Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 563745)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы: монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторВоробьева Елена Ивановна
Издательство[Б.и.]
Страниц123
ID652029
АннотацияРассматриваются социально-философские, культурологические, психолого-дидактические и лингводидактические аспекты информатизации иноязычного образования. Обозначены ее проблемы и перспективы, представлен зарубежный и отечественный опыт интеграции компьютерных и информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам.
Кому рекомендованоДля специалистов в области теории и методики обучения иностранным языкам
ISBN978-5-88086-952-7
Воробьева, Е.И. Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы: монография / Е.И. Воробьева .— : [Б.и.], 2011 .— 123 с. — ISBN 978-5-88086-952-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/652029 (дата обращения: 20.06.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Информатизация_иноязычного_образования_основные_направления_и_перспективы_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Е.И. Воробьева Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы Монография Архангельск Поморский университет 2011
Стр.1
УДК 8Г243+378.147+004 ББК 81.2-9+74.580.253+32.97 В 751 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор кафедры современных языков и методики преподавания иностранных языков Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова Н.В. Чичерина; доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Ю.В. Еремин Печатается по решению редакционно-издательского Поморского университета Воробьева, Е.И. В 751 Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы: монография / Е.И. Воробьева; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Поморский университет, 2011. - 123 с. ISBN 978-5-88086-952-7 Рассматриваются социально-философские, культурологические, психолого-дидактические и лингводидактические аспекты информатизации иноязычного образования. Обозначены ее проблемы и перспективы, представлен зарубежный и отечественный опыт интеграции компьютерных и информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам. Для специалистов в области теории и методики обучения иностранным языкам. УДК 8Г243+378.147+004 ББК 81.2-9+74.580.253+32.97 совета ISBN 978-5-88086-952-7 © Воробьева Е.И., 2011 © Поморский университет, 2011
Стр.2
— j-g>iv J^Nv—— ..y<^^. .... i. i •j'^^v. • —J"^N\j-Л^* » /Ay JA V -/"^"V - J^^V— ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Гуманитарные проблемы информатизации современного общества 1.1. Социально-философские аспекты: концепции информационного общества 1.2. Культура информационного общества 1.3. Процессы информатизации современного образования.... Глава 2. Этапы информатизации иноязычного образования 2.1. Традиционные технические средства обучения иностранным языкам 2.2. Компьютерные и информационно-коммуникационные технологии обучения иностранным языкам 2.3. Принципы обучения иностранным языкам в информационно-коммуникационной среде Глава 3. Информационно-коммуникационные технологии и актуальные проблемы современного иноязычного образования 3.1. Формирование критического мышления студентов на материале электронных аудиовизуальных СМИ 3.2. Проектное обучение иностранным языкам на основе вебквест технологии 3.3. Развитие учебной автономности студентов в процессе иноязычного образования Заключение Библиографический список 4 8 19 30 46 56 66 78 93 102 ПО 112
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Одной из наиболее актуальных тенденций развития современного общества является информатизация социальной реальности. Наше поколение живет в эпоху быстрых изменений информационной среды под влиянием распространения различных технологий. Воздействие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на общество широко и многоаспектно, особенно на экономику, культуру и образование. Изменения в экономической сфере наиболее заметны. Крупные корпорации и более мелкие компании все шире используют потенциал новых информационных технологий, тем самым закладывая основы новой информационной, или сетевой экономики. Основными процессами, которые постоянно усиливают позиции сетевой экономики, являются следующие: развитие и распространение Интернет-технологий; перенос в электронную среду сети Интернет различных видов социально-экономической деятельности; процесс превращения традиционных организаций в сетевые структуры; создание сетевых вариантов «горизонтальных» экономических структур, которые обслуживают все разнообразие организаций в экономике и с переносом в сеть Интернет получают возможность работать более эффективно. Есть оценки, что в результате наблюдаемой в настоящее время высокой интенсивности основных процессов, формирующих сетевую экономику, в ближайшие 10 лет почти 90% бизнес-организаций в экономически развитых странах будут использовать в своей деятельности Интернет-технологии и сетевые формы управления [Паринов, Яковлева]. Масштабные процессы информатизации экономики привели к трансформации современной культуры. Доминирующую роль в информационном обществе начинают играть массмедиа в виде традиционных и электронных СМИ. Современный человек формируется и функционирует в мегаинформационном пространстве,
Стр.4
