«ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КРУГ» КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ
АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В ШКОЛЕ
Бобылев Б. Г. (г. Орел, Россия)
Статья посвящена описанию и демонстрации технологии
«филологического круга» на примере анализа текста повести «Шинель» Н.В.
Гоголя
Ключевые слова: анализ текста, филологический круг, Гоголь, повесть
«Шинель», приращение смысла, выдвижение, обольщение формой
The article is devoted to the description and demonstrate the "philological
circle" in the example of text analysis the story "the Overcoat" N. In. Gogol
Key words: text analysis, linguistic circle, Gogol story "the Overcoat", the
increment of meaning, extension, seduction form
Анализ художественногo текста в современной школе должен ставить
своей целью целостное рассмотрение произведения, определение тех
«приращений смысла» [Ларин, 1974], которые появляются в значении слов под
влиянием творческого контекста писателя [Махмудов,1965; Джилкибаев,1984]:
«принцип – раздвижение пределов, а не выход за них» [Шпет, 1927, с.202].
При этом возникает необходимость поиска интенсивной технологии,
которая позволила бы достигнуть экономности анализа, и, вместе с тем,
обеспечила бы целостность подхода к художественному тексту. Решить эти две
трудно совместимые задачи помогает технология филологического круга,
предложенная Л. Шпитцерем [См.: Шпитцер, 1928; Степанов, 1965, с.355;
Арнольд, 1973, с.28].
Данная технология, если отбросить гипертрофированный психологизм,
характерный для самого Шпитцера, обладает значительной объясняющей
силой. Она позволяет обеспечить единство рационально-логического и
эмоционально-интуитивного, подходов к художественному тексту, позволяя на
каждом этапе анализа сохранить представление о нем как о единой (хотя и
внутренне расчлененной) целостности.
Стр.1