ART 191070
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
2017, № 12 (декабрь)
в процессе обучения иностранным языкам в вузе1
Кузина Марина Вячеславовна2
педагогических направлений подготовки
Развитие Я-концепции студентов
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия
mmarla@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития Я-концепции студентов при обучении иностранным
языкам в вузе. Я-концепция определяет все аспекты поведения человека и играет ключевую роль в самоактуализации
и реализации потенциала личности. Современное общество требует от человека способности к саморазвитию
и постоянному личностному и профессиональному совершенствованию, что ставит новые задачи перед образовательной
средой вуза, связанные с развитием Я-концепции студентов в целом и студентов педагогических
направлений подготовки в частности. Цель статьи – проанализировать опыт российских и зарубежных вузов по развитию
Я-концепции студентов, выделить основные подходы к реализации программ целенаправленного развития
Я-концепции в образовательном и воспитательном процессе вуза, определить приоритетные направления воздействия
на Я-концепцию студентов, установить эффективные методы развития Я-концепции. Теоретические методы
исследования включали теоретический анализ отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературы
по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта отечественных и зарубежных
вузов. В качестве эмпирических методов использовались наблюдение, включенное наблюдение (в рамках стажировок
в США и Германии с 2006 по 2019 год), опрос (анкетирование, интервью). Ключевым результатом статьи является
описание программы комплексного развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки
в процессе обучения иностранным языкам в вузе, учитывающей положительный опыт российских и зарубежных
вузов по развитию Я-концепции студентов. Предлагаемая нами программа развития Я-концепции студентов
при профессиональном изучении иностранного языка состоит из пяти блоков: теоретического, диагностического,
проектирующего, преобразующего, апробирующего/закрепляющего – и может выступать в качестве отдельного
спецкурса или в качестве дополнения к традиционному курсу дисциплины «Иностранный язык» в высшем учебном
заведении. Теоретическую значимость представляет обзор подходов к структуре Я-концепции в образовании, обзор
научной литературы по направлениям развития Я-концепции студентов. Практическую значимость исследования
составляет разработанная структура программы развития Я-концепции студентов педагогических направлений
подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе.
Ключевые слова: Я-концепция, развитие Я-концепции, студент, образовательный процесс вуза, подготовка учителей.
УДК 37.013.77
Поступила в редакцию
Received
Принята к публикации
Accepted for publication
02.11.19
18.11.19
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного Германской службой академических обменов DAAD и
Минобрнауки РФ (совместно реализуемая программа «Иммануил Кант», линия Б) научно-исследовательского
проекта № 13523.2019/13.2
2 Кузина Марина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры второго иностранного
языка и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени
С. А. Есенина», г. Рязань, Россия
Получена положительная рецензия
Received a positive review
Опубликована
Published
18.11.19
25.12.19
Стр.1
М. В. Кузина
Введение
Способность к саморазвитию, личностному и профессиональному росту является
одним из требований современного общества. Закон «Об образовании в Российской
Федерации» гарантирует удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном,
культурном и нравственном развитии. Важность способности к профессиональному
самосовершенствованию и личностному саморазвитию также находит свое
отражение в ФГОС ВО, регламентирующем требования к освоению образовательных
программ высшего педагогического образования. Я-концепция определяет все аспекты
деятельности человека и играет ключевую роль в самоактуализации и реализации
потенциала личности, что делает развитие Я-концепции студентов в процессе
обучения в вузе одной из целей образования. Особенно важно развитие Я-концепции
для студентов педагогических направлений подготовки, которым в рамках своей профессиональной
деятельности предстоит заниматься обучением, воспитанием и развитием
учащихся.
При этом можно выделить существенное противоречие между неоспоримой
важностью развития Я-концепции студентов и отсутствием специализированных
средств в образовательной и воспитательной системах вуза для организации работы
по целенаправленному развитию Я-концепции студентов.
В данном контексте чрезвычайно полезным оказывается опыт отечественных и
зарубежных вузов, реализующих задачи развития Я-концепции студентов в рамках
преподавания обязательных или профильных дисциплин.
Учебная дисциплина «Иностранный язык», являясь обязательной для всех
направлений подготовки, знакомит студентов с иноязычной культурой, готовит их к
осуществлению межкультурной коммуникации, повышает их академическую и профессиональную
мобильность. ФГОС ВО (3++) называют способность осуществлять
коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках
одной из универсальных компетенций, подчеркивая необходимость и важность владения
иностранным языком для выпускников вузов.