созданном массмедиа. При этом СМИ претендуют на роль очень мощного фактора формирования мировоззрения личности и ценностной ориентации общества. Они стали трансляторами культурных достижений и активно влияют на принятие или отрицание обществом тех или иных ценностей культуры [Павлова, 2007]. Одной из важнейших задач в сфере культуры является информационная подготовка личности к успешному функционированию в обществе. Под информационной культурой исследователи понимают «степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех всевозможных видах работ с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании» [Семенюк, с. 3]. Наличие информационной культуры у граждан информационного общества позволяет избежать конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной. Проблема информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой XX I века. От ее решения зависит дальнейшее экономическое благосостояние и социальное развитие современного общества. На современном этапе мы можем наблюдать ряд противоречий в развитии мирового образовательного процесса. Во-первых, образование, традиционно рассматриваемое как передача знаний и культуры от поколения к поколению, оказалось неспособным удовлетворить потребности современной жизни. Во-вторых, современный образовательный процесс вступил в кардинальное противоречие не только с настоящим, но и будущим. Не обеспечивая социальные потребности в настоящем, образовательная система фактически игнорирует будущее. Образование должно в своем современном развитии предвидеть и определенным опережающим образом удовлетворять потребности грядущих поколений, служить фактором адаптации молодого поколения к будущему. Разрешение обозначенных противоречий тесно связано с процессом информатизации, без которого невозможен «прорыв в будущее», так необходимый образованию XX I века [Пасхин, Ту пало, Урсул, с. 6-8]. С процессами информатизации общества связаны интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В ее основе лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через обра
Стр.5
зование. Прежде всего, меняется основная образовательная цель, которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности [Демкин, Можаева]. Иноязычное образование не является исключением из общего процесса модернизации. Современный этап развития лингводидактики характеризуется поиском эффективных способов оптимизации учебного процесса по иностранным языкам с учетом инновационных процессов, происходящих в сфере образования. Стратегическая цель современного иноязычного образования предусматривает развитие у обучаемых черт и качеств вторичной языковой личности, что подразумевает не только изучение иностранных языков, Но и глубокое проникновение в иноязычную культуру. Коммуникативная, межкультурная компетентности, а также способность к самообразованию на протяжении всей жизни являются ключевыми компетентностями, необходимыми современному специалисту для эффективного взаимодействия и самореализации в профессиональной, социальной и других сферах. Процесс современного иноязычного образования должен быть ориентирован на использование инновационных подходов, методов и средств обучения, которые бы позволили разрешить существующее на сегодняшний день противоречие между высокими требованиями общества к личности в области владения иностранными языками и достаточно скромными результатами, которые демонстрируют выпускники школ и вузов нашей страны. Представляется, что многие актуальные задачи современного иноязычного образования могут быть успешно решены лишь путем интеграции в учебный процесс новых компьютерных и информационно-коммуникационных технологий. Монография отражает современную ситуацию в сфере информатизации иноязычного образования, а также опыт автора по внедрению новых информационных технологий в процесс профессиональной подготовки студентов языкового факультета университета. Первая глава монографии носит междисциплинарный характер и посвящена рассмотрению комплекса социально-философских, культурологических и дидактических аспектов проблемы информатизации современного общества, которые являются основой для понимания ключевых тенденций в сфере информатизации образо
Стр.6
вательного процесса в целом, а также выработке инновационных путей развития профессионального иноязычного образования. Вторая глава исследования представляет этапы интеграции новых информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам. Здесь определяется роль ИКТ в системе традиционных технических средств обучения, раскрывается их лингводидактическая ценность, рассматриваются принципы обучения иностранным языкам в информационнокоммуникационной среде. Третья глава посвящена практическим аспектам проблемы информатизации иноязычного образования. В ней раскрываются лингводидактические возможности ИКТ для формирования критического мышления студентов, предлагается методика организации проектной деятельности учащихся в информационнокоммуникационной среде на базе веб-квест технологии, а также способы и приемы развития учебной автономности студентов в ходе иноязычного образования с помощью ИКТ. Автор надеется, что данная монография внесет определенный вклад в понимание инновационных процессов, характерных для современного иноязычного образования, и представит интерес для преподавателей иностранного языка, аспирантов, магистрантов и студентов, специализирующихся в области лингводидактики и методики обучения иностранным языкам.
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически