Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Экономика (220,00 руб.)

0   0
АвторыЗолотарева Елена Анатольевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц83
ID643209
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре общей экономической теории экономического факультета.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов заочного отделения геологического факультета.
Экономика / Е.А. Золотарева .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 83 с. — 83 с. — URL: https://rucont.ru/efd/643209 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экономика.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Экономика.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОНОМИКА Учебно-методическое пособие для студентов геологического факультета (заочное отделение) Составитель Е. А. Золотарева Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
Тема 1. Экономика и экономическая теория: предмет, функции, развитие 1. Экономическая теория как основа экономики, ее предмет, функции и методы. 2. Производительные силы и производственные отношения. Экономические законы. 3. Становление и развитие экономической теории. При рассмотрении первого вопроса необходимо уяснить, что экономическая теория изучает отношения, возникающие между людьми в процессе создания жизненных благ, раскрывает суть экономических процессов и явлений. Обратите внимание на то обстоятельство, что предметом экономической теории в широком смысле выступают взаимоотношения людей по поводу создания и распределения жизненных благ в целях удовлетворения своих потребностей. Усвойте, что экономическая теория раскрывает наиболее общие закономерности экономического развития, является методологической основой системы экономических наук. Затем рассмотрите функции экономической теории: познавательную, методологическую, теоретическую, практическую, идеологическую. Экономическая теория использует для познания действительности метод материалистической диалектики. Для изучения сущности экономических процессов и явлений применяются следующие специфические методы и приемы исследования: научная абстракция; анализ и синтез; индукция и дедукция; единство исторического и логического подходов; единство общего и особенного; восхождение от простого к сложному; единство качественного и количественного анализа; системный анализ экономических процессов; экономико-математические методы и модели экономического развития. Поясните все эти методы и приемы познания. Во втором вопросе необходимо уяснить, что основой жизни любого общества является производственная деятельность, в ходе которой люди, 3
Стр.3
2. Бужин А. Человеческий капитал и эволюция производственных отношений / А. Бужин // Общество и экономика. – 2014. – № 1. 3. Вархотов Т. Базовые концептуальные конструкции и мысленные эксперименты в экономической теории / Т. Вархотов, О. Кошовец // Общество и экономика. – 2014. – № 4. 4. Гловели Г. А. Корсак – первый русский экономист-компаративист / Г. Гловели // Вопросы экономики. – 2011. – № 7. 5. Кейнс Дж.М. Экономические возможности наших внуков (послесловие Д. Шестакова) / Дж.М. Кейнс // Вопросы экономики. – 2009. – № 6. 6. Клюкин П. Творческое наследие Г.А. Харазова в контексте развития экономической теории воспроизводства / П. Клюкин // Вопросы экономики. – 2008. – № 2. 7. Князев Ю. О законе стоимости и стоимостных категориях капитализма / Ю. Князев // Общество и экономика. – 2011. – № 4-5. 8. Князев Ю. О современном понимании основ экономической теории / Ю. Князев // Общество и экономика. – 2013. – № 7-8. 9. Князев Ю. О трудовой теории прибавочной стоимости / Ю. Князев // Общество и экономика. – 2007. – № 11-12. 10. Койчуев Т. Экономическая наука : ответственность перед будущим / Т. Койчуев // Общество и экономика. – 2012. – № 12. 11. Корогодин И.Т. Экономическая теория труда : учебное пособие / И.Т. Корогодин. – Москва : Экономика, 2015. – 239 с. 12. Либман А. Направления и перспективы развития политико-экономических исследований / А. Либман // Вопросы экономики. – 2008. – № 1. 13. Московский А. Институционализм : теория, основа принятия решений, метод критики / А. Московский // Вопросы экономики. – 2009. – № 3. 14. Мэнкью Н.Г. Макроэкономист как ученый и инженер / Н.Г. Мэнкью // Вопросы экономики. – 2009. – № 5. 6
Стр.6
15. Орлов А. Переход от «Экономической таблицы» Ф. Кенэ к схемам воспроизводства К. Маркса / А. Орлов // Общество и экономика. – 2007. – № 9–10. 16. Попов В. Некорректности экономических теорий / В. Попов, И. Крайнюченко // Общество и экономика. – 2011. – № 1. 17. Предпосылки развития экономических систем : кол. монография / под ред. д.э.н., проф. И.Т. Корогодина. – Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2008. – 190 с. 18. Савченко П. Человек в экономике / П. Савченко, М. Федорова // Общество и экономика. – 2008. – № 7. 19. Салихов Б. Адекватна ли политическая экономия современным общественным реалиям? / Б. Салихов // Общество и экономика. – 2006. – № 3. 20. Сидорович А. О «положительном синтезе» в экономической науке / А. Сидорович // Общество и экономика. – 2014. – № 4. 21. Социально-экономические основы инновационного развития : кол. монография / под ред. д.э.н., проф. И.Т. Корогодина. – Воронеж : Научная книга, 2009. – 106 с. 22. Факторные предпосылки эффективного труда : монография / под ред. д.э.н., проф. И.Т. Корогодина. – Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2006. – 172 с. Тема 2. Экономические системы 1. Сущность экономической системы и ее структура. 2. Собственность в экономической системе. 3. Типы экономических систем. Изучая первый вопрос, уясните, что экономическая система – совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, а также единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономи7
Стр.7
