МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ
ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ «БИЗНЕС-ПЛАН»
КАК ФОРМЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
для обучающихся по программе
«Бакалавр управления бизнесом»
Составители:
Г.В. Меняйло,
Н.В. Сидорова
Воронеж
2016
1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цель и значение проектной работы
2 Требования к структурным элементам проектной работы
3 Требования к защите проектной работы
4 Методические рекомендации по написанию разделов бизнесплана
4.1
Резюме
4.2 Бизнес идея
4.3 Миссия и цели
4.4 Описание продукта или услуги
4.5 Маркетинговый анализ
4.6 Маркетинговый план
4.7 Производственный план
4.8 Организационный план
4.9 Оценка рисков
4.10 Финансовый план
5 методические рекомендации по переводу проектной работы на
английский язык методические рекомендации для подготовки
доклада и презентации на английском языке
7 Оформление проектной работы
6
Список учебных пособий и методических рекомендаций
Приложения
4
5
6
7
7
8
9
10
11
16
18
21
22
23
24
33
41
45
47
3
Стр.3
Список использованных источников является обязательным атрибутом
любой научно-исследовательской работы и должен содержать
библиографические описания всех использованных в работе документов,
которые оказали существенное влияние на содержание проектной работы.
В приложениях рекомендуется размещать материалы, связанные с
выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могли быть
включены в основную часть. Приложения оформляются на отдельном листе.
В приложения могут быть включены: схемы, графики, таблицы. В тексте
работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения
располагают в порядке ссылок на них в работе. Приложения обозначаются
заглавными буквами, начиная с А (для варианта на русском языке) и А (для
варианта на английском языке). Приложение должно иметь заголовок, который
записывается по центру строки с заглавной буквы. Приложения должны иметь
общую с остальной частью проектной работы сквозную нумерацию.
3 ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Защита проектной работы проводится на открытом заседании итоговой
аттестационной комиссии в соответствии с утвержденным графиком защиты
работ.
Проектная работа «Бизнес-план» выполняется лично каждым
обучающимся.
За неделю до итоговой аттестации в деканат Бизнес-школы обучающимся
должны быть представлены следующие материалы:
1) проектная работа «Бизнес-план» в двух вариантах:
- на русском языке (15 - 30 стр.);
- на английском языке (8-10 стр.).
2) тезисы на английском и на русском языке: актуальность, цель, задачи,
результат. Печатаются на листе формата А4 2 страницы на листе (слева
русский вариант, справа английский вариант).
В процессе защиты обучающийся делает доклад на английском языке
продолжительностью 7 – 10 минут.
Для формирования навыков, связанных с обменом профессиональной
информацией на английском языке, особое внимание уделяется вариативности
языковых способов выражения мысли.
6
Стр.6
Для иллюстрации основных положений выступления необходимо
подготовить электронную презентацию в MS Power Point.
Содержание слайдов должно отвечать следующим правилам:
- титульный слайд должен содержать название проектной работы и ФИО
обучающегося;
- на слайдах помещаются таблицы и рисунки;
- последний слайд должен содержать благодарственные слова «Спасибо
за внимание!».
В ходе защиты уточняются знания обучающегося, определяется степень
самостоятельности выполнения проектной работы и уровень владения
английским языком. Обучающийся должен быть готов к ответу на любой
вопрос в пределах темы проектной работы.
Основными критериями оценки качества проекта на защите являются:
- актуальность и практическая ценность проектной работы;
- соблюдение требований к составлению бизнес-плана;
- лексическое наполнение и уровень лингвистической подготовки;
- форма презентации, грамотность, логическая последовательность
изложения;
- четкость и ясность устного выступления, аргументируемость ответов на
вопросы.
Обсуждение результатов защиты проектных работ происходит на
закрытом заседании итоговой аттестационной комиссии. Проектная работа
оценивается по следующей шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РАЗДЕЛОВ
БИЗНЕС-ПЛАНА
4.1 Резюме
Один из наиболее важных разделов бизнес-плана – Резюме. Резюме
представляет собой краткое изложение бизнес-плана, суть проекта.
Несмотря на то, что Резюме размещается в самом начале бизнес-плана,
составляется же оно в самую последнюю очередь, когда вся разработка бизнесплана
уже завершена.
7
Стр.7
Основные требования – простота и лаконичность изложения, минимум
специальных терминов, убедительность, объем 1-2 страницы.
Как правило резюме содержит следующие составляющие элементы:
- наименование проекта и назначение бизнес-плана;
- краткая информация о компании;
-суть проекта;
- общая сумма инвестиций в проект и его потребности в финансировании;
- основные финансовые результаты (объем производства и реализации
продукции, планируемая доля рынка сбыта, выручка от реализации
продукции, чистая прибыль и др.) и оценка эффективности проекта ( период
окупаемости, используемая ставка дисконтирования, чистый
дисконтированный доход, внутренняя норма доходности проекта).
4.2 Бизнес-идея
Создание нового предприятия начинается с бизнес-идеи. Бизнес-идея –
это грамотный выбор вида деятельности, который в дальнейшем будет
приносить стабильный доход.
Она может быть собственной, оригинальной или заимствованной:
принципиально новой (персональный компьютер), новой (новая электронная
игра), модифицированной старой (модификация модели автомобиля или
телевизора) или старой на новом рынке (завоз подержанных автомобилей на
российский рынок).
Чтобы добиться успеха в реализации бизнес-идеи, необходимо
рассматривать ее с позиции инвестора.
В данном разделе проектной работы необходимо охарактеризовать
бизнес-идею. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы (табл. 2).
Как правило, перспективная бизнес-идея обладает следующими
характеристиками:
- удовлетворяет потребности клиента (решает его проблему);
- является инновационной;
- является уникальной;
- является четко сфокусированной;
- предполагает рентабельность в долгосрочной перспективе.
8
Стр.8
Таблица 2. Бизнес идея
Вопрос
Какую проблему
решает бизнес идея
и какова выгода
потребителя?
Каков рынок для
предлагаемого
продукта
услуги?
или
Каков механизм
получения дохода?
Характеристика бизнес идеи
Бизнес-идея должна ясно заявлять, какую потребность она
удовлетворяет и в какой форме (продукт или услуга).
Выгода может быть выражена, например, терминами: более
удобный, менее дорогой, более гибкий, более безопасный, более
простой, более надежный, служит дольше, более эффективный в
эксплуатации.
Бизнес-идея должна
демонстрировать
существование
привлекательного рынка для продукта (услуги) и
идентифицировать целевую группу потребителей. Необходимо
показать, почему бизнес-идея предлагает особые специфические
выгоды именно этим клиентам и почему эта группа особенно
интересна вам в экономическом отношении.
Бизнес-идея должна показать механизм получения дохода: каким
образом будет обеспечиваться получение дохода и в каком размере.
4.3 Миссия и цели
В данном разделе проектной работы необходимо сформулировать
миссию и цели организации.
Миссия представляет краткое описание бизнеса фирмы, которое по
возможности должно включать в себя четкие формулировки основной общей цели
фирмы и причину ее существования.
Содержание миссии должно включать в себя следующие основные
пункты:
- описание продуктов или услуг, предлагаемых организацией;
- характеристику рынка;
- основные цели организации, выраженные в терминах выживания, роста,
доходности;
- характеристику технологии;
- философию деятельности: базовые взгляды и ценности организации,
служащие основой для создания системы мотивации;
- внутреннюю концепцию, в рамках которой организация описывает
собственное впечатление о себе, указывая источники силы,
конкурентоспособности;
9
степень
Стр.9
- внешний образ компании, ее имидж, подчеркивающий экономическую и
социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями,
обществом в целом.
Цели устанавливаются на основе миссии и отражают желаемое состояние
организации, которого следует достичь в ходе использования ее потенциала. В
отличие от миссии они выражают отдельные конкретные направления
деятельности организации.
Целей организации может быть много, поэтому целесообразно выделить
главную (генеральную) и другие цели, которые определяются генеральной
целью, при этом цели нижестоящего уровня должны обеспечивать достижение
целей вышестоящего уровня.
Таким образом, в данном разделе следует построить дерево целей
организации (рис. 1).
Генеральная цель
Цель
Цель
Рис. 1. Схема дерева целей организации
При этом необходимо основываться на критерии поставленных целей по
SMART технологии:
- specific — конкретная;
- measurable — измеримая;
- achievable — достижимая;
- realistiс — реалистичная;
- time-bound — определенная по времени.
4.4 Описание продукта или услуги
В данном разделе дается описание тех видов продукции (услуг), которые
предлагаются на рынок.
10
Цель
Стр.10