш заезжают
редко.
Светлане Петуховой из деревни
Красносоколье приходится
через день ездить за 12 километров
в село Нижнеиргинское,
чтобы снимать данные с кассы.
— У нас не то что интернет,
Если вы живете в памятнике
Дождутся ли капремонта
жильцы домов,
признанных объектами
архитектурного наследия?
Страница 16
тПРОБЛЕМА В уральской глубинке пытаются сохранить
КОРОТКО
В Тюменской области
укрепляют жилкомхоз
В Тюменской области существенно скорректировали
программу развития жилищно-коммунального комплекса
до 2025 года. Намного — до 20,8 миллиарда рублей
— увеличивается объем финансирования, главным образом
за счет внебюджетных источников. На них придется
45 процентов средств. Наибольшие траты запланированы
на нынешний год. Деньги направят на повышение качества
питьевого водоснабжения и коммунального сервиса,
на ускорение темпов газификации, модернизацию
электрических сетей.
Еще один закрытый город
получит статус ТОСЭР
Еще одно закрытое административно-территориальное
образование (ЗАТО) Челябинской области — Трехгорный
— готовится получить статус территории опережающего
социально-экономи ческого развития (ТОСЭР): заявка
вскоре будет направлена в правительство РФ. Трехгорный
— типичный моногород: более 80 процентов местного
бюджета формирует один оборонный завод. Между
тем из 20 тысяч работоспособного населения только
6 тысяч — сотрудники градообразующего предприятия.
Получение статуса ТОСЭР позволит привлечь в город
бизнес, создать новые рабочие места, улучшить экономическую
ситуацию. Напомним, уже пять городов Челябинской
области имеют статус ТОСЭР: ЗАТО Озерск и
Снежинск, а также Миасс, Верхний Уфалей и Бакал.
Заводы Зауралья показали
рекордный рост
Курганская область по индексу промышленного производства
в I полугодии 2019 года обошла соседние регионы
и превысила среднероссийский показатель. В результате
регион вышел на 27 позицию среди 82 субъектов РФ
(в 2018 году область занимала 37 место). Наиболее значительный
прирост отмечен в производстве машин и
оборудования, автотранспортных средств, прицепов и
полуприцепов, металлургии. Объем отгруженной продукции
превысил 67 миллиардов рублей. Отметим, в промышленном
секторе Зауралья сейчас реализуется более
30 инвестиционных проектов общей стоимостью свыше
40 миллиардов рублей.
А КЦЕНТ
даже сотовая связь пропадает,
хотя вышка рядом, — сетует она.
И правда, пока мы разговаБез
поддержки государства
потребительским обществам
не выжить, уверен глава райпо.
А без их магазинов глубинка вымрет
ривали, связь то и дело прерывалась.
В Красносоколье полсотни
жителей, многим старикам
за 80 — без магазина им не
обойтись.
Скоропортящиеся продукты
работники райпо развозят по
точкам практически ежедневно,
в них всегда есть товары первой
необходимости. В каждом магазине
принимают заявки от жителей
— привозят даже мебель и
бытовую технику. Причем идут
навстречу покупателям: дают
кредит и отпускают товары в
долг на полтора месяца.
Цены тоже не накручивают:
буханка белого хлеба — 22 рубля.
Несколько дней назад она
подорожала на рубль: местный
хлебозавод за прошлый год
ушел в минус на полмиллиона и
теперь пытается удержаться на
плаву. Такие же убытки — 502
тысячи — насчитали и в самом
райпо по итогам работы 16 неприбыльных
точек. Борисовских
просил региональные власти
субсидировать хотя бы половину
суммы, но в ответ услышал:
«Снижайте издержки». А
снижать-то нечего.
Еще безнадежнее ситуация с
автолавками. Потребительское
общество доставляет таким способом
продукты в четыре деревни.
За прошлый год автолавки
принесли организации 98 тысяч
руб лей убытков.
Зайтуна Габдухакова из дедома
до ближайшего «супермаркета»
километров шесть, автолавка
приезжает раз в неделю,
привозит продукты в основном
по заказам.
