Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Педагогические измерения

Педагогические измерения №1 2019 (800,00 руб.)

0   0
Страниц108
ID657849
АннотацияНаучно-методический журнал современного типа, публикующий статьи по вопросам методологии, теории и методики педагогических измерений. Эта сфера научно-образовательной деятельности уже давно получила признание во многих странах мира. Она называется там "Educational Measurement".
Педагогические измерения .— : Издательский дом "Народное образование" .— 2019 .— №1 .— 108 с. — URL: https://rucont.ru/efd/657849 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогические_измерения_№1_2019.pdf
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Педагогические измерения Главный редактор - Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ»Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ» Редакционная коллегия: -- – академик РАО, д-р Болотов Виктор Александрович – академик Р пед. наук, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Безбородое Александр Борисович – д-р ист. наук, тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», руководитель Федеральной к «ФИПИ» Вербицкая Мария Валерьевна – д-р филол. наук, руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ» – д-р филол. наук, рук водитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ» Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук, руководитель Центра педагогических измерений ФГБНУ «ФИПИ» тель Центра педагогических измерений, руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по физике ФГБНУ «ФИПИ» Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания литературы ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ» Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания литерату ры ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ» Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Донского государственного технического университета Редакция: Заместитель главного редактора: к.психол.н. ушнир Алексей Михайлович Заместитель главного редактора: к.психол.н. Кушнир Алексей Михайлович Заместитель главного редактора: Лячина Светлана Николаевна Заместитель главного редактора: Лячина Светлана Николаевна Ответственный секретарь: Чернышова Ксения Владимировна Вёрстка: Буланов Максим Корректор: Асанова Людмила Технолог: Цыганков Артём Тел: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62 Ответственный секретарь: Чернышова Ксения Владимировна Вёрстка: Столбова Марина Корректор: Асанова Людмила Технолог: Цыганков Артём Тел.: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62 E-mail: narob@yandex.ru, kushnir-narobr@yandex.ru www.narodnoe.org Е-mail: narob@уаndex.ru, kushnir-narobr@уаndex.ru www.narodnoe.org Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2 Редакция: Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1 Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2 - ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1 Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Донского государственного технического университета Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук, рекрек тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный гумани тарный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по историимиссии по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБНУ ФГБНУ «ФИПИ» Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р филос. наук, директор Института стратегии развития образования Российской академии образования Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук, директор Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р филос. наук, директор Института стратегии развития образования Российской академии образования Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук, директор Центра мониторинга качества образова ния Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук, заведующий кафедрой экономической и социальной географии имени академика РАО В.П. Максаковского ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ» Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, руководитель Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, на чальник Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, глав ный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ» 20191 3 2018 Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук, заведующий кафедрой экономической и социальной географии имени академика РАО В.П. Максаковского ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ» Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, руководитель Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, главный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ» ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» © Коллектив авторов, 2019 © Коллектив авторов, 2018
Стр.2
