Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Уральский государственный педагогический университет
Институт общественных наук
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ: ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО,
ГОСУДАРСТВО (ИСТОРИКОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ)
XXIII всероссийские
с международным участием
историко-педагогические чтения
Екатеринбург 2019
Стр.2
УДК 94
ББК Т
С69
Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
в качестве научного издания (Решение № 13 от 27.03.2019)
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Г.А. Кругликова
кандидат исторических наук, доцент (главный редактор)
З.И. Гузненко
кандидат исторических наук, доцент
М.К. Елисафенко
кандидат исторических наук, доцент
В.Н. Земцов
доктор исторических наук, профессор
И.М. Клименко
кандидат педагогических наук, доцент
С69 Социально-гуманитарное образование: Человек, Общество, Государство (историкопедагогические
аспекты) [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. –
Екатеринбург : [б. и.], 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; табл., схемы.
В сборник включены материалы, представленные на XXIII всероссийские с международным
участием историко-педагогические чтения, прошедшие в Институте общественных наук УрГПУ 2629
марта 2019 г. Сборник содержит публикации, в которых рассматриваются актуальные вопросы
личности, общества и государства в исторической науке. Актуализированы наиболее важные проблемы
образовательного пространства: историческая память и историческая политика. Представлен
теоретико-методический опыт в сфере социально-гуманитарного образования в школе и вузе.
Издание рассчитано на научных работников, преподавателей вузов и учителей школ, аспирантов
и студентов, интересующихся проблемами истории, теории и методики обучения истории.
Материалы публикуются в авторской редакции.
ISBN 978-5-7186-1151-9
The collection includes materials presented at the XXIII All-Russian with international participation
historical and pedagogical readings, held at the Institute of Social Sciences of the USPU from March 26-29,
2019. The collection contains publications that deal with current issues of the individual, society and the
state in historical science. The most important problems of the educational space are actualized: historical
memory and historical politics. The theoretical and methodological experience in the field of social and humanitarian
education in schools and universities is presented.
The publication is designed for researchers, university professors and school teachers, graduate students
and students interested in the problems of history, theory and methods of teaching history.
The materials are published in the author's edition.
УДК 94
ББК Т
ISBN 978-5-7186-1151-9
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2019
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО
В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ
А.В. Сперанский История как социальная память человечества:
взгляды, позиции, убеждения…………………………………………………… 8
А.В. Трофимов
Л.Б. Гапоненко
А.Н. Гребенкин
Л.А. Дашкевич
М.К. Елисафенко
М.В. Попов
Е.Ю. Жарова
И.В. Зыкин
М.А. Клинова
Российское государство:
стандарты демократии и проблема доверия…………………………………… 14
Взаимодействие личности и власти в социальном государстве……………… 18
Педагогические и социокультурные аспекты реформы
российских военно-учебных заведений в 1882 г. ……………………………... 23
Преобразование системы управления образованием в планах
Екатеринбургского уездного земства периода революций 1917 года……….. 29
Кузница педагогических кадров на Среднем Урале в начале XX в. ………… 34
О конфликтах между профессорами-биологами российских университетов
XIX – начала XX века…………………………………………………………… 42
Денежное и материальное стимулирование труда работников
отечественного лесопромышленного комплекса в 1930-х гг. ……………….. 48
Решение кадровых проблем на предприятиях и в учреждениях
непромышленных отраслей городской инфраструктуры
в послевоенный период………………………………………………………….. 53
Г.А. Кругликова Наследие в современном социокультурном пространстве:
к постановке проблемы…………………………………………………………. 58
М.И. Люхудзаев
В.Ф. Мезенцев
О.С. Мозговая
М.Н. Начапкин
Партийная деятельность революционных коммунистов в Екатеринбурге
и Уфе в 1919-1920 гг. …………………………………………………………… 64
Некоторые аспекты изучения европейского города нового времени
в современной зарубежной историографии……………………………………. 70
Н.Н. Мельников Финансирование советской строительной сферы в 1941-1945 гг.:
эффективная система или дефектное развитие? ……………………………… 74
