ART 191048
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
2019, № 7 (июль)
УДК 371.14
Развитие социальной компетентности руководителя
дошкольной образовательной организации
посредством педагогического проектирования
Белинова Наталья Владимировна1
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия
belinova@mail.ru
Брызгалова Юлия Владимировна2
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия
juliyabryzgalova@mail.ru
Вершинина Анна Юрьевна3
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия
starikova.anneta@mail.ru
Аннотация. Возможности развития социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации
через педагогическое проектирование представляются актуальной проблемой в контексте современных
социокультурных преобразований. Это обусловлено не только гуманистическими принципами, ориентированными
на ценностно-нравственное и активное осмысление профессиональной деятельности, но и учетом национально-культурных
особенностей и региональных аспектов системы дошкольного образования в едином образовательном
дискурсе. Одним из проблемных компонентов в свете предлагаемого исследования видится недостаточный
уровень рефлексии социальной компетентности как составляющей профессиограммы руководителя образовательной
организации. Основными методами исследования предлагаемой проблемы выступают анализ и типологизация
существующих подходов в отечественных и зарубежных научных исследованиях к определению формально-функциональных
признаков социальной компетентности, а также метод анкетирования, позволяющий
определить степень информированности и заинтересованности профессионального сообщества в данном аспекте.
Декомпозиция данного феномена в свете современных исследований позволила выделить ряд компонентов, таких
как информационно-когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный, социально-личностный. Как показывают
наблюдения, руководители большое значение придают информационно-когнитивному и коммуникативному
компонентам, в то время как мотивационно-ценностный и социально-личностный компоненты остаются вне
зоны внимания в профессиональной деятельности. Проводимое исследование позволяет выдвинуть педагогическое
проектирование в качестве оптимального метода в социально-профессиональной деятельности, оказывающего
влияние на развитие социальной компетентности, повышение качества профессиональных функций во взаимодействии
с социальными партнерами образовательной организации. Необходимы дальнейшие исследования,
которые позволят на основании выделенной проблемы разработать методы инкорпорирования в процесс подготовки
педагогических кадров формирование социальной компетентности в разрезе учета всех ее компонентов.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, социальная компетентность, руководитель дошкольной образовательной
организации.
Поступила в редакцию
Received
Принята к публикации
Accepted for publication
12.05.2019
30.05.2019
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Белинова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики
дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет
им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Россия
2 Брызгалова Юлия Владимировна, магистрант ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический
университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Россия
3 Вершинина Анна Юрьевна, аспирант, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и
начального образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»,
г. Нижний Новгород, Россия
Получена положительная рецензия
Received a positive review
Опубликована
Published
30.05.2019
29.07.2019
Стр.1
Н. В. Белинова, Ю. В. Брызгалова, А. Ю. Вершинина
Введение
Для руководителя в сфере дошкольного образования владение социальной компетентностью
является необходимым условием профессионализма, так как его деятельность
ориентирована на взаимодействие с сотрудниками дошкольной образовательной организации
и с представителями внешнего социального окружения прежде всего по реализации
социального заказа на предоставление эффективных образовательных услуг [1, 2].
Социальная компетентность руководителя дошкольной образовательной организации
определяется нами как качественная и конструктивная характеристика развития
всех компонентов профессиональной компетентности в сфере социальной действительности,
позволяющая результативно взаимодействовать при реализации актуальных
целей профессионального развития в различных социальных ситуациях, применять
необходимые поведенческие модели (сценарии), способствующие согласованности
действий участников взаимодействия, выполнять социальную роль в единстве
функциональных прав и обязанностей [3, 4]. Ключевым отличием в этом случае социальной
компетентности руководителя дошкольной образовательной организации от
социальной компетентности руководителя образовательной организации иного типа
или уровня является набор ситуаций в микродискурсе детского сада.
Социокультурный подход рассматривается как важный фактор развития социальной
компетентности, с помощью которого формируется культурно-ценностное и
ответственное отношение руководителя к социальному окружению; происходит осознание
личности величайшей ценностью, признание ее роли в достижении гармонии
с социальным миром, стремление жить в соответствии с его законами посредством
присвоения системы ценностей общечеловеческой культуры [5–7].
