Стилеобразующие факторы в тексте
Народная лирическая песня: особенности образного строя и композиции
Общий принцип художественного строя народной лирической песни –
повтор. <...> Для интонационной и ритмомелодической организации особенно важны
фонетические повторы, синонимические удвоения (журит-бранит, шумитгремит), повторы не только знаменательных слов, но и служебных, морфемный
повтор (приставок, суффиксов, корней), сквозная анафора, подхват, повтор
синтаксической конструкции,
внутренний припевы. <...> Нет ни батюшки, нет ни матушки,
Лишь один-то есть мил-сердечный друг,
Да и тот со мной не в любви живет. <...> Повторение однокорневых слов ночь – ночка – ноченька – ночевать
создает не только эмоциональную, но и смысловую, и образную цельность
текста. <...> Сквозная анафора и активность синонимических удвоений передают
особую напряженность интонации и в целом эмоционального заряда,
настроения песни:
Ах, со вечера порошица снегу выпадала,
Ах, ко белу свету дороженька пропадала…
Ах, не ржавчинкою болотную травушку съедало,
Ах, не кручинушка доброго молодца меня сокрушала,
Ах, что сушит-крушит доброго молодца зло-несчастье,
Ах, зло-несчастье доброго молодца – худа слава;
Ах, со худой славы, добрый молодец, вечно погибаю,
Ах, погибает моя головушка, а все напрасно! <...> Здесь наблюдается и вопросно-ответная (амебейная) композиция,
реализующаяся в синтаксически параллельных структурах, и психологический
параллелизм (сосенушка не зеленая – молодушка невеселая). <...> Цельность тексту песни придают еще повторы однокорневых слов,
которые также образуют параллельные ряды: сосенка, сосенушка зелененькая,
сосенушка – молодка, молодушка, молоденькая, молодушка. <...> Очень часто лирические песни начинаются обращениями к какомунибудь лицу или к явлениям природы: «Молодка, молодка молодая…», «Ты
сударушка моя!», «Какарейка, канарейка, канареечка моя…», «Веселитеся,
подружки…», «Ах вы ветры, ветры буйные…», «Уж ты сад, ты мой сад <...>
Анализ_художественного_текста_и_творческие_работы_в_школе._8_класс._.pdf
Т. С. Петрова
Анализ художественного текста
и творческие работы в школе
8 класс
Материалы для учителя
Московский Лицей, 2003
Стр.1