Положение советских немцев в годы Великой Отечественной войны……… 79
И.А. Новиков
Д.Л. Островкин
А.Е. Патлахов
Е.В. Пестерев
И.А. Попп
Э.Е. Протасова
Д.Ю. Пухов
А.А. Смагина
Е.С. Соколова
П.А. Сперанский
М.В. Суворов
Т.П. Урожаева
А.А. Фортун
Правление императоров Александра III и Николая II
в оценках современников и современных историков…………………………. 83
«Стиснув зубы и с улыбкой на лице»: феномен «Уральской молнии»……… 89
Развитие сети инфраструктурных учреждений сферы здравоохранения
на Урале в 1920-х гг. ……………………………………………………………. 96
Значение научной литературы для военно-исторической реконструкции
Куликовской битвы……………………………………………………………… 101
К 80-летию ученого, историка, интеллигентоведа М.И. Кондрашевой……… 107
Становление волостной юстиции в Пермской губернии:
к проблеме организации и деятельности крестьянского суда
в середине 1860-х гг. ……………………………………………………………. 111
Программа «всеобуча» на страницах уральской периодической печати
в начале 1930-х гг. ………………………………………………………………. 117
Просветительские функции земской прессы в российской провинции
в конце XIX – начале XX в. (по материалам «Вятской газеты»)……………... 122
История одной школы как отражение тенденций развития
в историческом образовании страны и региона в довоенный период……….. 127
К вопросу об апробации теоретической модели надсословной монархии
в историко-правовой науке……………………………………………………… 132
Реформы народного просвещения в контексте
позднеимперской модернизации России: историографический аспект……… 137
Педагогическое образование в г. Екатеринбурге на рубеже ХХ–ХХI вв. …... 141
Система высшего образования Иркутской области
в конце 1990-х – 2010-е гг.: от экстенсивного роста к оптимизации………… 145
Военнопленные в годы Первой мировой войны………………………………. 151
4
Стр.4
А.К. Шитов
Г.Н. Шумкин
Т.Г. Шумкина
Государственная политика по улучшению
жилищно-коммунальных условий жизни сельских учителей на Урале
в послевоенный период………………………………………………………….. 156
Екатеринбургская губерния:
несостоявшейся проект В.К. Плеве – А.П. Назарова………………………….. 163
Пермский научно-промышленный музей и его роль
в развитии исторического краеведения Урала………………………………… 169
РАЗДЕЛ 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО:
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
А.К. Рахимбекова
Е.А. Булычева
Е.В. Валеева
В.А. Герт
Ю.Г. Горшкова
Г.Б. Есенова
Ж. Тогтох
Э.А. Замов
В.Н. Земцов
А.М. Лукашевич
С.М. Иванов
А.П. Коробейникова
О.А. Куренбина
Е.А. Скотникова
Н.Я. Макарова
А.Ю. Можайский
В.К. Пичугина
М.Т. Накишова
А.А. Нечаева
Н.Г. Пашкин
Н.И. Петев
А.А. Постникова
В.О. Селенихина
М.М. Соловьева
Е.И. Тишкина
А.Я. Старцева
Л.В. Хохлова
В.А. Шихов
М.В. Шистеров
Историческая память и степная устная историология……………………… 175
Роль удмуртского языка в становлении национального образования…….. 181
Образовательный полидинамизм как проявление
новой образовательной реальности………………………………………….. 186
Индивидуальное бытие человека: структура и функции…………………... 190
Анализ системы высшего исторического образования
в конце XIX – 30-х гг. ХХ вв. (на основе воспоминаний и сведений
из биографии И.М. Гревса)…………………………………………………… 194
Номинации лица в калмыцком языке: генденый аспект…………………… 200
Б. Муссолини об образовании………………………………………………... 203
Борис I, князь Андорры, или русский реформатор в Европе………………. 207
Военная подготовка в гражданских вузах: история зарождения…………... 212
Союз воинствующих безбожников 1920-х гг.: аспекты памяти…………… 216
Концептуальные подходы к журналистскому образованию
в Южной Корее………………………………………………………………... 220
Трагедия «Семеро против Фив» Эсхила:
проекции образовательного пространства города
в материальной и интеллектуальной культурах…………………………….. 224
Ревизионистская историография о патрон-клиентских отношениях
во Франции Старого порядка: концепция Шерон Кеттеринг………………. 231
Языковая политика в системе школьного образования Уэльса
как важнейший фактор поддержки валлийской идентичности…………….. 237
Ценностная концепция и природа образа отечественных войн
в исторической памяти………………………………………………………... 244
Гуманизм, толерантность и индивидуализм как формы
общественных акротипов: воспитание и формирование
современного индивида……………………………………………………….. 248
Война 1812 г. в образовательном пространстве России и Франции……….. 255
Роль волонтерских проектов в социально-гуманитарном образовании…… 259
Образовательная реформа как направление религиозной политики
Карла Великого………………………………………………………………... 262
Критическая функция философии и образования…………………………... 267
Рождение второй двухпартийной системы в США…………………………. 272