Обзор отечественной и зарубежной литературы
К характеристикам социально компетентной личности, обеспечивающим решение
межличностных проблем, относят комплекс взаимосвязанных умений, связанных
с анализом деятельности и принятием решений, достижением целей эффективными
способами, развитием собственной уверенности, пониманием и учетом желаний,
ожиданий и требований других людей и др. (Г. Спивак, М. Шаре) [8].
По мнению Г. Шредера и М. Форверга, структура социальной компетентности
обусловливает развитие коммуникабельности, решимости, влиятельности, самоуважения
личности [9]. В исследованиях Т. Кавелла (1990) характеризуются три компонента
социальной компетентности: социальные способности, представления и достижения.
Клаус Кобьелл различает пять типов социальной компетентности в зависимости
от степени сложности: выражение, восприятие, сотрудничество, формирование,
идентификация [10]. По мнению Ю. Хабермаса, владение социальной компетентностью
обеспечивает человеку адекватное и эффективное решение «многообразных
проблемных ситуаций» в условиях социума [11, 12].
М. Аргайл исследует термин «общая социальная компетентность», содержательно
объединяющий профессиональную и коммуникативную компетентности. К
ее основным компонентам ученый относит социальную сенситивность, навыки взаимодействия,
одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных
ситуаций, равновесие, спокойствие [13].
К. Рубина и А. Роуз-Крэснора в русле информационной концепции социальной компетентности
обосновывают модель социально компетентного поведения, включающую ряд
2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт»
компонентов: оценку ситуации и полноты информации, выбор цели, разработку и принятие
стратегий, определение, апробацию и оценку эффективности оптимальной стратегии.
Учеными подчеркивается, что «внутренние установки, эмоциональное состояние, самооценка,
мотивация, особенности индивидуального опыта личности оказывают определенное
влияние на степень компетентности социального поведения» [14].
Успешность социального поведения личности в рамках социально-когнитивной
концепции определяется степенью развития способностей: декодировать социальную
информацию, расшифровывая невербальный план поведения и поведенческие
паттерны; интерпретировать декодированные сигналы; принимать и выбирать возможные
реакции на интерпретированные сигналы; оценивать возможные последствия
и выбирать оптимальный способ реагирования; действовать. И. Гоффман отмечается,
что будущее компетентное (или некомпетентное) поведение человека возможно
прогнозировать с раннего возраста. С точки зрения автора, достижение социального
успеха обеспечивается оптимальным соотношением персональной и социальной
идентичности личности, при котором она стремится к проявлению своей индивидуальности
и одновременно подчиняется нормам и ценностям социальной
группы. Овладение этим балансом характеризует высокий или низкий уровень развития
социальной компетентности личности, а способность выбирать и принимать
компромиссные решения между собственными целями самореализации и целями
другого человека обеспечивает социальную адаптацию [15].
Социально-когнитивная теория (А. Бандура, У. Мишель) предлагает микроанализ
как научно-исследовательскую стратегию развития социальной компетентности
и самоэффективность личности в решении конкретных задач и ситуаций социального
окружения [16, 17].
Обзор зарубежных источников позволяет выделить в структуре социальной компетентности
ее мотивационные, когнитивные, оценочные, а также операциональные
компоненты. Наличие всего комплекса компонентов обусловливает эффективное
взаимодействие, конструктивную деятельность в социуме и профессиональных сообществах,
овладение способами нормативного поведения.
Отечественные исследования социальной компетентности связаны с теорией социальных
представлений (В. Дуаз, В. Дрозда-Сеньковская, С. Московичи и др.), методологией
личностного, деятельностного и субъектного подходов (М. М. Бахтин,
А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн и др.).
Развитие социальной компетентности исследуется также в контексте «социального
интеллекта личности», интегративного понятия, раскрываемого через самопознание
и функционально обусловленные действия [18].
Таким образом, социально компетентную личность характеризуют поведение и
деятельность в соответствии с общественными ценностными установками и нормами,
готовность решать социально значимые задачи (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев). Основой
социальной компетентности личности рассматриваются коммуникативные и
социально-психологические умения (Е. В. Коблянская), а также владение сценариями
поведения (В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша) [19].
В исследованиях социальной компетентности личности особо выделяются ее мотивационные,
ценностные, эмоционально-волевые, когнитивные, содержательные,
оценочные, операциональные компоненты, отражающие осознанность убеждений,
мотивов, способность эффективно и результативно взаимодействовать, приобретать
умения к социальным достижениям в условиях конструктивной преобразовательной
3
Стр.3