ческая система представляет собой форму организации экономики, хозяйственный механизм, особым образом упорядоченную систему связей между субъектами экономики, а также совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационных форм. Усвойте, что выделяют следующие элементы экономической системы: хозяйствующие субъекты и конкретные экономические связи между ними; объекты экономической системы (процессы производства, распределения, обмена и потребления продукции); социально-экономические отношения (на основе формы собственности); организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм (способ регулирования хозяйственной деятельности на макроуровне). Рассмотрите все эти элементы. При этом более подробно остановитесь на объяснении первого элемента экономической системы. Покажите, кто относится к субъектам экономической системы. Имейте ввиду, что основных субъектов принято делить на следующие группы: домашние хозяйства; предприятия (фирмы); государство (правительство); банки. Дайте им характеристику. Поясните следующую систему отношений между хозяйствующими субъектами: неовеществленные (соглашения, прямая кооперация, руководство); овеществленные (продуктообмен, товарообмен); прямые (двусторонние отношения); косвенные (субподряд); в сферах общественного производства; отношения, возникающие стихийно, или устанавливаемые осознанно; отношения, имеющие юридическое оформление, или складывающиеся без него. Далее раскройте следующие функции, которые выполняет экономическая система: организация производства необходимых по количеству и качественному разнообразию продуктов и услуг; реализация отношений собственности; стимулирование прогресса развития производительных сил с целью качественного совершенствования производства. Изучите структуру экономической системы: материально-техническую; социально-экономическую; организационную; институциональную. 8
Стр.8
Второй вопрос следует начать разбирать с экономического содержания собственности. Усвойте, что собственность – отношения людей друг к другу в связи с их отношением к факторам производства и произведенному продукту. Выясните, по поводу чего возникают эти отношения. Раскройте характерные черты собственности (объективные отношения; собственность есть отношения присвоения-отчуждения). Затем рассмотрите систему отношений собственности: отношения владения, распоряжения, пользования. Узнайте, кто является субъектами отношений собственности и что выступает в качестве ее объектов. Рассмотрите следующие основные типы и формы собственности: индивидуальный (личная, частно-трудовая, частно-нетрудовая); коллективный (коллективно-трудовая, кооперативная, арендная, акционерная и т.д.); государственный (федеральная, субъектов федерации, местная (муниципальная)); смешанный (акционерная, СП). Имейте ввиду, что от экономических отношений следует отличать юридические отношения собственности (право собственности). Право собственности законодательно закрепляет экономические отношения и является производным от них. Поскольку юридические отношения выступают более поверхностными, то в практике собственность проявляется, прежде всего, как юридические отношения. Выясните, какие есть основные правовые нормы собственности. Утверждение и неукоснительное соблюдение правовых норм собственности – это фундамент, от состояния которого зависит прочность всех элементов свободного рынка. Бесспорная защита собственности, зафиксированная государственными актами и проводимая в жизнь через юридические каналы – непременное условие рыночного обмена. Далее усвойте, что основным путем преобразования собственности является приватизация. Раскройте ее содержание. Объясните основную цель приватизации – совершенствование механизма хозяйствования. Рассмотрите формы приватизации: прямая продажа за деньги активов предприятия и ценных бумаг; льготная продажа или бесплатная передача активов и ценных бумаг работникам данного предприятия; массовая 9
Стр.9
ваучерная приватизация; реприватизация (восстановление в правах собственности лиц, незаконно ее лишенных раннее). Объясните, в чем заключается различие при продаже предприятий по конкурсу и с аукциона. При рассмотрении третьего вопроса следует сначала уяснить, что отличие экономических систем друг от друга заключается в путях использования экономических ресурсов, господствующих в обществе формах собственности, механизме хозяйствования, роли государства в экономике, т.е. разница выражается в подходах и методах решения основных экономических проблем. На основе этого выделяют следующие типы экономических систем: традиционный, рыночный, административно-командный и смешанный. Раскройте их характерные черты, покажите недостатки и объясните достоин ства. Затем выясните, что переходная экономика – экономика, находящаяся в состоянии изменений, перехода от одного типа хозяйства к другому. Разберите типы переходной экономики: локальный (в отдельной взятой стране, регионе) и глобальный (в масштабе мирового хозяйства). По характеру переходных процессов выделяют: естественно-эволюционный тип и реформаторско-революционный. Объясните основные черты переходной экономики: временная неустойчивость; альтернативность (разные варианты перехода к конечному состоянию); появляются и начинают функционировать особые переходные формы; особый характер противоречий (не противоречие функционирования, а противоречия развития старого и нового); историчность (связана с условиями перехода, зависит от особенностей региона, страны). Покажите особенности переходной экономики в России. Дополнительная литература: 1. Акиндинова Н. Экономика России : перед долгим переходом / Н. Акиндинова, Я. Кузьминов, Е. Ясин // Вопросы экономики. – 2016. – № 6. 2. Балацкий Е. Влияние конкуренции на длительность и амплитуду приватизационного цикла / Е. Балацкий, Н. Екимова // Общество и экономика. – 2009. – № 1. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