Память, религия и власть в Древнем Риме
(новые исследования в зарубежной историографии)………………………. 277
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
М.Н. Дудина
Реверсивное обучение истории: теория и практика……………………….. 280
5
Стр.5
Т.Н. Самсонова
Д.А. Алексеева
В.М. Антонов
М.В. Новожилова
А.В. Антонова
Г.Д. Багаутдинова
И.Л. Бахтина
Л.Н. Беленчук
Н.А. Герасимова
Н.А. Глотова
И.В. Грибан
С.А. Лыта
З.И. Гузненко
Т.В. Деревнина
В.А. Куркова
Е.Ю. Захарова
Ю.В. Зевако
Е.П. Иванян
Т.А. Ильина
Е.Д. Карандасова
А.В. Киселева
И.М. Клименко
О.В. Комисова
В.П. Лимушин
О.А. Лыжина
В.С. Миняшев
Н.Г. Пашкин
Л.Е. Петрова
Е.А. Фитьмов
Р.В. Пятыгина
Образовательно-воспитательные практики
в современной российской школе: состояние и перспективы……………. 286
Тьюторское сопровождение исторического образования
учащихся старшей школы…………………………………………………… 290
Методические аспекты современных школьных учебников
отечественной истории и методическое наследие П.В. Горы…………….. 295
Педагогическая практика – важное звено в процессе формирования
профессиональных компетенций будущих учителей истории…………… 301
Положительное отношение к родному краю в ДОО………………………. 305
Трансформация содержания образования в школах Уральской области
в 1920-е годы…………………………………………………………………. 309
Нравственное воспитание в общественно-педагогической деятельности
о. Иоанна Кронштадского…………………………………………………… 315
Проблемы интеграции гуманитарных и клинических дисциплин
в медицинском вузе………………………………………………………….. 320
Сущность маркетинга иноязычных образовательных услуг
в современной школе………………………………………………………... 323
Как помнить и что знать? Блокада Ленинграда в школьных учебниках
отечественной истории……………………………………………………… 328
«Трудные вопросы» Отечественной истории как одна из проблем
современного школьного исторического образования……………………. 336
Социально-профессиональная общность учительства:
исторический анализ традиций……………………………………………... 344
Региональная модельная дополнительная образовательная программа
«Юный краевед» как система формирования исторической памяти
учащихся основной школы………………………………………………….. 351
Педагогический потенциал «эпохи политических репрессий»
для формирования ценностей гражданственности
у современной молодёжи……………………………………………………. 356
Инновационные методы и проекты
в освоении лингвистической русистики……………………………………. 361
Качество образования как научно-педагогическая проблема
в свете профессионально-педагогической подготовки
в современных социально-экономических условиях……………………… 366
Универсальные учебные действия, их виды и функции
в обучении иностранному языку школьников……………………………... 370
О роли современных методов обучения при формировании готовности
студентов к профессионально-творческой деятельности…………………. 374
О роли школьного курса истории России
в апроприации коллективной памяти старших поколений……………….. 378
Имидж сельского учителя сегодня…………………………………………. 381
Барьеры к достижению гармонии ценностей и культуры
участников образовательных отношений………………………………….. 384
Формирование методической компетентности у студентов-историков
посредством моделирования учебных ситуаций…………………………... 387
Формирование политической культуры учащихся
деятельностными методами на уроках обществознания
(из опыта работы)……………………………………………………………. 390
Урок истории как фактор формирования
ассоциативного мышления в музыкальном образовании…………………. 395
Дидактическая роль музейного занятия
в художественном развитии школьников………………………………….. 398
Методические аспекты изучения персоналий
в школьном курсе истории…………………………………………………..
6
Стр.6
Л.Б. Романюк
Е.В. Дробная
Л.Н. Фефелова
О.В. Рыжкова
И.В. Упоров
А.Н. Фанталов
М.А. Малязина
А.Н. Фанталов
М.А. Малязина
Х.Л. Ханмагомедов
А.Н. Гебекова
В.В. Чучупал
«Выявление методических, литературоведческих
и искусствоведческих аспектов преподавания темы
«Образ Петра I в произведениях литературы и искусства»
в общеобразовательных организациях»……………………………………. 407
Телересусы по гражданской войне в России:
в помощь преподавателю истории………………………………………….. 411
Несовершеннолетний как субъект девиантного поведения………………. 419
Буллинг и пример борьбы с ним
в российской образовательной практике XVIII века……………………… 423
Социальные сети интернет-пространства
и психологические предпочтения их пользователей……………………… 426
Географический образовательный ландшафт и вопросы подготовки
специалистов по направлению «Землеустройство и кадастры»
в условиях витагенного образования………………………………………. 430
О границах исторического пространства при преподавании
отечественной истории в техническом вузе……………………………….. 439
7
Стр.7