Министерство образования и н ауки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 4 | 2017
ISSN 2218-8711
Стр.2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Центром
истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный
сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических
кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор)
Баксанский О. Е., доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора био- и экофилософии
ФГБУН «Институт философии РАН»
Безрогов В. Г., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории диагностики творчества
ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор Института общественных наук Российской академии народного
хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, директор Института «Высшая школа образования» ФГБОУ
ВО «Московский педагогический государственный университет»
Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой педагогики ФГБОУ
ВПО «Волгоградский социально-педагогический университет»
Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Микешина Л. А., Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор кафедры философии
Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет»
Обухов А. С., кандидат психологических наук, доцент Института образования ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа
экономики»
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО»
Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатория
экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики», профессор
департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики», профессор
кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет»
Савенков А. И., доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики
и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Семёнов
А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор кафедры
математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский
государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации, руководитель
Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии образования ФГБОУ ВО «Московский
педагогический государственный университет»
Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии ОАНО ВО
«Московский психолого-социальный университет», профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Проблемы современного образования | № 4 | 2017 | http://www.pmedu.ru
2
Стр.3
THE EDITORIAL BOARD
M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head
of the History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems
of Preparation of Teaching Staff, Moscow State University of Education (MSPU) (Editor in Chief)
O. Ye. Baksansky, ScD In Philosophy, Professor, Senior Research Fellow at the Bio- and Eco-Philisophy Sector of the
Institute for Philosophy of the Russian Academy of Sciences
V. G. Bezrogov, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Senior
Research Fellow at the “Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education”
D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological
Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow State University of Education (MSPU)
E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
I. V. Vachkov, Professor at the Institute of Social Sciences, the Russian Presidential Academy of National Economy and
Public Administration
E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Director of the Institute “Higher school of education”, Moscow
State University of Education (MSPU)
I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, ScD in Education, Professor, Deputy Head of the Pedagogics Department at
the Volgograd State Socio-Pedagogical University
I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow State University of Education (MSPU)
L. A. Mikeshina, Honored Science Worker of Russian Federation, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department
at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow State University of Education (MSPU)
A. S. Obukhov, PhD in Psychology, Associate Professor, National Research University Higher School of Economics
A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education
A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Full Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and
behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department
at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of childhood Moscow State University of Education (MSPU)
A. I. Savenkov, ScD in Psychology, ScD in Education, Professor, Head of the Institute for Pedagogy and Psychology
of Education, Moscow State autonomous educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical
University”
A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician
of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics
and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University
G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow State University of Education (MSPU)
G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the
Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of
childhood, Moscow State University of Education (MSPU)
M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow State University
of Education (MSPU)
A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous
non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of childhood Moscow State University of Education (MSPU)
Проблемы современного образования | № 4 | 2017 | http://www.pmedu.ru
3
Стр.4
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки
Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США)
Дёмин В. П., доктор искусствоведения, профессор, академик РАО, академик-секретарь Отделения
образования и культуры РАО
Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор кафедры управления проектами ГАОУ ВО
города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, вице-президент РАО
Ланин Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»
Маркарова Т. С., кандидат филологических наук
Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
THE EDITORIAL COUNCIL
N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford
University, USA
V. P. Dyomin, ScD in Art, Academician of the Russian Academy of Education, Academician-Secretary to the
Department of education and culture, the Russian Academy of Education
N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow State autonomous
educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical University”
Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, VicePresident
of the Russian Academy of Education,
B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education
T. S. Markarova, PhD in Linguistics
N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией
Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования
основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
РЕДАКЦИЯ
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Редактор (перевод): М. А. Соколова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
EDITORIAL STAFF
Executive editor: G. V. Alperina
Editor: M. A. Sokolova
Design: N. I. Lisova
Проблемы современного образования | № 4 | 2017 | http://www.pmedu.ru
4
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Философские науки 09.00.00
ИСТОРИЯ фИЛОСОфИИ
Чалый В. А. Становление политической рациональности в политикофилософских