— Конечно, хлеб и молоко
даже в холодильнике семь дней
не пролежат, поэтому ездим
сами. Когда кто-то собирается
на своей машине в магазин,
всегда спрашивает соседей, составляет
список и привозит продукты
на всех. У нас есть два
одиноких старика, одному 78,
другому 87 лет, помогаем им. А
летом в деревне полно ребятишек
— им бы мороженое, но купить
негде, — говорит пенсионерка.
ревни
Малый Турыш, где около
60 постоянных жителей, рассказывает:
магазин здесь закрылся
пять лет назад, от ее
Интернет у окошка
— Не могу достучаться до чиновников,
— сокрушается Алексей
Борисовских. — Сколько ходил,
обращался, писал… Кивают,
обещают помочь — и ничего.
Партнер сошел с рельсов
П
Анатолий Меньшиков, ЯНАО
равительство ЯНАО готово
перечислить почти
миллиард рублей компании,
входящей в состав многопрофильного
холдинга «ВИС» —
давнего партнера властей автономного
округа. Речь о «ВИС
ТрансСтрое», с которым расторгается
договор государственно-частного
партнерства
(ГЧП) о строительстве на полуострове
Ямал железнодорожной
ветки от Бованенковского
месторождения до морского
порта Сабетта. Впрочем, это не
означает, что на одном из крупнейших
и стратегических для
Ямала инфраструктурных проектов
будет поставлен крест:
как утверждают в правительстве
автономии, он просто переходит
на федеральный уровень.
Сегодня до Бованенково идет
корпоративная газпромовская
одноколейка, она стыкуется с Северной
железной дорогой (СЖД).
Соединить ее и порт, чтобы транспортировать
Северным морским
путем часть товаров, оборудования,
углеводородных продуктов,
перевозимых сейчас по магистралям
РЖД в вагонах и цистернах,
— давняя идея. В конце
2015 года правительство региона
и названная компания заключили
соглашение о ГЧП: реализация
проекта стоимостью 113 миллиардов
рублей подразумевала
строительство в своем роде единственной
на планете дороги — еще
нигде не укладывали шпалы столь
далеко за Полярным кругом.
Что успел сделать за прошедшее
время партнер? Как сообщили
в компании, это инженерногеодезические
и геологические
изыскания, отвод земельных
участков, подготовка проектносметной
документации (госэкспертизу
прошла). Заявку на возмещение
потраченных средств
исполнитель может подать до ноября,
а их объем уже назван —
937 миллионов рублей. Компенсационная
выплата предусмотрена
в бюджете ЯНАО на 2019 год.
Правительство региона объясняет
разрыв соглашения тем,
что проект «будет реализован
уже в форме федеральной концессии».
Причем подразумевается:
работа сделана не напрасно
— имеющаяся проектная документация
пригодится. Возможно
ли участие в новой концессии
прежнего партнера? На
этот вопрос у холдинга пока нет
ни утвердительного, ни отрицательного
ответа. Вообще-то в
портфеле «ВИС» немало масштабных
дорогостоящих проектов
в Сибири и в европейской
части РФ, среди которых объекты
транспортной и социальной
инфраструктуры. В Сургуте, к
примеру, готовится к сдаче в
эксплуатацию региональный
перинатальный центр. Соглашение
о его строительстве в рамках
ГЧП заключено в 2015 году.
Сдать объект в 2017-м, как было
обещано, инвестору не удалось.
Департамент здравоохранения
Югры попытался взыскать с
него за срыв сроков 218 миллионов
рублей, однако арбитражный
суд не удовлетворил иск заказчика.
Деревенские
жители приходят в
магазин и за покупками, и за общением
— как в клуб.
Без поддержки государства
потребительским обществам не
выжить, уверен он. А без них глубинка
вымрет: предприниматели
не видят смысла открывать
магазины ради сотни покупателей
— выручка копеечная, хлопот
и расходов много. Кто захочет ездить
в магазин за 10 километров?
Вот и остаются в деревне
лишь старики, доживающие свой
век вместе с ней. К слову, в Красноуфимском
районе ситуация
еще благополучная. В северной
части области, где и климат весьма
суровый, малых поселений
почти не осталось. Рассчитывать
на то, что бизнес когда-нибудь
обратит свой взор на этот рынок,
не приходится. Остается лишь
пытаться сохранить то,
что есть — потребкооперацию.
