ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 5, 2017
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
Новичков В. Б., главный редактор, доцент Института «Высшая школа образования»
МПГУ, кандидат педагогических наук
Дронов В. П., первый проректор МПГУ, доктор географических наук, профессор,
академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Глушков А. И., и.о. заведующего кафедрой права ИСГО МПГУ, доктор юридических
наук, профессор
Джуринский А. Н., профессор Института детства МПГУ, доктор педагогических
наук, академик РАО
Ерошин В. И., главный научный сотрудник НИЦ Московского психологосоциального
университета, доктор экономических наук, доктор педагогических
наук, профессор, член-корреспондент РАО
Минин А. Я., заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин ИСГО МПГУ,
доктор юридических наук, профессор
Молчанов А. В., профессор кафедры «Экономические и финансовые расследования»
Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ им. М. В. Ломоносова
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор
биологических наук
Райзберг Б. А., главный научный сотрудник Всероссийской академии внешней
торговли, доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор
Розов Н. Х., декан факультета педагогического образования МГУ
им М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор
Хабибулин А. Г., заведующий кафедрой «Экономические и финансовые
расследования» Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ
им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор
Чертов В. Ф., заведующий кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Борис Черни, директор факультета иностранных языков университета г. Кан
(Франция), профессор
Дин Дэкэ, ректор Вэйнаньского педагогического университета, доктор философских
наук, профессор (КНР)
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого (г. Оломоуц, Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Свободного Университета г. Больцано (Италия),
директор Государственного института дошкольного воспитания и исследования
Министерства образования Баварии (Германия)
Стр.3
Редколлегия:
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ВО
МИОО, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук
Князев В. Н., профессор кафедры философии МПГУ, доктор философских наук
Короткова М. В., профессор кафедры методики преподавания истории МПГУ, доктор
исторических наук
Кузьменко Г. А., заместитель заведующего кафедрой теоретических основ физической
культуры и спорта МПГУ, кандидат педагогических наук
Кучугурова Н. Д., профессор кафедры элементарной математики и методики обучения
математике МПГУ, доктор педагогических наук
Мусарский М. М., директор Института социально-гуманитарного образования МПГУ,
доктор экономических наук
Нестерова Н. М., и. о. заведующего кафедрой гражданско-правовых дисциплин МПГУ,
кандидат юридических наук
Николаев М. В., доцент кафедры экономической теории и менеджмента МПГУ, кандидат
экономических наук
Речицкая Е. Г., профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
МПГУ, кандидат педагогических наук
Славина В. А., заведующий кафедрой журналистики и медиакоммуникаций МПГУ,
доктор филологических наук
Уваров А. Ю., профессор кафедры информационных технологий в образовании МПГУ,
доктор педагогических наук
Черемных Г. В., профессор кафедры декоративно-прикладного искусства МПГУ,
кандидат педагогических наук
Чеха В. В., профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ,
начальник управления правового и кадрового обеспечения Россотрудничества, кандидат
юридических наук
Ширяева С. В., и. о. заведующего кафедрой теории и истории государства и права МПГУ,
кандидат юридических наук
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2017
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает
с позицией редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность
приводимой информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна
без письменного разрешения редакции.
Подписано в печать 23.10.2017. Формат 60х90/8. Тираж 1000 экз.
Усл. печ. л. 26,75.