концепциях Реформации ................................................................................................... 9
Милованов К. Ю. Социально-философская доктрина и педагогические взгляды
Джона Локка .................................................................................................................................................. 18
фИЛОСОфИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Гусев Д. В., Есипова Н. Д. Активные формы преподавания философии в вузе ............................... 27
Александрова З. А. Специфика коммуникаций в информационном
образовательном пространстве (аксиологический аспект) .................................................................. 35
Психологические науки 19.00.00
ПЕДАГОГИчЕСКАЯ ПСИхОЛОГИЯ
Обухов А. С. Модернизация педагогического образования на основе идей
культурно-исторической психологии Л. С. Выготского ....................................................................... 41
Богоявленская Д. Б., Жукова Е. С., Низовцова А. Н. О возможностях
и ограничениях тестов интеллекта .......................................................................................................... 61
Педагогические науки 13.00.00
МОДЕРНИзАЦИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Вачков И. В. Некоторые характеристики современных образовательных
организаций регионов России ................................................................................................................... 72
Неборский Е. В. Формирование сетевых сообществ в сфере высшего
образования в условиях глобализации .................................................................................................... 84
ТЕОРИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Алмазова А. А., Бабина Г. В., Любимова М. М., Соловьёва Т. А. Состояние
готовности детей к обучению письму и чтению: концепции и результаты
исследования ................................................................................................................................................. 94
Проблемы современного образования | № 4 | 2017 | http://www.pmedu.ru
5
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ОбРАзОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Богуславский М. В. Обоснование выдающимся отечественным педагогомпросветителем
В. Ф. Одоевским перспектив российского образования ..........................................114
Лисович В. Н. Регламентация детского чтения в России XIX – начала ХХ веков:
вопросы теории ........................................................................................................................................... 124
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОбРАзОВАНИИ
Еныгин Д. В. Анализ исследований в области педагогического проектирования ........................ 135
Богуславская Т.Н. Оценка качества дошкольного образования в условиях
его стандартизации .................................................................................................................................... 142
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕхНОЛОГИИ В ОбРАзОВАНИИ
Березняк Ю. Л., Олешко Т. В., Щербакова Т. К., Игнатенко В. З.,
Макуха С. И. Модульно-рейтинговая организация учебного процесса
по физике на предвузовском этапе обучения иностранных учащихся .......................................... 150
СЛОВО МОЛОДЫМ учЕНЫМ
Бизяева Н. В. Университетская инспекция и ее роль в становлении
системы управления училищами учебных округов в Российской империи
первой половины XIX века .........................................................................................................................161
Проблемы современного образования | № 4 | 2017 | http://www.pmedu.ru
6
Стр.7
CONTENTS
Philosophic Sciences 09.00.00
HISTORy OF PHILOSOPHy
Chaly V. A. The Development of Political Rationality in Political Philosophies
of the Reformation ............................................................................................................................................ 9
Milovanov K. Yu. Socio-Philosophical Doctrine and Pedagogical Views of John Locke ........................ 18
EDUCATIONAL PHILOSOPHy
Gusev D. V., Esipova N. D. Active Forms of Teaching Philosophy in a University .................................. 27
Alexandrova Z. A. Specifics of Communications in the Information Educational
Space (Axiological Aspect) ............................................................................................................................ 35
Psychological Sciences 19.00.00
EDUCATIONAL PSyCHOLOgy
Obukhov A. S. Modernization of Pedagogical Education on the Basis
of L. S. Vygotsky’s Ideas of Cultural and Historical Psychology .............................................................. 41
Bogoyavlenskaya D. B., Zhukova E. S., Nizovtsova A. N. On the Capabilities
and Limitations of the Intelligence Tests ..................................................................................................... 61
Pedagogical Sciences 13.00.00
MODERNIzATION OF EDUCATION
Vachkov I. V. Some Characteristics of Modern Educational Organizations
in Russian Regions ......................................................................................................................................... 72
Neborskiy E. V. Formation of Network Communities in the Sphere of Higher
Education under Globalization Conditions ................................................................................................. 84
THEORy OF EDUCATION
Almazova A. A., Babina G. V., Lyubimova M. M., Solovyova T. A. Children’s Readiness
for Learning Writing and Reading: Concepts and Results of a Study ..................................................... 94
Проблемы современного образования | № 4 | 2017 | http://www.pmedu.ru
7
Стр.8
CONTENTS
HISTORy OF EDUCATION AND PEDAgOgy
Boguslavskiy M. V. Reasoning of Russian Education Perspectives by an Outstanding
Russian Educator and Enlightener – V. F. Odoevsky ................................................................................114
Lisovich V. N. Regulation of Children’s Reading in Russia in the XIX – Early XX
Centuries: Problems of Theory ................................................................................................................... 124
NEw RESEARCH IN EDUCATION
Enygin D. V. Analysis of the Researches in the Area of Pedagogical Projecting .................................. 135
Boguslavskaya T. N. Assessment of the Quality of Preschool Education
under the Conditions of Its Standardization ............................................................................................ 142
INNOvATIvE TECHNOLOgIES IN EDUCATION
Bereznyak Yu. L., Oleshko T. V., Scherbakova T. K., Ignatenko V. Z., Makuha S. I. Module
and Rating System of Teaching Physics to Foreign Students on a Pre-University Level ..................... 150
yOUNg SCIENTISTS’ vISION
Biziaeva N. V. University Inspection and its Role in the Formation of the
Management System of the Specialized Schools in the Educational Districts
in the Russian Empire of the First Half of the XIXth Century .................................................................161
Проблемы современного образования | № 4 | 2017 | http://www.pmedu.ru
8
Стр.9