14
ТЕМА
НЕДЕЛИ Власти разорвали соглашение о строительстве дороги до арктического порта Сабетта
Создадут рукотворное
пастбище
Удовлетворена заявка Российского центра освоения
Арктики на получение бюджетной субсидии в размере
5 миллионов рублей на проведение исследований по
восстановлению кормовых угодий и созданию искусственных
пастбищ в Ямальском районе. Работы будут
проводиться на опытной площадке. Рекультивация
имеющихся мест выпаса и создание искусственных —
один из вариантов решения задачи сохранения в ЯНАО
поголовья животных наряду с переходом на таежное
или изгородное оленеводство.
Предпенсионеров обучат
В последнее время проект доработе
на станках
361 житель Курганской области предпенсионного возраста
сейчас осваивает новые специальности: токаря,
фрезеровщика, сварщика, повара и другие — всего в перечне
более 50 востребованных рынком труда профессий.
У возрастных студентов есть возможность как повысить
квалификацию по своей специальности, так и получить
смежную и даже абсолютно новую. Обучение ведется
в рамках федерального проекта «Старшее поколение»
нацпроекта «Демография». Учиться могут как не работающие
граждане, так и сотрудники предприятий.
роги от Бованенково до Сабетты
именуется «Северным широтным
ходом-2». Это означает, что
он должен стать органичной частью
или продолжением проекта
«Северный широтный ход»
(СШХ), которому скоро исполнится
15 лет, и он все еще в чертежах.
Напомним, СШХ — ветка протяженностью
около 700 километров,
она должна соединить Свердловскую
железную дорогу и СЖД.
Стоимость «первого» хода оценивается
более чем в 200 миллиардов
рублей. Самый дорогой объект
— совмещенный с автомобильным
переездом мост через Обь.
Фальстартов строительства СШХ,
как и предварительных договоренностей
об участниках проекта,
их доле в инвестициях, окупаемости
вложений, было несколько.
Проект неоднократно переделывался
в целях его удешевления,
и процесс еще не завершен.
В мае 2018 года торжественно
заложена капсула в основание
обского моста. Ожидалось, что
за него примутся никак не позже
2019-го. Пока не получилось.
Хотя концессия заключена. •
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
По сообщениям корреспондентов «РГ»
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
ЭКОНОМИКА
Где предпочитают
отдыхать
уральцы летом
Дмитрий Артюхов,
губернатор ЯНАО:
— Безопасная и надежная инфраструктура
Крайнего Севера во
многом зависит от реализации
проектов «Северный широтный
ход» и «Северный широтный
ход-2», имеющих большое значение
для национальной экономики.
С появлением железной дороги в
Сабетте мы решим важные государственные
задачи по формированию
новой транспортной карты
Арктики, увеличению грузопотока
по Северному морскому пути, созданию
комфортных условий для
жизни и работы людей.
НАВЕДИ СМАРТФОН
СЧИТАЙ QR-КОД
ПЕРЕЙДИ ПО ССЫЛКЕ
ФИЛИАЛЫ ФГБУ
«РЕДАКЦИЯ
«РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ»
ЕКАТЕРИНБУРГ: ул. Тургенева, 13, офис 820.
Телефон/факс (343) 371-24-84, 355-30-68. E-mail: san@rg-ural.ru
ТЮМЕНЬ: ул. Осипенко, 81, офис 1004.
Телефон/факс: (3452) 35-24-94, 35-25-11. E-mail: man72t@mail.ru
ЧЕЛЯБИНСК: Свердловский пр., 60.
Телефон/факс: (351) 727-73-33, 727-78-08. E-mail: chel@rg.ru
rg.ru/region/urfo
ИНФОГРАФИКА «РГ» /ЕЛЕНА МАРДЕР
ТАТЬЯНА АНДРЕЕВА
ТАТЬЯНА АНДРЕЕВА
ИНФОГРАФИКА «РГ» /ЕЛЕНА МАРДЕР
Стр.1