Содержание номера: КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Решетникова О.А. Особенности перспективных моделей КИМ ОГЭ ............................................................................4 В статье описываются особенности перспективных моделей контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по истории, обществознанию, географии, биологии, физике, химии и информатике. Делается акцент на практико-ориентированном характере новых моделей заданий, на усилении роли оценки метапредметных результатов. Даётся характеристика преемственности новых моделей с ныне действующими. ИНСТРУМЕНТАРИЙ Артасов И.А., Мельникова О.Н. Перспективная модель КИМ ОГЭ по истории .................................................................................8 В статье описана перспективная модель КИМ ОГЭ по истории, разработанная в соответствии с ФГОС; приведена характеристика новых моделей заданий, в том числе: на подбор фактов для аргументации данной точки зрения, на работу с исторической картой, на проверку знаний по истории зарубежных стран; отмечена преемственность новой модели с действующей. Котова О.А., Лискова Т.Е. Перспективная модель КИМ ОГЭ по обществознанию ................................................................. 15 В статье представлены концептуальные идеи разработки перспективной модели КИМ ОГЭ по обществознанию; отмечены значимые преимущества новой модели в сравнении с действующей; приведена характеристика новых моделей заданий; показана преемственность двух экзаменационных моделей. Амбарцумова Э.М., Лобжанидзе А.А. Перспективная модель КИМ ОГЭ по географии ............................................................................23 В статье описывается структура и содержание перспективной модели КИМ ОГЭ по географии, разработанной на основе деятельностного подхода к оценке учебных достижений. Дана характеристика новых моделей заданий, особое внимание уделяется заданиям на самостоятельное преобразование географической информации из одной знаковой системы в другую. Демидова М.Ю., Камзеева Е.Е. Перспективная модель КИМ ОГЭ по физике .................................................................................28 В статье представлены основные концептуальные подходы к разработке модели КИМ ОГЭ по физике в соответствии с ФГОС ООО, описываются особенности оценки различных групп предметных результатов, приводятся примеры новых моделей заданий. Особое внимание уделяется оцениванию методологических умений, как наиболее значимых результатов для формирования естественнонаучной грамотности. Рохлов В.С. Перспективная модель КИМ ОГЭ по биологии ..............................................................................37 В статье представлена перспективная модель КИМ ОГЭ по биологии, освещаются основные изменения экзаменационной модели в предыдущий период. Основной акцент делается на характеристике новых заданий, их роли в оценке предметных требований ФГОС по биологии, отмечается преемственность с действующей моделью КИМ. Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. Перспективная модель КИМ ОГЭ по химии ...................................................................................43 В статье описаны факторы, оказывающие влияние на контрольно-оценочную деятельность по химии в связи с переходом на ФГОС ООО, определены подходы к разработке новой модели КИМ ОГЭ по химии; дана характеристика обновлений, приведены примеры новых моделей заданий, обращено внимание на преемственность экзаменационных моделей ОГЭ и ЕГЭ по химии. Зинин С.А., Зинина Е.А., Новикова Л.В. ЕГЭ как форма проверки образовательной подготовки по литературе: возможности и ограничения ............................................................................................................ 50 В статье освещаются подходы к отбору содержания при разработке заданий для КИМ ЕГЭ по литературе, включая особенности проверки знаний в области истории и теории ли те ратуры. Описываются ограничения к отбору текстов художественных произведений для экзаме национных заданий, связанные с ценностно-эмоциональной сферой участника ЕГЭ. 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 1/2019
Стр.3
Содержание номера Малахова Т. Н., Челышкова М. Б., Семёнова Т. В. Доказательный подход в разработке оценочных средств для аккредитации выпускников вузов ...................................................................................................................................55 Рассматривается доказательный подход к созданию нового поколения оценочных средств, которые обеспечивают возможность отслеживания процессов, происходящих при выполнении заданий испытуемыми. Анализируются методики разработки заданий в рамках «центрированного на доказательствах дизайна». Основные положения иллюстрируются на примере создания множественных разветвляющихся кейсов для аккредитации выпускников медицинских вузов. Ступницкая М.А., Алексеева С.И. Критериальное оценивание самостоятельной работы студентов с текстами .............................62 В статье описывается опыт критериального оценивания различных работ студентов с текстами: тезирование, подготовка докладов, презентаций к ним, написание рефератов и эссе. Особое внимание обращается на выделение критериев для каждого из видов работ и дескрипторов к ним. Жеребцов А.А. Подходы к разработке кейс-измерителей по предметам естественнонаучного цикла ...............70 В статье на основе общих принципов использования кейс-технологий описываются подходы к разработке измерителей метапредметных результатов в области предметов естественнонаучного цикла. Предлагается группировка кейс-измерителей по ведущим проверяемым результатам, формулируются требования к отбору содержания и структуры данного инструментария. ПРАКТИКУМ ТЕСТОЛОГА Баранова Т.