Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Концепт

Концепт №12 2019 (249,00 руб.)

0   0
Страниц249
ID644775
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2019 .— №12 .— 249 с. — URL: https://rucont.ru/efd/644775 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№12_2019.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№12_2019.pdf
ART 191070 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2017, № 12 (декабрь) в процессе обучения иностранным языкам в вузе1 Кузина Марина Вячеславовна2 педагогических направлений подготовки Развитие Я-концепции студентов Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия mmarla@yandex.ru Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития Я-концепции студентов при обучении иностранным языкам в вузе. Я-концепция определяет все аспекты поведения человека и играет ключевую роль в самоактуализации и реализации потенциала личности. Современное общество требует от человека способности к саморазвитию и постоянному личностному и профессиональному совершенствованию, что ставит новые задачи перед образовательной средой вуза, связанные с развитием Я-концепции студентов в целом и студентов педагогических направлений подготовки в частности. Цель статьи – проанализировать опыт российских и зарубежных вузов по развитию Я-концепции студентов, выделить основные подходы к реализации программ целенаправленного развития Я-концепции в образовательном и воспитательном процессе вуза, определить приоритетные направления воздействия на Я-концепцию студентов, установить эффективные методы развития Я-концепции. Теоретические методы исследования включали теоретический анализ отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта отечественных и зарубежных вузов. В качестве эмпирических методов использовались наблюдение, включенное наблюдение (в рамках стажировок в США и Германии с 2006 по 2019 год), опрос (анкетирование, интервью). Ключевым результатом статьи является описание программы комплексного развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе, учитывающей положительный опыт российских и зарубежных вузов по развитию Я-концепции студентов. Предлагаемая нами программа развития Я-концепции студентов при профессиональном изучении иностранного языка состоит из пяти блоков: теоретического, диагностического, проектирующего, преобразующего, апробирующего/закрепляющего – и может выступать в качестве отдельного спецкурса или в качестве дополнения к традиционному курсу дисциплины «Иностранный язык» в высшем учебном заведении. Теоретическую значимость представляет обзор подходов к структуре Я-концепции в образовании, обзор научной литературы по направлениям развития Я-концепции студентов. Практическую значимость исследования составляет разработанная структура программы развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе. Ключевые слова: Я-концепция, развитие Я-концепции, студент, образовательный процесс вуза, подготовка учителей. УДК 37.013.77 Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication 02.11.19 18.11.19 Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного Германской службой академических обменов DAAD и Минобрнауки РФ (совместно реализуемая программа «Иммануил Кант», линия Б) научно-исследовательского проекта № 13523.2019/13.2 2 Кузина Марина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры второго иностранного языка и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», г. Рязань, Россия Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 18.11.19 25.12.19
Стр.1
М. В. Кузина Введение Способность к саморазвитию, личностному и профессиональному росту является одним из требований современного общества. Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Важность способности к профессиональному самосовершенствованию и личностному саморазвитию также находит свое отражение в ФГОС ВО, регламентирующем требования к освоению образовательных программ высшего педагогического образования. Я-концепция определяет все аспекты деятельности человека и играет ключевую роль в самоактуализации и реализации потенциала личности, что делает развитие Я-концепции студентов в процессе обучения в вузе одной из целей образования. Особенно важно развитие Я-концепции для студентов педагогических направлений подготовки, которым в рамках своей профессиональной деятельности предстоит заниматься обучением, воспитанием и развитием учащихся. При этом можно выделить существенное противоречие между неоспоримой важностью развития Я-концепции студентов и отсутствием специализированных средств в образовательной и воспитательной системах вуза для организации работы по целенаправленному развитию Я-концепции студентов. В данном контексте чрезвычайно полезным оказывается опыт отечественных и зарубежных вузов, реализующих задачи развития Я-концепции студентов в рамках преподавания обязательных или профильных дисциплин. Учебная дисциплина «Иностранный язык», являясь обязательной для всех направлений подготовки, знакомит студентов с иноязычной культурой, готовит их к осуществлению межкультурной коммуникации, повышает их академическую и профессиональную мобильность. ФГОС ВО (3++) называют способность осуществлять коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках одной из универсальных компетенций, подчеркивая необходимость и важность владения иностранным языком для выпускников вузов. Проводимое нами исследование имеет целью выявить потенциал гуманитарной учебной дисциплины «Иностранный язык» для развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки – будущих учителей иностранного языка. Обзор отечественной и зарубежной литературы Проблема развития Я-концепции и ее компонентов является объектом междисциплинарных исследований в области психологии и педагогики. Большинство исследователей Я-концепции считают, что суть данного понятия раскрывается в самом названии и означает концепцию, то есть совокупность представлений о своем Я, поэтому ограничиваются достаточно общим определением Я-концепции. Так, Р. Бернс определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе» [1]. Р. Шавельсон, Дж. Хубнери Дж. Стентон рассматривают Я-концепцию как «совокупность представлений о себе (восприятий себя)» [2]. А. В. Сниг и Д. Кумбз определяют Я-концепцию как все, что человек описывает как «Я» [3]. Дж. Хатти говорит, что «Я-концепция – совокупность мнений о себе, выраженных в форме описаний, ожиданий и рекомендаций, и взаимоотношений между этими мнениями» [4]. 2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» Часто такое краткое определение дополняют списком сущностных, структурных или функциональных особенностей Я-концепции, таких как – субъективность (Р. Бернс [5], Р. Шавельсон [6], Дж. Хатти [7]); – осознанность (В. С. Агапов [8], А. В. Петровский [9], К. Роджерс [10]); – многоаспектность (Р. Бернс [11], Р. Шавельсон [12]); – наличие описательного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов (Р. Бернс [13], В. С. Агапов [14]); – наличие темпоральной составляющей (представления о себе в прошлом, настоящем и будущем) (В. С. Агапов [15]); – организованность и структурированность (иерархичность) (Р. Бернс [16], Р. Шавельсон [17]); – наличие тесной взаимосвязи между составляющими элементами (В. С. Агапов [18], А. В. Петровский [19]); – относительная стабильность и динамичность (развивающийся феномен) (А. В. Петровский [20]); – зависимость от интерпретации результатов социального взаимодействия (Р. Шавельсон [21], Дж. Хатти [22], А. В. Петровский [23]); – контекстуальность (Р. Бернс [24], Р. Шавельсон [25], В. С. Агапов [26]). Несмотря на согласие исследователей в вопросе иерархичности Я-концепции, нет единства мнений относительно того, как именно выстраивается эта иерархия. В вопросе структуры Я-концепции можно выделить два основных подхода: Роберта Бернса и Ричарда Шавельсона. Именно эти два видения структуры Я-концепции чаще всего берутся за основу при изучении развития Я-концепции в образовательном процессе. Р. Бернс [27] внутри общей Я-концепции (global self concept) выделяет описательный, оценочный и поведенческий компоненты (см. рис. 1), которые проявляются в ряде модальностей (реальное Я, идеальное Я, зеркальное Я, к которым позднее были добавлены фантастическое Я, возможное Я, академическое Я, профессиональное Я и т. д.) и имеют внутри себя четыре аспекта: физический, социальный, умственный и эмоциональный. При этом следует заметить, что в переводе его книги на русский язык в 1986 году [28] аспект, который в оригинале называется “academic”, был назван «умственный», что, по нашему мнению, не совсем удачно (см. рис. 1). Р. Шавельсон, Дж. Хубнер и Дж. Стентон [30] в общей Я-концепции выделяют академическую и неакадемическую составляющие (см. рис. 2), которые они называют Академическая Я-концепция и Неакадемическая Я-концепция. Внутри Неакадемической Я-концепции авторы выделяют социальную, эмоциональную и физическую Я-концепции. Академическая Я-концепция дальше подразделяется на Я-концепции изучаемых (или ранее изучавшихся) дисциплин, давая в итоге математическую Я-концепцию, вербальную Я-концепцию, физическую (физкультурную) Я-концепцию, музыкальную Я-концепцию, биологическую Я-концепцию, иноязычную Я-концепцию (foreign language self-concept) и т. д.). Следует отметить, что в отечественной теории и практике развития Я-концепции в образовании чаще всего за основу берется структура Я-концепции, предложенная Р. Бернсом. Зарубежные исследователи опираются на структуру Я-концепции, предложенную Р. Шавельсоном, Дж. Хубнером и Дж. Стентоном. Это приводит к ряду терминологических несоответствий, а также к различиям в решении вопроса о возможности влияния на общую Я-концепцию (general self-concept). 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