Стр.4
Science and School
№ 5, 2017
All-russian
Scientific and Pedagogical Journal
Editorial Board:
Novichkov V. B., Editor-in-Chief, Associate Professor, Institute “Graduate School
of Education”, Moscow State University of Education, PhD in Education
Dronov V. P., First Vice-rector, Moscow State University of Education, ScD
in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in-Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Glushkov A. I., Acting Chairperson, Law Department, Institute of Socio-Humanitarian
Education, Moscow State University of Education, ScD in Jurisprudence, Professor
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow State University
of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Eroshin V. I., Chief Researcher, Scientific Research Center, Moscow Psychological
and Social University, ScD in Education, ScD in Economics, Professor, Corresponding
Member, Russian Academy of Education
Minin A. Ya., Chairperson, Criminal Law Disciplines Department, Institute of SocioHumanitarian
Education, Moscow State University of Education, ScD in Jurisprudence,
Professor
Molchanov A. V., Professor, Economics and Financial Studies Department, Higher
School of State Audit, Lomonosov Moscow State University
Pankova N. B., Chief Researcher, Poly-system Studies Laboratory, Scientific Research
Institute of General Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical
Sciences, ScD in Biology
Raizberg B. A., Chief Researcher, Russian Foreign Trade Academy, ScD in Economics,
ScD in Engineering, Professor
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Khabibulin A. G., Chairperson, Economics and Financial Studies Department, Higher
School of State Audit, Lomonosov Moscow State University, ScD in Jurisprudence,
Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow State
University of Education, ScD in Education, Professor
Boris Czerny, Director, Faculty of Foreign Languages, University of Caen Normandy
(France), Professor
Ding Deke, President, Weinan Normal University (China), ScD in Philosophy, Professor
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany)
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic)
Wassilios Fthenakis, Professor, Free University of Bolzano (Italy), Director, State
Institute of Pre-School Education and Research of the Ministry of Education of Bavaria
(Germany)
Стр.5
Editorial Team:
Argunova M. V., Professor, Department of Preschool and Primary Education, Moscow
Institute of the Open Education, ScD in Education, PhD in Biology
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow State University of Education,
ScD in Philosophy
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow State
University of Education, ScD in History
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow State University of Education, PhD in Education
Kuchugurova N. D., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching
Mathematics Department, Moscow State University of Education, ScD in Education
Musarsky M. M., Director of the Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow
State University of Education, ScD in Economics
Nesterova N. M., Acting Chairperson, Civil Law Disciplines Department, Moscow State
University of Education, PhD in Jurisprudence
Nikolaev M. V., Associate Professor, Economical Theory and Management Department,
Moscow State University of Education, PhD in Economics
Rechitskaya E. G., Professor Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
State University of Education, PhD in Education
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Mediacommunications Department, Moscow
State University of Education, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Professor, Information Technologies in Education Department, Moscow State
University of Education, ScD in Education
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow State
University of Education, PhD in Education
Chekha V. V., Professor, Management of Educational Systems Department, Moscow State
University of Education, Head of Legal and Staffing Office, Rossotrudnichestvo Federal
Agency, PhD in Jurisprudence
Shiryaeva S. V., Acting Chairperson, Theory and History of State and Law Department,
Moscow State University of Education, PhD in Jurisprudence
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2017
С требованиями к предоставляемым материалам
и сопутствующей информацией можно ознакомиться
на сайте журнала
www.nauka-i-shkola.ru
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
В рамках разработки концепции развития педагогического образования редакция журнала
пуб ликует материалы, касающиеся новых подходов к содержанию образования, в том числе в части
раскрытия его правовых и экономических аспектов. Приглашаем авторов публикаций принять
участие в обсуждении данных проблем.
Педагогические науки (13.00.00)
145 ЛЕТ МПГУ
Лубков А. В., Дронов В. П. В. И. Вернадский, МВЖК и развитие высшей школы
в России .......................................................................10
Каракозов С. Д., Поликарпов С. А. Петр Новиков – выдающийся математик
в выдающемся университете ......................................................22
Болотова Е. Л. Первый московский период жизни Николая Дмитриевича Зелинского .....27
Голдберг Э. А., Гоншорек С. Н., Лекторский В. А., Меськов В. С.,
Сабанина Н. Р. Давай создадим человека: пять когнитивных революций ................34
Мосалов А. А., Жигарев И. А., Пятунина С. К. Николай Константинович Кольцов
и становление биологического образования в МВЖК – МГПИ – МПГУ ...................44
Новичков В. Б. П. И. Новгородцев: философско-дидактическое и архетипическое
наследие .......................................................................55
Трубина Л. А., Лазарева Е. Ю. Эпоха Герье ........................................61
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Денисова Н. С., Атанасян С. Л. Левон Сергеевич Атанасян ...........................69
Белова Н. А., Кирдянова Л. В. Методика проектно-исследовательской
деятельности школьников как содержательный компонент вузовской
педагогической подготовки бакалавров .............................................76
Корешков В. В. Воспитательный аспект единства и взаимодействия содержания
и формы в искусстве ............................................................81
Литвиненко Ю. А., Радынова О. П., Печерская А. Б. Подготовка учащихсямузыкантов
к публичным выступлениям: возрастной аспект ...........................87
Лян Цзин, Трегубова Л. В., Болдова Т. А. Мотивирующая роль интерактивных
заданий в процессе преподавания русского языка как иностранного студентам
из Китая .......................................................................95
Хозяшева Л. С. Детерминанты творческой работы с гобеленом как основа
педагогического воздействия ....................................................100
Фролова Е. В. К вопросу о систематизации профессиональных ценностных
ориентаций студентов вуза ......................................................108
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Живодрова Т. А. Английский детский фольклор как компонент современных
УМК по английскому языку ......................................................112
Малин А. Г., Боровских Т. А., Чернобельская Г. М. Внеурочная активность
как ресурс раннего обучения химии ...............................................119
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Иргашева Т. Г. Развитие языковой личности в современной полиэтнической школе .....125
Мельникова Е. Л., Степанец Т. Н. Технология проблемного диалога на уроках
литературы ....................................................................131
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дмитриева Д. А., Еремеева А. П. Коммуникативно-речевая деятельность
как средство обучения русскому языку в сфере профессионального общения
(опыт организации занятий в группе с поликультурным составом учащихся) .............139
Лыкова И. А., Синицина И. А. Модернизация дополнительного образования:
от принципа вариативности к поддержке индивидуальности ..........................143
Первушина М. О., Небаев И. А. Методические аспекты электронного
лабораторного практикума по физике в области профессионального образования .......152
Антипушина Ж. А. «Приспособленность организмов к среде обитания» – урок
биологии в музее ...............................................................158
Парфенова О. Ю. Использование приема инсценирования в произведениях
эпического рода на уроках литературного чтения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .166
Козлов В. И. Нравственное воспитание младших школьников на уроках
изобразительного искусства .....................................................173
Корнеева М. А. Формирование духовно-нравственной культуры детей старшего
дошкольного возраста на примере народной текстильной куклы .......................180
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Колесников В. Н. Принципы организации занятий по художественному слову ...........187
Мамченко А. А. Онтодидактические опыты: методологическое обеспечение
новой дидактики? ..............................................................194
Рыбушкина Л. Б. Метод проектов как средство развития исследовательской
деятельности младшего школьника ...............................................202
Пошехонов И. С. Логико-математический базис как основа классификации
расчетных задач в школьном курсе химии ..........................................207
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Захаренкова Е. И., Юдин А. П. Музыкальное исполнительство как атрибутивный
компонент фортепианной педагогики ..............................................213
Мякинина С. Б. Реализация концепции развития дополнительного образования
детей в Российской Федерации ...................................................218
Симонова М. М. Психолого-педагогические проблемы в организации
экскурсионной деятельности .....................................................227
Стр.8
CONTENTS
Pedagogics (13.00.00)