Проводимое нами исследование имеет целью выявить потенциал гуманитарной
учебной дисциплины «Иностранный язык» для развития Я-концепции студентов педагогических
направлений подготовки – будущих учителей иностранного языка.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Проблема развития Я-концепции и ее компонентов является объектом междисциплинарных
исследований в области психологии и педагогики.
Большинство исследователей Я-концепции считают, что суть данного понятия
раскрывается в самом названии и означает концепцию, то есть совокупность представлений
о своем Я, поэтому ограничиваются достаточно общим определением
Я-концепции. Так, Р. Бернс определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений
индивида о себе» [1]. Р. Шавельсон, Дж. Хубнери Дж. Стентон рассматривают
Я-концепцию как «совокупность представлений о себе (восприятий себя)» [2].
А. В. Сниг и Д. Кумбз определяют Я-концепцию как все, что человек описывает как
«Я» [3]. Дж. Хатти говорит, что «Я-концепция – совокупность мнений о себе, выраженных
в форме описаний, ожиданий и рекомендаций, и взаимоотношений между
этими мнениями» [4].
2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт»
Часто такое краткое определение дополняют списком сущностных, структурных
или функциональных особенностей Я-концепции, таких как
– субъективность (Р. Бернс [5], Р. Шавельсон [6], Дж. Хатти [7]);
– осознанность (В. С. Агапов [8], А. В. Петровский [9], К. Роджерс [10]);
– многоаспектность (Р. Бернс [11], Р. Шавельсон [12]);
– наличие описательного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов
(Р. Бернс [13], В. С. Агапов [14]);
– наличие темпоральной составляющей (представления о себе в прошлом, настоящем
и будущем) (В. С. Агапов [15]);
– организованность и структурированность (иерархичность) (Р. Бернс [16],
Р. Шавельсон [17]);
– наличие тесной взаимосвязи между составляющими элементами (В. С. Агапов
[18], А. В. Петровский [19]);
– относительная стабильность и динамичность (развивающийся феномен)
(А. В. Петровский [20]);
– зависимость от интерпретации результатов социального взаимодействия
(Р. Шавельсон [21], Дж. Хатти [22], А. В. Петровский [23]);
– контекстуальность (Р. Бернс [24], Р. Шавельсон [25], В. С. Агапов [26]).
Несмотря на согласие исследователей в вопросе иерархичности Я-концепции,
нет единства мнений относительно того, как именно выстраивается эта иерархия.
В вопросе структуры Я-концепции можно выделить два основных подхода: Роберта
Бернса и Ричарда Шавельсона. Именно эти два видения структуры Я-концепции
чаще всего берутся за основу при изучении развития Я-концепции в образовательном
процессе.
Р. Бернс [27] внутри общей Я-концепции (global self concept) выделяет описательный,
оценочный и поведенческий компоненты (см. рис. 1), которые проявляются в
ряде модальностей (реальное Я, идеальное Я, зеркальное Я, к которым позднее были
добавлены фантастическое Я, возможное Я, академическое Я, профессиональное Я
и т. д.) и имеют внутри себя четыре аспекта: физический, социальный, умственный и
эмоциональный. При этом следует заметить, что в переводе его книги на русский
язык в 1986 году [28] аспект, который в оригинале называется “academic”, был назван
«умственный», что, по нашему мнению, не совсем удачно (см. рис. 1).
Р. Шавельсон, Дж. Хубнер и Дж. Стентон [30] в общей Я-концепции выделяют
академическую и неакадемическую составляющие (см. рис. 2), которые они называют
Академическая Я-концепция и Неакадемическая Я-концепция. Внутри Неакадемической
Я-концепции авторы выделяют социальную, эмоциональную и физическую
Я-концепции. Академическая Я-концепция дальше подразделяется на Я-концепции
изучаемых (или ранее изучавшихся) дисциплин, давая в итоге математическую
Я-концепцию, вербальную Я-концепцию, физическую (физкультурную) Я-концепцию,
музыкальную Я-концепцию, биологическую Я-концепцию, иноязычную Я-концепцию
(foreign language self-concept) и т. д.).
Следует отметить, что в отечественной теории и практике развития Я-концепции
в образовании чаще всего за основу берется структура Я-концепции, предложенная
Р. Бернсом. Зарубежные исследователи опираются на структуру Я-концепции,
предложенную Р. Шавельсоном, Дж. Хубнером и Дж. Стентоном.
Это приводит к ряду терминологических несоответствий, а также к различиям в решении
вопроса о возможности влияния на общую Я-концепцию (general self-concept).
3
Стр.3