Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Историко-педагогические чтения

Историко-педагогические чтения №1 2019 (50,00 руб.)

0   0
Страниц443
ID642585
АннотацияЕжегодник
Историко-педагогические чтения .— Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет .— 2019 .— №1 .— 443 с. — URL: https://rucont.ru/efd/642585 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Историко-педагогические_чтения_№1_2019.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Историко-педагогические_чтения_№1_2019.pdf
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Уральский государственный педагогический университет Институт общественных наук СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО (ИСТОРИКОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) XXIII всероссийские с международным участием историко-педагогические чтения Екатеринбург 2019
Стр.2
УДК 94 ББК Т С69 Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве научного издания (Решение № 13 от 27.03.2019) РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: Г.А. Кругликова кандидат исторических наук, доцент (главный редактор) З.И. Гузненко кандидат исторических наук, доцент М.К. Елисафенко кандидат исторических наук, доцент В.Н. Земцов доктор исторических наук, профессор И.М. Клименко кандидат педагогических наук, доцент С69 Социально-гуманитарное образование: Человек, Общество, Государство (историкопедагогические аспекты) [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; табл., схемы. В сборник включены материалы, представленные на XXIII всероссийские с международным участием историко-педагогические чтения, прошедшие в Институте общественных наук УрГПУ 2629 марта 2019 г. Сборник содержит публикации, в которых рассматриваются актуальные вопросы личности, общества и государства в исторической науке. Актуализированы наиболее важные проблемы образовательного пространства: историческая память и историческая политика. Представлен теоретико-методический опыт в сфере социально-гуманитарного образования в школе и вузе. Издание рассчитано на научных работников, преподавателей вузов и учителей школ, аспирантов и студентов, интересующихся проблемами истории, теории и методики обучения истории. Материалы публикуются в авторской редакции. ISBN 978-5-7186-1151-9 The collection includes materials presented at the XXIII All-Russian with international participation historical and pedagogical readings, held at the Institute of Social Sciences of the USPU from March 26-29, 2019. The collection contains publications that deal with current issues of the individual, society and the state in historical science. The most important problems of the educational space are actualized: historical memory and historical politics. The theoretical and methodological experience in the field of social and humanitarian education in schools and universities is presented. The publication is designed for researchers, university professors and school teachers, graduate students and students interested in the problems of history, theory and methods of teaching history. The materials are published in the author's edition. УДК 94 ББК Т ISBN 978-5-7186-1151-9 © ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2019
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ I. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ А.В. Сперанский История как социальная память человечества: взгляды, позиции, убеждения…………………………………………………… 8 А.В. Трофимов Л.Б. Гапоненко А.Н. Гребенкин Л.А. Дашкевич М.К. Елисафенко М.В. Попов Е.Ю. Жарова И.В. Зыкин М.А. Клинова Российское государство: стандарты демократии и проблема доверия…………………………………… 14 Взаимодействие личности и власти в социальном государстве……………… 18 Педагогические и социокультурные аспекты реформы российских военно-учебных заведений в 1882 г. ……………………………... 23 Преобразование системы управления образованием в планах Екатеринбургского уездного земства периода революций 1917 года……….. 29 Кузница педагогических кадров на Среднем Урале в начале XX в. ………… 34 О конфликтах между профессорами-биологами российских университетов XIX – начала XX века…………………………………………………………… 42 Денежное и материальное стимулирование труда работников отечественного лесопромышленного комплекса в 1930-х гг. ……………….. 48 Решение кадровых проблем на предприятиях и в учреждениях непромышленных отраслей городской инфраструктуры в послевоенный период………………………………………………………….. 53 Г.А. Кругликова Наследие в современном социокультурном пространстве: к постановке проблемы…………………………………………………………. 58 М.И. Люхудзаев В.Ф. Мезенцев О.С. Мозговая М.