145TH
ANNIVERSARY OF MSPU
Lubkov A. V., Dronov V. P. V. I. Vernadsky, Moscow Higher Women’s Courses
and the Development of Higher School in Russia .......................................10
Karakozov S. D., Polikarpov S. A. Petr Novikov – the Greatest Mathematician
in the Greatest University ..........................................................22
Bolotova E. L. Nikolay Zelinsky’s First Moscow Period of Life .............................27
Goldberg E. A., Gonshorek S. N., Lectorsky V. A., Meskov V. S.,
Sabanina N. R. Let’s Create a Man: Five Cognitive Revolutions ...........................34
Mosalov A. A., Zhigarev I. A., Pyatunina S. K. Nicolai K. Koltsov and Formation
of Biology Teaching in Moscow Higher Women’s Courses, Moscow State Pedagogical
Institute, Moscow State University of Education .........................................44
Novichkov V. B. P. I. Novgorodtsev’s Philosophical, Didactic and Archetypal Heritage .........55
Trubina L. A., Lazareva E. Yu. Guerrier epoch ........................................61
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Denisova N. S., Atanasyan S. L. Levon Sergeevich Atanasyan ...........................69
Belova N. A., Kirdyanova L. V. Methods of Project and Research Activities
of Schoolchildren as a Meaningful Component of Bachelors’ Pedagogical Training .............76
Koreshkov V. V. The Educational Aspect of the Unity and Interaction of Content
and Form in Art ..................................................................81
Litvinenko Y. A., Radynova O. P., Pecherskaya A. B. Training of Student-Musicians
for Public Performances: Age Aspect .................................................87
Ljan Tjing, Tregubova L. V., Boldova T. A. Motivating Role Of Interactive Tasks
in the Process of Teaching Russian as a Foreign Language to Students from China ............95
Khozyasheva L. S. Determinants of Creative Work with the Tapestry as a Basis
of Pedagogical Influence ..........................................................100
Frolova E. V. To the Question of Systematization of Professional Value Orientations
of University Students ............................................................108
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Zhivodrova T. A. English Children’s Folklore as a Component of Teaching Material
in Modern English Courses ........................................................112
Malin A. G., Borovskikh T. A., Chernobelskaya G. M. Extracurricular Activity
as a Resource for Early Chemistry Teaching ..........................................119
Стр.9
CONTENTS
Irgasheva T. G. The Development of a Language Personality in Modern
Multi-Ethnic School ..............................................................125
Melnikova E. L., Stepanets T. N. Technology of Problem Dialogue at Literature Lessons ......131
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Dmitrieva D. A., Eremeeva A. P. Communicative and Speech Activity as a Means
of Teaching Russian Language for Professional Communication (Experience
of Organization of Lessons in a Group of Multi-Cultural Students) .........................139
Lykova I. A., Sinitsina I. A. Modernization of Additional Education: from the Principle
of Variability to Individuality Support .................................................143
Pervushina M. O., Nebaev I. A. Methodological Aspects of Electronic Laboratory
Course on Physics in the Field of Vocational Education ..................................152
Antipushina Zh. A. Adaptability of Organisms to the Environment: a Biology Lesson
in K. A. Timiryazev State Biology Museum ............................................158
Parfenova O. Yu. Using the Methods of Staging in the Epic Works at Literature
Reading Lessons ................................................................166
Kozlov V. I. Moral Education of Junior Students at the Art Lessons ........................173
Korneeva M. A. Formation of Spiritual and Moral Culture of Senior Preschool Age
Children on the Example of Folk Textile Doll ..........................................180
PEDAGOGICAL SEARCH
Kolesnikov V. N. Principles of Organization the Classes in Artistic Word ...................187
Mamchenko A. A. Ontodidactics experiments: the methodological support
of new didactics .................................................................194
Rybushkina L. B. Project Method as a Means of Developing Research Activity
of Younger School Students .......................................................202
Poshekhonov I. S. Logical and Mathematical Basis as Grounds for Classification
of Problem Solving in the School Chemistry Course ....................................207
THE FLOOR IS GIVEN....
Zakharenkova E. I., Yudin A. P. Musical Performance as an Attribute Component
of Piano Pedagogy ..............................................................213
Miakinina S. B. Implementation of the Concept of Development of Additional Education
for Children in Russian Federation ..................................................218
Simonova M. M. Psychological and Pedagogical Problems in the Organization
of Excursion Activities ............................................................227
Стр.10