Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 512342)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Физиология спорта (250,00 руб.)

0   0
Первый авторЧинкин А. С.
АвторыНазаренко А. С.
ИздательствоМ.: Спорт
Страниц121
ID641354
АннотацияВ учебном пособии освещаются теоретические вопросы, касающиеся физиологических основ мышечной деятельности и физиологических механизмов изменений в функциональных системах и органах под влиянием физических нагрузок. Пособие включает объем и содержание аудиторной и самостоятельной работы студентов, вопросы для самоконтроля знаний, предложен список необходимой литературы и словарь физиологических терминов.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебного пособия для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 49.03.01 – «Физическая культура»
Кому рекомендованоДанное пособие предназначено для студентов вузов сферы физической культуры и спорта, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 – «Физическая культура».
ISBN978-5-9907239-2-4
УДК612:796(075.8)
ББК28.707.3я73
Чинкин, А.С. Физиология спорта [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.С. Назаренко, А.С. Чинкин .— М. : Спорт, 2016 .— 121 с. — ISBN 978-5-9907239-2-4 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/641354

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Физиология_спорта._Учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Физиология_спорта._Учебное_пособие.pdf
Стр.1
ББК 28.70 Я 73 Ч 63 Чинкин, А.С. Ч 63 Физиология спорта: учебное пособие / А.С. Чинкин, А.С. Назаренко. – Москва : Спорт, 2016. – 120 с. ISBN 978-5-9907239-2-4 В учебном пособии освещаются теоретические вопросы, касающиеся физиологических основ мышечной деятельности и физиологических механизмов изменений в функциональных системах и органах под влиянием физических нагрузок. Пособие включает объем и содержание аудиторной и самостоятельной работы студентов, вопросы для самоконтроля знаний, предложен список необходимой литературы и словарь физиологических терминов. Данное пособие предназначено для студентов вузов сферы физической культуры и спорта, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 – «Физическая культура». УДК 612107 ББК 28.70 Я 73 Ч 63 ISBN 978-5-9907239-2-4 © Чинкин А.С., Назаренко А.С., 2015 © ФГБОУ ВПО Поволжская ГАФКСиТ, 2015 © Издательство «Спорт», издание 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 Список используемых сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 Глава 1. ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА, ЕЕ ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ. АДАПТАЦИЯ К МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА . . . . . . . . . 8 1.1. Физиология спорта, ее задачи и связь с другими науками . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 1.2. История развития физиологии спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 1.3. Общие принципы и механизмы адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 1.4. Показатели тренированности в условиях покоя, при тестирующих и предельных нагрузках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 1.5. Функциональные резервы организма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 Глава 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ . . . . 18 2.1. Позы и статические усилия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 2.2. Критерии, используемые для классификации упражнений по физиологическим характеристикам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 2.3. Классификация физических упражнений по В.С. Фарфелю . . . . . . . . . . . . . . . .20 2.4. Физиологическая характеристика циклических движений по зонам относительной мощности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22 2.5. Классификация циклических упражнений по особенностям энергообеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 2.6. Физиологическая характеристика стереотипных ациклических движений . . . .29 2.7. Упражнения, оцениваемые в баллах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30 2.8. Физиологическая характеристика ситуационных движений . . . . . . . . . . . . . . . .30 Глава 3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА ПРИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 3.1. Предстартовое состояние и разминка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32 3.2. Врабатывание, «мертвая точка» и «второе дыхание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34 3.3. Устойчивое состояние. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 3.4. Утомление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36 3.5. Восстановление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39 Глава 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ. . . . . . . . . . . 42 4.1. Физиологические механизмы развития и проявления силы. . . . . . . . . . . . . . . . .42 4.2. Физиологические механизмы развития скорости движений . . . . . . . . . . . . . . . .45 4.3. Физиологические основы развития выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46 4.4. Физиологические механизмы и закономерности развития ловкости и гибкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49 3
Стр.3
Глава 5. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ. . . . . . . . . 51 5.1. Роль формирования двигательных навыков в совершенствовании двигательной деятельности спортсмена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 5.2. Стадии формирования двигательных навыков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52 5.3. Физиологическая структура двигательных навыков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53 Глава 6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК, ПРИНЦИПОВ И ПЛАНИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ . . . . . . 57 6.1. Спортивная тренировка, ее основные функциональные эффекты. . . . . . . . . . . .57 6.2. Пороговые тренирующие нагрузки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58 6.3. Компоненты тренировочных нагрузок и их физиологическое обоснование . . .58 6.4. Физиологические принципы спортивной тренировки и обратимость тренировочных эффектов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60 6.5. Физиологическая характеристика периодизации спортивной тренировки и структуры многолетней подготовки спортсменов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62 Глава 7. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 7.1. Особенности терморегуляции в условиях повышенной температуры и влажности воздуха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64 7.2. Изменения функций организма в условиях повышенной температуры и влажности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65 7.3. Тепловая адаптация и ее физиологическая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . .66 7.4. Питьевой режим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67 7.5. Спортивная работоспособность в условиях пониженной температуры окружающей среды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 7.6. Спортивная работоспособность в условиях пониженного атмосферного давления. Адаптация человека к пониженному барометрическому давлению .70 7.7. Работоспособность спортсмена во время и после пребывания в среднегорье. .72 Глава 8. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЖЕНЩИН . . . . . . . . . . . . . . 74 8.1. Морфологические особенности женского организма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74 8.2. Развитие двигательных качеств у женщин и влияние тренировки на повышение функциональных возможностей женского организма . . . . . . . . .75 8.3. Влияние различных фаз ОМЦ на спортивную работоспособность женщин . . .79 Глава 9. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИРОВКИ, СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 9.1. Возрастное развитие в школьном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81 9.2. Физиологические обоснование спортивной ориентации и отбора . . . . . . . . . . .82 9.3. Учет наследственных факторов в спортивном отборе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .84 9.4. Наследуемость морфофункциональных особенностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85 9.5. Наследуемость проявления физических качеств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85 9.6. Учет семейной наследственности в спортивном отборе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87 4
Стр.4
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИОЛОГИИ СПОРТА . . 89 ЗАНЯТИЕ 1. Сравнительная характеристика циклических, силовых и статических упражнений (усилий) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89 ЗАНЯТИЕ 2. Реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечение организма кислородом при циклических упражнениях максимальной мощности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91 ЗАНЯТИЕ 3. Реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечение организма кислородом при циклических упражнениях субмаксимальной мощности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92 ЗАНЯТИЕ 4. Реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечение организма кислородом при циклических упражнениях большой относительной (максимальной аэробной) мощности. . . . . . . . . . . . . . . . . .94 ЗАНЯТИЕ 5. Физиологическая характеристика предстартового состояния, разминки, врабатывания и устойчивого состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . .95 ЗАНЯТИЕ 6. Итоговое занятие по пройденным темам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96 ЗАНЯТИЕ 7. Показатели тренированности в состоянии относительного мышечного покоя у спортсменов различных специализаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96 ЗАНЯТИЕ 8. Показатели тренированности при стандартной фи зической нагрузке у спортсменов различных специализаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99 ЗАНЯТИЕ 9. Определение физической работоспособности по тесту PWC170 , Гарвардскому степ-тесту и максимального потребления кислорода . . . . .101 ЗАНЯТИЕ 10. Восстановление работоспособности при различных интервалах отдыха между нагрузками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105 ЗАНЯТИЕ 11. Исследование статокинетической устойчивости организма к вращательным нагрузкам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106 ЗАНЯТИЕ 12. Итоговое занятие по пройденным темам . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108 ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА . . 109 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . 119 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически