Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Концепт

Концепт №7 2019 (249,00 руб.)

0   0
Страниц188
ID644770
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2019 .— №7 .— 188 с. — URL: https://rucont.ru/efd/644770 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№7_2019.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№7_2019.pdf
ART 191048 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2019, № 7 (июль) УДК 371.14 Развитие социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации посредством педагогического проектирования Белинова Наталья Владимировна1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия belinova@mail.ru Брызгалова Юлия Владимировна2 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия juliyabryzgalova@mail.ru Вершинина Анна Юрьевна3 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия starikova.anneta@mail.ru Аннотация. Возможности развития социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации через педагогическое проектирование представляются актуальной проблемой в контексте современных социокультурных преобразований. Это обусловлено не только гуманистическими принципами, ориентированными на ценностно-нравственное и активное осмысление профессиональной деятельности, но и учетом национально-культурных особенностей и региональных аспектов системы дошкольного образования в едином образовательном дискурсе. Одним из проблемных компонентов в свете предлагаемого исследования видится недостаточный уровень рефлексии социальной компетентности как составляющей профессиограммы руководителя образовательной организации. Основными методами исследования предлагаемой проблемы выступают анализ и типологизация существующих подходов в отечественных и зарубежных научных исследованиях к определению формально-функциональных признаков социальной компетентности, а также метод анкетирования, позволяющий определить степень информированности и заинтересованности профессионального сообщества в данном аспекте. Декомпозиция данного феномена в свете современных исследований позволила выделить ряд компонентов, таких как информационно-когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный, социально-личностный. Как показывают наблюдения, руководители большое значение придают информационно-когнитивному и коммуникативному компонентам, в то время как мотивационно-ценностный и социально-личностный компоненты остаются вне зоны внимания в профессиональной деятельности. Проводимое исследование позволяет выдвинуть педагогическое проектирование в качестве оптимального метода в социально-профессиональной деятельности, оказывающего влияние на развитие социальной компетентности, повышение качества профессиональных функций во взаимодействии с социальными партнерами образовательной организации. Необходимы дальнейшие исследования, которые позволят на основании выделенной проблемы разработать методы инкорпорирования в процесс подготовки педагогических кадров формирование социальной компетентности в разрезе учета всех ее компонентов. Ключевые слова: педагогическое проектирование, социальная компетентность, руководитель дошкольной образовательной организации. Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication 12.05.2019 30.05.2019 Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Белинова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Россия 2 Брызгалова Юлия Владимировна, магистрант ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Россия 3 Вершинина Анна Юрьевна, аспирант, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Россия Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 30.05.2019 29.07.2019
Стр.1
Н. В. Белинова, Ю. В. Брызгалова, А. Ю. Вершинина Введение Для руководителя в сфере дошкольного образования владение социальной компетентностью является необходимым условием профессионализма, так как его деятельность ориентирована на взаимодействие с сотрудниками дошкольной образовательной организации и с представителями внешнего социального окружения прежде всего по реализации социального заказа на предоставление эффективных образовательных услуг [1, 2]. Социальная компетентность руководителя дошкольной образовательной организации определяется нами как качественная и конструктивная характеристика развития всех компонентов профессиональной компетентности в сфере социальной действительности, позволяющая результативно взаимодействовать при реализации актуальных целей профессионального развития в различных социальных ситуациях, применять необходимые поведенческие модели (сценарии), способствующие согласованности действий участников взаимодействия, выполнять социальную роль в единстве функциональных прав и обязанностей [3, 4]. Ключевым отличием в этом случае социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации от социальной компетентности руководителя образовательной организации иного типа или уровня является набор ситуаций в микродискурсе детского сада. Социокультурный подход рассматривается как важный фактор развития социальной компетентности, с помощью которого формируется культурно-ценностное и ответственное отношение руководителя к социальному окружению; происходит осознание личности величайшей ценностью, признание ее роли в достижении гармонии с социальным миром, стремление жить в соответствии с его законами посредством присвоения системы ценностей общечеловеческой культуры [5–7]. Обзор отечественной и зарубежной литературы К характеристикам социально компетентной личности, обеспечивающим решение межличностных проблем, относят комплекс взаимосвязанных умений, связанных с анализом деятельности и принятием решений, достижением целей эффективными способами, развитием собственной уверенности, пониманием и учетом желаний, ожиданий и требований других людей и др. (Г. Спивак, М. Шаре) [8]. По мнению Г. Шредера и М. Форверга, структура социальной компетентности обусловливает развитие коммуникабельности, решимости, влиятельности, самоуважения личности [9]. В исследованиях Т. Кавелла (1990) характеризуются три компонента социальной компетентности: социальные способности, представления и достижения. Клаус Кобьелл различает пять типов социальной компетентности в зависимости от степени сложности: выражение, восприятие, сотрудничество, формирование, идентификация [10]. По мнению Ю. Хабермаса, владение социальной компетентностью обеспечивает человеку адекватное и эффективное решение «многообразных проблемных ситуаций» в условиях социума [11, 12]. М. Аргайл исследует термин «общая социальная компетентность», содержательно объединяющий профессиональную и коммуникативную компетентности. К ее основным компонентам ученый относит социальную сенситивность, навыки взаимодействия, одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций, равновесие, спокойствие [13]. К. Рубина и А. Роуз-Крэснора в русле информационной концепции социальной компетентности обосновывают модель социально компетентного поведения, включающую ряд 2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» компонентов: оценку ситуации и полноты информации, выбор цели, разработку и принятие стратегий, определение, апробацию и оценку эффективности оптимальной стратегии. Учеными подчеркивается, что «внутренние установки, эмоциональное состояние, самооценка, мотивация, особенности индивидуального опыта личности оказывают определенное влияние на степень компетентности социального поведения» [14]. Успешность социального поведения личности в рамках социально-когнитивной концепции определяется степенью развития способностей: декодировать социальную информацию, расшифровывая невербальный план поведения и поведенческие паттерны; интерпретировать декодированные сигналы; принимать и выбирать возможные реакции на интерпретированные сигналы; оценивать возможные последствия и выбирать оптимальный способ реагирования; действовать. И. Гоффман отмечается, что будущее компетентное (или некомпетентное) поведение человека возможно прогнозировать с раннего возраста. С точки зрения автора, достижение социального успеха обеспечивается оптимальным соотношением персональной и социальной идентичности личности, при котором она стремится к проявлению своей индивидуальности и одновременно подчиняется нормам и ценностям социальной группы. Овладение этим балансом характеризует высокий или низкий уровень развития социальной компетентности личности, а способность выбирать и принимать компромиссные решения между собственными целями самореализации и целями другого человека обеспечивает социальную адаптацию [15]. Социально-когнитивная теория (А. Бандура, У. Мишель) предлагает микроанализ как научно-исследовательскую стратегию развития социальной компетентности и самоэффективность личности в решении конкретных задач и ситуаций социального окружения [16, 17]. Обзор зарубежных источников позволяет выделить в структуре социальной компетентности ее мотивационные, когнитивные, оценочные, а также операциональные компоненты. Наличие всего комплекса компонентов обусловливает эффективное взаимодействие, конструктивную деятельность в социуме и профессиональных сообществах, овладение способами нормативного поведения. Отечественные исследования социальной компетентности связаны с теорией социальных представлений (В. Дуаз, В. Дрозда-Сеньковская, С. Московичи и др.), методологией личностного, деятельностного и субъектного подходов (М. М. Бахтин, А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн и др.). Развитие социальной компетентности исследуется также в контексте «социального интеллекта личности», интегративного понятия, раскрываемого через самопознание и функционально обусловленные действия [18]. Таким образом, социально компетентную личность характеризуют поведение и деятельность в соответствии с общественными ценностными установками и нормами, готовность решать социально значимые задачи (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев). Основой социальной компетентности личности рассматриваются коммуникативные и социально-психологические умения (Е. В. Коблянская), а также владение сценариями поведения (В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша) [19]. В исследованиях социальной компетентности личности особо выделяются ее мотивационные, ценностные, эмоционально-волевые, когнитивные, содержательные, оценочные, операциональные компоненты, отражающие осознанность убеждений, мотивов, способность эффективно и результативно взаимодействовать, приобретать умения к социальным достижениям в условиях конструктивной преобразовательной 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