А., Белобородов В. Н., Татур А.О. Прогнозирование индивидуальных результатов испытуемых по разным вариантам гомогенных тестов на основе современной теории тестирования IRT ............................................................ 76 В статье предлагается методика прогнозирования индивидуальных результатов испытуемых на основе данных, полученных в предыдущих тестированиях. Методика использует модели современной теории тестирования IRT (Item Response Theory). Описаны результаты апробации методики для двух последовательных тестирований одних и тех же учащихся по математике, русскому языку, физике, обществознанию и другим предметам. Бодоньи М.А. Источники снижения надёжности оценки заданий с развёрнутым ответом по иностранным языкам .........................................................................................................................................83 Статья посвящена обзору и систематизации причин снижения надёжности оценки заданий с развёрнутым ответом по иностранным языкам. Показано, что типичные случаи снижения надёжности связаны с использованием оценочного инструментария, реализацией оценочной процедуры и поведением эксперта, оценивающего продукты письменной речи. Выявление причин снижения надёжности позволяет повысить объективность и точность оценки. Мохир Ю.М. Универсальная система оценивания разных видов тестовых заданий закрытого типа .............90 В статье предлагается система оценивания разных видов тестовых заданий закрытого типа, в основу которой положена вероятность угадывания правильного ответа. Рекомендуемая оценка находится в обратной пропорциональной зависимости от вероятности угадывания правильного ответа. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОКО Краснощёкова С.В., Мендель А.В., Мендель В.В. Региональные диагностические работы по математике как инструмент для совершенствования подготовки старшеклассников к ЕГЭ ...........................................................................................95 В статье описывается опыт проведения региональных диагностических работ, представлены подходы к отбору содержания контрольных измерительных материалов, способы интерпретации результатов диагностик, а также варианты использования результатов диагностических работ для управления качеством образования в регионе. 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 1/2019
Стр.4
Колонка главного редактора Особенности перспективных моделей КИМ ОГЭ Решетникова Оксана Александровна кандидат педагогических наук, директор ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», fipi@fipi.ru Ключевые слова: основной государственный экзамен, контрольные измерительные материалы, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), перспективная модель, общественно-профессиональное обсуждение. В рамках научной деятельности ФГБНУ «ФИПИ» мы продолжаем обсуждение как вопросов по совершенствованию действующих экзаменационных моделей КИМ процедур государственной итоговой аттестации и иных процедур оценки качества образования, так и перспектив их развития. Как мы уже анонсировали в предыдущих выпусках журнала «Педагогические измерения», в настоящее время продолжается активная работа по созданию моделей инструментария для оценки образовательных достижений в соответствии с требованиями ФГОС. Наиболее важным является направление разработки перспективных моделей КИМ для ГИА. Работы были организованы в два этапа. На первом этапе осенью прошлого года были разработаны перспективные модели КИМ ОГЭ по 7 предметам: история, обществознание, география, биология, физика, химия и информатика. Эти модели в октябре прошлого года были опубликованы на сайте ФИПИ для проведения общественно-профессионального обсуждения. На втором этапе завершена разработка перспективных моделей ещё 4 предметов ОГЭ: русский язык, литература, математика и иностранные языки, КИМы по которым публикуются так же на сайте института. Следует отметить, что мы не ограничились только коллективными и индивидуальными отзывами, которые приходят в ФИПИ в рамках таких обсуждений. Было инициировано проведение достаточно большого числа разнообразных мероприятий как на профессиональных площадках, так и в средствах массовой информации. В октябре 2018 г. состоялась пресс-коференция в международной информационном агентстве «Россия сегодня» (РИА Новости), на которой были представлены как общие подходы к формированию новых КИМ, так и особенности экзаменационных моделей1 . Были даны интервью для телеканала «Россия» и мультимедийного информационного центра «Известия». Научные сотрудники ФИПИ принимали участие в радиопередачах радиостанций «Эхо Москвы» и «Культура», на которых обсуждались вопросы совершенствования экзамена. Серьёзное профессиональное обсуждение новых экзаменационных моделей было организовано в научно-методических советах ФГБНУ «ФИПИ», которые объединяют ведущих специалистов в преподавании данных предметов (ректоров профильных вызов, заведующих кафедрами, учёных, методистов и ведущих учителей). На заседаниях научно-методических советов были 4 С видеозаписью мероприятия можно ознакомиться на сайте РИА Новости по адресу https://ria.ru/sn_edu/20181023/1531281555.html 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 1/2019
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.