Н. Начапкин Партийная деятельность революционных коммунистов в Екатеринбурге и Уфе в 1919-1920 гг. …………………………………………………………… 64 Некоторые аспекты изучения европейского города нового времени в современной зарубежной историографии……………………………………. 70 Н.Н. Мельников Финансирование советской строительной сферы в 1941-1945 гг.: эффективная система или дефектное развитие? ……………………………… 74 Положение советских немцев в годы Великой Отечественной войны……… 79 И.А. Новиков Д.Л. Островкин А.Е. Патлахов Е.В. Пестерев И.А. Попп Э.Е. Протасова Д.Ю. Пухов А.А. Смагина Е.С. Соколова П.А. Сперанский М.В. Суворов Т.П. Урожаева А.А. Фортун Правление императоров Александра III и Николая II в оценках современников и современных историков…………………………. 83 «Стиснув зубы и с улыбкой на лице»: феномен «Уральской молнии»……… 89 Развитие сети инфраструктурных учреждений сферы здравоохранения на Урале в 1920-х гг. ……………………………………………………………. 96 Значение научной литературы для военно-исторической реконструкции Куликовской битвы……………………………………………………………… 101 К 80-летию ученого, историка, интеллигентоведа М.И. Кондрашевой……… 107 Становление волостной юстиции в Пермской губернии: к проблеме организации и деятельности крестьянского суда в середине 1860-х гг. ……………………………………………………………. 111 Программа «всеобуча» на страницах уральской периодической печати в начале 1930-х гг. ………………………………………………………………. 117 Просветительские функции земской прессы в российской провинции в конце XIX – начале XX в. (по материалам «Вятской газеты»)……………... 122 История одной школы как отражение тенденций развития в историческом образовании страны и региона в довоенный период……….. 127 К вопросу об апробации теоретической модели надсословной монархии в историко-правовой науке……………………………………………………… 132 Реформы народного просвещения в контексте позднеимперской модернизации России: историографический аспект……… 137 Педагогическое образование в г. Екатеринбурге на рубеже ХХ–ХХI вв. …... 141 Система высшего образования Иркутской области в конце 1990-х – 2010-е гг.: от экстенсивного роста к оптимизации………… 145 Военнопленные в годы Первой мировой войны………………………………. 151 4
Стр.4
А.К. Шитов Г.Н. Шумкин Т.Г. Шумкина Государственная политика по улучшению жилищно-коммунальных условий жизни сельских учителей на Урале в послевоенный период………………………………………………………….. 156 Екатеринбургская губерния: несостоявшейся проект В.К. Плеве – А.П. Назарова………………………….. 163 Пермский научно-промышленный музей и его роль в развитии исторического краеведения Урала………………………………… 169 РАЗДЕЛ 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА А.К. Рахимбекова Е.А. Булычева Е.В. Валеева В.А. Герт Ю.Г. Горшкова Г.Б. Есенова Ж. Тогтох Э.А. Замов В.Н. Земцов А.М. Лукашевич С.М. Иванов А.П. Коробейникова О.А. Куренбина Е.А. Скотникова Н.Я. Макарова А.Ю. Можайский В.К. Пичугина М.Т. Накишова А.А. Нечаева Н.Г. Пашкин Н.И. Петев А.А. Постникова В.О. Селенихина М.М. Соловьева Е.И. Тишкина А.Я. Старцева Л.В. Хохлова В.А. Шихов М.В. Шистеров Историческая память и степная устная историология……………………… 175 Роль удмуртского языка в становлении национального образования…….. 181 Образовательный полидинамизм как проявление новой образовательной реальности………………………………………….. 186 Индивидуальное бытие человека: структура и функции…………………... 190 Анализ системы высшего исторического образования в конце XIX – 30-х гг. ХХ вв. (на основе воспоминаний и сведений из биографии И.М. Гревса)…………………………………………………… 194 Номинации лица в калмыцком языке: генденый аспект…………………… 200 Б. Муссолини об образовании………………………………………………... 203 Борис I, князь Андорры, или русский реформатор в Европе………………. 207 Военная подготовка в гражданских вузах: история зарождения…………... 212 Союз воинствующих безбожников 1920-х гг.: аспекты памяти…………… 216 Концептуальные подходы к журналистскому образованию в Южной Корее………………………………………………………………... 220 Трагедия «Семеро против Фив» Эсхила: проекции образовательного пространства города в материальной и интеллектуальной культурах…………………………….. 224 Ревизионистская историография о патрон-клиентских отношениях во Франции Старого порядка: концепция Шерон Кеттеринг………………. 231 Языковая политика в системе школьного образования Уэльса как важнейший фактор поддержки валлийской идентичности…………….. 237 Ценностная концепция и природа образа отечественных войн в исторической памяти………………………………………………………... 244 Гуманизм, толерантность и индивидуализм как формы общественных акротипов: воспитание и формирование современного индивида……………………………………………………….. 248 Война 1812 г. в образовательном пространстве России и Франции……….. 255 Роль волонтерских проектов в социально-гуманитарном образовании…… 259 Образовательная реформа как направление религиозной политики Карла Великого………………………………………………………………... 262 Критическая функция философии и образования…………………………... 267 Рождение второй двухпартийной системы в США…………………………. 272 Память, религия и власть в Древнем Риме (новые исследования в зарубежной историографии)………………………. 277 РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ М.Н. Дудина Реверсивное обучение истории: теория и практика……………………….. 280 5
Стр.5
Т.Н. Самсонова Д.А. Алексеева В.М. Антонов М.В. Новожилова А.В. Антонова Г.Д. Багаутдинова И.Л. Бахтина Л.Н. Беленчук Н.А. Герасимова Н.А. Глотова И.В. Грибан С.А. Лыта З.И. Гузненко Т.В. Деревнина В.А. Куркова Е.Ю. Захарова Ю.В. Зевако Е.П. Иванян Т.А. Ильина Е.Д. Карандасова А.В. Киселева И.М. Клименко О.В. Комисова В.П. Лимушин О.А. Лыжина В.С. Миняшев Н.Г. Пашкин Л.Е. Петрова Е.А. Фитьмов Р.В. Пятыгина Образовательно-воспитательные практики в современной российской школе: состояние и перспективы……………. 286 Тьюторское сопровождение исторического образования учащихся старшей школы…………………………………………………… 290 Методические аспекты современных школьных учебников отечественной истории и методическое наследие П.В. Горы…………….. 295 Педагогическая практика – важное звено в процессе формирования профессиональных компетенций будущих учителей истории…………… 301 Положительное отношение к родному краю в ДОО………………………. 305 Трансформация содержания образования в школах Уральской области в 1920-е годы…………………………………………………………………. 309 Нравственное воспитание в общественно-педагогической деятельности о. Иоанна Кронштадского…………………………………………………… 315 Проблемы интеграции гуманитарных и клинических дисциплин в медицинском вузе………………………………………………………….. 320 Сущность маркетинга иноязычных образовательных услуг в современной школе………………………………………………………... 323 Как помнить и что знать? Блокада Ленинграда в школьных учебниках отечественной истории……………………………………………………… 328 «Трудные вопросы» Отечественной истории как одна из проблем современного школьного исторического образования……………………. 336 Социально-профессиональная общность учительства: исторический анализ традиций……………………………………………... 344 Региональная модельная дополнительная образовательная программа «Юный краевед» как система формирования исторической памяти учащихся основной школы………………………………………………….. 351 Педагогический потенциал «эпохи политических репрессий» для формирования ценностей гражданственности у современной молодёжи……………………………………………………. 356 Инновационные методы и проекты в освоении лингвистической русистики……………………………………. 361 Качество образования как научно-педагогическая проблема в свете профессионально-педагогической подготовки в современных социально-экономических условиях……………………… 366 Универсальные учебные действия, их виды и функции в обучении иностранному языку школьников……………………………... 370 О роли современных методов обучения при формировании готовности студентов к профессионально-творческой деятельности…………………. 374 О роли школьного курса истории России в апроприации коллективной памяти старших поколений……………….. 378 Имидж сельского учителя сегодня…………………………………………. 381 Барьеры к достижению гармонии ценностей и культуры участников образовательных отношений………………………………….. 384 Формирование методической компетентности у студентов-историков посредством моделирования учебных ситуаций…………………………... 387 Формирование политической культуры учащихся деятельностными методами на уроках обществознания (из опыта работы)……………………………………………………………. 390 Урок истории как фактор формирования ассоциативного мышления в музыкальном образовании…………………. 395 Дидактическая роль музейного занятия в художественном развитии школьников………………………………….. 398 Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе истории………………………………………………….. 6
Стр.6
Л.Б. Романюк Е.В. Дробная Л.Н. Фефелова О.В. Рыжкова И.В. Упоров А.Н. Фанталов М.А. Малязина А.Н. Фанталов М.А. Малязина Х.Л. Ханмагомедов А.Н. Гебекова В.В. Чучупал «Выявление методических, литературоведческих и искусствоведческих аспектов преподавания темы «Образ Петра I в произведениях литературы и искусства» в общеобразовательных организациях»……………………………………. 407 Телересусы по гражданской войне в России: в помощь преподавателю истории………………………………………….. 411 Несовершеннолетний как субъект девиантного поведения………………. 419 Буллинг и пример борьбы с ним в российской образовательной практике XVIII века……………………… 423 Социальные сети интернет-пространства и психологические предпочтения их пользователей……………………… 426 Географический образовательный ландшафт и вопросы подготовки специалистов по направлению «Землеустройство и кадастры» в условиях витагенного образования………………………………………. 430 О границах исторического пространства при преподавании отечественной истории в техническом вузе……………………………….. 439 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.